Сегодня
развитие принципа диалога культур
– реальная возможность преодолеть
глубочайшее противоречие духовного
кризиса, избежать экологического тупика
и атомной ночи.
Чтобы
предотвратить глобальные катастрофы
и сохранить положительные тенденции
в развитии современной цивилизации,
в 1968 г. была создана международная
организация, объединившая ученых разных
стран и получившая название — Римский
клуб. Он стал ведущим в глобальном моделировании
перспектив развития человечества. Среди
представленных исследований и разработок
был и проект американского ученого О.
Тоффлера. В ряде своих сочинений, и прежде
всего, в книге «Future Shoke» (1970), Тоффлер пишет,
что человечество переживает новую технологическую
революцию, ведущую к созданию сверхиндустриальной
цивилизации. По мысли ученого, в эпоху
супериндустриализма будут применены
такие высокие технологии, которые изменят
не только лицо планеты, но и саму суть
человека как социального существа. В
эпоху супериндустриальной цивилизации
любой дефицит материальных благ будет
устранен и общество столкнется с прежде
невиданным, гипертрофированным выбором
материальных и духовных благ, который
в сочетании с колоссально высоким темпом
социально-экономических, политических
и культурных изменений грозит сломать
саму способность индивида адаптироваться
к ним. Разрешению этой проблемы и посвящена
работа О. Тоффлера. В послевоенный период
японцем Е. Масудой и канадцем М. Мак-Люэном
разрабатывается концепция информационного
общества, основой которого станут материальные
ценности. В своих книгах «Галактика Гутенберга»
(1962), «Понимание средств связи» (1964), «Культура
наше дело» (1970) Мак-Люэн утверждал, что
смена культурных эпох в истории человечества
определяется господствующими средствами
коммуникация, языком, печатью, компьютером,
телевидением и т. д. Динамично развивающаяся
в конце XX в. компьютеризация всех сторон
жизни современных высокоразвитых стран
на практике вновь и вновь подтверждает
многие аспекты культурологической теории
Мак-Люэна. Формирование информационной
культуры значительно меняет представления
человека о природе, обществе и о самом
себе.