Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 01:41, курсовая работа
Отечественная наука о культуре стала уделять систематическое внимание массовой культуре сравнительно недавно. Если на Западе подобной тематике посвящались тома научной и публицистической литературы, то у нас терминология еще не устоялась и исследователи часто пользуются понятиями, заимствованными из обыденного языка или из смежных дисциплин.
• Ангажированность. Искусству
(точнее, тому, что играет роль
искусства, но таковым уже не
является) отводится нехудожественная
роль, оно абсолютно ангажировано
и впоследствии заштамповано, становится
средством для достижения
• Художественные средства.
Реализма как художественного
средства не было ни там,
ни там: основные формы - гротеск,
фантазия, условность, экспрессия. Но
при этом связь изображаемого
и изображения неразрывна, похожесть
— инстинктивное требование к
искусству15. Условность характерна
для тоталитарно-популярного
• Связь с народным
искусством. И то, и другое близко
народному искусству по
Из приведенного сравнения
можно сделать выводы: и в тоталитарном
искусстве, и в массовом
Российские интеллектуалы
во многом сохраняют традиции
элитарного сознания русской
интеллигенции и относятся к
массовой культуре в целом
и китчу в частности как
к недостойной культурного
КОММЕНТАРИИ
1. Не считая словаря-справочника
по материалам прессы и
2. Автор выражает глубокую
благодарность Ассоциации "История
и компьютер" и лично
3. Темы китча и официоза
мы коснемся ниже при анализе
российских особенностей
4. Разумеется, некорректно сводить китчевую эстетику к народной. Они сходятся только тогда, когда носитель народной системы эстетических ценностей попадает в чуждый для него городской (инонациональный и т.д.) контекст.
5. Не вдаваясь в спор с автором, приведем мнение У. Эко, считающего, что ценность инновации в художественной сфере была привнесена лишь модернизмом [6].
6. Интерпретируя термин, авторы
в большинстве случаев
7. От франц. souvenir - воспоминание, память.
8. Термин взят у Эко, анализировавшего постмодернизм как метаисторическую категорию [10].
9. См., например, многочисленные статьи в журнале "Искусство кино", посвященные творчеству современных режиссеров [16].,
10. В отличие от классической "вертикальной" с четко выраженными "верхом" и "низом".
11. Примечательно, что
12. В русском языке значение нарочитости, "крикливости" поддерживается этимологией близкого по звучанию слова "кичиться", восходящей к слову "кика" - чуб.
13. Н. Хренов, исследователь российского дворянского досуга, считает, что все последующие формы бытования досуга сводятся к копированию дворянских занятий [19].
14. Можно было бы вспомнить,
что авангард в период своего
становления также
15. Вайль и Генис рассматривают это на примере Н. Хрущева. Не поняв и не приняв эстетики андеграунда, он доказал свою неразрывную связь с народом и его эстетикой.
http://photo-element.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
№ Значения термина "китч" по результатам анализа словарей/Искусствоведческие редакции Лексические соответствия значений по результатам исследования публицистики (иногда в отрицательном значении) %1 %2
1
Несоответствие элитарным представлениям о прекрасном / Плохой вкус, дешевка
Безвкусица, вкус, высокий, низкий (низовой), качество, прекрасное, псевдоискусство, квазилитературный, элитарный, эстет, интеллект, интеллигенция, дешевый, бульварный, чтиво
63
54
2
Массовость и популярность произведений китча
Бестселлер, открытки, растиражированность, супермодный, известный, поп-звезды, фольклор, бульварный
47
18
3
Ориентация на образец, имитативность и адаптивность, серийность / Фальшь, неподлинность, неоригинальность, претенциозность
Воспроизводить, тиражирование, штамп, вторичный, имитация, паразитировать, подделка, подлинный, неподлинность, серийный, стандартный, образец, раскрашенный, суррогат, игра, творчество, индивидуальность, претензия
44
47
4
Сентиментальность, сюжетность и занимательность / Пышность форм, реалистичность, доступность, "слащавость"
Блеск, пестрый, излишний, декор, виньетки, сентиментальный, чувство, история, правдоподобие, неоакадемизм, патетический, комикс
42
33
5
Рыночность и коммерциализированность
Некоммерческий, продукция, дешевый, потребитель, растиражированность
16
10
6
Обращение к "далеким мирам" (местам или историческим эпохам), несовременность / Вышедший из моды
История, ретро, сувенир
21
8
7
Метаисторичность или уникальность китча / Китч как плохой вкус вечен или как стиль - явление временное
Век, годы, всемирный, Византия, современный, стиль, традиционный, русский
5
57
8
Постмодернистская трактовка / "Ироничный" китч, пародийный и сатирический
Постмодернизм, классика, богем-ность, левый, интеллект, критика, пародия, ирония, самоирония, рефлексия, сознание контекст
21
41
%1 - процент встречаемости
значения в иностранных
%2 - процент встречаемости
значения в русскоязычных
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Kluge F. Etymologisches Worterbuch der Deutschen Sprache. Berlin-Leipzig, 1943. P. 302.
2. Deutschen Etymologisches Worterbuch. Berlin, 1993. P. 102.
3. Морфология культуры. М., 1994.
4. Новые слова и значения // Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 1970-х годов. Л.-М., 1984.
5. Словарь иностранных слов. М., 1996.
6. Эко У. Инновация и повторение: между эстетикой модерна и постмодерна // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996. С. 52.
7. Greenherg С. Avant-Garde and Kitsch // Art Theory and Criticism: An Anthology of Formalist, Avant-Garde, Contextualist, and Postmodernist Thought. Jefferson (N.C.), 1991.
8. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991.
9. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М., 1993.
10. Эко У. Заметки на полях "Имени Розы" // Эко У. Имя Розы. СПб., 1997. С. 635.
11. Morin E. L'Esprit du temps. Paris, 1968.
12. Массовые виды
искусства и современная
13. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1985. С. 181.
14. Энценсбергер Х.М. Роскошь - прежде и теперь // Иностранная литература. 1997. № 9.
15. Стишова E. От какого героя мы отказываемся // Искусство кино. 1996. № 2. С. 12.
16. Искусство кино. 1996. № 2.
17. Комм Д. Закройщик
высоких материй: Александр
18. Вайль П. Постсоветское искусство в поисках новой идеологии // Искусство кино. 1996. №2. С. 159.
19. Хренов Н.А. Мифология досуга. М„ 1998.
20. Вайль П., Генис А. 60-е: мир советского человека. Л.-М., 1996. С. 128.
21. Барт Р. Мифологии// Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. М., 1994.
22. Файбисович С.
Актуальные проблемы
Текст: 2000 © Наталья Конрадова
Текст статьи перепечатан из журнала РАН "Общественные науки и современность"
Фотография в заголовке: © Вадим Морозов, (другие фотографии автора)
Фотографии в тексте статьи: © Юрий Бондер, (другие фотографии автора)