Кризис европейской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:48, контрольная работа

Описание

Кризис культуры – традиционная тема в рамках философских и культурологических исследований конца XIX – XX вв. Проблематика кризиса культуры была порождена изменениями в жизни европейского общества этого периода. Экономическая нестабильность, мировые войны и революции, фашизм и геноцид, многочисленные экологические катастрофы, ослабление традиционных связей и упадок традиционных ценностей, утрата веры в науку, в рациональное постижение мира – всё это проявления кризисного состояния западного общества. В этих условиях многие деятели культуры пытались ответить на вопросы, что представляет собой европейский кризис культуры, каковы его причины и последствия, был ли он неизбежным и возможен ли из него выход. При этом давались разные ответы на эти вопросы, высказывались разные точки зрения.

Содержание

1.Введение …………………………………………………………… 3

2. Кризис европейской культуры и его причины…………………… 4

3. Кризис культуры в философских и культурологических

исследованиях конца XIX – XX вв………………………………. 6

4. Кризис европейской культуры и личности………………………. 13

5. Заключение ………………………………………………………… 15

6. Список литературы………………………………………………… 16

Работа состоит из  1 файл

Культурология-контрольная.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Министерство образования  и науки Республики Татарстан

 

Альметьевский государственный  нефтяной институт

 

 

 

 

Кафедра гуманитарного  образования и социологии

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

                       по дисциплине: «культурология»

 

на тему: «кризис европейской культуры»

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Выполнил студент гр.6972 В

 

  личное дело № 6972 В-14

 

  Козина С.В.

 

 

                                                                                   Проверила:

 

                                                                                  Христинина М.Н.

 

    

 

 

 

Альметьевск 2010


 

 

Содержание

                                  

 

1.Введение  …………………………………………………………… 3       

 

2. Кризис европейской культуры и его причины…………………… 4 

 

3.  Кризис культуры в философских и культурологических

 

     исследованиях  конца XIX – XX вв………………………………. 6

 

4. Кризис европейской культуры и личности………………………. 13

 

5. Заключение ………………………………………………………… 15

 

6. Список литературы………………………………………………… 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                           

           

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

        Культура (от латинского cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура является предметом исследования многих наук - антропологии, истории, социологии, философии, психологии и других. Существует также комплексная область знания – культурология, которая разрабатывает общую теорию культуры и изучает типы культур различных народов и различных эпох.

        Кризис культуры – традиционная тема в рамках философских и культурологических исследований конца XIX – XX вв. Проблематика кризиса культуры была порождена изменениями в жизни европейского общества этого периода. Экономическая нестабильность, мировые войны и революции, фашизм и геноцид, многочисленные экологические катастрофы, ослабление традиционных связей и упадок традиционных ценностей, утрата веры в науку, в рациональное постижение мира – всё это проявления кризисного состояния западного общества. В этих условиях многие деятели культуры пытались ответить на вопросы, что представляет собой европейский кризис культуры, каковы его причины и последствия, был ли он неизбежным и возможен ли из него выход. При этом давались разные ответы на эти вопросы, высказывались разные точки зрения.

       Сложность анализа кризиса европейской культуры состоит в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а ещё лучше – веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут, очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков. Кризис европейской культуры нельзя рассматривать как узколокальное  явление. С самого начала этот кризис проявил себя как составляющая всемирного глобализационного процесса. 

Кризис европейской  культуры и его причины

 

       Кризисные процессы рубежа веков, безусловно, позволяют отнести их к разряду социокультурных. Первые свидетельства, предупреждающие о грядущих глобальных переменах, связаны с трансформационными процессами в культуре. Феномен культуры в этом « кризисном» контексте проявляется во всей своей многозначности. Кризис поразил западноевропейскую культуру как сферу жизнедеятельности людей со всеми особенностями нововременного уклада и традиций. Поэтому, говоря о кризисе западноевропейской культуры, мы обращаемся к широкому содержательному наполнению термина «культура», имея в виду кризис культуры как кризис жизни.

       Кризис,  поразивший Западную Европу, - это не только и не столько кризис какого-либо социального слоя и даже этноса. И это вовсе не кризис элитарных слоёв и культуры благополучной Европы, как часто приходится слышать. На рубеже XIX – XX вв. в кризисе оказалась человеческая жизнь, деятельность, будущее миллионов людей, чьи судьбы сформировались в контексте веками складывающихся и оправдавших себя канонов и норм традиционного рационалистического миропонимания и бытия. Новое время заложило основы этой культуры и жизни, а также заложило основы и для развития тех сил и процессов, которые в будущем преодолели и отвергли эту культуру.

       Современный мир всё больше и больше разворачивается во всех измерениях глобального развития. Современная эпоха -  это эпоха глобальных проблем и глобальных процессов, глобальной экономики, глобальной войны и глобальной безопасности. Что касается культуры, то она не могла и не осталась в стороне  от неизбежно наступавшей глобализации. Мир стал общим, общей стала и культура. В наше время существуют и сохраняются культурные особенности многих народов мира. Есть народы, не знакомые с наследием европейской культурной традицией, что не мешает им продолжать своё существование в их замкнутом культурном пространстве.      Однако в  современных условиях определяющее значение может иметь культура, способная объединить мир в глобальном развитии. Предшественницей такой  культуры стала западноевропейская культура Нового времени, в которой уже были заложены зачатки грядущего обобщения и объединения: каноны современного научного познания, государственного и политического устройства, развитие техники как одной из основных движущих сил общественного и экономического процесса. В течение последних веков роль западноевропейской культуры  явно превалирует на фоне общемировой культурной эволюции.

        Философ и теоретик культуры В.М. Межуев считает важным разделять культурологию и философию культуры, различать знание о культуре, даваемое её научным изучением, и осознание своей личной принадлежности к определённой культуре.  И если знание о культуре делает возможным существование культурологи (науки о культуре), то самосознание человека в культуре получает своё рациональное и осмысленное выражение в философии культуры.

       В понятии философии культуры выделяют два этапа - классический и постклассический. Оба они представляют самосознание европейской культуры на разных, сменяющих друг друга этапах её существования. Первый из них совпадает с расцветом и утверждением этой культуры в странах Европы (начиная с эпохи Возрождения и примерно до середины XIX века). Свойственные этому периоду чувство исторического оптимизма, вера в прогресс, в конечное торжество разума и свободы, в победу человека над силами природы, получившие наиболее полное выражение в философии Просвещения, заставляют   смотреть на культуру Нового времени как высшее достижение истории человечества, имеющее глобальное, всемирно-историческое значение.  Середина XIX века – преддверие кризисных событий в Европе. Философия культуры вступает в свой постклассический  период. Начиная с философии жизни (Шопенгауэр, Ницше), её главной темой становится тема кризиса европейской культуры, уже не способной решать жизненно важные для человека проблемы.

Кризис культуры в философских и культурологических исследованиях конца XIX – XX вв.

       Одна из точек зрения на проблему кризиса заключается в том, что рассматриваемый период явился завершением исторической фазы социального и культурного развития. Такая научная позиция характерна как для К. Маркса, так и для О. Шпенглера, хотя они по разному понимают развитие культуры. Для Шпенглера каждый культурный цикл завершается цивилизацией, для которой характерна девальвация духовных ценностей. Согласно социальной теории Маркса исторический процесс представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций. Переход от одной формации к другой характеризуется обострением противоречий между производительными силами и производственными отношениями, что обуславливает кризисное состояние всех элементов общественно-экономической формации, в том числе и культуры. Переходом к другой фазе социокультурного развития европейского общества объясняют также причину его кризиса П.А. Сорокин и А. Тойнби.                                                                                                                                                                                                                                                                                

       Своё объяснение кризиса европейской культуры даёт А.Швейцер. Почти одновременно с «Закатом Европы» Шпенглера была опубликована работа А.Швейцера «Упадок и возрождение культуры». Кризис европейской культуры осмысливается им как глобальная трагедия, имеющая мировой масштаб. Главную причину кризиса культуры Швейцер видит в том, что в её развитии нарушилось равновесие. Материальная сторона культуры стала развиваться интенсивнее, чем духовная. Этому способствовали успехи науки и практики, благодаря которым были созданы лучшие, по сравнению с прежними, условия жизни человека.  Это  привело людей к ошибочному пониманию природы культуры, где  переоценивалось значение духовного начала. Швейцер поднимает проблему противоречивости культурного прогресса. Он обращает внимание на то, что создание машины и мировой торговли, в конечном счете, привело к мировой войне. А достижения техники стали обращаться на разрушение мира и уничтожение людей. Тем самым были растоптаны  последние остатки гуманизма. Швейцер не был первооткрывателем идеи противоречивости культурного прогресса. Эта проблема была обозначена ещё античными мыслителями, в дальнейшем разрабатывалась в творчестве М.Монтеня, И.Канта, Ж.-Ж.Руссо. Швейцер  нашёл этой идее нужный и актуальный контекст. Одностороннее развитие техники, которая использовалась главным образом в военных целях, уже в 20-х годах XX века вызывало у него резкое неприятие. Швейцер выделил и ряд других обстоятельств, препятствующих существованию и совершенствованию культуры. В этом ряду основная роль принадлежит фактору ограничения личной свободы. Покажем, с чем это связано и в чём проявляется:

      1. Многие люди выполняют в обществе лишь роль рабочей силы. Их труд не имеет духовного, нравственного содержания. Следствием такого состояния является то, что у человека возникает не потребность в духовном совершенствовании, а желание забыться; он ищет развлечений, которые не требуют духовного напряжения. Бездумье становится второй натурой человека. Это определило и характер такой важной сферы жизнедеятельности, как общение. Беседа как диалог, как обмен собственными мыслями превращается в разговор, где говорящие высказывают стандартные замечания и испытывают страх,   что от них  потребуется высказать своё мнение.

      2. Другой фактор ограничения свободы Швейцер видит в узкой производственной специализации и стандартизации. Она разрушает целостность личности, ведет к утрате ее индивидуальности. 
     3. Третий фактор, лишающий человека свободы, коренится в самом обществе. Человек входит в различные социальные объединения - экономические, политические, религиозные. Они лишают человека свободы выбора, свободы мышления. Человек руководствуется мнением той социальной общности, к которой он принадлежит. А сами эти объединения все больше превращаются в машины, бездушные организмы, где человек растворяется как личность, как индивидуальность.

       Эти условия социальной жизни людей и способ их мышления привели к упрощённому пониманию культуры. Культура стала рассматриваться преимущественно как достижения в сфере науки и техники, она стала мыслиться свободной от морали. Возникла идея о том, что возможно существование неэтической культуры. Это опасная идея, ее реализация ведёт культуру к катастрофе. Швейцер считает, что возможно остановить кризис культуры. Для этого нужно выработать новое мировоззрение. Оно должно быть оптимистическим и этическим. Оптимистично мировоззрение, которое утверждает ценность мира и жизни. Оно предполагает уважение к жизни, жизни своей и другого, милосердие к другим людям, ответственность во взаимоотношениях с ними. Вначале носителями такого мировоззрения будет узкий круг людей. Но, в конечном счете, оно окажет влияние на общество и изменит его. Таким образом, выход из кризиса культуры возможен, если она обретет прочную этическую основу, под которой он подразумевает этику благоговения перед жизнью.

        Проблема кризиса европейской культуры у ряда авторов осмысливается в аспекте подавления личности, индивидуальности массой, массовым сознанием. Начиная с конца XIX в. массовое движение стало рассматриваться как один из самых существенных и важных факторов в процессе исторического развития. Результатом первой мировой войны стало представление о толпе как самой эффективной форме единения людей, если ее дисциплинировать и дать правильные идеологические установки. Жизнь личности как основа культуры была поставлена под угрозу. Чувство этой опасности зарождается в духовной жизни конца XIX века. Оно уже присутствует в философии Ф. Ницше, в его рассуждениях о неравенстве людей, в стремлении освободиться от общепринятых норм. И со всей остротой эта тема входит в XX век. Растет потребность восстановить представление об уникальности и сложности человеческой личности, нарастает протест индивида подавлению массой.

Информация о работе Кризис европейской культуры