Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:31, реферат
Имя А. Тойнби (1889 – 1975) – английского исследователя истории культуры – приобрело широкую известность в гуманитарной науке ХХ в. Его труды переведены во многих странах мира. Они привлекают широтой эрудиции, оригинальностью концепции постижения глубинных источников возникновения, роста и распада цивилизаций в истории человечества, анализом социально-культурных и психологических последствий контактов между различными культурами.
А.Тойнби. 3
Кратко о локальных цивилизациях Тойнби. 4
История культуры как непрерывный процесс. 6
Генезис (происхождение) локальных цивилизаций. Вызов – ответ. 8
Расцвет цивилизации. 9
Надлом цивилизации. 11
Распад цивилизации. 12
Пути преодоления кризиса. 15
Заключение. 17
Список используемой литературы: 18
А. Тойнби подробно рассматривает три возможных пути выхода из кризиса: архаизм, футуризм и преображение.
Архаизм представляет собой попытку возвратить некоторые былые формы жизни, заставляет идти вспять в надежде отыскать "золотой век" процветания и благополучия, о чем повествует сохранившееся предания. Это хорошо продуманная политика. Архаизм выдается за возрождение, возврат к прежним символам, социальным институтам, религиозным праздникам, обычаям, обрядам, традициям, художественным стилям, родному языку. Он стремится примирить Прошлое и Настоящее.
Футуризм представляет собой обратную сторону архаизма. Он отвергает прошлое и настоящее во имя незнакомого Будущего. Футуризм характеризуется нигилистическим отношением к наследию, отвергает устоявшиеся стили в политике, науке, искусстве и устремляется в будущее, поддерживая и утверждая различные формы новаторства. Прогрессивность этого пути иллюзорна.
Как архаизм, так и футуризм обнаруживают свою несостоятельность при выходе из кризиса. Но жизнь общества в период распада не может остановиться. Вызовы истории требуют Ответов. В этой ситуации все надежды обращены к тем лидерам, которые способны предложить новый путь.
Реальный
путь выхода из кризиса А. Тойнби называет
преображением, понимая под ним
религиозное возрождение и
Универсальное
государство - симптом социального
распада, попытка взять процесс
надлома под контроль, предотвратить
падение в пропасть. Его можно
назвать "бабьим летом" общества,
последним всплеском тепла
Для культурной композиции универсального государства характерна высокая степень разнообразия. Его изначальное предназначение - установление мира и согласия, избавление от бед смутного времени. Одно из средств достижения этого состоит в возрастании роли религии в обществе, которая становится жизнетворным центром и ядром универсального государства.
Вселенская
церковь впитывает в себя энергию
распадающейся цивилизации. Она
выражает психологическую потребность
людей в преодолении
Вселенская церковь не означает слияния религий, а лишь подчеркивает их значение в духовном совершенствовании человека и мира. Вместе с тем Тойнби предупреждает, что церковь как социальный институт не должна вмешиваться в политику, ибо, попав в центр мирских событий, она может утратить свою духовную роль, претендуя на утверждения истины любыми средствами, вплоть до насилия.
Озарение души светом высших религий определяет духовный прогресс человечества, ибо утверждает ценность Жизни, Любви, Милосердия и Мудрости.
Идеи,
выдвинутые в работе А. Тойнби, произвели
огромное впечатление на широкую
публику, что само по себе стало событием
в интеллектуальной истории нашего
времени. Но вместе с тем его работа
стала серьезным вызовом
Цивилизации представляют собой реальность, отличающуюся от ее частей, и эти части взаимосвязаны. Они зависят от целого и сами оказывают на него воздействие. Они сохраняют свою самобытность, несмотря на все изменения своих частей. Они имеют внутреннюю морфологическую структуру. Они эволюционируют до тех пор, пока не попадают под влияние других цивилизаций.
Претерпевая
постоянные изменения, цивилизации
вместе с тем подвержены циклическим
ритмам, определенным тенденциям. Изучение
циклических закономерностей
В рамках цивилизаций чередуются национально-государственные образования с универсальными государствами.
Завершая изложение культурологической концепции А. Тойнби, следует отметить, что, исследуя судьбы локальных цивилизаций, он утверждает идею общечеловеческого единства в многообразии. «Человечество нуждается в единстве, но внутри обретенного единства оно должно позволить себе наличие многообразия. От этого культура его будет только богаче»8.
Идеи Тойнби оказали значительное влияние на социальную философию ХХ века.
Информация о работе Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби