Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:35, реферат

Описание

Развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима» - государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на р. Тибр до огромной, мировой державы, Владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и, увы, последней ее страницей. Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков, была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Рим позже, чем Греция, вступил на арену мировой истории и был столицей необъятной империи, охватившей все территории, примыкавшие к Средиземноморью.

Содержание

Введение
1. Этрусская культура как пролог римской культуры
2. Особенности мировоззрения древних римлян. Личность и государство
3. Культура республиканского и императорского Рима. Право, наука и искусство в Древнем Риме
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

культурология.docx

— 50.09 Кб (Скачать документ)

Уже в древнейшую эпоху истории  Древнего Рима мы не находим в нем  чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы суверенны, независимы от какой бы то ни было высшей организации. Уже на пороге своей  истории Рим является общиной - и  даже, как мы видели, сложной общиной. Тем не менее следы недавнего  родового строя еще очень многочисленны.

Так, прежде всего, род сохраняет  все свое значение, как союз религиозный: члены рода связаны единством  религиозного культа. В связи с  этим находится моральный контроль рода над своими сочленами: род блюдет за чистотой нравов, может издавать относящиеся сюда постановления, налагать на провинившихся сочленов те или  другие наказания вплоть до полного  отлучения и т. д.

В области гражданских, имущественных  отношений в более древнее  время, по-видимому, существовала родовая  общность имуществ, по крайней мере, недвижимых, общность землевладения. В  историческую эпоху, однако, этой общности в чистом виде мы уже не находим. Она уже разложилась на собственность  семейную (собственность отдельных  семейств), оставив лишь следы своего прежнего существования в праве  родового наследования и праве родовой опеки. По законам древнего Рима, если умерший не оставил родственников, индивидуальное родство которых можно доказать, - так называемых агнатов, - то наследство и опека переходят в род, к лицам, принадлежащим, к одному роду с покойным. Таким образом, возникнувшее государство, охватив отдельные, дотоле независимые роды своей высшей организацией, ослабляет значение родовых связей, разлагает роды на составляющие их элементы. Такими элементами являются семьи - familia. Этот элемент еще крепок пред лицом государства. Древне-Римская familia далеко не то, что наша нынешняя семья. В нашей современной семье каждый отдельный ее член представляет в глазах государства и права отдельную самостоятельную личность; каждый может иметь самостоятельное имущество, искать и отвечать на суде и т. д. Римская семья этой эпохи, напротив, представляет из себя замкнутый, тесно сплоченный круг лиц и имуществ, нечто для государства почти непроницаемое. Отдельных индивидов государство еще по знает; во внутренние отношения семьи оно не вмешивается, оно имеет дело только с главою семьи, который закрывает собою всю семью для внешнего гражданского мира. Он отвечает за нее, но зато пользуется всеми правами внутри нее. В состав этого замкнутого семейного круга, этой маленькой монархии, входит жена домовладыки, его дети, внуки и т. д. Familia, таким образом, есть все, что находится под властью главы семьи, вся сфера его частного обладания и господства. Здесь, внутри этой сферы, глава семьи владычествует над всем безразлично: имеет над всем и всеми право жизни и смерти, право продажи и т. д. Члены семьи не имеют юридических сношений с внешним миром, они не могут от себя вступать в договоры, выступать стороною в процессе и т. д.; во всем они являются только орудием домовладыки. Только в политическом отношении взрослые члены семьи, способные носить оружие, являются самостоятельными: они участвуют в народном собрании наравне со своими домовладыками и, следовательно, обладают всеми известными тогда правами гражданина. Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями. Происхождение плебеев вернее всего может быть отгадано на основании их юридического положения. Это были тоже переселенцы в Рим, но очевидно из таких общин и племен, которые пользовались гражданско-правовою взаимностью. А таковыми являлись общины Латинского Союза. Латины не считались за чужестранцев; они и в Риме могли приобретать имущество, заключать с гражданами сделки и вы ступать от своего имени на суде. Поэтому, латинянин, переселяясь в Рим, не имел нужды в покровительстве богатых римлян; но, конечно, не принадлежа ни к одному из родов, входящих в состав курий и триб, он не имел никаких политических прав, - словом, сразу становился в то положение, которое является характерным для плебеев. С ростом Рима количество таких переселенцев (иногда и недобровольных) возрастало; они оставались жить в Риме из поколения в поколение, и, таким образом, рядом с слоем коренных Римлян и сравнительно немногочисленным классом клиентов постепенно нарастал слой нового населения, который и стал называться плебсом.

Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями. Говоря о происхождении  римских сословий, можно взять  за основу его «комплексную теорию»:

- патриции действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный «римский народ»;

- в непосредственной связи с ними были клиенты, которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

- плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к «римскому народу», не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав.

Патриции превратились в замкнутую  группу знати, противостоящую широкой  массе плебеев. Основными, краеугольными  камнями римского общественного  строя древнейшего периода являются: род, семья и курия (согласно преданию, они являются некоторым посредствующим звеном между трибами и родами). Весь гражданский и политический механизм рассчитан только на граждан, входящих в состав того или другого  из родов и зачисленных в ту или другую курию. Вне принадлежности к одному из родов нельзя было быть гражданином полноправным. Поэтому-то такие полноправные граждане называются патрициями, то есть, теми, кто может  указать своего отца, свой род. Следовательно, патриции, по первоначальной идее своей, отнюдь не являются классом богачей  или аристократов; это имя обозначает только коренных и потому полноправных обитателей Рима. Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание. Царь является верховным  владыкой государства; в его руках  сосредоточиваются все функции  государственной власти. Он является и верховным полководцем народа, и блюстителем внутреннего порядка, и предстателем за народ перед богами. В качестве полководца, он распоряжается военными силами народа, назначает командиров и т.д. В качестве блюстителя внутреннего порядка, он имеет право суда и наказания над всеми гражданами вплоть до права жизни и смерти. Рим не является, однако, монархией династической. Возможно, что в эпоху доисторическую и Рим знал царскую власть, переходившую по наследству в каком-нибудь роде, но, во всяком случае, уже с самого начала исторической эпохи о такой наследственности речи быть не может. После смерти царя, в момент междуцарствия верховная власть в государстве переходит к сенату. Сенат выбирает из своей среды 10 человек, которые по очереди (по 5 дней каждый) управляют государством до тех пор, пока не будет намечен кандидат в цари. Намеченного кандидата очередной сенат предлагает народному собранию, которое и облекает его властью. Для приобретения права сноситься с богами вновь избранному царю необходимо еще особое посвящение. При отправлении своей власти царь может назначать себе помощников; но образовалось ли уже в царский период что-либо вроде постоянных магистратур, трудно сказать. Несомненно существовали командиры отдельных войсковых частей; возможно, что на время своего отсутствия царь оставлял в городе кого-либо в качестве своего заместителя, но постоянные судьи для уголовных дел, по всей вероятности, относятся уже к эпохе республики. Рядом с царем стоит сенат, состоявший в древнейшее время из всех родовых старейшин, которые являлись, таким образом, как представители родов, членами сената. Ha это указывает уже упоминавшееся ранее совпадение числа сенаторов с числом родов по римскому преданию, а также наименование сенаторов «patres». Позже, однако, с постепенным падением значения родов и с усилением царской власти, этот принцип родового представительства отпадает и сенат составляется назначением царя.

Роль сената по отношению к царю является чисто совещательной: сенат  обсуждает по предложению царя те или другие вопросы, и его заключения имеют принципиально значение советов, для царя юридически не обязательных, но имеющих, конечно, огромную фактическую  силу. По отношению к народу сенат  играет роль опекуна. Третьим элементом  государственного устройства является народное собрание, т. е. собрание всех взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан (т. е. патрициев). В основу организации этих народных собраний положено деление на курии, Народное собрание созывается по инициативе царя, который и вносит туда свои предложения. Предложения эти в  собрании не дебатируются, а лишь просто принимаются или отвергаются  открытою устною подачей голосов (простым  «да» или «нет»). Большинство голосов  в данной курии давало голос курии, а большинство голосов этих последних давало решение народного собрания. Предметы ведомства народных собраний едва ли могут быть определены с достаточной ясностью. Можно предположить, что в санкции народных собраний нуждались все новые законы, затрагивавшие более или менее существенно правовой строй общества. В народном собрании, далее, происходит принятие кого-либо в состав патрициев, a также некоторые важнейшие акты частноправовой жизни - усыновление и завещание. Наконец, вероятно, в собраниях же решались и важнейшие вопросы текущей внутренней и внешней политики - например, вопрос об объявлении войны, о заключении мира и т. п. Но, вообще, передать или не передать тот или иной вопрос на решение народного собрания зависело всецело от воли царя, ибо и самое народное собрание без его воли состояться не могло. Патриархальный характер древнеримского государственного строя устраняет мысль о каких бы то ни было юридических (конституционных) правах народных собраний по отношению к царю. Фактически, конечно, царь во всех важнейших случаях должен был искать опоры в народе, но юридически его личная воля, его верховная власть ничем не была связана. Ввиду наличности всех трех описанных элементов, общий характер римского государственного устройства этого периода представляется спорным. Ввиду того, что рядом с царем стоят сенат и народное собрание, государственное устройство может показаться монархией конституционной; с другой стороны, ввиду отсутствия каких-либо юридических ограничений царской власти, оно может быть понято, как монархия абсолютная; наконец, принимая во внимание выборный характер царской власти и сравнительную полноту полномочий позднейших республиканских магистратов, в особенности диктаторов и консулов, можно и древнейший Рим счесть за республику, только с диктатором пожизненным. Равным образом, спорен и внутренний характер этого устройства: одни выдвигают в царской власти на первый план элемент военный, другие - элемент религиозный, теократический. Все эти споры находят себе объяснение в том, что в государственном устройстве этого периода заключены еще все эти элементы вместе и что к не сложившемуся еще строю нельзя прилагать наших нынешних теоретических категорий. И если уж желательно дать этому строю какое-либо общее определение, то наиболее верным будет «патриархальный».

 

3. КУЛЬТУРА РЕСПУБЛИКАНСКОГО И  ИМПЕРАТОРСКОГО РИМА. ПРАВО, НАУКА  И ИСКУССТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ

3.1 Римская культура республиканского  периода

Глубокие социально-экономические  сдвиги, сопутствовавшие превращению  Рима в великую средиземноморскую  державу, не только вызвали кризис старой политической системы, но и оказали  огромное влияние на идеологическую жизнь римского общества. В конце III - начале I в. до н. э. - налицо кризис староримской «полисной» идеологии. Этот кризис, явившийся  результатом прежде всего внутреннего  развития Рима, несомненно, также был  связан с выходом Рима на широкую  международную арену и со все  усиливающимся проникновением в  Рим эллинистических влияний (особенно со времени войн на Балканском полуострове  и в Малой Азии). Греческий язык широко распространяется в высших кругах римского общества. Вместе с языком в Рим проникает греческая  образованность, грек-учитель делается непременной принадлежностью богатых  римских семей, знание греческой  литературы становится признаком хорошего тона, возникают риторические школы, организуемые греками, группы греческих  актёров дают представления в  Риме на родном языке. Всё большее  влияние оказывают эллинистические  обычаи на быт и образ жизни  римской знати и богачей. Многие крупные политические деятели Рима открыто начинают называть себя филэллинами, как, например, Фламинин, Сципион и  др. Греческие обычаи распространились и в быту. Упоминавшийся уже  обычай составлять стихотворные надписи  на гробницах был заимствован  из Греции. Бритье бороды, обычай возлежать  за столом во время еды и ряд  других также были занесены греками. Подражание всему греческому было «модой», распространявшейся преимущественно  среди аристократических кругов римского рабовладельческого общества. Но проникновение в Рим этих чужеземных влияний шло не без борьбы и  противодействия. Широкие круги  римского общества относились, невидимому, враждебно к этим чужеземным новшествам и обычаям и оказывали им стойкое  сопротивление. В этом смысле чрезвычайно  характерна деятельность уже не раз  упоминавшегося знаменитого цензора 184 г. Катона Старшего, который в качестве основных пунктов своей программы  выдвинул лозунг борьбы с «новыми  пороками» и требовал восстановления древних обычаев и «нравов  отцов». Однако эллинистические влияния, несомненно, содействовали распространению  образованности в верхних слоях  общества и росту культуры. Вокруг одного из крупнейших политических деятелей этого времени - Сципиона Эмилиана создаётся  кружок, в который входят философы и писатели. Среди них наиболее видное место принадлежит знаменитому  греческому историку Полибию и греческому философу Панэтию. Оба они, как указывалось выше, проповедовали учение стоиков (так называемая Средняя, или Римская, стоя), приспосабливая его к нуждам и запросам римского общества. Дальнейший рост территории Римского государства, развитие рабовладельческих отношений, острая политическая борьба - все это наложило свой отпечаток на идеологию и культуру римского общества в период поздней республики. В I в, до н. э. наблюдается еще более широкое распространение эллинистических влияний, причём в некоторых областях, например в философии и искусстве, они становятся определяющими. Наряду с этим в римском обществе идёт процесс их творческой переработки. Именно в этот период возникает латинская лирическая поэзия, достигает наивысшего расцвета ораторское искусство, появляются прозаические произведения, написанные классическим латинским языком.

Во II--I вв. до н. э. различные течения  эллинистической философии становятся известны уже не только в высших, но и в более широких кругах римского общества. Особенно много  для популяризации философии  сделал Цицерон, изложивший в ряде сочинений  не слишком глубоко и точно, но зато вполне доступно основы различных  философских систем и разработавший  латинскую философскую терминологию.

В это же время в Риме жил один из крупнейших философов древности - Лукреций (98-55 гг) В своей блестящей  по форме поэме «О природе вещей» он развивал и пропагандировал материалистическое учение Эпикура, стремясь избавить людей  от порождённых невежеством религиозных  суеверий и страха перед богами и  загробной жизнью. Отрицая всякое вмешательство богов в жизнь  людей, Лукреций давал естественное объяснение происхождению и развитию вселенной и человечества. Исходя из разнообразия и постоянства форм в природе, он утверждал, что всё  состоит из неделимых «начал», т. е. атомов, которые не создаются и  не уничтожаются. Им присущи определённая форма, вес и неотделимое от материи  движение. Двигаясь в окружающей их пустоте, подобно пылинкам в солнечном  луче, и самопроизвольно отклоняясь от прямого направления (этим отклонением  Лукреций в борьбе с фатализмом объяснял, между прочим, происхождение случайностей и свободной воли человека), атомы  по определённому закону соединяются  и образуют всё сущее - от звёзд  до человеческих душ, которые Лукреций считал также материальными и, следовательно, умирающими одновременно с телом. Распавшись в одном месте, атомы соединяются  в другом, образуя новые миры и  новые живые существа. Поэтому  вселенная вечна и бесконечна. Лукреций пытался дать естественнонаучное объяснение происхождению человека и общества, развивавшегося, по его мнению, без вмешательства богов. После образования земли, как считал Лукреций, из сырости и теплоты возникли растения, затем животные, многие из которых были несовершенны и вымерли, и, наконец, человек. Вначале люди были дики, как звери, но постепенно благодаря опыту и наблюдению они научились добывать огонь, строить жилища, возделывать землю. Люди стали соединяться в семьи, а семьи стали объединяться для взаимной поддержки в общества. Это дало возможность развиться языку, наукам, искусствам, ремёслам, идеям права и справедливости. Но появились цари, наиболее сильные стали захватывать и делить землю; возникли собственность и жажда богатства, ведущая к войнам и преступлениям.

Несмотря на несовершенство тогдашней  науки, приводившее Лукреция к ряду ошибок, его материалистическое учение о природе и обществе было огромным достижением и способствовало успешной борьбе материализма с идеализмом. Материализм Лукреция имел многих сторонников  в древности. Лукреций оказал также  большое влияние на механических материалистов эпохи Возрождения  и нового времени, которых поражало его глубокое понимание законов  природы. Поэма Лукреция служила  им оружием в борьбе с церковью. Отрывки из этой поэмы впервые  были переведены на русский язык Ломоносовым. Лукреция высоко ценили К. Маркс и  В. И. Ленин.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"