Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 17:19, контрольная работа
Ответы на вопросы по "Культурологии".
различий дает работа Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (1845). В романах английских
писателей XIX в. У. Теккерея, Ч. Диккенса, Т. Харди, Р. Киплинга основной фон повествования - судьбы
героев, отчетливо принадлежащих к разным классам - господ и трудящихся (или слуг), между которыми
существуют почти
менения гражданского законодательства и расширения избирательных прав, так и через самокритику
господствующего класса в художественной литературе. Ярким примером самокритики стало творчество
писателя Ч. Диккенса и таких крупнейших драматургов, как О. Уайльд и Б. Шоу. Но еще в 20-е гг. роман
крупнейшего английского писателя Д. Лоуренса «Любовник леди Чаттер- лей» вызвал громкий и длительный
скандал: с негодованием было
встречено не только яркое изображение
любовного увлечения
леди, но и то, что объектом этого влечения стал «простой егерь», т. е. слуга в поместье мужа леди
Чаттерлей. Столкновение и переплетение сходных линий - человеческой симпатии и классовой
несовместимости - дало прекрасный сюжет и для столь же известной пьесы Б. Шоу «Пигмалион». Впрочем,
несмотря на остроту сюжета и конфликт классовых культур, действие в этих английских художественных
произведениях оканчивается более или менее благополучно, хотя для этого потребовалось некоторое
«подтягивание» представителей низших слоев. Английскому обществу удалось примирить классовые
субкультуры, чему во многом способствовало развитие специализированных субкультур и высокая
профессионализация
Иное соотношение субкультур выявляет русская художественная литература. Во многих произведениях
русской литературы, в которой как личные или любовные разлады («Герой нашего времени», «Евгений
Онегин», «Братья Карамазовы», «Гроза» или «Анна Каренина»), так и социальные конфликты («Горе от
ума», «Медный всадник», «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Вишневый сад») остаются
непримиримыми, носители противоположных ценностей расходятся до конца и навсегда.
Важным принципом
периферию), которое в значительной степени сказывается в жизни всякого общества, где существует
сильная централизация политической и культурной регуляции. Большей частью провинциальная культура
рассматривается как второстепенная, зависимая от столичных веяний и неполноценная, от которой
активные элементы стремятся уйти в столицу.
Однако существует и другое отношение к провинции. Религиозная культура складывается в своих
высоких формах, как правило, не в политических столицах государств, а в периферийных духовных центрах
монастырского типа. Но и национальная культура в значительной степени опирается на культурную жизнь
провинции, которая и рассматривается как хранительница самобытных традиций, воплощение устойчивости
и преемственности, как хранительница подлинного патриотизма и народного духа. Идеи и ценности
почвенничества во многом питают культурную жизнь и художественную культуру многих стран, а в XIX в. они
получили основательное развитие в России.
Особое внимание среди субкультур вызывают различные не- конформные типы отношений молодежи к
обществу, диссидентские или альтернативные движения. Эти движения могут различаться как по
классовому признаку (рабочая молодежь или «богема»), так и по отношению к перспективам общественного
развития («движение зеленых»). К. разряду субкультур следует причислить и миграционные группы из
инородной этнической среды, нетрадиционные религиозные группы и т.д.
За последние десятилетия в развитых индустриальных странах Запада устойчивое признание получили
феминистские движения. Эти движения не ограничиваются социальными требованиями (равенство при
найме на работу) или политическими (соразмерное представительство в органах власти). Они выдвигают и
требования изменения общего типа культуры, в котором, по их мнению, преобладают «патриархальная» и
«мужская» субкультуры, способствующие доминированию соответствующих эмоций и ориентаций, а в
результате приводят к поощрению насилия, порнографии и разладу в отношениях между людьми.
Молодежные движения с их рок-культурой, восточные мистические течения, феминистские,
антирасовые, этнические и прочие движения оказывают заметное воздействие на культуру большого
общества. Однако следует еще раз подчеркнуть, что все подобные движения могут существовать лишь в
рамках суб-
культурной структуры, не подрывающей основополагающих принципов организации общества в целом.
Конечно, такого рода субкультурная дифференциация возможна лишь при условии улаженности
социокультурной регуляции в основных сферах жизни общества.
В том случае, если общество ощущает угрозу своим базовым ценностям, ширится всегда
существующая в нем консервативная тенденция за ограничение проявления чрезмерного духовного и
морального разлада. Об этом свидетельствуют и те неоконсерва- тивные волны, которые время от времени
возникают в странах Западной Европы и Америки, в результате чего в системе власти возрастает влияние
тех слоев населения, которые выступают за сохранение устойчивости общества и его национальной
идентичности.
Зачастую в культурологии описание культуры господствующего строя проводится как воплощение
высокого, элитарного, престижного
уровня. Различные способы
высокой художественной культуры и стилей, связанных с образом жизни (например, оформление жилища
или офисов), наличие высокого образования и культивирование богатыми людьми престижных
демонстрационных мероприятий - все это способствует преобладанию культуры господствующего класса.
Тем не менее хорошо известно о том, насколько противоречивыми оказываются нередко эти отношения.
Состоятельные слои обладают и своей «малой» культурой, существующей наряду с высокой, и способами
культурного дистанцирования от низших слоев. В динамике культурной жизни связанные с этим слоем
представления о престижности и нормативности могут также становиться дисфункциональными и
подвергаться вытеснению как нежелательное для общества явление. Тогда наступает время для смены
стилей, для модерна и авангарда.
Особую субкультуру образует низкая жизнь улицы, толпы, трущоб, криминальной среды и т.п. Именно в этой
сфере проводятся исследования внимания к бульварной литературе, порнографии, вульгарному языку,заборным надписям и рисункам и т.д.
1. Какие признаки? отличают первобытную культуру? Какие элементы
первобытной культуры сохраняются до сих пор и почему?
2 . Какие слои и группы
в дореволюционной России
ценности, значимые для всей отечественной культуры?
КУЛЬТУРА РОССИИ КОНЦА XtX -- НАЧАЛА ХХВВ.
Страх перед проснувшимся самосознанием народа заставил Александра 1 от либеральных прожектов
начала царствования перейти к откровенной реакции. Он установил полицейский контроль над высшей
школой, в которой видел рассадник опасного вольнодумства. Такая политика способствовала не только
распространению закрытых учебных заведений.
Система высшего образования, кроме 6 университетов, включала ряд специальных учебных заведений.
Незавершенность буржуазных реформ 60-70-х годов ХIХ в., усугубленная контрреформами 8О-9О-х
годов, делала задачу модернизации важнейших сфер жизни России (от экономики до государственного
строя) по-прежнему актуальный и на рубеже ХIХ-ХХ вв.
Образование, просвещение Система образования в России рубежа ХIХ-ХХ вв. по-прежнему включала три
ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии,
реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты).
Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического,
образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений. К прежнему числу
университетов прибавился Саратовский (1909), но количество студентов заметно выросло - с 14 тысяч в сер.
90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г.
Одновременно с воскресными
школами стали действовать
учреждений для взрослых - рабочие курсы.
Дальнейшее развитие в начале XX в. получило высшее женское образовамме. В начале XX в. в России
имелось уже около 30 высших женских учебных заведений.
Большое внимание на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства.
Наука
На рубеже XIX-XX вв. получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. В это
время К.Э. Циолковский разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, азро- и ракетодинамики.
Работы выдающегося русского физика П.Н. Лебедева (1866-1912) сыграли большую роль в разработке
теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в
открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником
исследований в области ультразвука.
Русский религиозно-философский Ренессанс, отмеченный целым созвездием блестящих мыслителей, во
многом определил направление развития культуры, философии, этики яе только России, но и на Западе,
предвосхитив, в частности, экзистенциализм.
Ученые-гуманитарии
Одновременно делалась попытка с марксистских позиций рассмотреть проблемы философии, социологии,
истории.
Apхитектуpa
Эпоха промышленного прогресса на рубеже ХIХ-ХХ вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В
городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа (банки, магазины, фабрики,
вокзалы). Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и
совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные
приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн.
Становление стиля шло по двум направлениям - национально-романтическому, в русле неорусского стиля,
и рациональному.
С нарастанием рационалистических тенденции в ряде построек Шехтеля наметились черты
конструктивизма - стиля, который
оформится в 20-е годы. Торговый дом
Московского купеческого
в Малом Черкасском переулке (1909) и здание типографии *Утро России* (1907) можно назвать пред-
конструктивистскими -
В неорусском стиле работали А.В. Шусев (1873-1949) - здание Казанского вокзала в Москве (1913-24), В.М.
Васнецов - здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке (1901-06) и др. В Петербурге же
модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль -
неоклассицизм (особняк А.А. Половцева на Каменном острове, 1911--13, архитектор*.А. Фомин).
Литература.
Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой, А.П.
Чехов. И.А. Бунин, А. И. Куприн.
Одновременно в реализме появились новые художественные качества. С этим связано распространение
неоромантизма. В конце Х?Х в. в художественной культуре получило распространение декадентство,
многие мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма, возможных на
рубеже XX в.
Русская литература начала XX в., не создав большого романа, породила замечательную поэзию,
наиболее значительным направлением в которой был символизм.
Принято различать *старших* и *младших* символистов. Читателю символисты предлагали красочный
миф о мире, созданном по законам Вечной Красоты.
К 1910 г. *символизм закончил свой круг развития (Н. Гумилев), его сменил акмеизм. Участники группы
акмеистов (Н. Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, 0.Мандельштам, В-Нарбут, М. Кузьмин) декларировали
освобождение поэзии от символистских призывов к *идеальному*, возвращение ей ясности, вещности и
*радостное любование бытием*.
Одновременно возникло другое модернистское течение - футуризма распадавшийся на несколько
группировок* *Ассоциация эгофутуристов* (И.Северянин и др.), *Мезонин поэзии* (В.Лавренев, Р. Ивлев и
др.)* *Центрифугам (Н. Асеев, Б. Пастернак и др.), *Гилея*, участники которой Д. Бурдюк,
58
В. Маяковский, В. Хлебников и др. именовали себя кубафутуристами, будетлянами* т.е. людьми избудущего. *Мы - новый род люд-лучей. Пришли озарить вселенную* (В. Хлебников).
В отличие от символистов с их идеей *жизнестроения*, т.е. преображения мира искусством, футуристы
делали упор на разрушении старого мира.
Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты (Н. Клюев, П. Орешин).
Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен *серебряный век* русской культуры, были
заложены B.C. Соловьевым (1853-1900).
Живопись
*Жанровая живопись в
90-е годы утратила ведущую
веков в исторической теме
привело к появлению историко-
Историческая живопись Рябушкина - это страна идеала, где художник находил отдохновение от
*свинцовых мерзостей*
современной ему жизни.
драматической, а эстетической стороной. Творчество М.В. Нестерова (1862-1942) представляло вариант