Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 17:19, контрольная работа
Ответы на вопросы по "Культурологии".
семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство
социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, активное
участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная)
или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация. П о л и т и ч е с к и е: свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность,
хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир.
М о р а л ь н ы е: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие,
порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к, старшим и любовь к
детям.
Р е л и г и о з н ы е: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал. Священное
Писание и Предание, церковь.
Э с т е т и ч е с к и е: красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал, стиль, гармония,
следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание
престижной заимствованной моде.
1. Опишите морфологическую модель строения культуры.
нету
2 . Что такое культурная идентичность человека? Из каких потребностей человека
она вытекает?
Обратим внимание и на то обстоятельство, что становление личности в истории культуры
требует двух предпосылок. Во-первых, нужна некоторая внутренняя ценностная ориентация,
установка на самоценность «я», ее внутреннего мира, несовпадающего с требованиями
внешнего мира, а иногда и противостоящего им. Такая отделенность фиксировалась в культуре
различными способами. Еще от античной культуры в европейскую переходит понятие судьбы
как неизбежного достояния каждого человека, над которым он в конечном счете не властен. В
христианстве особое значение приобретает понятие души как сущностного и индивидуального
достояния человека, соединяющего в себе некое божественное начало и личный выбор,
определяющий состояние и конечные перспективы индивидуальной жизни. Но те или иные
аналоги судьбы и души можно найти в каждой развитой культуре и лишь детальное
сопоставление культур покажет степень сходства и различия между ними.
Во-вторых, эта внутренняя отделенность и самостоятельность, способность противостоять
общепринятому должна сдерживаться правилами поведения, ролевыми предписаниями, чтобы
не подорвать принятые нормы, что могло бы ослабить сложившуюся («рутинную»* и еще
необходимую систему регуляции. Поэтому такая внутренняя самостоятельность может
выражаться в скры- тости личности, двоемыслии и лицемерии. В религиозной культуре не
рекомендовалось публично проявлять свое инакомыслие, что выглядело как «непростительный
грех гордыни», а несоблюдение норм и ритуалов сурово каралось.
Религиозная реформация, а затем растущая секуляризация в ряде западных стран, развитие
буржуазного общества и частной собственности обеспечивают постепенное обособление
частной жизни от публичной, личных взглядов от тех, что приняты в обществе». Однако
длительное время явное проявление инакомыслия и несходства в образе жизни сурово
осуждалось в общественном мнении. Необходимость поддержания приличий и условностей
воспринималось личностью зачастую как тяжелое бремя. Поддержание этих условностей при
внутреннем несогласии с ними воспринималось как лицемерие, а их нарушение формировало
различные виды предпримательства, авантюризма и девиантного поведения. Длительное время
шла борьба между общепринятыми .принципами морали и проявлениями личной инициативы.
Феномен лицедейства все более проявляет себя как право индивида ( как собственника, так и
несобственника) отдавать отчет только самому себе. Лишь постепенно устанавливались
терпимость, а то и безразличие к внутренней стороне жизни человека, однако при условии, что
он не нарушает явно правовой кодекс.
1. Опишите содержание
и функции обыденного и
культуры в современном обществе.
Специализированная культура. Для социальной культурологии большое значение имеет выяснение
связи целеполагания с той системой разделения труда, которая, как показали К. Маркс я Э. Дюркгейм,
является важнейшей основой жизнедеятельности общества. Необходимым условием всякого эффективного
разде-
ления труда является специализация, включающая в себя не только практическое умение осуществить ту
или иную полезную деятельность, но и внутреннюю установку на достижение цели, признаваемой как
полезная, значимая, необходимая. Достижение цели во всех сферах деятельности требует длительной
сосредоточенности, накапливания знаний и умений, использования этих накоплений на практике.
Степень разнообразия целей, принятых в данной культуре, находится в тесной связи с
дифференциацией общества. В европейской культуре еще в средние века сформировалось устойчивое
разделение сфер социокультурной регуляции: двор, церковь и город. Хотя между этими частями шло
постоянное соперничество, приводившее к изнурительным столкновениям, самостоятельность каждой
сферы придала значительный импульс развитию общественной жизни.
Важным средством поддержания многообразия в единстве стало разграничение сфер и каналов
распространения специальных знаний и тех ценностей и норм, которые предназначались для всеобщего
пользования. Это в еще большей степени относится к светской культуре, которая на всем протяжении
существования тех обществ, где отсутствовало всеобщее образование, неизбежно была ограничена в
своем распространении.
Как светская культура, так и религиозная гетеродоксия, обеспечивавшая варианты спасения, не
предназначенные для всех, создавали специальные способы отбора последоватедей и передачи им особыхзнаний и традиций творчества. Требовались мно- 'гие годы обучения и посвящения для того, чтобы ученик в
полной мере мог приобщиться к мудрости своего наставника. Такая система оказывалась достаточно
эффективной, чтобы обеспечить функционирование как общенормативных, так и специальных знаний и
ориентаций. Знание публичное и тайное, явное и скрытое, навязываемое и упрятанное распределялось по
соответствующим сферам. Публичное знание избавлялось от необходимости давать ответы на вопросы,
порождавшиеся критическим мышлением, и могло поддерживать свой синтез с верой. Но одновременно это
давало возможность выжить инакомыслию, развиваться различным видам литературы и искусства, наукам,
философии.
Но уже развитый сельский труд, ремесленная деятельность, городские условия создавали потребность в
высокой специализации функций, что достигалось в значительной степени на основе наследственного
закрепления профессий и места в жизни. Цеховая организация ремесел и торговли в Европе в значительной
степени складывалась как институт, обеспечивающий высокую степень специализации деятельности через
включение всего комплекса экономических, социальных и культурных средств. Зафиксированное во всех
языках слово «мастер» (или его эквиваленты) свидетельствует о том высоком значении, которое придается
в культуре умению добиваться успеха в своем деле. В индустриальном обществе размах специализации
резко возрос, что и привело к формированию многих вторичных профессиональных и социальных
субкультур. По существу, именно всесторонняя разработка специализированных вариантов культуры,
обеспечивающих успешное выполнение различных задач в каждой сфере деятельности, обусловливает
устойчивое развитие современного общества. Напротив, ослабление или утрата такой культуры, происходя-
щая в условиях войны, стихийных бедствий, миграции населения, может привести к упадку не только
хозяйственной деятельности, но и общественной жизни.
Специализированная культура
обслуживает специфические
поэтому является не общеобязательной, а достоянием тех или иных профессиональных слоев в любой
сфере деятельности (хозяйственная, политическая, военная и т.д.). Каждый вид профессиональной
деятельности имеет дополнение и в соответствующем варианте обыденной культуры. Экономическая
деятельность дополняется домашним хозяйством. Политическая или правовая сфера смыкается с
неформальными и межличностными отношениями в форме нравов. Высокая религия неизбежно смыкается
с суевериями или же противостоит им, опираясь на основательную рационализацию, торжественную
ритуальность и формальный институт. Обыденная политическая культура отличается ситуативностью,
подверженностью эмоциональным мнениям, подъемам и спадам. Обыденная эстетика берет из высокого
искусства некоторые элементы украшения индивида, жилища, предметов повседневного пользования,
способов проведения досуга и т.д. Научное знание функционирует на обыденном уровне через поддержание
некоторых фрагментов, почерпнутых в ходе образования, смыкаясь с практическим опытом.
Специализированная культура
связана с дифференциацией и
профессионализацией
деятельности. Она основана на более глубоком и тщательном знакомстве с конкретной, узко- направленной
сферой деятельности, требует достаточной целевой выучки, сосредоточения человеческих способностей,
накопления знаний и умений. Все это невозможно без длительной целенаправленной подготовки, общего
образования и профессиональной подготовки в сети социальных институтов культуры, а также и без
усиления значения именно специализированной культуры, столь необходимой для полноценного вхождения
в систему общественного разделения труда.
При рассмотрении специализированной культуры следует учитывать переплетение в ней международных
характеристик и национальной специфики. Специализация той или иной сферы требует приведения ее в
соответствие с уровнем и параметрами, достигнутыми в других странах. Это можно отнести прежде всего к
таким сферам, как наука, образование, право и спорт. Без взаимодействия с соответствующими
компонентами в других странах, без обмена достижениями и подтягиванием уровня профессионализма
культура обречена на отставание. Вместе с тем каждая национальная культура, как на ее высоком, так и
специализированном уровне, имеет свою специфику, отличается самобытностью - во всех перечисленных
сферах. Хорошо известно, насколько различаются, например, варианты культуры труда у разных народов,
отношение к торговой, финансовой,
научной или военной
свидетельствует и развитие национальных школ в том или ином виде высокой культуры или
профессиональной деятельности. Более подробно этот аспект культуры будет рассмотрен в главах XV-XVI.
2 . Что такое субкультура? Какие субкультуры Вы знаете? Опишите признаки той
субкультуры, в рамках которой Вам приходилось действовать.
Во всяком сложном обществе важную функциональную роль выполняют различные субкультуры. В
широком плане под субкультурами в социологии обычно понимают те социальные образования внутри
общества, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по некоторым культурным
признакам: обычаями, нормами, ценностными ориентациями, стилем поведения, а иногда и институтами.
Образование субкультур может выражать общественную потребность в дифференциации духовной жизни и
поведения, в выработке более адекватных форм поведения и деятельности, отвечающих либо типу
профессии, либо особым социальным условиям, либо новым запросам развития. Использование этого
термина не предполагает, что группа культур непременно конфликтует с господствующей во всем обществе
культурой. Это относится в том числе и к культуре рабочего класса, заметно отличающейся не только от
деревенской, но и от общенациональной, утверждаемой в признанных обществом в целом ценностях и
нормах.
Различие социальных типов культуры прослеживается как в повседневной жизни - манерах, нормах,
интересах, языке, так и в духовных ценностях и идеологии. Многие социологи исследуют «культуру
бедности». Она присуща неимущим слоям городского и сельского населения, которые в социальном плане
отличаются отсутствием устойчивой работы, а соответственно и скудостью средств к проживанию. Это
порождает «культуру выживания», имеющую свои духовные и бытовые проявления. Такого рода анализ
необходимо дополнять
и рассмотрением «культуры
престижное и показное расточительство, культ гедонизма и презрение к физическому труду и к людям,
которые не могут позволить себе более дорогих вещей и услуг. На низшем уровне «культуры богатых»
(свойственном обычно «новым богатым») именно потребление доро-гих вещей, услуг, досуга, пребывание на модных курортах и т.п. становится средством создания дистанции
от менее обеспеченных, для чего и создается мощная индустрия роскоши. Лишь формирование особых
ценностей, включающих профессиональную активность, самокритику, чувство долга, и сдержанности от-
личает культуру более зрелого класса собственников.
Глубокое социальное различие между культурой господствующих классов и трудящихся слоев было
вплоть до начала XX в. отличительной чертой культурной жизни Великобритании. Яркое описание этих