Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 12:22, реферат
Первые попытки дать общее описание жизни древних народов Северной Африки и Передней Азии возникли в Древней Греции. Наиболее полный очерк истории и культуры Древнего Египта сохранился у Геродота, который посвятил вторую книгу своего большого труда Египту. Геродот не знал древнеегипетского языка и иногда был вынужден пользоваться сведениями малоосведомленных лиц. Некоторые свидетельства Геродота подтверждаются египетскими источниками, а те легенды и рассказы, которые он используется в своем историческом повествовании, являются ценными обломками греко-египетского фольклора и исторических сказаний того времени. Особенно подробно Геродот описал религию египтян, правильно отметив ее обрядовый характер, огромные богатства и влияние жречества
С ростом земледельческого хозяйства в религию египтян начали проникать представления о «священной земле», «богине – матери природы» и исконно древнем боге земли Гэбе. В условия долины Нила земледелие было возможно только на основе искусственного орошения. Поэтому в воде египтяне видели великую первородную стихию, которая дает жизнь и пропитание человеку. Культ божественной воды находил свое выражение в сложном ритуале очищений и возлияний, которые должны были совершать все жрецы вплоть до первосвященников и самого фараона.
С надеждой и страхом смотрел египтянин на стихию огня, которая необходима и полезна для людей. Особые магические заклинания должны были охранить человека от силы огня и дать ему власть над огненной стихией.
Египтянин населял весь растительный и животный мир духами, богами и богинями, видя в отдельных растениях, деревьях и зверях обиталище и воплощение определенного божества. Культ животных – одна из форм древнего тотемизма – был широко распространен начиная с архаической эпохи. В древних столицах Египта – в Мемфисе и Гелиополе – поклонялись священным быкам Апису и Мневису. Образ священного быка впоследствии слился с образом обоготворенного царя, как бы наделенного сверхъестественной силой. Бог творческой силы Хнум изображался в виде барана. Распространение получил культ священной коровы – богини Хатхор. Поклонение священным животным отразилось в культе и титулах царя. Покровителями царской власти считали священного сокола, пчелу, коршуна и змею. Самого царя часто изображали в виде могучего льва с головой человека (сфинкса).
Культ предков и заупокойный культ способствовали идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Египтяне верили, что смерть есть не уничтожение человеческого существа, а лишь переход его в другой сверхчувственный мир. Полагая, что загробная жизнь есть лишь своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать возможность умершему пользоваться в этом мире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни.
Стремление сохранить умершему вечную жизнь выразилось прежде всего в погребении тела. Тело умершего искусственно сохраняли для вечной жизни. С этой целью внутренности вынимались и сохранялись в особых сосудах (канопах), а тело пропитывалось соляными растворами и смолистыми составами. Мумию тщательно обертывали множеством льняных покровов. На стенах комнат внутри гробницы обычно изображали умершего, его семью и его имущество. Тут же рисовали сцены охоты, рыбной ловли, ремесленников за работой и различные картины домашнего быта. Эти изображения снабжались объяснительными надписями и даже цифрами. В утаенных, замурованных погребальных камерах искусство развертывало длинную и подробную повесть о земной жизни. И всех этих рельефов, статуй и росписей никто не видел, никто ими не любовался.
Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было, ни много ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным – видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало.
Обоготворяя явления и силы природы, египтяне пытались связать мысль о вечности всегда возрождающейся природы с представлением о воскресении и вечной жизни умершего и обоготворенного предка. В период Древнего Царства, когда эти верования стали облекаться в богословскую форму, древний бог воды и растительности Озирис превратился в центральную фигуру заупокойного культа.
С появлением в период Среднего Царства среднего свободного люда заупокойный культ несколько видоизменяется. Религиозно-магические надписи, «обеспечивавшие» ранее загробную жизнь лишь царям и аристократам, стали появляться на стенках даже скромных саркофагов, принадлежавших людям среднего достатка. Молитвы и заклинания, писавшиеся в период Среднего Царства на стенках саркофагов, в эпоху Нового Царства уже пишутся на свитках папирусов, образуя «Книгу мертвых», в которой содержатся многочисленные заклинания, гимны богам, описания загробного мира и судьбы человека после смерти.
Египтяне считали солнце грозной стихией небесного огня, царившего в мертвой пустыне. Центром солнечного культа в древнейшие времена был город Иуну, который греки называли «город солнца» (Гелиополь). В течение Древнего Царства культ солнца постепенно превращается в связи с централизацией управления страной в государственный культ верховного бога солнца Ра. В период Среднего Царства, когда центром Египта стали Фивы, местный фиванский бог Амон провозглашается верховным богом. Гимны, составленные в честь нового бога Амона-Ра, изображают его изначальным верховным богом, создавшим весь мир. Своего высшего развития культ солнца достиг при фараоне Эхнатоне, когда бог солнечного диска Атон был объявлен единым верховным государственным богом. После смерти Эхнатона его религиозная реформа была ликвидирована, культ Амона был восстановлен.
Религия
использовалась для укрепления власти
царя и авторитета государственной
власти. Проповедовалось учение о
том, что он наделен властью
НАИБОЛЕЕ
ВАЖНЫЕ ВИДЫ АРХИТЕКТУРЫ
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО
ЕГИПТА И ИХ ОСОБЕННОСТИ.
СОЗДАНИЕ МОНУМЕНТАЛЬНОГО
СТИЛЯ ЗОДЧЕСТВА. АСТРАЛЬНАЯ
И РЕЛИГИОЗНАЯ СИМВОЛИКА
ПИРАМИД.
Уже в конце архаической эпохи начали вырисовываться основные отличительные черты изобразительного искусства Древнего Египта: величественная монументальность формы, строгий и четкий, почти геометрический конструктивизм и типичная фронтальность. Все эти черты, однако, часто сочетались с реалистическими тенденциями, особенно в портретных изображениях.
Ведущей в искусстве Египта всегда была архитектура. Все остальные виды искусства подчинялись ей, зависели от нее. Египетское искусство всегда было комплексным, и это его основная и наиболее характерная черта.
Уже в период Древнего Царства
получает отчетливое выражение
та величественная
Зодчество
Среднего Царства является связующим
звеном между архитектурой Древнего
и Нового Царства. Например, центром
погребального храма
Отличительные черты египетской скульптуры – фронтальность и четкая почти геометризированная статичность, - впервые появляющаяся в конце архаической эпохи, например, в статуе сидящего царя Хасехемуи, находят свое полное выражение в статуях Древнего Царства. Скованность тела постепенно уступает место некоторой свободе, однако строго подчиненной фронтальности и древним традициям торжественной монументальности. Изображая божество, царя или близкого к нему вельможу, художник в большинстве случаев старался дать идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в застывшей позе торжественного величия. Это достигалось применением фронтального изображения тела, т. е. Размещением всех частей тела в одной воображаемой плоскости, прямо обращенной к зрителю. Таковы статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа.
Однако, в статуях и статуэтках, изображающих простых смертных, чаще всего слуг и рабов, уже появляются довольно определенные тенденции к реализму. Постепенно скульпторы и живописцы освободились от старых правил и образцов закостенелой и условной стилизации, стремясь изобразить тело и лицо человека таким, каким они его видела в действительности. Таковы известные статуи Каапера или знаменитого луврского «писца».
Эти же отличительные черты выступают в рельефах и рисунках, украшающих стены гробниц. В них раскрывается вся повседневная жизнь египтян. Голова и ноги обычно изображались в профиль, плечи и руки – спереди, а торс – как бы в три четверти. Таков обычный канон этих традиционных и часто культовых по своему назначению изображений.
Стремление к реализму усиливается в скульптуре времени Среднего Царства, в особенности в скульптурном портрете, именно здесь обнаруживается попытка художника передать внутренние переживания изображаемого им человека. Рельефы и рисунки Среднего Царства являются как бы связующим звеном между натурализмом искусства Древнего Царства и утонченной стилизацией позднейшего времени.
Пышной архитектуре Нового Царства соответствуют зрелая скульптура, давшая в круглой пластике образцы высокохудожественного реализма, а в рельефе не менее высокие образцы утонченной стилизации. Искусство времени XVIII династии достигло своего расцвета в бурную амарнскую эпоху, когда была сделана смелая попытка сразу видоизменить всю тысячелетнюю культуру, всю древнюю религию и все вековые традиции. Тогда возникло своеобразное искусство, выросшее на почве соединения древнего натурализма с новой, более острой выразительностью, причем резкий портретный натурализм, доходивший порой до шаржа и гротеска, подвергся утонченной линейной стилизации. Эти моменты отражают торсы Эхнатона и Нефертити.
Влияние
амарнского искусства, в особенности
характерная для этого времени
плавная текучесть линий, заметно
в произведениях времени
На закате египетской цивилизации великие пирамиды вызывали у греков и римлян не только восхищение как создания человеческих рук, одно из чудес света, но и чувство негодования, так как воспринимались они и как символы жестокости и деспотизма царей, обрекших народ на неисчислимые страдания. В конце V династии в пирамиде царя Унаса впервые высекаются формулы царского заупокойного ритуала и связанных с ним представлений – «Тексты пирамид», пронизанные идеей бессмертия и могущества царя, полагающегося теперь на вечность слова, запечатленного в камне.
Центральное место в «Текстах пирамид» занимает гелиопольская теология. Тексты из пирамиды царя Унаса запечатлели не только слияние с мифа об Озирисе и гермопольских жреческих построений с гелиопольской теологией, но и соединение в одной системе богов гермопольского учения и богов фиванских, еще не игравших тогда заметной роли в религиозной жизни страны. Истоки солярного монотеизма, столь характерного для египетской религии, также запечатлены в «Текстах пирамид», где Ра фигурирует как единый бог в разных ипостасях – Ра-Атум, Атум-Хепра-Ра, Ра-Хорахте и т. д.
Кроме
религиозного смысла, некоторые ученые
усматривают в пирамидах еще и смысл астральный.
Вся культура Древнего Египта была построена
на религиозном фундаменте, но кроме этого,
служители культа – жрецы, обладали широкими
научными познаниями. Что касается символики
пирамид, доктор Жерар Энкосс считает,
пирамиды и сфинкс, кроме религиозного,
имеют еще и оккультное значение: «эти
три громады, с четырехугольными основаниями,
немного неравные по величине, образуют
своим взаимным положением треугольник,
которого одна сторона обращена к северу,
другая к западу и третья к востоку. Самая
большая пирамида, обращенная к северу
и Дельте, служит символом сил природы;
вторая – к юго-западу и на расстоянии
полета стрелы от первой – символом движения;
а последняя – на юго-восток от второй,
на расстоянии кинутого камня – является
символом времени. На юг от третьей, в среднем
расстоянии, на линии, направляющейся
от востока к западу, высятся еще три пирамиды,
но меньших размеров, а подле них лежат
кучи громадных камней, дающих повод предполагать,
что это развалины седьмой пирамиды. Надо
полагать, что это развалины седьмой пирамиды.
Надо полагать, что египтяне хотели изобразить
семью конусами – семь планетных миров,
гении которых управляют нашей вселенной…
Каждая пирамида построена на четырехугольном
основании, изображение материи: форм
знака и применения. Грань каждой стороны
является тернером и олицетворяет идею,
теорию… Идея над Знаком, Дух над Материей,
Теория над Практикой».