Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:19, контрольная работа
Коммуникативные качества речи – признаки хорошей, культурной речи, которые обеспечивают эффективность общения и гармоничное взаимодействие его участников.
К коммуникативным качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами, относятся:
1. Точность
2. Понятность
3. Богатство, разнообразие речи.
4. Чистота речи
5. Выразительность речи.
Одним из качеств хорошей речи яв
Что же такое культура речи?
По этому вопросу нет единой точки зрения. Некоторые считают, что культура речи — это умение говорить и писать правильно на том или ином языке. Другие утверждают, что культура речи — это способность излагать свои мысли просто, доступно и логично. Третьи, — что культура речи сводится в основном к умелому использованию выразительных и изобразительных средств языка. Четвертые, — что точность, краткость и национальная самобытность — главные достоинства нашей речи.
Каждая из приведенных точек зрения имеет свои основания. Действительно, настоящая культурная речь должна быть и правильной, и точной, и краткой, и доступной, и осмысленной, и самобытной, и эмоциональной. Однако, если признать за культурной речью все эти положительные качества, то главнейшим из них будет все же правильность, то есть умение говорящего выражать свои мысли грамотно, в соответствии с существующими в данную эпоху нормами произношения, а также нормами грамматического выражения мысли. Умение говорить и писать правильно — основной признак культуры речи человека.
Но понятие правильности в языке не может быть выведено из фактов самого языка, без учета речевой практики народа, использующего этот язык как средство общения. Желательно, допустимо и правильно в языке все то, что способствует простому, точному и удобному общению всех людей, говорящих на этом языке, и наоборот, нежелательно, недопустимо, неправильно все то, что затрудняет это общение. С этой точки зрения огромное значение приобретает знание основных законов русского литературного языка, обеспечивающих ясную, доходчивую передачу мысли и чувства в процессе общения людей друг с другом.
Таким образом,
мы видим, что культура речи — явление
сложное и вместе с тем определенное,
что главным ее результатом должно
быть умение говорить и писать правильно,
что она органически включает
в себя все элементы, способствующие
точной, ясной и эмоциональной
передаче мысли.
3.
Дайте определение
понятиям «омоним»,
«омофон», «пароним».
Приведите примеры
употребления указанных
понятий.
Омо́нимы— разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка. Термин введён Аристотелем.
Пример:
Коса — у девушки на голове; коса — орудие для покоса; коса — длинный мыс в водоёме или в водотоке.
Ключ — музыкальный знак; ключ — от двери; ключ — природный источник воды; ключ — гаечный ключ; ключ — информация, позволяющая расшифровать криптограмму или проверить цифровую подпись; ключ — подсказка, шпаргалка, ответ на задание.
Бабочка —
насекомое; галстук-бабочка;
Лук — растение; лук — оружие.
Омофо́ны, фонетическая двусмысленность, фонетические омонимы— слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.
Примеры:
порог — порок — парок, луг — лук, плод — плот, туш — тушь, падёж — падёшь, бал — балл, косный — костный, предать — придать, эмитировать — имитировать.
Пароним —слово, очень близкое по звучанию к другому слову.
Пример:
кров и кровь, прорвать
и прервать.
Литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. — М.: Феникс, 2011.
2. Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Культура речи. Стилистика Флинта. — М.: Наука, 2009.
3. Максимов В.И., Казаринова Н.В., Сретенская Л.В. и др. Русский язык и культура речи. Практикум. — М.: Гардарики, 2008.
4. Ганапольская Е., Хохлова А. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. — СПб.: Питер, 2010.
5. Пахнова
Т.М. Русский язык. Комплексная работа
с текстом. — М.: Айрис-пресс, 2009.