Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 17:19, контрольная работа

Описание

Ответы на вопросы по "Культурологии".

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.07 Кб (Скачать документ)

семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство

социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, активное

участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или  будущее, локальная (почвенная)

или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация.  П о л и т и ч е с к и е: свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность,

хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир. 

М о р а л ь н ы е: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие,

порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к, старшим  и любовь к

детям.

Р е л и г и о з н ы е: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал. Священное

Писание и Предание, церковь.

Э с т е т и ч е с к и е: красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал, стиль, гармония,

следование традиции или  новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание

престижной заимствованной моде.

1. Опишите морфологическую  модель строения культуры.

нету

2 . Что такое культурная  идентичность человека? Из каких  потребностей человека

она вытекает?

Обратим внимание и на то обстоятельство, что становление  личности в истории культуры

требует двух предпосылок. Во-первых, нужна некоторая внутренняя ценностная ориентация,

установка на самоценность «я», ее внутреннего мира, несовпадающего с требованиями

внешнего мира, а иногда и противостоящего им. Такая отделенность фиксировалась в культуре

различными способами. Еще  от античной культуры в европейскую переходит понятие судьбы

как неизбежного достояния  каждого человека, над которым  он в конечном счете не властен. В

христианстве особое значение приобретает понятие души как  сущностного и индивидуального

достояния человека, соединяющего в себе некое божественное начало и личный выбор,

определяющий состояние и конечные перспективы индивидуальной жизни. Но те или иные

аналоги судьбы и души можно  найти в каждой развитой культуре и лишь детальное

сопоставление культур покажет  степень сходства и различия между  ними.

Во-вторых, эта внутренняя отделенность и самостоятельность, способность противостоять

общепринятому должна сдерживаться правилами поведения, ролевыми предписаниями, чтобы

не подорвать принятые нормы, что могло бы ослабить сложившуюся («рутинную»* и еще

необходимую систему регуляции. Поэтому такая внутренняя самостоятельность  может

выражаться в скры- тости личности, двоемыслии и лицемерии. В религиозной культуре не

рекомендовалось публично проявлять  свое инакомыслие, что выглядело  как «непростительный

грех гордыни», а несоблюдение норм и ритуалов сурово каралось.

Религиозная реформация, а  затем растущая секуляризация в  ряде западных стран, развитие

буржуазного общества и частной  собственности обеспечивают постепенное  обособление

частной жизни от публичной, личных взглядов от тех, что приняты  в обществе». Однако

длительное время явное  проявление инакомыслия и несходства в образе жизни сурово

осуждалось в общественном мнении. Необходимость поддержания  приличий и условностей

воспринималось личностью  зачастую как тяжелое бремя. Поддержание  этих условностей при

внутреннем несогласии с ними воспринималось как лицемерие, а их нарушение формировало

различные виды предпримательства, авантюризма и девиантного поведения. Длительное время

шла борьба между общепринятыми .принципами морали и проявлениями личной инициативы.

Феномен лицедейства все  более проявляет себя как право  индивида ( как собственника, так и

несобственника) отдавать отчет только самому себе. Лишь постепенно устанавливались

терпимость, а то и безразличие  к внутренней стороне жизни человека, однако при условии, что

он не нарушает явно правовой кодекс.

1.  Опишите содержание  и функции обыденного и специализированного  уровня

культуры в современном  обществе.

Специализированная культура. Для социальной культурологии большое значение имеет выяснение

связи целеполагания с  той системой разделения труда, которая, как показали К. Маркс я Э. Дюркгейм,

является важнейшей основой  жизнедеятельности общества. Необходимым  условием всякого эффективного

разде-

ления труда является специализация, включающая в себя не только практическое умение осуществить ту

или иную полезную деятельность, но и внутреннюю установку на достижение цели, признаваемой как

полезная, значимая, необходимая. Достижение цели во всех сферах деятельности требует длительной

сосредоточенности, накапливания знаний и умений, использования этих накоплений на практике.

Степень разнообразия целей, принятых в данной культуре, находится  в тесной связи с

дифференциацией общества. В  европейской культуре еще в средние  века сформировалось устойчивое

разделение сфер социокультурной  регуляции: двор, церковь и город. Хотя между этими частями шло

постоянное соперничество, приводившее к изнурительным  столкновениям, самостоятельность  каждой

сферы придала значительный импульс развитию общественной жизни.

Важным средством поддержания  многообразия в единстве стало разграничение  сфер и каналов

распространения специальных  знаний и тех ценностей и норм, которые предназначались для всеобщего

пользования. Это в еще  большей степени относится к  светской культуре, которая на всем протяжении

существования тех обществ, где отсутствовало всеобщее образование, неизбежно была ограничена в

своем распространении.

Как светская культура, так  и религиозная гетеродоксия, обеспечивавшая варианты спасения, не

предназначенные для всех, создавали специальные способы  отбора последоватедей и передачи им особыхзнаний и традиций творчества. Требовались мно- 'гие годы обучения и посвящения для того, чтобы ученик в

полной мере мог приобщиться  к мудрости своего наставника. Такая  система оказывалась достаточно

эффективной, чтобы обеспечить функционирование как общенормативных, так и специальных знаний и

ориентаций. Знание публичное  и тайное, явное и скрытое, навязываемое и упрятанное распределялось по

соответствующим сферам. Публичное  знание избавлялось от необходимости  давать ответы на вопросы,

порождавшиеся критическим мышлением, и могло поддерживать свой синтез с верой. Но одновременно это

давало возможность выжить инакомыслию, развиваться различным  видам литературы и искусства, наукам,

философии.

Но уже развитый сельский труд, ремесленная деятельность, городские  условия создавали потребность  в

высокой специализации функций, что достигалось в значительной степени на основе наследственного

закрепления профессий и  места в жизни. Цеховая организация  ремесел и торговли в Европе в значительной

степени складывалась как  институт, обеспечивающий высокую степень  специализации деятельности через

включение всего комплекса  экономических, социальных и культурных средств. Зафиксированное во всех

языках слово «мастер» (или его эквиваленты) свидетельствует о том высоком значении, которое придается

в культуре умению добиваться успеха в своем деле. В индустриальном обществе размах специализации

резко возрос, что и привело  к формированию многих вторичных  профессиональных и социальных

субкультур. По существу, именно всесторонняя разработка специализированных вариантов культуры,

обеспечивающих успешное выполнение различных задач в  каждой сфере деятельности, обусловливает

устойчивое развитие современного общества. Напротив, ослабление или  утрата такой культуры, происходя-

щая в условиях войны, стихийных бедствий, миграции населения, может привести к упадку не только

хозяйственной деятельности, но и общественной жизни.

Специализированная культура обслуживает специфические профессиональные сферы деятельности и

поэтому является не общеобязательной, а достоянием тех или иных профессиональных слоев в любой

сфере деятельности (хозяйственная, политическая, военная и т.д.). Каждый вид профессиональной

деятельности имеет дополнение и в соответствующем варианте обыденной культуры. Экономическая

деятельность дополняется  домашним хозяйством. Политическая или  правовая сфера смыкается с

неформальными и межличностными отношениями в форме нравов. Высокая  религия неизбежно смыкается

с суевериями или же противостоит им, опираясь на основательную рационализацию, торжественную

ритуальность и формальный институт. Обыденная политическая культура отличается ситуативностью,

подверженностью эмоциональным  мнениям, подъемам и спадам. Обыденная  эстетика берет из высокого

искусства некоторые элементы украшения индивида, жилища, предметов  повседневного пользования,

способов проведения досуга и т.д. Научное знание функционирует  на обыденном уровне через поддержание

некоторых фрагментов, почерпнутых  в ходе образования, смыкаясь с практическим опытом.

Специализированная культура связана с дифференциацией и  профессионализацией человеческой

деятельности. Она основана на более глубоком и тщательном знакомстве с конкретной, узко- направленной

сферой деятельности, требует  достаточной целевой выучки, сосредоточения человеческих способностей,

накопления знаний и умений. Все это невозможно без длительной целенаправленной подготовки, общего

образования и профессиональной подготовки в сети социальных институтов культуры, а также и без

усиления значения именно специализированной культуры, столь  необходимой для полноценного вхождения

в систему общественного  разделения труда.

При рассмотрении специализированной культуры следует учитывать переплетение в ней международных

характеристик и национальной специфики. Специализация той или  иной сферы требует приведения ее в

соответствие с уровнем  и параметрами, достигнутыми в других странах. Это можно отнести прежде всего к

таким сферам, как наука, образование, право и спорт. Без взаимодействия с соответствующими

компонентами в других странах, без обмена достижениями и  подтягиванием уровня профессионализма

культура обречена на отставание. Вместе с тем каждая национальная культура, как на ее высоком, так и

специализированном уровне, имеет свою специфику, отличается самобытностью - во всех перечисленных

сферах. Хорошо известно, насколько различаются, например, варианты культуры труда у разных народов,

отношение к торговой, финансовой, научной или военной деятельности, к образованию и т.д. Об этом

свидетельствует и развитие национальных школ в том или ином виде высокой культуры или

профессиональной деятельности. Более подробно этот аспект культуры будет рассмотрен в главах XV-XVI.

2 . Что такое субкультура?  Какие субкультуры Вы знаете? Опишите признаки той

субкультуры, в рамках которой  Вам приходилось действовать.

Во всяком сложном обществе важную функциональную роль выполняют  различные субкультуры. В

широком плане под субкультурами в социологии обычно понимают те социальные образования внутри

общества, которые отличаются от преобладающей и нормативной  культуры по некоторым культурным

признакам: обычаями, нормами, ценностными ориентациями, стилем поведения, а иногда и институтами.

Образование субкультур может  выражать общественную потребность  в дифференциации духовной жизни  и

поведения, в выработке  более адекватных форм поведения  и деятельности, отвечающих либо типу

профессии, либо особым социальным условиям, либо новым запросам развития. Использование этого

термина не предполагает, что  группа культур непременно конфликтует  с господствующей во всем обществе

культурой. Это относится в том числе и к культуре рабочего класса, заметно отличающейся не только от

деревенской, но и от общенациональной, утверждаемой в признанных обществом в целом ценностях и

нормах.

Различие социальных типов  культуры прослеживается как в повседневной жизни - манерах, нормах,

интересах, языке, так и в духовных ценностях и идеологии. Многие социологи исследуют «культуру

бедности». Она присуща  неимущим слоям городского и сельского  населения, которые в социальном плане

отличаются отсутствием  устойчивой работы, а соответственно и скудостью средств к проживанию. Это

порождает «культуру выживания», имеющую свои духовные и бытовые  проявления. Такого рода анализ

необходимо дополнять  и рассмотрением «культуры богатых». Для нее характерно большей частью

престижное и показное расточительство, культ гедонизма  и презрение к физическому  труду и к людям,

которые не могут позволить себе более дорогих вещей и услуг. На низшем уровне «культуры богатых»

(свойственном обычно «новым богатым») именно потребление доро-гих вещей, услуг, досуга, пребывание на модных курортах и т.п. становится средством создания дистанции

от менее обеспеченных, для чего и создается мощная индустрия роскоши. Лишь формирование особых

ценностей, включающих профессиональную активность, самокритику, чувство долга, и сдержанности от-

личает культуру более зрелого класса собственников.

Глубокое социальное различие между культурой господствующих классов и трудящихся слоев было

вплоть до начала XX в. отличительной  чертой культурной жизни Великобритании. Яркое описание этих

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"