Коммуникативные качества речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:19, контрольная работа

Описание

Коммуникативные качества речи – признаки хорошей, культурной речи, которые обеспечивают эффективность общения и гармоничное взаимодействие его участников.
К коммуникативным качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами, относятся:
1. Точность
2. Понятность
3. Богатство, разнообразие речи.
4. Чистота речи
5. Выразительность речи.
Одним из качеств хорошей речи яв

Работа состоит из  1 файл

деловое общения.docx

— 34.89 Кб (Скачать документ)

Что же такое  культура речи?

По этому вопросу  нет единой точки зрения. Некоторые  считают, что культура речи — это  умение говорить и писать правильно  на том или ином языке. Другие утверждают, что культура речи — это способность  излагать свои мысли просто, доступно и логично. Третьи, — что культура речи сводится в основном к умелому  использованию выразительных и  изобразительных средств языка. Четвертые, — что точность, краткость  и национальная самобытность — главные  достоинства нашей речи.

Каждая из приведенных  точек зрения имеет свои основания. Действительно, настоящая культурная речь должна быть и правильной, и  точной, и краткой, и доступной, и  осмысленной, и самобытной, и эмоциональной. Однако, если признать за культурной речью все эти положительные качества, то главнейшим из них будет все же правильность, то есть умение говорящего выражать свои мысли грамотно, в соответствии с существующими в данную эпоху нормами произношения, а также нормами грамматического выражения мысли. Умение говорить и писать правильно — основной признак культуры речи человека.

Но понятие  правильности в языке не может  быть выведено из фактов самого языка, без учета речевой практики народа, использующего этот язык как средство общения. Желательно, допустимо и  правильно в языке все то, что  способствует простому, точному и  удобному общению всех людей, говорящих  на этом языке, и наоборот, нежелательно, недопустимо, неправильно все то, что затрудняет это общение. С  этой точки зрения огромное значение приобретает знание основных законов  русского литературного языка, обеспечивающих ясную, доходчивую передачу мысли и  чувства в процессе общения людей  друг с другом.

Таким образом, мы видим, что культура речи — явление  сложное и вместе с тем определенное, что главным ее результатом должно быть умение говорить и писать правильно, что она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной  передаче мысли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 3. Дайте определение  понятиям «омоним», «омофон», «пароним».  Приведите примеры  употребления указанных  понятий.  

Омо́нимы— разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка. Термин введён Аристотелем.

Пример:

 Коса —  у девушки на голове; коса —  орудие для покоса; коса — длинный  мыс в водоёме или в водотоке.

 Ключ — музыкальный знак; ключ — от двери; ключ — природный источник воды; ключ — гаечный ключ; ключ — информация, позволяющая расшифровать криптограмму или проверить цифровую подпись; ключ — подсказка, шпаргалка, ответ на задание.

 Бабочка —  насекомое; галстук-бабочка; нож-бабочка. 

Лук — растение; лук — оружие.

Омофо́ны, фонетическая двусмысленность, фонетические омонимы— слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.

Примеры:

 порог — порок — парок, луг — лук, плод — плот, туш — тушь, падёж — падёшь, бал — балл, косный — костный, предать — придать, эмитировать — имитировать.

Пароним —слово, очень близкое по звучанию к другому слову.

Пример:

кров и кровь, прорвать и прервать. 

 

Литература 

 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. — М.: Феникс, 2011.

 2. Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Культура речи. Стилистика Флинта. — М.: Наука, 2009.

 3. Максимов В.И., Казаринова Н.В., Сретенская Л.В. и др. Русский язык и культура речи. Практикум. — М.: Гардарики, 2008.

 4. Ганапольская Е., Хохлова А. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. — СПб.: Питер, 2010.

5. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. — М.: Айрис-пресс, 2009. 

Информация о работе Коммуникативные качества речи