Культура 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:33, доклад

Описание

Понятие «культура» в прямом смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем смысле - это черта личности, возникшая вследствие обучения, воспитания в области вкуса, здравого смысла и критичности суждений. В этом смысле часто говорят также об общей культуре. Реже используют слово «культура» в качестве синонима слова цивилизация.

Работа состоит из  1 файл

культура Европы 20.docx

— 35.23 Кб (Скачать документ)

  Культура  Европы ХХ века

  1. Значение культуры

       Понятие «культура» в прямом смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем смысле - это черта личности, возникшая вследствие обучения, воспитания в области вкуса, здравого смысла и критичности суждений. В этом смысле часто говорят также об общей культуре. Реже используют слово «культура» в качестве синонима слова цивилизация.

  Культура, если рассматривать её в широком  плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности  человека, которые созданы самим  человеком. Материальные и духовные ценности созданные человеком называются артефактами. В силу того, что человек  по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так  и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает  и потребляет пищу, одежду, создает  жилища, технику и т.п. Для удовлетворения духовных потребностей человек создает  художественные ценности, нравственные и эстетические, политические, эстетические и религиозные идеалы, науку и  искусство.

  Культура  функционирует как живая система  ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует  человек как творческое, создающие существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, проецирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа. Иначе говоря человек и есть начало и результат развития культуры, и цель и средство ее функционирования, и замысел ее воплощения.

  Главная функция культуры – сохранять  и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его  из поколения а поколение и обогащать его. 

  2. Культура ХХ века

  ХХ  столетие самое динамичное в истории  человеческой цивилизации, что не могло  не отразиться на всем характере его  культуры.

  Двадцатый век продемонстрировал человечеству, что культура как и интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но все в большей степени – материального производства. Все качества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено чуть более трехсот лет назад, смогли проявиться в полной мере именно в этом столетии.

  В это время цивилизационные процессы были максимально динамичны и  имели определяющее значение для  культуры.

  В истории культуры ХХ века можно выделить три периода:

  1) начало ХХ века – 1917 год  (Острая динамика социально-политических  процессов, многообразие художественных  форм, стилей и философских концепций)

  2) 1920-1930 годы (коренная перестройка,  некоторая стабилизация культурной  динамики, образование новой формы  культуры – социалистической)

  3) послевоенные сороковые годы  – вся вторая половина ХХ  века (время формирования региональных  культур, подъем национального  самосознания, возникновение международных  движений, бурное развитие техники,  появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние  науки с производством, смена  научных парадигм, формирование  нового мировоззрения).

  В ХХ веке культура европейского типа распространилась и на другие континенты — в страны Азии и Америки, а также в Австралию  и Новую Зеландию. В течение XX в. сформировались общие черты, тенденции, типичные для западной культуры в  целом, проявляющиеся в различных  сферах жизни всех стран мира, охваченных ею. В.И. Вернадский писал в своей  программной работе «Научная мысль  как планетное явление» (1938): «В XX в., впервые в истории Земли, человек  узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты  Земля, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало  единым целым» Действительно, человеческая деятельность, опирающаяся на сферу  разума, сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая  включила в себя: индустриализацию производства и массовое потребление; единые средства передвижения и передачи информации; интернациональную науку  и доступное практически всем образование; стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.

  Европейская культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие  делать деньги. Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и  обогащению. Вместе с тем культура Европы XX в. была открыта для генерации  новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей  деятельности человека, как главное  его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и  природой.

  В общественном сознании XX в. появляются новые взгляды и течения, среди  которых теоретически оформляются  следующие:

  фрейдизм — общее обозначение школ и теорий, стремящихся применить психологическое учение австрийского философа 3. Фрейда о врожденных бессознательных структурах для объяснения явлений культуры и процессов творчества в обществе;

  феноменология — наука об исследовании сознания, согласно результатам которой достоверность теоретических предположений основывается на опыте самого сознания;

  экзистенциализм — поставивший в качестве исследования сугубо человеческие проблемы, связанные с бытием личности в ее специфичности, которая очень часто обнаруживала себя в так называемых «пограничных ситуациях», связанных с необходимостью выбора, принятия решения, с состоянием озабоченности, беспокойства, страха и тревоги человека. Практически все, кто отслеживал и описывал, анализировал и прогнозировал функционирование западной культуры XX в., едины в том, что она страдала серьезными недугами, ей были свойственны кризисные состояния, которые способны были свести на нет все ее достижения.

  3. Модернизм в культуре  двадцатого столетия

  Культура  в ХХ веке развивалась в нескольких параллельных направлениях. При этом ни один из рядов стилевой эволюции искусства и литературы не исчерпывает  собой всего их развития и не охватывает его в целом, только во взаимодействии они формирую целостную историю  культуры ХХ века.

  Многообразие  стилей и методов в культуре ХХ века, отошедших от классических приемов  художественного творчества, получило название модернизм (от фр modern — новейший, современный) — общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. В целом это совокупность эстетических школ и течений конца ХIХ – начала ХХ вв., характеризующихся разрывом с традиционными реалистическими течениями.

  Модернизм как художественная тема был подготовлен  двумя процессами своего развития:

  1. Декадентство (dekadentia — упадок) — т. е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем.

  Модернизм объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса: ощущение дисгармонии мира, нестабильность. Человеческого существования, бунт против рационалистического искусства  и растущая роль абстрактного мышления, трансцендентальность и мистицизм, стремящийся к новаторству любой  ценой;

  2. Авангард (фр avantgarde — передовой отряд) — манифеcты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам.

  Авангард  был продуктом начинающейся эпохи  социальных перемен и катаклизмов. Он основывался на категоричном неприятии  действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломки  традиций.

  Большое влияние на практику модернизма оказали: идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Фридриха Ницше, учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского, психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга, экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и А. Камю, теории социальной философии Франкфуртской школы Т. Адорно и Г. Маркузе. Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. В различных видах искусства это выразилось: в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве; в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке; в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д.

  Стиль модерн реализовал себя в различных  видах искусства, проявив достаточную  гибкость и многоликость, принимая при этом различные воплощения, что  позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства, и даже в праве именоваться стилем.

  Модернизм в литературе наиболее ярко представлен  творчеством австрийского писателя Франца Кафки. Для этого писателя характерно представление о мире как о начале враждебном человеку. Кафка, в своих романах «Замок», «Процесс», «Америка», с потрясающей  силой показал неспособность  людей к взаимным контактам, бессилие человека перед механизмом власти.

  В архитектуре диапазон средств выразительности  модерна простирался от подчеркнуто  декоративных, раскованных и изощренных пластических архитектурных форм до строгих, чисто геометрических решений, воплотивших представления об идеальной  архитектурной среде. Наиболее ярко эти черты просматриваются в  постройках архитекторов стиля модерн—X. ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбриха и О. Вагнера в Австрии, А. Гауди в Испании, Ф. Шехтеля в России.

  В театральном модерне наблюдается  тяга к линии, узору, к своего рода визуализации музыки, превращению игры актеров в фантасмогорическую симфонию линий и красок. Такими были постановки В. Мейерхольда в начале XX в.

  Живопись  стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные  для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе  с декоративным цветовым пятном.

  Модерн  обнаруживает пристрастие к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические мотивы: война, смерть, грех, любовь; мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти: трепет, игру, вихревое движение. Всю эту гамму тем и сюжетов олицетворяло творчество К. Сомова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова.

  4. Основные направления  модернизма

     Наиболее яркие направления модернизма, проявившие себя наиболее динамично в первой половине XX в.: дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, фовизм, супрематизм.

  Первым  в XX столетии течением модернистского искусства считается фовизм. Фовистами назвала французская критика группу молодых художников, в которую входили А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке и др. Их совместная выставочная деятельность была наиболее интенсивной в 1902—1907 гг.

  Фовисты не имели собственной теории, манифеста. Участников группы объединяло только стремление к изобразительным экспериментам с цветом. Для фовистов характерно стремление к яркому открытому цвету, который они широко использовали в жанре пейзажа. Максимальная выразительность цвета, организация с его помощью художественного пространства, активное влияние цветовой гаммы на композиционное соотношение частей художественного произведения — все это и является характерными признаками фовизма. Цветовые эксперименты художников-фовистов оказали определенное влияние на формирование изобразительного искусства XX в. Другим направлением модернизма стал дадаизм (фр dadaisme от duda — лошадка, конек; в переносном смысле — бессвязный детский лепет) — авангардистское направление в западноевропейском искусстве, сложившееся главным образом в Швейцарии, Франции и Германии во время Первой мировой войны.

  Дадаизм возник в Швейцарии в среде  интеллигенции, склонной в своем  протесте против войны к своеобразному  художественному эпатажу Основателями дадаизма являлись поэты Т. Тцара И Р. Гюль-Зенбек, художник Г. Арп и др. Дадаисты выпускали манифесты и журнал «Кабаре Вольтер» (1916—1917), своими импровизированными скандальными театральными постановками пытались сломать устоявшиеся представления о существующих видах и жанрах искусства.

  В 1919 г. во Франции образовалась группа так называемых «абсолютных дадаистов», в которую входили Л. Арагон, А. Бретон, П. Элюар и др.

Информация о работе Культура 20 века