Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:31, контрольная работа
Итак, целью данной контрольной работы является освещение символов культуры Древнего Египта. На основании приведенной литературы, источников и различных данных необходимо достаточно полно раскрыть тему, следуя следующим поставленным задачам:
1. рассмотреть историю Древнего Египта;
2. охарактеризовать представления египтян о загробном мире - самую важную часть их религии и культурного наследия;
3. оценить вклад египтян в мировую культуру
Введение……………………………………………………………………….…3
Возникновение этнической общности египтян………..……4
2. Древнеегипетская мифология и религия…………………....…..7
Египетский пантеон Богов………………………………………………......7
Обожествляемые животные………………………………………………..10
Вера в загробную жизнь…………………………………………………….11
Заупокойный культ. "Книга мертвых"………………………………….….12
3. Изобразительное искусство и архитектура ………………..….15
4. Письменность………………………………………………………………21
5. Наука и медицина……………………………………………………..…23
Заключение……………………………………………………………….……26
Список использованной литературы и источников………….28
В соответствии с древней религиозной доктриной фараоны считались существами божественной природы, " детьми великих богов мироздания" и поэтому являлись объектами религиозного почитания. Особенно последовательно это соблюдалось в отношении Рамсеса II, прижизненное и посмертное обожествление и культовое обслуживание которого осуществлялось по всему Египту и за его пределами. Древние египтяне признавали божественное происхождение фараонов, поэтому их авторитет был неоспорим. Простые люди были обязаны уважать обычаи, совершать предписанные ритуалы, приносить необходимые жертвы, а главное, трудиться во имя славы и богатства правителя.
Олицетворение бога в образе фараона накладывало на всю культуру Египта отпечаток божественности. Вот почему вся египетская культура, даже хозяйственная и торговая, всегда сакральна. Сакральность, закрепленная каноном, ставшая неизменной традицией, скрепляла единство страны – этническое, культурное, государственное.
Очеловечивания
богов, укоренившееся в Египте уже в древнейшие
времена, определялось уровнем сознания
египтян (человек творил бога по своему
подобию), тем не менее, религиозная фантазия
наделяла богов звериными головами, что
было созвучно древнейшим поверьям. Боги
вступили между собой в дружеские или
враждебные отношения, далеко не безразличные
людям. Мифологическая картина жизни египетских
богов была той духовной силой, которая
пронизывала все содержание реальной
жизни и культуры Египта с древнейших
времен.
2.2. Обожествляемые животные
Египет представляет собой довольно пустынную страну и животный мир его довольно беден. Может поэтому в египетской религии так много божественных животных.
Египтяне
поклонялись божественному
Весьма
распространен был культ
Чрезвычайно был распространен культ сокола (или ястреба) как воплощение бога Хора, а также коршуна и ибиса. Священным в Египте считался белый ибис с черными крыльями. За его убийство полагалась смерть. Всех этих животных также содержали при храмах, а после их смерти бальзамировали.
Широко был распространен культ кошки. Великий бог Ра считался великим котом. Существовала также кошачья богиня Бастет. Смерть кошки в семье отмечалась специальным трауром. Умерших кошек относили к жрецам, которые их бальзамировали и хоронили на специальном кошачьем кладбище. Для кошек иногда делали гробы. За убийство кошки следовало суровое наказание. При пожаре первой спасали кошку, а только затем детей и имущество.
В некоторых местностях обожествлялся баран и лев. Было известно около 60 божеств, изображаемых в виде льва или львицы. Считались священными также черные собаки и шакалы. Они отождествлялись с богом потустороннего мира Анубисом.
Большое влияние имел культ змеи. Изображение змеи было на головном уборе фараона. Считалось, что оно защищает его от влияния дурных сил. В виде змеи предстает богиня земного плодородия Рененутет. При входе во многие храмы устанавливались каменные стелы с изображением змей.
Особое
место занимал священный жук
скарабей. Это насекомое играло огромную
роль в религии Египта. Оно было олицетворением
жизни, самовозрождения и называлось -
хепри.
2.3.
Вера в загробную жизнь
Истинный смысл сооружения пирамид можно понять исходя из представления, лежавшего в основе религии египтян: человек после кончины продолжает свой жизненный путь в царстве бессмертия. Древние египтяне считали, что со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются жить другие составляющие его существа: имя (Рен), душа (Ба) вылетающая из тела в виде птицы, воплощение жизненной сущности человека, и, наконец, Ка – тоже душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого таинственно связанна с судьбой самого тела. Ка не бессмертна, она может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым. Отсюда столь разработанный до мелочей погребальный культ и забота о теле покойника. Вероятно, этот обычай определили природные условия. В сухом климате (а в древнейшие времена покойников в Египте хоронили в песок) разложение останков идет медленно, а по высыхании прекращается вообще. Кожа и волосы покойника, как правило, хорошо сохраняются. Чтобы помочь естественному процессу высыхания, у покойника вынимали внутренности и мозг, а кожу смазывали маслами. Так возник обряд бальзамирования, которому стали подвергать не только царей, но и всех знатных людей после их смерти. Самых знатных после бальзамирования помещали в саркофаг, который покрывали иероглифическими надписями и резьбой, раскрашивали и ставили в каменный склеп. Рядом или внутрь клали оружие, утварь, украшения, знаки отличия. Через потайную дверь в склеп входили жрецы или родные – они приносили еду и вино.
Но
нужно было сохранить умершему не
только тело, но и богатство: рабов,
скот, семью. Художники своим творчеством
обеспечивали умершему владыке посмертное
благополучие: множество небольших статуэток
заменяли слуг, на стены гробницы наносились
росписи и рельефы с изображением земной
жизни умершего. Таким образом, искусству
отводилась необычайно важная роль: оно
должно было обеспечить продолжение жизни
в загробном мире.
2.4. Заупокойный культ. "Книга мертвых"
В культуре Древнего Египта заупокойный культ играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения начинал думать о своей будущей загробной жизни. Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц, строил свою будущую гробницу. В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую он построил себе гробницу. Не было, наверное, в мире народа более серьезно относящегося к своей будущей смерти.
Крайне запутанной была сама система заупокойного культа. Сразу после смерти человека его родственники несли его в храм, где его длительное время бальзамировали. Во время бальзамирования все внутренние органы убирались, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в особом сосуде. Сердце должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. По верованиям египтян человек может получить воскрешение только в случае, если его тело - сах, будет в сохранности. Иногда делались скульптурные копии умершего, на случай если тело погибнет. В этом случае эти скульптурки должны были стать заменой и жилищем для души умершего. Затем делались специальные фигурки - ушебти, которые должны были стать рабами умершего в загробном мире и выполнять за него всю работу. Возле умершего ложили оружие, орудия труда, посуду - все, что могло понадобиться ему в будущей жизни.
Родственники умершего часто навещали гробницу, оставляли на ней пищу, молились за умершего, иногда просили у него помощи. Египтяне относились к своим умершим родственникам почти как к живым людям, которые далеко уехали. У гробниц они оставляли им письма, чтобы те смогли их прочитать.
Однако для благополучной жизни в загробном мире одного соблюдения всех обрядов было не достаточно. Необходимо было бороться со злыми духами в загробном мире, а также пройти загробный суд. Именно с целью помочь в этом была создана Книга Мертвых. В ней было описано, как избежать всех этих опасностей. Каждый человек должен был как можно лучше описать самого себя в священном тексте, который ложился в гробницу. По правде, говоря, мало, что из этого было правдой, но египтяне считали, что иногда для достижения блаженства в загробном мире можно и соврать. На загробном суде боги должны были взвесить сердце умершего и узнать, сколько он сделал хороших и плохих дел. Для того, чтобы сердце не могло свидетельствовать против своего господина, произносились специальные магические заклинания.
Суд
происходит в Чертоге Двух Истин
(Обеих Маат). Умерший вступает в
этот чертог, где заседает загробный суд
в полном составе во главе с великим богом
Ра. Здесь присутствует бог преисподней
Осирис, а также 42 сверхъестественных
существа, каждое из которых отвечал за
особый грех. Умерший произносил речь,
в которой он утверждал, что не совершал
ни одного из этих грехов. Для того, чтобы
судьи не смогли уличить его во лжи, умерший
называет имена всех 42 существ и они не
смогут ему противостоять. Затем боги
Тот и Анубис взвешивают сердце умершего.
Если человек совершил большей хороших
дел - он попадает в загробный мир, если
больше плохих, то его душу тут же съедает
пожирательница душ. Здесь не играли роли
общественное положение человека, его
богатство, а только его дела.
3. Изобразительное искусство
и архитектура
С древнейших времен египетское искусство развивалось под сильным религиозным влиянием. Скульптуры и картины предназначались не для украшения частных домов – они символизировали божественное начало и служили небесным и земным богам – фараонам. Место такого искусства было в храмах и гробницах.
Религиозная направленность искусства требовала твердо установленных образцов и стереотипов выражения. Эти образцы, освященные религией, не подлежали изменению. Установленные каноны передавались художниками из поколения в поколение. Поэтому древнеегипетская культура характеризируется как канонизированная. На протяжении трех тысяч лет искусство Египта оставалось почти неизменным, во всяком случае, стереотипным (за исключением фаюмского портрета и женского портрета в целом). Сохранялись его основные черты: пластические фигуры были симметрично расположены, одежда на скульптурах, украшения, борода, прическа – все это было также подчинено неизменным в веках правилам. Сами же правила в конечном итоге подчинялись религиозно-мифологической традиции древних египтян. Поэтому в египетских картинах и резьбе по дереву и камню нет перспективы, но есть плоскостное изображение видимых и невидимых деталей предмета.
Египетская живопись на первый взгляд поражает монотонностью, однообразием, застывшими формами. Это прежде всего относится к изображениям царственных и других знатных особ. Подобный прием призван был подчеркнуть величие персоны, ее высокое положение в мире бытия. При изображении воинов, земледельцев, ремесленников чувствуется большая свобода: люди поют, танцуют, воюют, работают, охотятся и т. д. Реалистично изображались и животные.
Древнеегипетская скульптура, как и другие виды искусства, связана с заупокойным культом. Стены гробниц и храмов облицовывали плитами с рельефами или покрывали росписями, служившими магическим целям: они изображали бальзамирование и оплакивание умерших, обряды, совершаемые при погребении, и т. д.
Большое место в росписях и рельефах занимало изображение загробной жизни, которая рассматривалась египтянами как непосредственное продолжение земной. В храмах при царских гробницах рельефы представляли собой летопись событий и подвигов царя, главным образом военных походов. В сценах охоты, рыбной ловли, жертвоприношений фигура фараона выделяется среди окружающих значительно большими размерами, что подчеркивает ее значимость.
Скульптурные изображения помещали в храме, в нише или у стены в гробнице. Несмотря на различие поз, почти все скульптуры имеют общие черты. Они фронтальны, для них характерна абсолютная симметрия. Это правило строго соблюдается при изображении фигуры в любых позах, принятых в египетской скульптуре всех времен. Статуи раскрашивали, благодаря чему нам известны канонические цвета: для мужских фигур – коричнево-красные, для женских – желтый. Волосы всегда были черные, одежда – белой. Это однообразие вызвано религиозным назначением статуи и строгими требованиями канона.
Египтяне довели искусство скульптурного портрета до высочайшего мастерства. Статуи супружеской четы Рахотепа и Нофрет, статуя сидящего писца, статуя Ка и многие другие представляют собой шедевры скульптуры. Каждая из них передает индивидуальность личности.
Как и в живописи, в скульптуре художник мог чувствовать себя свободнее, изображая незнатных людей и слуг за работой. Их позы свидетельствуют о роде занятий, выражения лиц лишены величавой торжественности, присущей знати.
Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытии сделали ученые на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей еще в древности, были пирамиды — эти удивительные искусственные горы — гробницы древних египетских царей.
В современной исторической науке принято считать началом первого великого периода древнеегипетской культуры, так называемого Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.), время зарождения каменного строительства. Началось возведение грандиозных пирамид – гигантских надгробий, символизирующих деспотическую власть обожествленного царя, представления египтян о загробной жизни и связанный с ними заупокойный культ.