Культура барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:17, реферат

Описание

Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях.

Содержание

I. Введение
II. Искусство Италии
1. Архитектура
2. Скульптура
3. Живопись
4. Музыка
ОПЕРА
ОРАТОРИЯ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ
III. Искусство Фландрии
1. Живопись
IV. Искусство Испании
1. Живопись
2. Музыка
V. Искусство Германии
1. Скульптура
2. Живопись
3. Музыка
VI. Иоганн Себастьян Бах.
1. Черты стиля
2. Оратории
3. Мессы
4. Инструментальная музыка
VII. Музыкальная жизнь Англии
VIII. Георг Фридрих Гендель
1. Инструментальная музыка
2. Оперы
3. Оратории
IX. Музыка барокко (выводы)
X. Литература барокко
XI. Театр
XII. Русское искусство барокко
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

культура.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

      1) служения Богу;

      2) украшения человеческой жизни.

      “Музыкальная  композиция - это математическая наука, посредством которой составляется и наносится на бумагу приятная и  чистая слаженность звуков, которая  после этого может быть спета  или сыграна, с тем, чтобы ею в  первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом и затем, чтобы ею услаждать и давать удовольствие слуху и душе”

                                                            Вальтер.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

X. Литература барокко

 

 

      Стиль барокко нашел свое выражение  и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика (Драйден “Пиршество Александра, или сила гармонии” 1697г.)

Среди двора фонтан, наполненный до края,

Кристальная струя звенит, не угасая

На влажный  алебастр, спадая с вышины

Есть  сто чудовищ там - фонтана украшенье -

Необычайно  тел причудливых сплетенье,

Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,

Под ним из камня столб - подставкой служит он.

                              Жорж де Скюдери

               “Аларих, или побежденный  Рим” 1654

К стилю  барокко можно отнести и позднее  творчество Мильтона, его поэмы на библейские сюжеты: ”Потерянный рай”, “Возвращение в рай”, “Самсон-борец”,... Для его творчества характерно:

      масштабность  поэмы;

      сочетание чувственной, материальной стихии с  высокой духовностью;

      рельефные образы;

      нагромождение деталей;

      господство  идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе добра и зла.

      В то же время происходит возрождение  героики, особенно во французском романе (Мадлен де Скюдери  “Артамен или  великий Сир” (1649-1653), “Мещанский роман” (1666г.)  Антуана Фюретьера).

XI. Театр

 

 

     Своеобразное  претворение стиль барокко получил  в театре. Данному жанру присущи:

      1) условность, витиеватость стиля;

      2) своеобразный язык с включением  простонародных слов;

      3) динамика действия;

      4) сложная композиция;

      5) напыщенность, аффектация.

На сцену  вышли новые драматурги: Тирсо  де Малина (“Дон Хиль - зеленые штаны” - комедия положений; “Севильский  цирюльник или каменный гость”) и Педро Кальдерон (“Жизнь это  сон” 1636г., “Поклонение кресту” 1635г., “Чудодейственный маг” 1637г., “Стойкий принц” 1628г., “Великий театр мира” 1675). Основные черты:

      1) борьба духа и тела, добродетели  и порока в личности героя  и во внешнем конфликте драмы;

      2) победа светлых сил, которая  достается искуплением, мучением;

      3) обнажение жизненных противоречий.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

XII. Русское искусство  барокко

 

 

      Барокко на Руси стало ведущим направлением в искусстве лишь с XVIIIв. Именно в  формах барокко усваивалась классическая традиция западноевропейского искусства, которая позволила осуществить переход от художественного мышления древней Руси к искусству Нового Времени. Искусство Руси заслуживает внимательного и подробного рассмотрения. Мне бы хотелось лишь слегка коснуться его, наметив основные черты.

      В архитектуре стиль нашел претворение  в застройке первоначального  Петербурга, позднее - других городов. Прежде всего это отразилось на планировке города, на самих зданиях. Барокко  на Руси вытесняло средневековую  цельность, сплоченность декора с конструкцией. Фасады барокко специфичны своей театральностью, динамичностью, ритмической сложностью. Развитие фасадной декорации барокко приводит к возникновению дополнительной пространственной зоны.

      Большое значение для дворцовых интерьеров имела монументально-декоративная живопись. Основное средство образной выразительности - язык символов и аллегорий, использование мифологических сюжетов, представления о мироздании. Типично орнаментика, патетика, аффектация, возвышенность. Наиболее значительная роль принадлежала плафонной живописи. Круг мастеров: Пильман, Гарсиа, Соловьев, семья Адольских.  

      В целом, характерна свежесть, рационализм, буржуазность. Локальность культурного  развития средневековья сменялась  более выраженным единством, в основе которого буржуазные связи, становление русской нации и национальной культуры.    

Заключение

 

 

      Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление  было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры:

      1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности;

      2. Увеличение роли государства,  светскости, борьба двух начал;

      3.Повышенная  эмоциональность, театральность,  преувеличенность всего;

      4. Динамика, импульсивность;

      5. Декоративность, живописность, излишество  элементов... 

      В тоже время, барокко подготовило  новую эпоху - эпохе Просвещения. Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство рококо, “неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы, “нововенская школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля...)

      Мир барокко столь же безграничен, как  и мир человеческой души. Пестрота жизни, переполняющая музыку этого  времени, по законам барочной антиномии  уживается с напряженными духовными  исканиями. Чувственная красота  искусства барокко - залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание - вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия искусства.

      Лети  душа, лети, долой пределы

      Земного бытия, круг жизни разорви,

      Отбрось утехи дальнего удела,

      Тяжелое ярмо земной любви.

      Душе  легко, открыты небеса,

      Там обручились вечность и краса. (фон Хоффмансвальдау “Мир”).

 

Литература   

1. Липатов.   Этюды по теории западноевропейского искусства. М., 1973

2. История  искусства зарубежных стран. Том  3. М., 1999

3. История  западноевропейского искусства  III-XXвв. М.,1998

4. Ливанова  Т. История западноевропейской  музыки до 1789г. М.,”Музыка”,1992

5. Ренессанс.  Барокко. Классицизм. Проблемы стилей  в западноевропейском  искусстве. Ответственный редактор Виллер. М.,”Наука”,1986

6. Русское  искусство барокко. Ответственный  редактор Алексеева. М., “Наука”

7. Эскина  Н. Барокко. В журнале “Музыкальная  жизнь” 1995г. №1,2

Информация о работе Культура барокко