Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:36, контрольная работа
Китайская культура не ориентирует на деятельное начало, а призывает к действию, сообразуемому с космическим ритмом. Творчество принадлежит Небу. Поэтому китайский мудрец говорил: "Я излагаю, а не говорю". С точки зрения Конфуция, личность получает свое содержание непосредственно от природы. Природа награждает ее талантом, и ее талант - следствие могучего творческого процесса в природе.
Введение 2
Конфуцианство 3
Даосизм 9
Заключение 11
Литература 13
Как видим, дао - основа всего сущего во Вселенной, источник всех вещей и явлений. Индивидуальное проявление дао - "дэ", т.е. форма проявления дао в индивиде. В ней раскрывается нравственное совершенство личности, достигшей абсолютной гармонии с окружающим миром.
Эти мысли Лао-цзы изложил в книге "О пути к добродетели" – совершенно особом памятнике древнекитайской литературы, который на протяжении веков считается непревзойденным по своим художественным достоинствам, правда, нашедшем свое продолжение в книге "Чжуан-цзы" другого классика даосистской мысли - Чжуан-Чжоу. В обеих книгах соединены поэтическая афористичность с традицией примера, притчи, поясняющей, часто в весьма необычных формах, идеи суетности и иллюзорности человеческого бытия и важности слияния человека с природой.
Мир, как и человек, есть
процесс безостановочных
Таким образом, как мы видим, даосизм не требует переделки, перестройки природы. Он нацеливает на чуткое, бережное отношение к ней. Природа существует не для того, чтобы ее изучали, а для того, чтобы ее переживали, извлекали удовольствие от общения с ней.
Китайская лирика постоянно обращается к историческим событиям и личностям, обычаям и легендам. Древняя китайская история, китайская литература, система верований, включая буддизм, конфуцианство и даосизм, сформировали китайскую систему ценностей, которая нашла свое отображение в художественной литературе.
В лирических произведениях описываетcя китайская система строения окружающего мира, Небесных Владык и Фей, драконов и других мифических животных, звёзд и небесных светил, времён года, ветра, воды, деревьев, цветов, соответствия цвета различным периодам жизни человека, поклонения государям и уважения к старшим, забота о семье, дружба и верность. В современных китайских стихах также отмечается обращение поэтов к традиционным ценностям и символам, которые были присущи Китаю на протяжении тысячелетий.
Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу императору и обществу.
Знаковость фигуры Лао-цзы лучше сравнивать, как антитезу с Конфуцием. Его учение в целом сугубо нормативно, в том плане, что отвергается все отходящие от эталона и нормы. Его, прежде всего, интересовал человек коллективный в целом и в обществе, и, когда он отказывался говорить о смерти, ибо «мы не знаем даже, что такое жизнь», это была еще не вся правда; даже смерть «на миру» для каждого своя. Это интимный последний опыт, открывающий врата в мир потустороннего, куда Конфуций не углубляется намеренно (в отличие от даоса Чжуан-цзы, видевшего в жизни – сон души, в смерти же – великое пробуждение). Ритуал, долг, верность высшему и сыновние почтение, государство и семья – вот направление пафоса учения Конфуция. Лао-цзы же либо иронизирует над скопищем этих «священных коров»,или видит государство, милосердие и т.д. в другом свете. Дух для него – основа основ,ибо он для него – Праматерь сущего.
Всем своим существом Лао-цзы устремлен именно в «необычное», смерть он видит в постоянной паре с жизнью, а небытие ставит превыше всякого бытия. Его сплошные парадоксы стараются, как бы опрокинуть привычный здравый смысл, убрать обыденную стереотипность мышления, чтобы выйти за все эти пределы и увидеть, а что же там. Земная юдоль и сияющие просторы духа – вот две области, где мысли Конфуция и Лао-цзы могли странствовать не пересекаясь. Поэтому, так сравнительно мирно сосуществуют практически на протяжении всей китайской истории конфуцианство и даосизм, в бытовом плане прекрасно дополняющие друг друга.
Условия возвращения конфуцианства в современный мир заданы проблемой преодоления того типа цивилизации, который сложился на Западе в эпоху Нового времени, провозгласившей своим героем "технического человека", добивающегося господства над миром ради самого господства, ради удовлетворения своего индивидуалистического эгоизма, комфорта и безудержного потребительства.
Социальные институты
и ценности современного общества имеют
рациональное обоснование, но общественная
жизнь может оказаться глубоко
иррациональной. В дебрях цивилизации,
сформировавшей "технического человека",
искусного умельца и аналитика,
человек растрачивает свои человеческие
качества и превращается в жалкого
потребителя, которого как бы на веревочке
ведет государство, бюрократическая
элита и космополитическая