Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:31, реферат
Имя А. Тойнби (1889 – 1975) – английского исследователя истории культуры – приобрело широкую известность в гуманитарной науке ХХ в. Его труды переведены во многих странах мира. Они привлекают широтой эрудиции, оригинальностью концепции постижения глубинных источников возникновения, роста и распада цивилизаций в истории человечества, анализом социально-культурных и психологических последствий контактов между различными культурами.
А.Тойнби. 3
Кратко о локальных цивилизациях Тойнби. 4
История культуры как непрерывный процесс. 6
Генезис (происхождение) локальных цивилизаций. Вызов – ответ. 8
Расцвет цивилизации. 9
Надлом цивилизации. 11
Распад цивилизации. 12
Пути преодоления кризиса. 15
Заключение. 17
Список используемой литературы: 18
Федеральное агентство образования
Санкт-Петербургский университет
сервиса
и экономики
Реферат
По дисциплине:
Культурология
На тему:
«Концепция
локальных цивилизаций А. Тойнби»
Выполнила студентка
1 курса заочного отделения
Специальность:
«Экономика предприятия»
Город Великие Луки
2010 год
Оглавление:
А.Тойнби. 3
Кратко о локальных цивилизациях Тойнби. 4
История культуры как непрерывный процесс. 6
Генезис (происхождение) локальных цивилизаций. Вызов – ответ. 8
Расцвет цивилизации. 9
Надлом цивилизации. 11
Распад цивилизации. 12
Пути преодоления кризиса. 15
Заключение. 17
Список
используемой литературы: 18
Имя А. Тойнби (1889 – 1975) – английского исследователя истории культуры – приобрело широкую известность в гуманитарной науке ХХ в. Его труды переведены во многих странах мира. Они привлекают широтой эрудиции, оригинальностью концепции постижения глубинных источников возникновения, роста и распада цивилизаций в истории человечества, анализом социально-культурных и психологических последствий контактов между различными культурами.
А. Тойнби – автор более 30 книг, 12-томного «Исследования истории», сотен научных статей, публицистических выступлений. На русском языке опубликованы «Постижение истории» (М., 1991), «цивилизация перед судом истории» (М., 1995). Его работы отличаются глубоким интересом ко многим проблемам современности.
Тойнби называл себя историческим оптимистом, преисполненным веры в победу разума над силами зла, предостерегал об опасности утраты духовности, пренебрежения к идеалам и ценностям. По его мнению, в истории культуры всегда действуют люди, наделенные различными стремлениями, мотивами, склонностями, симпатиями и антипатиями, отношениями родства, вражды, господства и повиновения. Он сравнивает деятельность историка с диалогом, в котором «живые учатся говорить живое слово о живых».
Культурологическая концепция А. Тойнби демонстрирует близость его позиций к теории культурно-исторических типов. Оригинальность взглядов исследователь состоит в соединении социально-философского, исторического и культурологического подходов. Постижение истории культуры, поиск внутренних механизмов, определяющих взаимосвязь общественных и культурных изменений, выражают особенность понимания роли духовности как основы перемен в истории культуры и цивилизации.
«Единицей измерения» исторического бытия, «атомом, на котором следует фокусировать свое внимание историку», является цивилизация. Цивилизации обладают следующими характеристиками:
а)
цивилизации «представляют
б) именно цивилизации должны рассматриваться историками;
в) цивилизации сопоставимы друг с другом;
г) ни одна из цивилизаций не охватывает всего человечества;
д) преемственность в развитии цивилизаций гораздо меньше, чем преемственность между фазами развития одной цивилизации.
Тойнби
утверждает, что цивилизации
1.Первое
поколение – примитивные,
2.Вторичные цивилизации:
3.Третье
поколение – современные
Каждая
цивилизация проходит следующие
стадии цикла, которые Тойнби описывает
в терминах «философии жизни» А. Бергсона:
«возникновение» и «рост» - относятся
на счет энергии «жизненного порыва»;
«надлом», «упадок» и «разложение»
- связаны с «истощением
Личности, а не общества создают человеческую историю». Отсюда следует, что Тойнби отвергает судьбу в вопросах развития цивилизации, считая, что последнее слово всегда остается за человеком: «Надломы цивилизаций не могут быть результатом повторяющихся или поступательных действий сил, находящихся вне человеческого контроля».
Каждая цивилизация проходит свой уникальный путь развития. Этим Тойнби объясняет различие цивилизаций. Тойнби усматривает изначальное внутреннее единство всех цивилизаций, различия которых вызваны неповторимостью жизненного пути каждой цивилизации: «Многообразие, представленное в человеческой природе, человеческой жизни и социальных институтах – это искусственный феномен, и он лишь маскирует внутреннее единство».
По
Тойнби, единство мировой истории
– это не предпосылка, а возможный
результат историко-
История культуры разворачивается как драма идей, столкновения мнений, победы или поражения духовных ценностей различных социальных слоев. Непрерывность истории нельзя представить в виде скучной, монотонной и однообразной схемы линейного движения. Понятие непрерывности истории имеет значение как символический образ, на котором вычерчиваются контуры реального многообразия жизни.
Всемирная история может быть представлена в виде древа, корневую систему которого составляют традиционные культуры. Тойнби называет приблизительно 650 таких обществ. Они ограничены территориально, малочисленны и многие из них погибли насильственной смертью. При этом ученый выражает несогласие с теми, кто утверждает, что это «народы, у которых нет истории». «Разве нет вероятности, - пишет он, - что все существующие ныне примитивные общества – это сухие ветви когда-то живого древа и что их застывшее состояние – эпилог бурной когда-то истории?» В свое время они были динамичными и внесли вклад в историю культуры.
Основное внимание А. Тойнби сосредоточено на последующих обществах. Он называет их «локальными цивилизациями», имеющими духовные традиции и общую территорию. Цивилизации равноценны, каждая из них уникальна.
Цивилизации
можно разделить по происхождению
на первичные, возникающие непосредственно
из примитивных обществ; вторичные,
порождаемые на их основе, и третичные,
вырастающие из вторичных. К примеру,
из минойской цивилизации
В
классификации цивилизаций
В настоящее время, согласно Тойнби, мы можем различать:
Представленный перечень ныне существующих цивилизаций не является исчерпывающим, ибо Тойнби не ставит такой задачи.
Каждая
цивилизация проходит путь генезиса,
роста, надлома и распада. Эти
этапы можно проследить на историческом
материале, что делает судьбы цивилизаций
сравнимыми между собой.
Географические условия были одной из причин зарождения цивилизаций: «речных» - египетской, шумерской, индуистской; «нагорных» - андской, хеттской, мексиканской; «архипелагских» - минойской, эллинской и дальневосточной в Японии; «континентальных» - китайской, индской и православно-христианской в России; «лесной» - цивилизаций майя.
Территориальный
фактор можно назвать сопутствующим,
но не решающим. Цивилизация зарождается
благодаря энергетическому
В
местах зарождения цивилизаций человек
сталкивается с тяжелейшими испытаниями,
которые А. Тойнби называет Вызовом.
Суровые природные условия
Другим, не менее важным Вызовом можно назвать «стимул новых земель», Ответ на который требовал освоения новых территорий, миграции, торговых путей. Он способствовал культурным контактам и распространению цивилизации.
Информация о работе Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби