Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:12, контрольная работа
Египет дает нам самый яркий пример той стадии становления древней восточной культуры, где практические достижения и развитость прагматически ориентированной рациональности сочетается с основополагающей ролью чувств и образов, доставшихся в наследство от первобытного мифа.
Истоки египетской культуры лежат в глубокой древности. Хронологическая история Древнего Египта делится на:
Введение
Географическое положение
Особенности мировоззрения
Социальное устройство
Религия
Письменность и литература
Научные и технические достижения
Художественная культура
Искусство
Архитектура
Скульптура и живопись
Список использованной литературы
4. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА
Письменность. В Египте благодаря хозяйственным требованиям система письменности сложилась уже к Раннему царству. Состав знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были рисуночными и звуковыми, выражавшими один или более согласных. Звуковыми знаки становились, когда рисунок перестал передавать лишь смысл слова, но начал использоваться, как в ребусе, и для передачи самих входивших в него звуков. Хотя для каждого отдельного звука (согласного, так как гласные не выписывались) был выработан знак, на алфавитное письмо египтяне не перешли. Как правило, пользовались смешанной словесно-звуковой системой, т.е. к рисуночному знаку приписывали знаки-«буквы», которые содержались в стоящем впереди слове. В конце слова ставили знак, который не читался, но пояснял его смысл.
Основным
материалом для письма был папирус.
Стебель этого болотного
Как определитель абстрактных понятий египтяне использовали рисунок свитка папируса. Иероглифическое письмо (как его назвали греки, от слов «священный» и «резать») чаще всего использовалось для монументальных, резанных на камне надписей, хотя иероглифы постоянно встречаются и на других материалах. Для хозяйственных целей применялось деловое, скорописное — иератическое («жреческое», так его называли греки) письмо, этим же шрифтом писали литературные произведения и научные книги. Особенностью иератики является связанность знаков, в отличие от иероглифики, где каждый знак пишется отдельно. Внешний облик знаков со временем изменялся. В Позднем периоде распространилось демотическое письмо, возникшее из беглой поздней иератики. Оно использовалось для бюрократических нужд, но перешло и в литературные и религиозные папирусы и даже на камень.
Литература. Развитие письменности и технология обработки папируса(тростника) для письма привели к появлению литературы. Значимость слова не магического, а человеческого, слово как выражение человеческой мудрости, проявлялась в Древнем Египте особенно ярко.
Египетская художественная литература, получившая особое развитие со времени Среднего царства, оставила нам множество сказок самого разного содержания и происхождения. В «Сказке о потерпевшем кораблекрушение» повествуется о человеке, который был выброшен бурей на неизвестный остров. Там он встретился со змеем, богато одарившим его и предсказавшим возвращение домой, где царь произвел его в телохранители. В этом произведении нашли свой отклик многочисленные путешествия египтян. Исторические лица и факты также могли послужить основой сказки. Таково сказание времени Нового царства о ссоре между фивапским фараоном Секен-не-Ра и гиксосским царем Анепи, о полководце Джехутии, взявшем обманом палестинский город Яффу. К этому же жанру можно отнести восходящий к Древнему царству цикл сказок о фараоне Хеопсе и чародеях, деяния которых описывают сыновья царя. Многие сказки связаны с религиозными представлениями. В сказке о двух братьях прослеживают отклик мифа о боге умирающей и воскресающей растительности. В «Сказке о Правде и Кривде» видят отзвуки мифа об Осирисе.
Широко распространен был жанр поучений, которые использовали и как школьный материал. Очень часто они составлялись от имени известного вельможи или мудреца. Наставления эти преподают не только правила хорошего тона или личного поведения, но объясняют выгоды и преимущества положения писцов-чиновников. Часто даются советы начинающим чиновничью карьеру — советы, вытекающие из служебной практики и житейского опыта старых сановников.
Религиозно-мистические,
медицинские, научные тексты, хроники
и летописи составлялись и хранились
в скрипториях(“домах жизни”) при храмах
или записывались на стенах гробниц и
пирамид, т.е., письменность являлась неотъемлемой
частью древнеегипетского искусства.
5.
НАУЧНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ
Науки в Древнем Египте носили прикладной характер: математика, астрономия, механика, были связаны с сельским хозяйством (ирригационные и земледельческие работы), мореплаванием, строительством. Химия и медицина (в основном, хирургия) — с искусством бальзамирования.
О высоком развитии математики свидетельствуют математические трактаты. Из них видно, что египтяне оперировали с дробными величинами, умели возводить в степень, решали уравнения с двумя неизвестными. Особенно велики были достижения в области геометрии: вычисление площадей различных фигур, приемы вычислений объемов пирамиды и цилиндра. Врачи (сину) самых различных специальностей имелись уже в Древнем царстве. Многие болезни описаны в медицинских трактатах довольно подробно. Кроме лекарств, среди которых были очень сложные по составу, египетские врачи применяли магию, заговоры, заклинания. В Египте возникла первая в истории медицины теория возникновения болезней: египетские врачи считали причиной многих заболеваний изменения деятельности сосудов и сердца. Описано много случаев повреждений и лечения черепа, мозга, области шеи, горла, ключиц, грудной клетки, конечностей. Древние египтяне подошли к изучению физиологии, к убеждению связи деятельности головного мозга и других органов. С древних времен развивается астрономия. Египтяне располагали звезды по созвездиям, но называя их по-своему, вели наблюдения за планетами. В эпоху Среднего царства начали составляться «энциклопедии», т.е. сборники слов, виды продуктов питания, виды злаков, сорта хлеба, виды животных, описания чужеземных городов и т. п. Египтяне впервые культивировали яблоню, гранат, маслину. Развились и начала других наук: зоологии, географии, физики, химии.
Египтяне
— создатели первой в истории человечества
аграрной экономики.
6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
6.1. Искусство
Общие характеристики древнеегипетского искусства:
6.2 Архитектура
Жители Древнего Египта верили в то, что человек не умирает, по их преданиям смерть - начало новой загробной жизни. Так же они полагали, если придерживаться неких правил, новая жизнь будет благополучной. Поэтому традиционная архитектура Древнего Египта - это пирамиды и гробницы.
Египтяне, считали, что душа сможет получить новую жизнь только с тем условием, что тело, в котором она ранее обитала, будет сохранено. Именно для того чтобы сохранить оболочку души египтяне мумифицировали тела умерших. Тела простых людей мумифицировали и сохраняли в простых гробницах, египетской знати – в мастабах, а для фараонов выстраивались огромные пирамиды, в которых имелись небольшие и труднодоступные камеры, в них помещались не только саркофаги с мумиями, но все, что только могло потребоваться умершему в загробном мире.
Тела, находящиеся
в гробницах, по преданиям древних
египтян, нельзя было тревожить. В противном
случае на человека, нарушившего это
правило, падала кара богов и проклятье
потревоженного. Стены гробниц египтяне
расписывали и покрывали
Иногда гробницы для умерших вырубались в скалах, фасад которых был выполнен в виде рельефа. Помещения таких усыпальниц своими внутренним оформлением очень сильно походили на обычные жилые помещения. В некоторых случаях погребальные помещения устраивались даже под землей (глубина их могла достигать 30 метров), и уже над ними возводились каменные гробницы.
Мастаба, что в переводе с арабского означает скамья - это тоже архитектура Древнего Египта, в основном имела форму усеченной пирамиды. Выстраивались они ровными рядами неподалеку от пирамид фараонов и образовывали так называемые «города мертвых». Так же как и пирамиды мастабы были ориентированы по сторонам света.
Существует мнение, что первые египетские пирамиды появились в результате ступенчатой подстройки мастаб. Первая пирамида – пирамида Джосера – была возведена в городе Саккара приблизительно в 2800 году до нашей эры. В основание данной пирамиды был положен прямоугольник со сторонами 116 и 107 метров, высота ее составила 60 метров. Немного позднее египтяне выстраивают пирамиды с квадратным основанием.
К наиболее известным пирамидам относятся посмертные жилища таких фараонов как Микерен, Хеопс и Хефран. До наших дней сохранились не все пирамиды, а всего лишь несколько десятков. Самыми знаменитыми во всем мире являются пирамиды расположенные в Гизе, которые египтяне возвели еще в III тысячелетии до нашей эры.
Самой старой и самой большой пирамидой, которой знаменита архитектура Древнего Египта, является усыпальница Хеопса, которая занимает территорию площадью в 52900 кв. м. Для строительства этой пирамиды было использовано более 2,5 млн. куб. м. каменных блоков, вес каждого из которых приближался к 2,5 т. Созданием пирамиды Хеопса занимался архитектор Хемиун. Строительство велось неподалеку от Мемфиса, который в то время являлся столицей Древнего Египта. Хемиун самой пирамидой хотел показать всю мощь и величие Хеопса и поэтому выбрал местность, где бы усыпальницу великого фараона можно было видеть отовсюду. На строительстве данной пирамиды работало 100 тысяч человек, которые добывали каменные глыбы, обрабатывали и перетаскивали их на строительную площадку с помощью канатов. От начала строительства и до его завершения прошло 20 лет.
Хемиун был великим архитектором, который смог рассчитать идеальные размеры пирамиды. Если бы основания ее было меньшим, усыпальница казалась бы более высокой, но от этого в значительной степени пострадала бы устойчивость сооружения. В том же случае, если бы основание стало несколько большим, пирамида Хеопса потеряло бы нынешнее величие.
На всем
древнеегипетском строительстве лежит
печать большой изобретательности.
Простыми средствами была создана подавляющая
грандиозность. И строительство, и
архитектура отмечены многовековым
сохранением традиций. С архитектурой
неразрывно были связаны скульптура и
живопись.
6.3 Скульптура и живопись
Росписи получили широкое распространение еще при изготовлении герзейской керамики, декор которой, имеющей преимущественно светский характер, включает изображения лодок, растений, зверей и птиц и изредка людей. Древнейшие образцы рельефной скульптуры появились немного позже - на сланцевых пластинах, служивших для растирания весьма популярной черной краски для подводки глаз. В дальнейшем росписи и рельефная скульптура превратились в тесно связанные между собой виды искусства. В усыпальницах и храмах времени правления IV, V и VI династий эти искусства достигли высокого уровня развития.
Хотя сюжеты рельефов в гробницах Древнего царства, как и росписи на керамике предшествующей эпохи, имеют светское содержание, их назначение несомненно связано с религией. На них представлены сцены земледелия (пахота, сев, жатва, молотьба, засыпка зерна в хранилища), скотоводства, охоты и т.д., и все они были предназначены для того, чтобы обеспечить владельцу усыпальницы вечное приобщение к этим занятиям в загробной жизни. К эпохе Нового царства искусства росписи и рельефа разделились, и ряд фиванских гробниц украшен живописью по гладкой белой штукатурке, нанесенной на известняковые стены. Техника рельефа теперь применялась лишь в тех усыпальницах, которые вырубались в высококачественном известняке - в царских гробницах Долины царей и в храмах различных богов. До эпохи правления Рамессидов росписи фиванских гробниц отличались крайним стилистическим и сюжетным разнообразием и всесторонне отображали повседневную жизнь египтян.
Наиболее искусные образцы египетской рельефной скульптуры появляются во время правления фараона Сенусерта (Сесостриса). Не уступают ему и украшения поминального храма царицы династии Хатшепсут, живописно расположившегося на трех террасах в Дейр-эль-Бахри. Здесь находятся некоторые из самых грандиозных по замыслу египетских рельефов: сцены, воспроизводящие экспедицию в Пунт (“Земля богов”, территория в восточной Африке), доставку двух обелисков в Карнак и историю божественного рождения Хатшепсут. Храмовые рельефы эпохи Древнего царства, хотя и не менее монументальные, сохранились лишь фрагментарно. Первым, кто запечатлел на стенах храма свои военные победы, был Сети I. Подобные сюжеты становятся также темой рельефов Рамсеса II и Рамсеса III. Стены храма последнего, если не по стилю исполнения, то по тематическому разнообразию, являются вершиной египетской рельефной скульптуры.
Круглая скульптура уходит корнями в глубокую древность, поскольку выросла из изготовления кремневых орудий путем оббивки и из вырезания бусин и других украшений. Возможно, создателями примитивных глиняных статуэток были первые гончары эпохи древнейших культур, о чем свидетельствуют женские фигурки из захоронений бадарийской культуры. Из кости, в том числе слоновой, вырезали фигурки птиц и зверей, главным образом для украшения гребней. Их же изображали на повсеместно распространенных сланцевых пластинах. Неизбежный распад тела человека после его смерти, утрата его индивидуальности вследствие исчезновения материального облика породили древнейшие надгробные статуи. Даже будучи предельно примитивными, они навечно запечатлевали личность погребенного, поскольку на статуе вырезали надпись с его именем.
Несмотря на совершенствование скульптуры, позы изображенных и стиль, сформировавшийся в начале династического периода, с минимальными изменениями преобладали на протяжении всей истории Древнего Египта. Статуи всегда предназначались для фронтального восприятия. Особое внимание в ущерб прочим элементам скульптуры уделялось лицу; оно всегда имеет бесстрастное, величественное, холодное, спокойное выражение. Тем не менее в некоторых случаях ему придавались в высшей степени индивидуальные черты.
Египетская
культура на всем протяжении своего существования
является типичным примером культуры
восточного, азиатского типа, где все
подчинено идее божественности и подавлению
личностного начала в человеке.