Культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:31, контрольная работа

Описание

Итак, целью данной контрольной работы является освещение символов культуры Древнего Египта. На основании приведенной литературы, источников и различных данных необходимо достаточно полно раскрыть тему, следуя следующим поставленным задачам:
1. рассмотреть историю Древнего Египта;
2. охарактеризовать представления египтян о загробном мире - самую важную часть их религии и культурного наследия;
3. оценить вклад египтян в мировую культуру

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Возникновение этнической общности египтян………..……4
2. Древнеегипетская мифология и религия…………………....…..7
Египетский пантеон Богов………………………………………………......7
Обожествляемые животные………………………………………………..10
Вера в загробную жизнь…………………………………………………….11
Заупокойный культ. "Книга мертвых"………………………………….….12
3. Изобразительное искусство и архитектура ………………..….15
4. Письменность………………………………………………………………21
5. Наука и медицина……………………………………………………..…23
Заключение……………………………………………………………….……26
Список использованной литературы и источников………….28

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ  И СОЦИАЛЬНОМУ  РАЗВИТИЮ  

СЕВЕРНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ИНСТИТУТ  МЕНЕДЖМЕНТА 

Кафедра социально-культурологических дисциплин 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине  «Культурология»

    Тема: «Культура Древнего Египта» 
     
     
     
     
     

                Выполнил: студентка  Побирашкина Марина Алексеевна

                Шифр  СЗС-101005

                Специальность 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»

                Курс 1

                Форма обучения: заочная

                Проверил: ст.преподаватель Лузовицкая М.Ф.

 
 
 
 
 
 

Архангельск 2010-11

     Содержание 

Введение……………………………………………………………………….…3

  1. Возникновение этнической общности египтян………..……4

2. Древнеегипетская мифология и религия…………………....…..7

    1. Египетский пантеон Богов………………………………………………......7
    1. Обожествляемые  животные………………………………………………..10
    1. Вера в загробную жизнь…………………………………………………….11
    1. Заупокойный культ. "Книга мертвых"………………………………….….12

3. Изобразительное искусство и архитектура ………………..….15

4. Письменность………………………………………………………………21

5. Наука и медицина……………………………………………………..…23

Заключение……………………………………………………………….……26

Список  использованной литературы и источников………….28 

 

     ВВЕДЕНИЕ 
 
 

     Одна  из древнейших мировых цивилизаций  зародилась в Северо-восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что  слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос».

     Систематическое изучение Египта начинается с 19 века. До этого  пользовались отрывочными  библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов. Самобытная культура Древнего Египта ("Страны Большого Хапи”) с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

     Минули  тысячелетия, но живой интерес к  истории Древнего Египта не иссякает до сих пор. Но долгое время огромный пласт египетской истории был  неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена - иероглифы. Попытки  проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели.

     Итак, целью данной контрольной работы является освещение символов культуры Древнего Египта. На основании приведенной  литературы, источников и различных  данных необходимо достаточно полно раскрыть тему, следуя следующим поставленным задачам:

     1. рассмотреть историю Древнего Египта;

     2. охарактеризовать представления египтян о загробном мире - самую важную часть их религии и культурного наследия;

     3. оценить вклад египтян в мировую культуру. 

 

     1. Возникновение этнической  общности египтян 
 
 

     В науке бытует мнение, что культура Египта возникла как художественное отражение жизнедеятельности скотоводческих племен аборигенов, живших общинным строем, и народов, пришедших с восточного Средиземноморья и в разное время осевших на цветущих берегах великой реки.

     Скотоводческие  племена аборигенов обитали на юге  страны и, возможно, пришли сюда из Нубии  или других южных областей; северные племена, ведущие оседлый образ  жизни, покупали у них скот и кожу, а в замен поставляли растительные и масличные культуры. Таким образом, в стране уже с самых древних времен существовал единый рынок, происходило общение народа и культур. На узкой прибрежной полосе Нила соединились разные по истокам культуры, разноязычные народности и образовали единую этническую общность египтян. Однако непрочность этой общности периодически отражалась на социальной и культурной жизни Древнего Египта, особенно в кризисные времена.

     С древнейших времен вся жизнь Египта определялась Нилом.

     От  Нила – благополучие жизни, но от него же исходят и опасности. Грозны ежегодные  разливы Нила. От них – жизнь, плодородие почвы, от их буйства –  смерть.

     Нил – сосредоточие жизни Египта, он – транспортная артерия, связывающая  провинции, города народы, от него зависят их богатство и само физическое существование египтян. Особенно важны для земледелия ежегодные разливы Нила. Кроме необходимой влаги они приносят питательный для растений нильский ил. Уже почти 7 тысяч лет земледельцы выращивают на этой плодородной земле зерно и хлопок.

     Полоска земли вдоль берегов Нила культивированная, обжитая земля, а за ее пределами  по обоим берегам реки – красная  земля, страна мертвых. Там возвышаются  пирамиды фараонов, гробницы знати  и поля для захоронения обычных  смертных.

     Полоска плодородной земли вдоль Нила едва достигала 8 км, а мертвая земля  простиралась дальше до Красного моря (110 км) и на запад, до атлантического побережья Африки (4 800 км).

     Первые  египтяне были кочевниками-скотоводами, охотниками, разводили овец, коров, ослов, на плодородном нильском иле выращивали овощи и пшеницу. Жили в глинобитных постройках.

     За  десятки столетий египтяне хорошо изучили  свою реку и научились ею управлять. Было замечено, что разливы Нила совпадают с определенным расположением светил. Начались наблюдения, и был изобретен календарь. Египтяне научились определять уровень воды в разные времена года и по этим отметкам довольно точно предсказывать высоту очередных разливов. Они освоили ирригационное искусство: сооружали дамбы, рыли каналы, и водохранилища для излишков воды на случай засухи. Разливы заставили египтян разработать точную систему землеустройства. Это, в свою очередь, привело к развитию геометрии, которая позднее пригодилась им при строительстве различных сооружений. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что характер культуры Древнего Египта во многом определяется особенностями Нила.

     К концу 4-го тысячелетия до н.э. в Египте образовались два древних царства – Нижний Египет и Верхний Египет со столицей Нехен. На рубеже 4-го и 3-го тысячелетий царь Верхнего Египта Мен завоевал Нижний Египет и объединил под своей короной оба царства. Он стал именоваться царем Верхнего и Нижнего Египта – этот титул сохранился на храмовых сооружениях. К слову заметим, что титула фараона в древнейшем Египте не существовало. Это библейское название царя Египта. Оно происходит от древнееврейского слова, первоначально обозначавшего «дом», а позднее «дворец». Сам же египетский царь никогда себя фараоном не именовал. Это слово пришло в Египет много позже из древнееврейского языка.

     Тогда же был – на вечные времена –  решен весьма важный вопрос о символическом  значении корон царя. Корон было три: Нижнего, Верхнего и Объединенного  Египта. Они различались по символике  и цвету: белая корона была символом царства Верхнего Египта, красная, с другими знаками, - царства Нижнего Египта, а комбинации той и другой – царства единого Египта. Все короны были выполнены из меди. Они изображены на множестве найденных глиняных дощечек для письма.

     В результате объединения в Египте сложилась единая государственная система, что в последствии привело к появлению у входящих в нее народностей общих этнических признаков, возникновению которых способствовали единая религия и стереотипная культура, основанная на единых представлениях. 

 

      2. Древнеегипетская  мифология и религия 

     2.1. Египетский пантеон  Богов 
 
 

     Огромное  место в жизни египетского  государства играла религия. И здесь  особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный  культ. Сложение египетского пантеона богов - сложный  процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю,  растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.). Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу; в другой – огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны: Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда названия дифференцировались: Хепри - утреннее солнце, Ра - дневное, Атум – вечернее.

     До  объединения Египта долину Нила населяли сотни различных племен, каждое из которых имело своих собственных богов. При объединении страны государственная религия постепенно вобрала в себя местные верования, многие из которых почитали племенные тотемы, священные предметы и животных. Более поздние попытки племенных богов в единый пантеон отражали стремление фараонов сосредоточить власть в своих руках. Бог города или провинции, откуда была родом семья фараона, часто становился главным богом.

     Из  различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра. Центр его культа - город Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. С возвышением V династии Древнего  царства (XXVI-XXV вв. до н. э.), происходившей из Гелиополя, Ра становится главным богом пантеона и его культ приобретает общеегипетский характер. Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга Атума, и обожествленный с ним (Ра - Атум) становится во главе Эннеады (девятки) богов. Его стали считать созидателем мира и людей, возникших из его слез, отцом богов, отцом царя. У Ра есть несколько дочерей, которые  отождествляли око Ра: Сехмет - грозное око Ра, богиня войны, богиня –  целительница; Тефнут - любимое око Ра, богиня влаги; Хатор - солнечное око Ра, богиня неба, богиня любви, веселья, музыки, пляски. В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи. Помимо того, что все богини  считались дочерьми Ра, их объединяла “иконография”: все они изображались в виде женщины с головой львицы.  Великий Ра не был единственным великим солнечным богом. Не менее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху XVIII династии, XVI – XIV вв. до н. э., он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный характер. Центр культа - Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет фиванскую триаду.

     Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога - Атона. Именно с ним  решил связать свою религиозную  реформу фараон Аменхотеп VI. Он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает, новый государственный культ Атона - солнечного диска; меняет свое имя на Эхнатон, что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Горизонт Атона”), а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком, разрушают его город, а имя его вычеркивают из списков ”законных” фараонов – в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб.  Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана. Он известен как один из прародителей рода людского, вылепив последних на гончарном круге. Он же позаботился и о духовном двойнике человека. Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая, что отразилось в ее эпитетах: “владычица плодородия”, ”правительница закромов”. Представала в образе змеи или женщины с головой змеи. Праздник, посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы. А  немного позже она становится еще и богиней судьбы. Шаи – бог виноградной лозы и судьбы. Онурис - бог охоты и войны. Маат - богиня  истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Тот - бог мудрости, счета и письма, муж Маат. Его священные животные - павиан и ибис. Изображался в виде  человека с головой ибиса и палеткой писца в руках. Как божество астральное отожествляется с луной, и в этом божественном статусе вел счет дням, месяцам и годам египетского календаря. Сиа - богиня мудрости и познания - женщина, сопровождавшая бога Тота с правой стороны. Птах - помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался покровителем ремесел и искусств.

Информация о работе Культура Древнего Египта