Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:12, контрольная работа
Египет дает нам самый яркий пример той стадии становления древней восточной культуры, где практические достижения и развитость прагматически ориентированной рациональности сочетается с основополагающей ролью чувств и образов, доставшихся в наследство от первобытного мифа.
Истоки египетской культуры лежат в глубокой древности. Хронологическая история Древнего Египта делится на:
Введение
Географическое положение
Особенности мировоззрения
Социальное устройство
Религия
Письменность и литература
Научные и технические достижения
Художественная культура
Искусство
Архитектура
Скульптура и живопись
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
Египет дает нам самый яркий пример той стадии становления древней восточной культуры, где практические достижения и развитость прагматически ориентированной рациональности сочетается с основополагающей ролью чувств и образов, доставшихся в наследство от первобытного мифа.
Истоки египетской культуры лежат в глубокой древности. Хронологическая история Древнего Египта делится на:
В последний
период Египет теряет свое могущество,
и его постепенно завоевывают
другие народы: персы, ассирийцы, греки,
римляне, византийцы. В раннем средневековье
в Египет проникает ислам. В III
тысячелетии до н.э. Нижний, Средний и Верхний
Египет, представлявшие собой три самостоятельных
государства, объединились. С этого события
и начинается развитие культуры и истории
Древнего Египта.
2. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово "Египет" происходит от древнегреческого "Айгюптос". Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах - города, который греки впоследствии именовали Мемфисом. Сами же египтяне называли свою страну "Та Кемет" - Черная Земля - по цвету местной почвы.
По словам Геродота: “Египет - "дар Нила", ибо Нил был источником неиссякаемого плодородия, основой всей хозяйственной деятельности населения”. В Египте и соседних с ним областях имелось почти все ему необходимое. Горы, замыкавшие Нильскую долину, были богаты различными породами камня: гранитом, диоритом, базальтом, алебастром, известняком, песчаником. В самом Египте металлов не было, но они добывались в прилегающих областях: на Синайском полуострове - медь, в пустыне между Нилом и Красным морем - золото, на побережье Красного моря - цинк и свинец. Серебро и железо доставляли главным образом из Малой Азии.
Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важнейшей судоходной артерией, связывавшей Верхний и Нижний Египет и всю страну с Нубией, которую античные авторы именовали Эфиопией.
В эпоху,
предшествовавшую образованию государства.
Египет состоял из отдельных областей,
в результате их объединения возникли
два царства - Нижний и Верхний Египет.
После долгой войны победу одержало Верхнеегипетское
царство, произошло слияние обеих частей.
Точная дата этого события неизвестна,
но можно полагать, что около 3000 г. до н.
э. в долине Нила уже существовало единое
государство.
3. ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
3.1. Социальное устройство.
Схема социального устройства напоминает пирамиду. Образ действительно чрезвычайно точный, передающий не только идею незыблемости государства, но и распределение населения по слоям. Рассмотрим же все ступени этой “пирамиды”, начиная с самого низа.
Рабы. Низшее положение в общественной иерархии занимали рабы(баку- раб, собственность владельца). Они составляли хотя и не самую многочисленную, но все же довольно значительную часть населения. Изначально рабы были пленниками, захваченными египтянами во время военных походов. Предположительно, рабами в египетских хозяйствах были и потомки тех древнейших жителей долины Нила, чьи земли захватывались более решительными переселенцами.
Начиная
с конца эпохи Древнего царства,
в рабство начинают попадать и
сами египтяне. К сожалению, не представляется
возможным установить, как именно
происходило порабощение
Свободные — бедные и богатые. Несколько более высокое в социальном плане положение, чем рабы, занимали простолюдины – хемуу (Основа основ древнеегипетского общества). Различие между ними и рабами, вероятно, заключалось главным образом в том, что простой земледелец или ремесленник мог обладать некоторым личным имуществом, вплоть до маленького приусадебного хозяйства. На этих людях зиждилось все благосостояние страны, именно они производили все продукты и товары. Бедняки — члены сельской земледельческой общины и ремесленники составляли нижний, самый широкий слой древнеегипетского общества. Они являлись нижней ступенью, основанием пирамиды древнеегипетского общества. Именно этот слой населения в эпоху Среднего и Нового царства стал основой класса профессионально подготовленных ремесленников и сельскохозяйственных работников, обладавших более высокой, по сравнению с тружениками эпохи Древнего царства, трудовыми навыками. Уровень обеспеченности этих людей был порой весьма различен — это и полные бедняки, готовые продать самих себя в рабство, чтобы не умереть с голоду, и те, кто мог позволить себе содержать хорошее жилище или даже огород возле дома. Однако все они подчинялись надсмотрщикам-управителям, каждый день выводившим их в поле и задававшим очередную дневную норму выработки.
Надсмотрщики-управители. Эти надсмотрщики, писцы, мелкие и средние чиновники составляли следующий слой общества, не столь многочисленный, но весьма важный для нормального функционирования сложной государственной машины. Как и земледельцы, чиновники получали довольствие от вельможи, на чьей службе состояли. Чиновник был более обеспечен, чем простой крестьянин или ремесленник. Почти все они имели, помимо жалованья, небольшой участок земли, на котором трудились нанятые ими работники, получавшие плату и от этих хозяев. Сохранившиеся до наших дней гробницы представителей “среднего класса” древнеегипетского общества позволяют сделать вывод, что многие из них были весьма состоятельными людьми, способными обеспечить себе достойное загробное существование.
Низшие
жрецы. Это те, кто обеспечивал и постоянно
поддерживал заупокойный культ богатых
вельмож. Вера египтян в то, что после смерти
они будут жить в соответствии с прижизненными
заслугами, требовала обязательного соблюдения
ряда ритуалов, среди которых было обеспечение
погребенного тела едой, чтение заупокойных
молитв и многое другое. Этим и занималась
армия заупокойных жрецов хама-ку(“слуги
двойника”, низшая каста египетских жрецов),
скорее всего, не допущенных к значительным
храмовым богослужениям.
Вельможи. Знать составляла наиболее богатую часть населения Древнего Египта. Знать — это не только богатые номархи, основа всей экономики страны, это хозяева мелких номов и усадеб, находившиеся при администрации фараона на положении небольших чиновников, это и жречество многочисленных храмов.
Верховный сановник (чати). Наиболее приближенной к фараону фигурой был чати — верховный сановник. Выступая от имени фараона, он вел все экономическое хозяйство страны и являлся верховным судьей государства. Чати мог занимать, помимо этого, и другие важные государственные должности, но, что весьма показательно, ему никогда не доверялась власть над войском.
Фараон (царь).И наконец, на вершине пирамиды находился фараон — тот, кто воплощал всю полноту власти в государстве. Власть фараона, в том виде, в каком она оформилась в конце Раннего царства и в каком просуществовала, то ослабевая, то вновь усиливаясь, почти четыре тысячи лет, была поистине безграничной. Фигура царя — ключевая во всей системе государственной власти Древнего Египта.
Более трех тысяч лет египетское государство было самым могущественным для своего времени. Тому способствовали крепкая государственная власть, налаженная система управления, совершенное по тому времени законодательство, высокая культура земледелия, развитие науки и огромная роль религии в жизни египтян(самого религиозного народа в истории древнего мира).
3.2. Религия.
Религия Древнего Египта - весьма интересное и многообразное явление. Как известно, в Египте не было единой религии. В каждом номе и городе был собственный пантеон богов. Но Великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Эннеада - четыре пары богов и богинь группируются вокруг одного главного бога. Своеобразной особенностью религии Древнего Египта является объединение нескольких богов под одним сложным именем: Амон-Ра, Ра-Гархамис, Нефер-Тум, Пта-Сокар-Осирис и т.д. Причем один бог перенимал особенности другого, а то и полностью поглощал его. Отсюда следует, что боги Древнего Египта не имели в большинстве своем ярко выраженного характера.
Боги для древних египтян - не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка и законов, но и создателей ремёсел и искусств, письма и счёта, науки магии. Иероглифическое, то есть священное, письмо понималось как " слово бога ", и важнейшая роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту. Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов.
С различными богами были связаны священные кошки, обезьяны, змеи, птицы. После смерти трупы священных животных и птиц мумифицировали, затем укутывали в пелены и помещали в гробы с изображением погребенного животного на крышке. Во многих местах Египта найдены обширные кладбища животных.
Представления,
касающиеся загробного бытия, являлись
сложной смесью древнейших и более
новых верований - часто противоречивых
и даже исключающих друг друга. Считали,
что человек обладал
Огромную роль в верованиях египтян играло имя - уничтожение его наносило непоправимый вред загробному бытию, и египтяне всегда придавали большое значение его сохранению. Именно с этими верованиями связан миф о Ра и змее, в котором рассказывается, как Исида хитростью выведала истинное имя Ра и тем приобрела над ним власть.
Смерть и состояние после нее считали продолжением земного существования, причем толковали это настолько буквально, что существовали специальные заклинания, которые должны были отвратить в загробном мире смерть от человека, уже умершего на земле. Общение живых с покойными происходило не только во время жертвоприношений и молитв, но и в виде письменных обращений к умершим с различными жалобами и просьбами. Возможность вмешательства мертвых в дела живых считалась делом обыденным. Существовала твердая вера в то, что умерший может помочь в несчастье или навлечь бедствия. Покойных просили выиграть судебное дело, исцелить больного, даровать потомство. Последнее было особенно важно для поддержания заупокойного культа. Человек желал после смерти сохранить возможность бывать на земле и находиться среди людей. Специальные тексты должны были способствовать ему в этом и обеспечить "выход днем" из гробницы.
Особое место занимали культ правящего царя и официальное обожествление царской власти - одна из важнейших черт египетской религии. С древнейших времен фараон считался богом во плоти, ипостасью царского бога Хора на земле. Хоровы имена входят в его титулатуру. Уже в Древнем царстве фараона начинают считать сыном Ра, а его имя в надписях и на папирусах окружать защитным кольцом. Когда Фивы стали играть большую политическую роль и местное божество Амон получил общеегипетское значение, царя объявляют его сыном. Чудесное зачатие его Амоном и рождение изображают на стенах храмов. Власть фараона распространяли не только на страну и подданных, но и на явления природы; существовали специальные обряды, изображавшие фараона распорядителем природных сил. Фараон играл главную роль в общегосударственных земледельческих празднествах: при наступлении времени разлива Нила он бросал в реку папирус с приказом водам подняться, он также начинал пахоту, он же срезал первый сноп нового урожая. С культом умершего царя теснейшим образом был связан культ всеегипетского бога Осириса. Сооружение пирамид, этих гигантских усыпальниц - яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после его смерти. Бог Благой (или Добрый) при жизни, бог Великий посмертно, царь является сосредоточением религиозной жизни, и от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.
Таким
образом, религиозная система египтян
с развитым культом богов и
мертвых, устойчивая и консервативная,
скрепляла все проявления культуры,
искусства, науки в единый идеологический
монолит.