Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:31, реферат

Описание

Имя А. Тойнби (1889 – 1975) – английского исследователя истории культуры – приобрело широкую известность в гуманитарной науке ХХ в. Его труды переведены во многих странах мира. Они привлекают широтой эрудиции, оригинальностью концепции постижения глубинных источников возникновения, роста и распада цивилизаций в истории человечества, анализом социально-культурных и психологических последствий контактов между различными культурами.

Содержание

А.Тойнби. 3
Кратко о локальных цивилизациях Тойнби. 4
История культуры как непрерывный процесс. 6
Генезис (происхождение) локальных цивилизаций. Вызов – ответ. 8
Расцвет цивилизации. 9
Надлом цивилизации. 11
Распад цивилизации. 12
Пути преодоления кризиса. 15
Заключение. 17
Список используемой литературы: 18

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 41.36 Кб (Скачать документ)

     А. Тойнби подробно рассматривает три  возможных пути выхода из кризиса: архаизм, футуризм и преображение.

     Архаизм представляет собой попытку возвратить некоторые былые формы жизни, заставляет идти вспять в надежде  отыскать "золотой век" процветания  и благополучия, о чем повествует сохранившееся предания. Это хорошо продуманная политика. Архаизм выдается за возрождение, возврат к прежним  символам, социальным институтам, религиозным  праздникам, обычаям, обрядам, традициям, художественным стилям, родному языку. Он стремится примирить Прошлое  и Настоящее.

     Футуризм  представляет собой обратную сторону  архаизма. Он отвергает прошлое и  настоящее во имя незнакомого  Будущего. Футуризм характеризуется  нигилистическим отношением к наследию, отвергает устоявшиеся стили  в политике, науке, искусстве и  устремляется в будущее, поддерживая  и утверждая различные формы  новаторства. Прогрессивность этого  пути иллюзорна.

     Как архаизм, так и футуризм обнаруживают свою несостоятельность при выходе из кризиса. Но жизнь общества в период распада не может остановиться. Вызовы истории требуют Ответов. В этой ситуации все надежды обращены к  тем лидерам, которые способны предложить новый путь.

     Реальный  путь выхода из кризиса А. Тойнби называет преображением, понимая под ним  религиозное возрождение и создание универсального государства. Эта цель ведет к временной остановке  социального распада, оживлению  творческих сил и надежд. Рано или  поздно универсальное государство  тоже подвергается распаду, его существование  представляет собой достаточно краткую  фразу.

     Универсальное государство - симптом социального  распада, попытка взять процесс  надлома под контроль, предотвратить  падение в пропасть. Его можно  назвать "бабьим летом" общества, последним всплеском тепла перед  сыростью осени и холодом зимы. Несмотря на свой неизбежный крах в  будущем, такое государство воспринимается его жителями как Земля Обетованная, как цель исторического прогресса. Именно в этом состоит третий путь - преображение. В период смут и междоусобных воин, когда жестокость и нетерпимость становятся всеобщими, универсальные  государства возникают, чтобы остановить кровопролитие, заменив борьбу сотрудничеством и кооперацией. "Беженцы, изгнанники, переселенцы, рабы и другие жертвы жестокого века при более человечном режиме универсального государства становятся купцами, профессиональными военными, странствующими философами, миссионерами, то есть всеми теми, кто распространяет культуру, ни прибегая, как правило, к насилию"6.

     Для культурной композиции универсального государства характерна высокая  степень разнообразия. Его изначальное  предназначение - установление мира и  согласия, избавление от бед смутного времени. Одно из средств достижения этого состоит в возрастании  роли религии в обществе, которая  становится жизнетворным центром и  ядром универсального государства.

     Вселенская  церковь впитывает в себя энергию  распадающейся цивилизации. Она  выражает психологическую потребность  людей в преодолении дискомфорта, вызванного смутным временем, открывая каналы для духовности, берет на себя нравственную и интеллектуальную ответственность за состояние дел. "Во времена успехов и процветания, - пишет А. Тойнби, - души людские глухи  к зову Духа, и, напротив, они улавливают даже слабый шепот его, когда суетные  мирские дела заканчиваются катастрофой"7. Сердца их смягчаются страданиями и горестями, и они вновь обращаются к Богу. Религия выступает как сила, способная преодолеть политические и культурные барьеры, разделяющие разные цивилизации.

     Вселенская  церковь не означает слияния религий, а лишь подчеркивает их значение в  духовном совершенствовании человека и мира. Вместе с тем Тойнби предупреждает, что церковь как социальный институт не должна вмешиваться в политику, ибо, попав в центр мирских  событий, она может утратить свою духовную роль, претендуя на утверждения  истины любыми средствами, вплоть до насилия.

     Озарение  души светом высших религий определяет духовный прогресс человечества, ибо  утверждает ценность Жизни, Любви, Милосердия и Мудрости.

 

Заключение.

 

     Идеи, выдвинутые в работе А. Тойнби, произвели  огромное впечатление на широкую  публику, что само по себе стало событием в интеллектуальной истории нашего времени. Но вместе с тем его работа стала серьезным вызовом академическому сообществу и профессиональным историкам. Этот вызов имеет две стороны. Во-первых, он смело пересек условные границы между дисциплинами в  сфере истории. А вторая сторона  брошенного нам вызова со стороны  А. Тойнби заключается в прорыве  привычных границ истории уже  не в горизонтальном, а в вертикальном направлении. Здесь имеется в  виду то, что А. Тойнби связал свое изучение истории с конечными философскими и теологическими проблемами: каковы судьбы человечества? Какие законы действуют в человеческом обществе? Какую роль Бог играет в человеческих делах? Тогда как профессиональные историки склонны избегать этих великих  загадок человеческого бытия.

     Цивилизации представляют собой реальность, отличающуюся от ее частей, и эти части взаимосвязаны. Они зависят от целого и сами оказывают  на него воздействие. Они сохраняют  свою самобытность, несмотря на все  изменения своих частей. Они имеют  внутреннюю морфологическую структуру. Они эволюционируют до тех пор, пока не попадают под влияние других цивилизаций.

     Претерпевая постоянные изменения, цивилизации  вместе с тем подвержены циклическим  ритмам, определенным тенденциям. Изучение циклических закономерностей или  динамических универсалий - важная задача цивилизационной теории. Фазы эволюции и конечные этапы, через которые  проходят цивилизации имеют много  сходного.

     В рамках цивилизаций чередуются национально-государственные  образования с универсальными государствами.

     Завершая  изложение культурологической концепции  А. Тойнби, следует отметить, что, исследуя судьбы локальных цивилизаций, он утверждает идею общечеловеческого единства в многообразии. «Человечество нуждается в единстве, но внутри обретенного единства оно должно позволить себе наличие многообразия. От этого культура его будет только богаче»8.

     Идеи  Тойнби оказали значительное влияние  на социальную философию ХХ века.

 

Список  используемой литературы:

    1. Арнольд Тойнби «Постижение Истории». М.: «Прогресс», 1990.
    2. Б.С. Ерасов «Сравнительное изучение цивилизаций». М.: «Аспект Пресс», 1999.
    3. А.А. Радугин «Культурология». М.: Центр, 2002.
    4. Семенов Ю.Н. «Социальная философия А. Тойнби. Критический очерк». М.: Наука, 1980.
    5. Солонин Ю.Н. «Культурология». М. «Высшее образование», 2005.

Информация о работе Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби