Культура делового стиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:45, реферат

Описание

Возникновение этикета как такового и речевого этикета в частности прочно
связывается с развитием государства как основной регулирующей и управляющей системы общества. Государство, подразумевающее по своей природе иерархическое строение власти и институтов власти, различные формы социальной стратификации, различные формы подчинения, нуждается в нормах и правилах поведения, которые бы на практике служили средствами дифференциации и распознавания различных социальных групп, слоёв, институтов.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Речевой этикет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Приветствие. Обращение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Этикетные формулы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Эвфемизация речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Перебивание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
ВЫ-общение и ТЫ-общение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава 2. Правила ведения речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.1. Правила для говорящего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.2. Правила для слушающего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Глава 3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
3.1. Прием «Золотые слова» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
3.2. Правила формулирования комплиментов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

Работа состоит из  1 файл

Реферат Худякова.docx

— 39.85 Кб (Скачать документ)

Третье правило. Доброжелательно, уважительно выслушивая собеседника, постарайтесь не перебивать его, не сбивать с мысли, не вставлять неуместных или колких замечаний, не переводить слушание в собственное говорение.

Четвертое правило связано со вторым и третьим. Выслушивая, поставьте в центр внимания говорящего и его интересы. Дайте ему проявить себя в речи. Подчеркивайте заинтересованность в нем, в его словах — взглядами, мимикой, жестами, междометными и жестовыми "поддакиваниями" (кивками головой), подтверждайте контакт внимания, понимания.

Пятое правило. В роли слушателя надо уметь вовремя оценить речь собеседника, согласиться или не согласиться с ним, ответить на поставленный вопрос, на побуждение среагировать действием и словесно. Иначе говоря, необходимо сочетать в себе роль слушающего с ролью говорящего, умело вступая в диалог.

Шестое правило. Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, направленную не к тебе. Но если тот, к кому направлены слова, не реагирует, что, конечно, вне правил ведения речи, то другой, как бы сторонний, слушающий может взять на себя ответ, тем самым спасая положение в общей беседе и организуя тот тип речи, который называют полилогом.

Как видим, правила для говорящего и для  слушающего теснейшим образом связаны, и это естественно, так как  говорящий и слушающий — две  неразрывные стороны общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «ЗОЛОТЫЕ СЛОВА»

Наиболее универсальный прием, при мастерском исполнении которого практически всегда удается расположить к себе собеседника, — это сказать ему хороший комплимент. Принято делать комплименты женщинам, ибо им это нравится. На самом деле выслушивать комплименты (но не лесть!) любят все, просто реакция мужчин бывает не так заметна. Такая слабость к комплиментам объясняется тем, что комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека — потребность в положительных эмоциях.

«Золотые слова» — это приятные слова. Это слова, содержащие   небольшое   преувеличение   каких-либо положительных сторон человека.

Чем же прием «Золотые слова» отличается от комплимента? Ведь и для того, и для другого в равной мере характерно определение и «приятные слова», и «небольшое преувеличение».

Соль отличия в том, что это слова, «...сказанные попутно, мимоходом, без акцентуации внимания на них».

Итак, «Золотые слова» как  прием формирования аттракции отличается от «комплимента» только одним: это тот же комплимент, но на который человек не обратил внимания. В этом — соль приема (как и всех остальных). Если же Вы хотите сделать человеку комплимент, то подойдите и скажите ему: «Вы сегодня прекрасно выглядите». Человек, может, и не подумает, что Вы комплиментщик, а может, и подумает (может сработать психологическая защита). А вот если Вы хотите воспользоваться приемом «Золотые слова», то произнесите этот же комплимент, но так, чтобы слова-комплименты были как бы «врезаны» в Вашу фразу, чтобы ни до этих слов, ни — тем более — после них не было паузы. Вся фраза с встроенными в нее словам-комплиментам и должна произноситься, что называется, на одном дыхании. Без пауз. А вот Вам и правила:

  1. встроить слова-комплименты в общую фразу;
  2. не делать пауз;
  3. чем длиннее общая фраза после слов-комплиментов, тем лучше;

4) весьма желательно, чтобы  часть общей фразы после слов-комплиментов содержала нечто такое, что захватывало бы внимание слушающего.

Очевидно, что техническое  исполнение приема «Золотые слова» несколько сложнее, чем приема «Имя собственное». Но зато и эффект будет сильнее, если, конечно, — по всем пунктам правила.

Все это не очень сложно осуществить, когда под рукой имеются готовые комплименты. Но, как оказывается, на пути их подготовки немало подводных рифов, которые могут свести на нет всю последующую технику. Поговорим о них, а главное — попробуем научиться их преодолевать.

Делая человеку комплимент (пока «комплимент», а не «золотые слова»), Вы ему как бы говорите, что у него есть вот такое-то положительное качество и оно у него вот и а столько-то выражено (Вы называете степень выраженности чуть большую, чем у него на самом деле). Но вся беда в том, что Ваш собеседник может:

а) данное качество не считать положительным качеством личности;

б) воспринять иначе сказанное Вами, а не так, как Вы хотели бы;

в) подумать, что Вы очень сильно преувеличили, гипертрофировали;

г) или, наоборот, преуменьшили, ибо он полагает, что это качество у него развито (выражено) значительно сильнее, чем Вы представили.

Во всех этих четырех  случаях комплимент не будет комплиментом (и уж никогда не превратится в прием «Золотые слова», поскольку, как бы Вы ни старались скороговоркой произнести эти слова, собеседник все равно на них — по указанным выше основаниям — обратит внимание), а посему необходимо это учитывать.

Правила формулирования комплиментов.

  1. Учитывайте возможную инверсию.

Например, человеку, который весьма негативно относится ко всякого  рода  комплиментам  (бывают такие),  говорят:  «Я слышал, Вы блестяще умеете делать комплименты! Вот бы мне так же научиться!» — реакция будет прямо противоположной ожидаемой Вами.

2) Без двусмысленности.

«Слушая Ваши диалоги с людьми, я каждый раз  удивляюсь Вашей способности так тонко и остроумно уходить от ответов!» Оно конечно, быть остроумным и тонким дискутантом вроде бы и хорошо, это с одной стороны, но с другой — «уходить от ответов» — это все-таки не добродетель для профессионального дискутанта. О каком из этих двух качеств   говорил   делавший   комплимент   —   вопрос. Таких вопросов,  как Вы  сами  понимаете,  быть  не должно.

3) Не гиперболизируйте.

«Я всегда поражаюсь Вашей пунктуальности и аккуратности», — сказали человеку, который знает, что о нем ходят просто анекдоты о его несобранности и рассеянности. Он, конечно, хотел бы (скорее всего) быть и аккуратным, и пунктуальным, но, увы, он трезво понимает,  что ему очень далеко до этого. Ваше «небольшое преувеличение» — для него недосягаемая мечта, гипербола!

4) Учитывайте «высокое мнение».

У Вашего собеседника это качество, предположим, развито сильнее, чем Вы    «преувеличили».    Например,    некто    —    врачу: «Можно поразиться только этому Вашему мастерству! Как Вы за несколько минут смогли определить, что у него аппендицит?!» Смешно, Для практика-хирурга это элементарно, и врач прекрасно знает, что он может и больше, и лучше. В ответ на свой комплимент Вы, скорее всего, получите лишь легкую ухмылку.

И еще два правила, которые  нередко нарушали наши слушатели, выполняя задание по написанию пяти комплиментов.

5) Без дидактики!

Это правило  заключается в том, что комплимент должен констатировать, т. е. утверждать наличие той или иной характеристики (утверждать с небольшим преувеличением), но не содержать рекомендаций по се улучшению. «Тебе надо быть более уверенным!», «Тебе бы к лицу была легкая косметика» — назидание!

6) Без «приправ».

Это последнее правило  касается не самого содержания комплимента, а тех добавок с негативным оттенком, которые нередко следуют за ним. Мы уже приводили такие примеры, когда человеку делался комплимент по поводу его «золотых рук» и тут же — «а вот язык твой — враг твой!»; или по поводу умения располагать к себе и тотчас же — «только это бы — а в мирных целях!». Не могут некоторые без ложки дегтя, ну никак не могут! А в результате вместо приятного чувства этот сигнал вызывает чувство обратное.

Подведем итог. Итак, всего  шесть правил, которые не следует нарушать, формулируя слова-комплименты. Повторим их еще раз.

1) Учитывайте возможность инверсии.

2) Без двусмысленности.

3) Не гиперболизируйте. 

4) Учитывайте «высокое мнение»,

5) Без дидактики.

6) Без «приправ».

Соблюдая эти правила, Вы никогда не окажетесь в двусмысленном положении, а Ваши слова-комплименты имеют все шансы превратиться в прием «Золотые слова».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Значение речевого этикета.

Речь и речевой этикет – это одна из главных сил самоидентификации человека в обществе. 

Передо мной через примеры из речевого этикета стали видны  исторические тенденции и особенности  русской культуры и русского языка. Например, отсутствие в дореволюционном  русском языке обращений к  низшим слоям означала фактическое  рабское отношение высших слоёв  к низшим, что в свою очередь, скорее всего, было одним из главных побудителей  и причин революции 1917 года.

В то же время фактически уникальная система обращений Ты/Вы говорит о том, что уважение к личности и его социальному статусу культивировалось в России активнее и основательнее, чем в других странах.

Речевой этикет является одной из составляющих национальной культуры, которая берёт на себя основную тяжесть сохранения этноса и государственности. И возрождение, и законодательное закрепление норм  правил речевого этикета, в том числе должно стать приоритетной задачей государства и общества в ближайшее время (ведь это будет огромным и основательным шагом в возрождении России как одного из столпов мировой культуры и цивилизации, с другой – это будет великим вкладом в дело сохранения и развития русского этноса и государства).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Грацдина Л.К., Ширяева Е.Н. Культуа усской речи и эффективность общения М.: Норма, 2000, 560 с.
  2. Формановская Н.И.  Культура общения и речевого поведения. М.: ИКАР, 2010 ., 240с.
  3. Панасюк А.Ю.  Как победить в споре, или искусство убеждать. М.: Олимп: ООО Издательство АСТ-ЛТД, 1998, 304с.
  4. Интернет-источник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культура делового стиля