Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:35, реферат

Описание

Развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима» - государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на р. Тибр до огромной, мировой державы, Владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и, увы, последней ее страницей. Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков, была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Рим позже, чем Греция, вступил на арену мировой истории и был столицей необъятной империи, охватившей все территории, примыкавшие к Средиземноморью.

Содержание

Введение
1. Этрусская культура как пролог римской культуры
2. Особенности мировоззрения древних римлян. Личность и государство
3. Культура республиканского и императорского Рима. Право, наука и искусство в Древнем Риме
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

культурология.docx

— 50.09 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Этрусская  культура как пролог римской  культуры

2. Особенности  мировоззрения древних римлян. Личность  и государство

3. Культура  республиканского и императорского  Рима. Право, наука и искусство  в Древнем Риме

Заключение

Список  используемой литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие античной культуры и цивилизации  происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима» - государства, которое прошло путь от маленькой  крестьянской общины на р. Тибр до огромной, мировой державы, Владыки всего  мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и, увы, последней ее страницей.

Римская культура, просуществовавшая  более двенадцати веков, была явлением значительно более сложным, чем  греческая культура. Рим позже, чем  Греция, вступил на арену мировой  истории и был столицей необъятной империи, охватившей все территории, примыкавшие к Средиземноморью.

В формировании римской культуры приняли  участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти - население  Италии, греческих областей, эллинских  государств. Но греческие и восточные  влияния творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей.

Римскую идеологию и систему  ценностей определял, прежде всего, патриотизм, выражавшийся не только в  готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви  к ее героическому прошлому, традициям  предков. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности  римского народа и самой судьбой  предназначенных ему победах. Делами, единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались политика, война, земледелие и правотворчество. Римляне имели наибольшие способности  к практической деятельности. Это  главная черта римского склада характера  наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими дисциплинированными  солдатами, прекрасными организаторами и администратами, законодателями и  юристами. Больших успехов они  достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они  были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями  выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники.

Цель контрольной работы - проанализировать культуру античного Рима.

 

1. ЭТРУССКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОЛОГ  РИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Этруски - древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова - область, называвшуюся в  древности Этрурия (современная  Тоскана). Этруски - создатели цивилизации, предшествовавшей римской и оказавшей  на неё значительное влияние. Происхождение  этрусков остаётся неясным. Вероятно, процесс формирования этрусков завершился к 8 в. до н.э. Их влияние в 6 в. до н.э. распространилось почти на всю Италию. Но период могущества этрусков не был длительным: греки  в 524 г. и 474 г. до н.э. нанесли им поражение  под Кумами, положив конец их морскому господству, римляне около 509 г. изгнали  Тарквиниев. Затем племена самнитов вытеснили этрусков из Кампании (около 5 в.). Около 400 г. их падуанские владения подверглись нашествию галлов. Отсутствие у этрусков политического и военного единства привело к тому, что в  войнах с Римом они постепенно утрачивали свои города (уже в 396 г. пали Вейи - город, некогда столь же могущественный, как и Рим; в 358 г. под римское  господство подпал город Цере; в 308 г.- Тарквинии). С 310 г. началось завоевание римлянами средней и восточной  Этрурии, а к 282 г. до н.э. в зависимом  от Рима положении оказалась вся  Этрурия.

Культура этрусков свидетельствует  об их значительной художественной одаренности. Искусство их самобытно, хотя в нем  можно выделить следы малоазийских, позднее греческих влияний. Ему  свойственно стремление к реализму, столь заметное в росписях гробниц  этрусской знати. Этрусские художники  не заботятся о передаче деталей, но уделяют все внимание наиболее существенным чертам изображаемого. Если римский портрет достиг небывалого прежде художественного совершенства, то этим он был обязан усвоению римскими мастерами этрусского наследия. Так  называемый ложный купол (постепенно сходящиеся внутри ряды каменных балок или кирпичей) применялся в архитектуре уже  в минойский и микенский периоды, но только этруски начали возводить  своды из клиновидных балок, создав таким образом купол в собственном  смысле слова. Наибольшее количество сохранившихся  памятников этрусского искусства относится  к 6 - началу 5 в. до н. э. В это время  Этрурия испытывала сильное воздействие  греческой культуры, и в этот же период этрусское искусство переживало свой расцвет. Росписи этрусских  гробниц 6-5 вв. при обычной для  них плоскостности изображения, силуэтном характере фигур и  других чертах условности все же обладают своеобразной жизненной убедительностью, пониманием выразительного движения, чувством композиционной связи. Обнаженные или одетые в красочные костюмы  человеческие фигуры даны в теплых звучных тонах - желтых, коричневых, красных, обогащенных пятнами зеленого и голубого; будучи контрастно сопоставлены друг с другом и объединены в общую композицию, они производят сильный декоративный эффект. Роспись применялась также и в наружном убранстве зданий.

Важное место в этрусском  искусстве занимала скульптура, расцвет  которой относится к 6 в. до н. э. Наиболее известным этрусским скульптором  был работавший в Веях мастер Вулка; ему принадлежит монументальная терракотовая статуя Аполлона из Вей. Статуя, по-видимому, была частью помещенной над фронтоном храма скульптурной группы, изображавшей спор Аполлона с  Гераклом из-за лани. При несомненной  близости к греческим статуям  эпохи архаики (условностью постановки фигуры и пластической моделировки, архаической улыбкой) Аполлону из Вей  присущи и черты своеобразия - меньшая скованность, более энергичное, хотя и условное движение, более  яркая эмоциональная окраска  образа; сильнее, нежели в греческой  скульптуре, в этрусской статуе выражена тяга к отвлеченной орнаментальности.

Важное место в этрусской  скульптуре принадлежит портрету. Зарождение Этрусского портрета уходит далеко вглубь веков и связано с погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение  умершего.

В 6 в. до н. э. обработка бронзы в  Этрурии достигла уже большого совершенства: употреблялось литье, последующая  чеканка, гравировка, выполнялись статуи крупных размеров. Одним из таких  произведений 6 в. до н. э. является знаменитая статуя Капитолийской волчицы. Волчица  изображена кормящей Ромула и Рема. В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении  натуры (с большой точностью переданы постановка фигуры, - напряженно вытянутая  вперед морда, оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника  усилить все эти детали и объединить их в единое целое - образ хищного  зверя. Недаром статуя Капитолийской  волчицы в последующие эпохи  воспринималась как яркий символ сурового и жестокого Рима. Некоторые  черты, свойственные скульптуре архаического периода, например несколько упрощенные контуры статуи, орнаментализированная  трактовка шерсти не нарушают в данном случае общего реалистического характера  скульптуры. Ремесленники Этрурии славились  своими работами из золота, бронзы и  глины. Этрусские гончары применяли  особую технику так называемого  буккеронеро (черной земли): глина прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет. После  формовки и обжига изделие подвергалось лощению (полировке трением). Эта  техника была вызвана стремлением  придать глиняным сосудам сходство с более дорогими металлическими сосудами. Стенки их обычно украшались рельефными изображениями, а на крышках иногда помещали петуха или другие фигуры.

Витрувий, знаменитый римский теоретик архитектуры, живший в 1 в. до н. э., указывает  на большую положительную роль этрусского зодчества в развитии римской  архитектуры. Правильная планировка городов  с ориентацией улиц по странам  света была введена в Этрурии  раньше, нежели в Греции, - в 6 в. до н. э. Но памятники этрусской архитектуры  дошли до нашего времени в очень  незначительном количестве. Делали из непрочных материалов все, кроме  гробниц, храмов, стен городов и дорого. Тем не менее, остатки городских  стен и крепостные ворота с арками в Перудже, в Новых Фалериях, в  Сутрии, мощенные дороги в Перудже, Фьезоле, Палестрине, мосты, каналы и  водопровод близ Марцаботто, так же как другие инженерные сооружения, свидетельствуют о высоком уровне этрусской строительной техники.

Этрусский храм помещался на высоком  основании (подиуме); в отличие от греческого периптера, воспринимавшегося  одинаково гармонично со всех сторон, этрусский храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких  сторон здания являлась главным фасадом  и украшалась глубоким портиком. С  остальных сторон храм замыкался  глухой стеной. Внутреннее помещение - цела - обычно делилось на три части (посвящавшиеся трем главнейшим этрусским  божествам). Чрезвычайно типичны  для этрусского храма богатство  скульптурного и живописного  убранства, а также яркая полихромия. Архитектура этрусских жилых  домов выяснена еще недостаточно. В отличие от свободного расположения помещений в греческом жилом  доме, здесь нужно отметить строго симметричное в плане расположение помещений, как бы нанизанных на одну ось. Подобная осевая композиция найдет широчайшее применение в римских  жилых домах. Древнейшим типом построек были, по-видимому, круглые и овальные в плане хижины, представление  о которых дают глиняные погребальные урны. Более позднее сельское италийское здание имело в плане прямоугольную  форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше  имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался  дом. Соответственно отверстию в  крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Сельские дома строились из грубого  камня или из глины на деревянном каркасе. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные. Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг него строго симметрично  располагались другие помещения: справа и слева - помещения для мужчин и для рабов и иногда для  домашнего скота, в глубине, вдали  от входа, размещались комнаты хозяйки, ее дочерей и служанок.

Из архитектурных сооружений Этрурии  лучше всего сохранились гробницы. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой курганы с  расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков; другие, на юге Этрурии близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены  не из отдельных камней, а целиком  высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н. э., гробница "Нарисованных львов" и др.), третьи представляют собой подобие прямоугольных  домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых. Внутреннее оформление погребальной камеры часто  являлось воспроизведением архитектуры  жилищ.

О религии этрусков известно мало, хотя местные божества и демоны постоянно  присутствуют, скажем, в росписях погребальных камер. Этруски почитали троицу высших небесных божеств: Тина - римского Юпитера, Уни - римскую Юнону, Минерву - римскую  Минерву. Троице небесной соответствовала  троица божеств подземных: Мант - римский  Либер-Вакх, Мания - римская Прозерпина, и третья богиня, имени которой  мы не знаем, но которую в Риме чтили  как Цереру. Свиту верховного бога Тина составляли 12 богов. В их число  входили, в частности, Сетланс - римский  Вулкан, Марис - римский Марс, Сатре - римский Сатурн. Существовали и  иные божества, которыми управлял Тин, громовержец, мечущий молнии сначала  в предостережение виновным, а  затем в наказание им. Храм у  этрусков часто имел три помещения, каждое из которых было посвящено  одному божеству. Такие божества составляли триады Здание стояло на высоком помосте, переднюю сторону которого занимала каменная лестница. Кроме того, весь храм был обнесен стеной. Отметим, что этрусское храмостраительство явилось для Италии совершенно новым  этапом ее культурного развития, так  как до этрусков почитание италийскими  племенами богов, духов и сил  природы происходило только у  источников, в пещерах, лесах и  священных рощах.

В 7 в. до н.э. этруски имели письменность. Известно большое число надписей (около 10 тыс.), преимущественно очень кратких. В древнейших памятниках письмо шло справа налево, границы между словами часто не отмечались. Согласно преданию, этрусская династия Тарквиниев правила в 616-509 гг. в Риме. Этруски особенно сильное влияние оказали на римлян, для которых они были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. От них римляне переняли ряд особенностей политической организации, структуру и вооружение армии, инсигнации (знаки власти) государственных лиц. Этрусская религия и мифология оказали влияние на римскую религию и мифологию. Историк Тит Ливии прямо сообщает, что римляне заимствовали это у этрусков. Заметим, кстати, что там же, в Этрурии, впервые начали пользоваться такими эмблемами патрицианского достоинства, как золотой шарик, который носили на шее, и тога с пурпурной каймой. От этрусков взяли римляне и обычай пышно справлять воинские триумфы, ведь этруски видели в победоносном полководце воплощение своего высшего божества: подобно этому божеству - богу неба Тину, победитель в золотой диадеме, с жезлом из эбенового дерева, в пурпурной тунике, расшитой изображениями пальм, въезжал на золотой колеснице в святилище. Близок к этрусскому культу границ города римский культ бога Термина. У римлян существовал бог Термин, который был покровителем пограничной межи, пограничных камней между земельными участками, а также границ города и государства. Этрускам законы межевания, по преданию, были дарованы нимфой Вегойей и эти законы считались священной основой Этрурии. Поэтому у нас есть все основания полагать, что священные обряды римлян, связанные с богом Термином, были ими заимствованы у этрусков, тем более, что культ бога Термина и священные церемонии с ним связанные, были введены в Риме царем Нумой Помпилием, который был одним из первых царей Рима и хотя был сабином, но скорее всего, был знаком с этрусскими религиозными обычаями и обрядами.

 

2. ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДРЕВНИХ  РИМЛЯН. ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО

Древнее население Италии жило родами в территориальных общинах - пагах, в результате объединения которых  и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий  обязанности верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем  состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.

В 510 - 509 гг. до н. э. образуется республика. Республиканское правление сохранялось  до 30 - 29 г. до н. э., после чего наступает  Период империи. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из небольшого города в столицу огромной державы  Средиземноморья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и  Дальнюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсивному процессу взаимопроникновения  культур.

Роскошная добыча триумфаторов, рассказы солдат, проникновение состоятельных  людей в новоприобретенные провинции  привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления  о богатстве, возникали новые  материальные и духовные потребности, рождались новые нравы. Массовое увлечение восточной роскошью началось после азиатских триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия Боль-сока. Быстро распространилась мода на атталические (пергамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, инкрустированные ложа, подобные древнеегипетским.

Завоевание эллинистических государств, а к I в. до н. э. и эллинистической  Греции произвело переворот в  культуре Рима. Римляне столкнулись  с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. «Греция плененная пленила своих  победителей», - скажет позже Гораций, древнеримский поэт. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов для  обучения детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины, Эфес и  другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Это повлияло на рост римской интеллигенции. В обществе и в литературе появились два  новых комических типа: нелепые грекоманы  и суровые гонители греческих  наук. Во многих семьях иноземная образованность сочеталась со староримскими традициями и патриотическим гонором.

Вся история культурных отношений  между Римом и Грецией с  этой поры являет тайное преклонение  римлян перед греческой культурой, стремление достичь ее совершенства, доходящее порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую  культуру, римляне вкладывали в нее  свое содержание. Сближение греческой  и римской культур стало особенно заметно во времена империи. Тем  не менее для римлян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония греческого искусства, поэтическая одухотворенность его образов. Прагматизм мышления, инженерные решения обусловили функциональный характер римской культуры. Слишком  трезв, слишком практичен был  римлянин, чтобы, восхищаясь мастерством  гримов, достичь их пластического  равновесия и удивительной обобщенности замысла. Идеологию римлянина прежде всего определял патриотизм -- представление  о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме почитались мужество, верность, достоинство, умеренность  в личной жизни, умение подчиняться  железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свойственными рабам. Если грек преклонялся  перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как  рабские занятия. Достойными же гражданина Рима делами в его представлении  были лишь войны, политика, право, историография  и земледелие.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"