Концепт «культура» в русском языковом сознании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:02, реферат

Описание

Концепт «культура» - одно из двух-трех самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется для обозначения крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли. До сих пор отсутствуют единые критерии в подходах к самому понятию «культура», к выделению компонентов языковой единицы. «Культура» – обычно связывается в сознании людей с определенным уровнем развития человека и общества в целом.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….....3
2. Взаимоотношения языка и культуры……………………………………..6
3. Концепт как основная единица описания языка……………...………..10
4. Концептуальный анализ и его приемы…………………...……………..12
5. Анализ концепта «культура»…………………..………………………...16
6. Заключение………………………………………………………………..24
7. Список использованной литературы…………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

культура в русском языковом сознании.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

   Сегодня преобладает точка зрения, что  культура старше цивилизации. Цивилизация  возникла в ходе эволюции, когда  был совершен переход от присваивающего хозяйства (собирательство и охота) к производящему (земледелие и скотоводство). Наиболее важными признаками цивилизации принято считать: образование государства, возникновение письменности, отделение земледелия от ремесла, расслоение общества на классы, появление городов, различного рода технологий, с помощью которых общество устанавливает отношения с природой. Бытует и такой взгляд: цивилизация – это материальная культура, а собственно культура – это преимущественно духовные и нравственные начала. С этих позиций утверждается, что в современном обществе цивилизация все больше преобладает над культурой.

   Далее была поставлена цель выявить и описать  психологически реальное (психолингвистическое) значение данного слова. В опросе участвовало 50 человек разных возрастов. 

   Исследование  проводилось в два этапа:

  1. формирование ассоциативного поля стимула культура;
  2. семная интерпретация ассоциатов как сем.

   Исследованный материал позволяет выделить шесть  групп ассоциатов:

  1. искусство (искусство 5, музей 3, театр 2, галерея 1, скульптура1);
  2. проявляется в воспитанности (воспитанность 3, воспитание 1, интеллигентность 1, вежливость 1);
  3. мировоззрение (мировоззрение2, мышление2, способ бытия2, взгляды1, нормы поведения1, мораль1, нравственность1);
  4. элементы культурного и социального наследия (традиция3, обряды2, уклад жизни2, отношения1, привычка1, язык1, пример1, авторитет1);
  5. материальная культура (артефакты2, кухня1, достопримечательности1, музыкальные инструменты1);
  6. проявляется в общении (общение2, речь1).

          Данное психолингвистическое понимание культуры указывает нам  на то, что культура может рассматриваться в духовном и материальном плане.  Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (предметы повседневного обихода, архитектура). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур.

    В исследовании концепта культуры был использован метод контекстуального анализа, который заключается в анализе концепта в научном тексте. Один из прагматических  признаков значимости того или иного слова в научном тексте – это высокая частотность словоупотребления. Методом сплошной выборки были выделены слова и словосочетания, содержащие сему «культура», количество которых было подсчитано с помощью приема количественного подсчета, входящего в математический метод.

    Было  установлено, что наиболее частотны слова, обозначающие духовную культуру:

  • Маленькому Андрюше посчастливилось расти в семье настоящего российского интеллигента, в доме которого на первом месте стояли духовные ценности, культура в широком и высоком понимании этого слова.
  • Одно очевидно: за этим автором стояла высокая культура, искусство, помогавшие ему творить свой путь.
  • Жизнь начиналась заново, культура кипела: новые театры, фильмы, концерты, блестящие актеры всех национальностей!

    Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении  и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами.

  • Более значимыми, чем собственная этническая культура, могут быть другие факторы, например, религия.

   Здесь культура употребляется в значении сферы сознания, например, религия. Религия выражает потребность человека в ощущении своей причастности к  основаниям бытия. В основе концепта лежат традиционные ценности русской  культуры.

  • Только у неё, по большому счёту, есть свои традиции, своя культура, своя идеология.

    Идеология представляет собой самосознание социального  субъекта: социальных групп, национальных и иных общностей, класса. Только в идеологии специфические интересы социальных групп, классов и общностей находят свое осознание, обоснование и систематизированное выражение.

   Ближайшей периферии концепта принадлежит  материальная культура:

  • Для другого культура ― это спешный новодел на месте исторических зданий и клонирования памятников работы скульптора-любимца.
  • Посмотрим, как пойдет дальше, но пока культура развивается в направлении, обратном или перпендикулярном научно-техническому прогрессу, судя по тому, что машины становятся все сложнее, а люди ― проще.
  • Традиция и культура движения проявляется в специфике владения оружием, но определяющим при работе с оружием являются биомеханические особенности движения оружия как предмета и закономерностями движения самого человеческого тела.
  • А дальше ― структура системы безопасности, определение сил и средств для выполнения поставленных задач, план охраны, табели постов, экстремальная медицина, самопрограммирование, культура поведения с охраняемым лицом, наружное наблюдение и т.д. и т.п.
  • Новый аэровокзал признан лучшим по архитектурному решению и сервису в Европе. Культура и искусство. По богатству и значимости памятников истории, культуры и археологии Русляндия является одной из интереснейших территорий Европы.

    В данных контекстах культура представлена как мир дискретных объектов, которая  вбирает в себя факты, сведения, информацию о мире как мире объективно существующем. В нем есть достопримечательности, различные предметы деятельности, архитектурные ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты и т.п.

   Менее частотными – культура как культурность; разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного:

  • Свекла ― холодоустойчивая культура и успевает в умеренном климате дать урожай при посеве семенами.
  • Первичная культура фибробластов кожи человека была предоставлена НИИ клеточных культур ГНЦ вирусологии и биотехнологии «Вектор».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Данная  работа - попытка самостоятельно и  с помощью компетентных авторов изучить и понять феномен культуры, ее роль в жизнедеятельности человека.

     Культура  – объективно существующее, субъективное по своему характеру явление, произвольный способ категоризации действительности – является целостной сущностью  в совокупности ее социальных, когнитивных  и знаковых характеристик. В настоящее время наблюдаются тенденции гуманизации всех сфер деятельности человека, в том числе и производственных. Во главу угла ставятся интересы каждого конкретного человека, личности. Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

     Попытаемся  подвести итог анализа концепта культура. Можно выделить четыре основных смысла слова культура:

•культура включает разные сферы деятельности: материальную, духовную, интеллектуальную;                •обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.; в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация;  
• указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;  
• обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и т.д. (то есть все то, чем занимается министерство культуры); пожалуй, именно этот смысл слова культура наиболее распространен среди широкой публики.

Список  использованной литературы

  1. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова / Н.Н. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание.- Воронеж, 2001.- С.25-36.
  2. Большой толковый словарь русского языка. С.А. Кузнецов, СПб: "Норинт", 2001.
  3. Кубрякова Е.С. Обеспечение внутренней деятельности и проблемы внутреннего лексикона / Е.С. Кубрякова // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи.- М., 1991.
  4. Культурологическая лингвистика (Опыт исследования понятия в методических целях). – СПб.: Изд-во «Бельведер», 2000. – 140 с.
  5. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева, - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. – 685 с.: ил.
  6. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с.
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС» 21 век: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. – 896 с.
  8. Словарь русского языка: В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.Н. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981-1984.Т.2 К-О. 1983. 763 с.
  9. Стернин И.А. Методика исследования структуры концепта / И.А.Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание.- Воронеж, 2001.- С.58-65.
  10. Универсальный энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 1551 с. – (Энциклопедические словари).
  11. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка: 13 560 слов: Т. 1-2. – 2-е изд., стереот. – М.: Рус. яз. 1994.

Информация о работе Концепт «культура» в русском языковом сознании