Контрольная работа по «Культурология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:52, контрольная работа

Описание

Начиная с XIV-XV веков в странах Западной Европы, происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения.
Возрождением или Ренессансом (франц.) называется эпоха, переходная от средневековой культуры, для которой характерен аскетизм с его пренебрежением ко всему земному и телесному, к культуре нового времени. То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением новых идеалов.

Работа состоит из  1 файл

конт. культурология.docx

— 39.87 Кб (Скачать документ)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта 
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«САМАРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ»

Уфимский  институт путей сообщения

Факультет высшего профессионального образования

Кафедра философии и истории науки 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Культурология» 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:                                                             Рецензировал:

                  Тезикова  Г.В.                                                        Ильясов Р.Р.

                  3 курс

                  09-ОПУ-5124 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

     Уфа 2011 

     Введение

     Начиная с XIV-XV веков в странах Западной Европы, происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения.

     Возрождением  или Ренессансом (франц.) называется эпоха, переходная от средневековой  культуры, для  которой характерен аскетизм с его пренебрежением ко всему земному и телесному, к культуре нового времени. То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением новых идеалов.

     В эпоху Возрождения возникло экспериментальное  естествознание, произошло открытие и изучение памятников античной культуры, развивались искусства и светское мировоззрение, ослабившее духовный диктат церкви, возникли литературы на новых современных языках и появился профессиональный театр. С началом великого поворота искусства к человеку,  от которого ведет отсчет эпоха Возрождения, европейское человечество сбросило с себя свои старые лохмотья и облеклось в светлые блестящие одежды. 

     Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности

     В средневековом обществе были очень  сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя всецело обязанным традиции, - даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенный вклад в нее, - индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

     Эпоха  Возрождения  —  это  переворот  в  первую  очередь  в   системе  ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает  убеждение в том, что человек  — высшая ценность. Такой взгляд на  человека  обусловил  важнейшую  черту  культуры  Ренессанса  —  развитие индивидуализма   в   сфере   мировоззрения   и    всестороннее    проявление индивидуальности в общественной жизни.

     Именно  эпоха Возрождения дала миру ряд  выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

     Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика - таков круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472). В отличие от средневекового мастера, который принадлежал к своей корпорации, цеху и т.д. и достигал мастерства именно в этой сфере, ренессансный мастер, освобожденный от корпорации и вынужденный сам отстаивать свою честь и свои интересы, видит высшую заслугу именно во всесторонности своих знаний и умений.

     Открытие  древнего мира было произведено деятелями  Возрождения таким путем, что  стало одновременно открытием человеческой индивидуальности. Как это стало возможным?  Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего обратим внимание на значение термина «гуманизм». Его происхождение связано с понятием studia humanitatis — букв, «гуманитарные студии». Так начиная с XIV в. обозначали комплекс учебных дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами. Возрождение, конечно, было связано с занятиями именно этими дисциплинами. Их изучение издавна строилось на знакомстве с античными авторами. Однако гуманисты Возрождения увидели в «гуманитарных студиях» не просто некоторые дисциплины, занятые изучением человека, а главное — средство его развития и возвышения. Если другие учебные предметы призваны формировать практические навыки овладения определенной профессией, то гуманитарные науки заняты воспитанием и образованием человека, формированием человеческого в человеке. Гуманизм  приблизил и перенес на человека (конкретного,  земного) свойства и силы мироздания.

     Франческо Петрарка (1304-1374)  был первым  великим  гуманистом, поэтом и гражданином, который  сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшем программой грядущих европейских поколений. Явление Петрарки огромно.  Оно не покрывается даже самым высоким признанием его собственно литературных  заслуг. Личность, поэт, мыслитель, ученый, фигура общественная в нем нераздельны.

     Вот уже шестьсот лет человечество чтит великого итальянца, прежде всего за то, что он способствовал наступлению  новой эпохи открытия мира и человека.  

     Начиная с Ф. Петрарки (XIV в.), обнаружилась отчетливая тенденция считать классическую латинскую и греческую древность, прежде всего древнюю литературу, единственным образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности. Латинские и греческие авторы рассматриваются теперь в качестве истинных учителей человеческого.

     Под «человеческим» гуманисты стали  понимать совокупность качеств (humanitas), требующих специальной тренировки по их формированию. Среди них: изысканность вкуса, красота языковых форм и речи, утонченное отношение к жизни, способность вызывать ответную симпатию. Обращает на себя внимание яркая эстетическая направленность в понимании человеческого. Возрожденческий гуманизм есть в первую очередь эстетический феномен. Это всегда надо иметь в виду, в частности, по той причине, что гуманизм в русской традиции чаще ассоциируется не с эстетической, а нравственно-этической направленностью. Отечественная традиция трактует гуманизм в смысле защиты слабых, милосердия и сострадания; гуманизм западноевропейского Возрождения не имеет с таким пониманием ничего или почти ничего общего. Конечно, в нем присутствует и нравственный момент. Однако он понимается специфически и стоит далеко не на первом месте.

     В широком  смысле  слова  гуманизм  представляет  собой  образ мышления,  который  провозглашает  идею   блага   человека   главной   целью социального и  культурного  развития  и  отстаивает  ценность  человека  как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и  в  наше  время.  Но как  целостная  система  взглядов  и  широкое  течение  общественной   мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.

     Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась  новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на  особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое  его  положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494)  в своей яркой «Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира:

       «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы  и  место,  и  лицо,  и  обязанности  ты  имел  по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению».

     Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека  по своему образу и подобию,  но  предоставил  ему  возможность  творить  самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится  мысль  Пико о том, что достоинство человека заключено в  его  свободе:  он  может  стать тем, кем пожелает.

     Прославляя  мощь человека и его величие, восхищаясь  его  удивительными творениями, мыслители эпохи  Возрождения  неизбежно  приходили  к  сближению человека с Богом.

     «Человек  укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени...  Кроме того,  он  с  помощью  светильника  ночь   превращает   в   день.   Наконец, божественность человека раскрывает нам магия.  Она  руками  человека  творит чудеса — как те, которые может сотворить природа, так и  те,  которые  может сотворить только бог».

     В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти (1396—1472), Марсилио Фичино (1433—1499),  Томмазо  Кампанеллы  (1568—1639),  Пико  (1463—1494)   и   др. проявилась  важнейшая  характеристика  гуманистического  антропоцентризма  — тенденция к обожествлению человека. Однако гуманисты не были  ни  еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались  верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на  первом  месте  должен стоять Бог, а затем  —  человек,  то  гуманисты  выдвигали  на  первый  план человека, а затем говорили о Боге.

     В борьбе со средневековой консервативно-охранительной  идеологией возникла система качественно иных социально-философских и политико-правовых взглядов. Ее сердцевиной сделалась мысль о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья.

     В миропонимании Возрождения считалось, что судьба человека должна предопределяться не его знатностью, происхождением, званием, конфессиональным статусом, а исключительно его личной доблестью, проявляемой активностью, благородством в делах и помыслах.

     Гуманизм  открывает перспективу безграничных возможностей человеческого индивида. Это открытие производит на самих гуманистов окрыляющее и воодушевляющее действие. Отсюда их энтузиазм и поистине юношеский задор, выраженный как в жизненной практике, так и в произведениях. Самореализация личности мыслится гуманистами прежде всего в плане художественно-эстетическом. В творчестве видят они главный путь раскрытия способностей человека. Одновременно сама жизнь и человеческая личность представляются гуманистам чем-то вроде произведения искусства. С одной стороны, гуманисты далеки от идеи о могуществе человека в плане техническом. У них не возникает мысли о преобразовании природы при помощи техники. Эта мысль — приобретение гораздо более поздней эпохи. С другой — гуманисты столь же далеки от плоского утилитарно-практического эгоизма. Последнее вполне естественно: для людей, воспитанных в христианской традиции, впитавших ее, а затем дополнивших свое понимание христианства идеями античной мудрости, утилитарный практицизм не мог стать осознанной программой. Поэтому самореализация личности видится гуманистами в первую очередь на путях духовного творчества, художественного оформления жизни и своей личности. Всякая деятельность, независимо от ее характера, окрашивается гуманистами в эстетические тона. Примечательно, что создание произведений культуры мыслится гуманистами как часть творения собственной личности. Более того, именно по этой причине духовное творчество столь привлекательно для гуманистов: оно есть путь творения человеком самого себя и своего бытия.

     Результатом господства установки на самореализацию личности, на своеобразный «титанизм» явилось создание произведений культуры, составивших гордость и славу Возрождения. Это поэзия Петрарки и Данте, трактаты Лоренцо Баллы, Пико делла Мирандолы, Николая Кузанского, Эразма Роттердамского и др., художественные шедевры Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи и многих других. Произведения эпохи Возрождения вошли в сокровищницу мировой культуры. Однако в ряде случаев жизненная практика эпохи находилась в острейшем противоречии с возвышенностью гуманистических идеалов.

     Негативные  примеры этой обратной стороны широко известны из трудов многих исследователей Возрождения. Обратная сторона титанизма была прямым следствием установки на индивидуалистическое самоутверждение личности.

     «Всякого  рода разгул страстей, своеволия и  распущенности достигает в возрожденческой Италии невероятных размеров. Священнослужители содержат мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома, так что приходится неоднократно издавать декреты, запрещающие священникам «ради денег делаться сводниками проституток». Монахини предаются оргиям, а в грязных стоках находят детские скелеты как последствия этих оргий. Тогдашние писатели сравнивают монастыри то с разбойничьими вертепами, то с непотребными домами». Распущенностью и развратом прославились многие известные лица, князья, купцы, церковные деятели, в том числе и занимавшие папский престол, а также принадлежавшие к близкому окружению  Папы Римского. Часто эти люди разделяли убеждения гуманистов (как, например, папа Лев X) или были их покровителями. Центр гуманистического движения — Флоренция раздирается борьбой партий. Казни, убийства, пытки, заговоры являются здесь нормой. Активными участниками жестокой борьбы выступают сторонники гуманистических идей. Честолюбие, корыстолюбие и развращенность этих людей сочетаются с блестящими дарованиями и энергией. Вошел в историю герцог Цезарь Борджиа — сын Папы Римского Александра VI (1492— 1503). На его счету множество убийств, в том числе самых близких родственников. В борьбе за власть он не гнушался ничем. Этот самый Ц. Борджиа послужил прототипом идеального правителя для Н. Макиавелли, чья книга «Государь» («Князь») стала одним из первых пособий по политической науке.

     Идеи  гуманизма проявлялись в видении  разума, как главного орудия познания. Он признавал господство разума над окружающим миром. Из чего следовала очередная черта гуманизма – это вера в бесконечный и всеобщий прогресс. Вознесение человека и всего человеческого в культуре эпохи Возрождения влекла за собой эстетическое восприятие действительности, страсть ко всему возвышенному и прекрасному. Гуманисты Возрождения не отрицали то, что человек создан по образу и подобию Божьему, вместе с тем декларируя право человека на творчество. Именно в нем, по мнению гуманистов, должно было проявляться это подобие.

Информация о работе Контрольная работа по «Культурология»