Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 13:03, контрольная работа
Вопрос о технике стал вопросом о человека и судьбе культуры. По выражению Н.А. дяева, который в своем творчестве много внимая уделял этим проблемам и является предшественник современного философского анализа техники, техника это последняя любовь человека, и он готов измем свой образ под влиянием предмета своей любви. Г что роисходит с миром, питает эту новую веру че века.
1. Различное отношение к природе в истории человечества……..стр. 3
2. Отчуждение от природы…………………………………………стр.21
3. Вражда или гармония?..................................................................стр.26
4. Библиографический список……………………………………...
Внедрение
бэконовской точки зрения на природу
в массовое сознание, которое исходило
из того, что научное знание есть
не что иное, как техническая власть
над натурой, имело далеко идущие
последствия. Ставнормойчеловеческойдеятельн
До этой
эпохи наука по традиции оставалась
аристократическим, интеллектуальным,
созерцательным занятием, техника же
оценивалась каквторосортная, прагматически
ориентированная ремесленная
Однако было бы упрощением прослеживать в европейском сознании только эту тенденцию и не видеть постоянных контркультурных тенденций в ней. Уже в XVIII в. обнаружился углубленный, обостренный интерес к природе как некий противовес господствующей тенденции. Некоторые мыслители, в частности Руссо, выступили против технического оптимизма эпохи Просвещения и возвестили возвращение человека в лоно природы. Культурное самосознание технического человека подверглось переоценке. Это нашло свое отражение в возрождении натурфилософских увлечений, в попытке обосновать правомерность ее методологических установок.
По мнению
Шеллинга, в природе царит
Когда
искусственный технический
Мир у
своих истоков был полон
Научившись преобразовывать реальность, человек стал менять собственное окружение. Причем в фантастических ускорениях. На протяжении жизни индивид, отрекшись от природных ритмов, оказывается в только что рожденной и тут же исчезнувшей действительности. Он примеривает к себе стили жизни, маски, фантомную обстановку. Но психика, погруженная в эти конвульсии, не выдерживает, дает сбои, вязнет в синдромах.
Не человек
творит машины. Механизмы и технологии
диктуют ему свои законы. И он
тянется к искусственным
Во времена средневековья представления об искаженной природе человека как микрокосма находили выражение в рассказах об инкубах и суккубах. Образ механического живого существа воплощен в романе М. Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей". Герой романа - молодой талантливый ученый, увлеченный проблемой оживления материи. Он создаетуродли вого гиганта, который ненавидит своего творца и мстит ему за свое одиночество.
Максимилиан Волошин писал о Новом времени, когда "наедине с природой" человек "как будто озверел от любопытства". Влабораторияхлюди пытались, по слову поэта, выведать сокровеннейшие тайны. А что же в итоге? Природа, одурелая от пыток, как сказано у Волошина, выдала кое какие секреты. Но человек накладывал табу на все, что не было механизмом: на откровение, таинство, экстаз...
Философия Просвещения также создавала образ человека с пскаженноимикрокосмичностью. В работе Генриха Гейне "Религия и философия в Германии" рассказывается об изобретенной англичанином машине, которая в точности копировала человека. Эта машина приставала к своему хозяину с просьбой: "Дай мне душу!" Но этого хозяин сделать не мог.
Человек
сам взращивает в себе комплексы
технизированного индивида, отлученного
от органики. Немотивированная жестокость,
безверие души, дистрофия интуиции
и чувств - таковы приметы преобладания
технической формы над
Современная культура демонстрирует отчужденность от природы. Даже там, где, казалось бы, должна раскрываться спонтанность индивида, его сокровенная своеобычность в интимной жизни, господствует всеохватная рецептурность. Объект страсти воспринимается как вещь, как машина для получения удовольствия. Вообще изначальный смысл этих слов перечеканен в социологическое понятие. Человек машина - это метафора, некий образ. Отчужденный индивид, воплотивший в себе протуберанцы технической цивилизации, - вот что такое человек машина.
Человек машина - это запоздалое дитя рассудочной эпохи. Отпрыск абстрактной логики, презревшей полнокровие жизни.
Чадо
мертвящих цивилизационных
Многообразие и естественность ритмов человек машинахотел бы подменить искусственной пульсацией, безжизненным шевелением, устремленным к окончательной остановке. Этот пункт назначения не имеет ничего общего с нирваной, где блаженство рождено воссоединением с духом. Здесь всевластие распада, самодержавие смерти... Бытие развертывает себя в механических конвульсиях, предваряющих финальное распыление. Жизнь оказывается торжествующей травестией смерти.
Но где в природе можно отыскать аналог этих автоматических ритмов? Понятное дело, в феномене техники. Но она не упала с неба. Ей предшествовал некий вывих сознания, которое отвергло универсальность и полнозвучие бытия. Человек, по слову поэта, разъял вселенную на вес и число. Освободил заклепанных титанов. Вселенная предстала перед ним как черный негатив. Прав Максимилиан Волошин, сказав, что точно так осознала бы мир сама себя познавшая машина.
"Не
будет преувеличением сказать, -
отмечал Н .А. Бердяев,- что вопрос
о технике стал вопросом о
судьбе человека и судьбе
В развитии философии техники значительную роль сыграла русская религиозная философия. "Технику можно понимать в более широком и в более узком смысле, - писал Н.А. Бердяев,- Techne значит и индустрия, и искусство. ТесЬпахазначитфабри ковать, создавать с искусством. Мы говорим не только о технике экономической, военной, технике, связанной с передвижением и комфортом жизни, но и о технике стихосложения, живописи, танца, права, даже о технике духовной жизни, мистического пути".
Скажем,
йогу мы можем рассматривать как
своеобразную духовную технику. Однако
для реализации йогической культуры
не нужны никакие внешние
Парадокс, сопряженный с техникой, можно выразить примерно так: без техники невозможна культура, ибо с ней связано само возникновение культуры. С другой стороны, окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели. Именно поэтому жажда возврата прошлого, тяга к восстановлению естественности так ощутимы в философии культуры. Сначала человек зависел от природы. Эта зависимость была растительно животной. Затем возникла новая зависимость человека от природы, только другого вида - машинной природы.
Однако
воздействие техники на культуру
не исчерпывается только негативными
воздействиями на человека. Техника
имеет космогоническое
Технизация духа, технизация разума может обернуться гибелью духа и разума. Техника отрывает человека от земли, она наносит удар всякой мистике земли. Титанизм техники прямо противоположен всякому пассивному, животно растительному пребыванию в материнском лоне, в лоне матери земли. Так завершаетс по сути делателлурический этап в истории человечества. Новместе стем техника даетчувствопланетарности земли, радикально иное чувство земли, чем то, какое было свойственно человеку в прежние эпохи.
Старые
культуры, подчеркивал Н.А. Бердяев
в цитированной работе, овладевали
лишь небольшим пространством и
небольшими массами. Такова была наиболее
совершенная культура прошлого: в
Италии в эпоху Возрождения, во Франции
XVII в., в Германии начала XIX в. Это
была культура аристократического типа.
Ноонабылабессильнапередогромны
При определении культуры нельзя исключить человека. Культуру, скажем, нельзя свести к преобразованной людьми природе, ибо в такой трактовке упускается из виду сам человек. Традиционная культурология постулировала, что культура надстраивается над естественно природным началом и в этом качестве противостоит ему. Отношения между культурой и природой, стало быть, выступают в основном как враждебные, непримиримые, ибо культура сковывает природные потенции человека. Сбросить оковы культуры означает в этой системе рассуждений вернуться к "непреобразованной", "неокультуренной" природе.
Если
культура восходит к изначальному человеческому
влечению, устремлению, порыву, то надо
выявитьданный импульс и
Однако многие другие мыслители трактуют отношения между природой и культурой в духе все обостряющегося конфликта. Они полагают, что культура изначально враждебна человеку и природе. Философы, следовательно, должны не проглядеть трагические последствия, которые вытекают из этого антагонизма.
Пока
социальные связи между людьми были
патриархальными, прозрачными, легко
контролируемыми, рознь между природой
и культурой не выявлялась и не
осознавалась. Однако постепенно по мере
усложнения общественных отношений, усиления
диктата культурных норм над индивидуальным
поведением непримиримость между природой
и культурой обнаруживается все
с большей наглядностью. Инстинктивная
сфера человека не выдерживает возрастающей
нагрузки. Противостояние природы и
культуры и вызвало к жизни
те кошмары, о которых так обстоятельно
пишут современные
В связи с этим в философии культуры обсуждается вопрос о том, как случилось, что в истории человечества наметился поворот к отчуждению человека от природы. Некоторые исследователи полагают, что источник наших экологических проблем - иудейско христианская вера в человеческое призвание, направленное на господство над природой. Однако действительно ли данная концепция правильно трактует библейскую веру в верховенство человека, или же, напротив, в действительности Ветхий и Новый Заветы выражают более просвещенное и более благородное отношение к природе?