Культура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 07:20, реферат

Описание

Римскую идеологию и систему ценностей определял, прежде всего, патриотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви к ее героическому прошлому, традициям предков. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Делами, единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались политика, война, земледелие и правотворчество. Римляне имели наибольшие способности к практической деятельности. Это главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими дисциплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администратами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники.

Содержание

1. Введение. 3
2. Ранний Рим. 5
3. Расцвет Римской культуры. 6
3.1 Литература; 8
3.2 Архитектура. 10
4. Эпоха ранней Империи. 12
4.1 Культура Римской империи 13
4.2 Литература. 14
4.3 Архитектура. 15
5. Послесловие 18
6. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

кульурология.rtf

— 181.48 Кб (Скачать документ)

   Кроме периптера, в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды, т.е. круглого храма. Таким был один из древнейших римских храмов -- храм Весты (или Геркулеса, находившийся на Форуме, в III в. до н.э., он был обнесен колоннадой.

    Разнообразные арки и арочные конструкции была характерным злементом римской архитектуры (так же как в греческой - колоннады). Но римляне не отказывались и от колон. Ими украшались общественные здания, например огромный (на 1700 мест) театр Помпея, первый каменный театр в Риме (55-52 г. до н.э.).

    Театр был объявлен частью святилища Венеры и сооружен как составная деталь большого архитектурного ансамбля. Это было типично римское сооружение: создается двухэтажное полукружие на мощных сводчатых конструкциях.

    Весьма популярным в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны, воздвигнутые, например, в честь военных побед.

   Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады -- ряд арок, опирающихся на столбы или колонны, Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках -- многоярусных каменных мостах. внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город .

Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров -- оригинальных римских театров, в которых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а элипсом вокруг сцены или арены.

Специфическим римским типом сооружения была - триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.

   В середине I в. до н.э. в г. Риме появились первые величественные мраморные постройки. Юлий Цезарь приказал построить в Риме новый Форум достойный столицы великой державы. Так была сооружена базилика Цезаря --трехнефное здание прямоугольной формы, предназначавшееся для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний (по типу римской базилики в средние века строились христианские церкви). На Форуме также был возведен храм в честь Венеры (покровительницы Юлиев).

Главные улицы и площади города Рима в позднее-республиканский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЭПОХА РАННЕЙ ИМПЕРИИ (27 г.  до н.э. - II в. н.э.)

            Культура “века Августа”.

    В правление Октавиана Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) римская культура переживает блестящий расцвет, свой “золотой век”. Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, -- воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясающих римское общество гражданских распрей и войн. Поэтому римские ценности, полузабытые религиозные обряды, предания о “доблести предков”, “римский миф” (т.е. легенда о якобы предназначенной Риму богами и самой судьбой власти над миром) теперь всячески подчеркивались и были одной из основной тем всех тогдашних деятелей культуры. “Римский  миф”  сливался  с  “мифом Августа” -- миротворца, избавителя от страдания, -- оба мифа стали краеугольным камнем официальной идеологии Империй.

    В “век Августа” завершился синтез античной, греческой и римской культуры. Под влиянием окончательного освоения и переработки эллинского наследия высокого совершенства достигли литература и искусство, окончательно сформировалась античная культура, которая вошла в качестве существенного компонента в европейскую культуру.

             Развитие архитектуры (но только в столичном Риме) вело к появлению настенной живописи, лучше всего известной по раскопкам домов в г. Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. Греческие образцы воспроизводились скульпторами . Пправда, римскую скульптуру отличал больший реализм в воспроизведении черт оригинала, поскольку для римского искусства был характерен интерес к психологии. Такова мраморная статуя Августа Примапорты, созданная в стиле Поликлета, но более величественная и приближенная к оригиналу. Культура “века Августа” создала предпосылки для всестороннего расцвета римский культуры в I-II в. н.э.

      Культура Римской Империи в I-II--вв.

    Римская культура сохранила свой блеск и великолепие, а в некоторых отношениях и превзошла прежний  уровень.  Никогда раньше она не блистала таким созвездием имен: философы -- Сенка, Эпитет, Марк Аврелий, Секст Эмпирек, Дион Хризостом.

    Именно Марк Аврелий в своем дневнике “Наедине с собой” писал : “Время человеческой жизни- миг, ее сущность- вечное течение, ощущение- смутно, строение всего тела- бренно, душа- неустойчива, судьба- загадочна, слава- недостоверна”.

    Поэты: Лукан, Марциал, Ювенал, писатели -- Плутарх,   Петроний,   Лукиан,   Апулей; риторы - Квинтилиан, Алий Аристид; историки - Тацит, Аппиан, Светоний; ученые -- Клавдий Гален, Клавдий Птолемей, Сальвий Юлиан, Плиний Старший и многие другие.

    Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней Империи являлось то, Что в ее создании принимали активное участие уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских провинций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Литература.

    Уроженец греческого города Херонея “Плутарх” прославился как автор сравнительных “Жизнеописаний” греческих и римских деятелей, а также как философ-моралист, исследователь литературы, риторики, истории музыки, религиозных культов. Грек “Дион Хризостом” (Златоуст) был популярен как блестящий оратор. “Гай Светоний Транквилл” составил биографии двенадцати римских Цезарей -- первых 12 императоров -- от Юлия Цезаря (которого он причислял к монархам) до Домициана. Светоний собрал множество подробностей частной жизни римских: цезарей, уделив особое внимание их порокам и низменным страстям. Выдающимся римским историком I-II вв. был “Корнелий Тацит”- автор нескольких литературных произведений исторического жанра, в которых с глубоким психологизмом описал трагедию римского общества. Вопреки собственному намерению писать беспристрастно, тацитовское повествование наполнено драматизмом. Умение автора передать душевные переживания, мысли и мотивы поступков его героев, меткие характеристики персонажей делают Тацита едва ли не лучшим из римских историков.

    Большой популярностью в ранней Римской Империй пользовался эпистолярный жанр. Таковы, например, письма сенатора Плиния Младшего к друзьям и императору Траяну. Новым был жанр романа, но из римских романов до нас дошел только один-- “Метаморфозы” (или “Золотой осел”) Апулея (II в.).

    Юмором и едкой сатирой, яркостью красок и проницательностью отличаются эпиграммы Марциалла и сатиры Ювенала. Ювенал гневно бичует пороки современного ему римского общества, его сатиры не щадят никого, в т.ч. и императоров. Остроумный и наблюдательный Марциал и до сих пор доставляет немало удовольствия своим читателям.

     

      Архитектура и изобразительное искусство.

Преемники Августа продолжали украшать Рим новыми зданиями и сооружениями. На Палатинском холме “Тиберий” построил   новый императорский  дворец (строительство его завершилось при Калигуле). Почти полностью перестроил центр Рима Нерон. После сильного пожара 64 г. н.э., в поджоге людская молва обвинила самого Нерона,  император приказал снести все постройки центральной части города и на их месте построить императорский дворец с окружающими его резиденциями.  Новый дворец получил название “Золотой дом” из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке.  Центральные улицы Рима были расширены, была ограничена высота зданий, весь город украшен новыми портиками, защищавшими прохожих от палящего солнца. Город, созданный на пепелище при Нероне, был именно тем прекрасным и “вечным Римом” которым восторгались его современники.

    После гражданской воины 63--69 гг. пришедший к власти Веспасиан построил амфитеатр, а завершил строительство амфитеатра, известного всему миру как Колизей, его сын Тит (80 г.).

                      Ликует буйный Рим… торжественно гремит

                      Рукоплесканьями широкая арена;

                      А он- пронзенный в грудь,- безмолвно он лежит,

                Во прахе и крови скользят его колена…

                И молит жалости напрасно мутный взор:

              Надменный временщик и льстец его сенатор

           Венчают похвалой победу и позор…

              Что знатным и толпе сраженный гладиатор?

                Он презрен и забыт… освистанный актер.

                                          М.Ю. Лермонтов.

     В честь открытия Колизея были даны стодневные гладиаторские игры, В плане Колизей представлял собой эллипс с окружностью 524 м. Это -- трехэтажное сооружение (позднее был добавлен и четвертый этаж) с арочно-сводчатыми перекрытиями.  Стена Колизея,  высотой около 50 м.,  состояла из трех ярусов арок -- входов (80 арок нижнего яруса позволяли пятидесяти тысячам зрителей заполнить трибуны в считанные минуты),  а четвертый ярус имел глухую стену с кедровыми мачтами, укрепленными на кронштейнах. В жаркие дни для защиты от солнца (или в случае непогоды) над трибунами натягивали тент. В нижнем ярусе Колизей находились полуколонны дорического ордера, во втором -- ионического, а в третьем -- коринфского. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. На арене Колизея могли сражаться одновременно до 3000 пар гладиаторов, а под ней находились подвальные помещения, коридоры, клетки для диких зверей и т.д.

    В 400 г. гладиаторские игры как языческие зрелища были официально запрещены, и Колизей опустел. Стали растаскиваться статуи, украшавшие его, а сам амфитеатр был превращен в каменоломню. Из огромных каменных квадров Колизея в средние века строились христианские церкви, дома, мосты.

    К выдающимся достижениям римской архитектуры относятся и триумфальные арки, одно- трех- и пяти-пролетные, которые ставились в честь императора. Если греки объясняли военную победу доблестью всех воинов, то римляне приписывали ее личным заслугам полководца. Выражением высших почестей императору-полководцу и служила триумфальная арка. В Риме сохранились только арки Тата- монументальная и в то же время строгая однопролетная арка (80 г.) Септимия Севера (III в.) и Константина (IV в.). Последняя, наиболее сложная и пышная из всех, кажется безвкусным нагромождением архитектурных и скульптурных  элементов.

    Императоры ранней Римской империи продолжали украшать римский Форум, Самым грандиозным и красивым был Форум Траяна, о котором говорили, что не только люди, но даже боги пришли от него в изумление. Форум Траяна был сооружен в начале II в., под руководством греческого зодчего Аполлодора. Он включал в себя собственно форум, окруженный колоннадой, с конной статуей императора, два полукруглых сооружения, так называемые “рынки”. Траян, служивший для хранения заморских товаров, привозившихся в Рим. В глубине форума высилось еще одно грандиозное сооружение --“базилика Ульпия” -- здание для судебных заседаний. Любопытно, что базилика Ульпия  была вытянута в длину и имела три нефа по типу греческого храма; она не имела сводчатых перекрытий, столь характерных для римской архитектуры. К базилике примыкали две библиотеки - латинская и греческая. Достопримечательностью  форума Траяна была также массивная триумфальная колонна этого императора, самая большая из триумфальных колонн. Ее высота почти 37 м, ствол ее сложен из 37 колоссальных блоков каррарского мрамора, всю колонну обвивает лента барельефов, запечатлевших различные эпизоды войн Трояна с даками (длина рельефа -- 200 м).

    При императоре Адриане, преемнике Траяна, был перестроен римский Пантеон на Марсовом поле. К зданию храма был пристроен портик с восемью колоннами из египетского красного гранита с беломраморными коринфскими капителями. Соединение греческого портика с римской купольной конструкцией было типично для римской архитектуры. Пантеон - один из прекраснейших памятников античности. 
 
 
 
 
 

    Послесловие.

    Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и оказала огромное влияние на последующее культурное развитие человечества.

    Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалось основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков.

    Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. В основе архитектуры христианских церквей лежала римская базилика.

    Понятие “неумирающие культурные ценности” нуждаются в доказательстве на практических примерах. Каждая последующая эпоха либо воспринимает достижения предшественников, либо пренебрегает ими, иногда случается и то, и другое сразу. Влияние культурных традиций можно проследить именно на основании связей, существующих между предшественниками и потомками.

Информация о работе Культура Древнего Рима