Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 07:20, реферат
Римскую идеологию и систему ценностей определял, прежде всего, патриотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви к ее героическому прошлому, традициям предков. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Делами, единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались политика, война, земледелие и правотворчество. Римляне имели наибольшие способности к практической деятельности. Это главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими дисциплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администратами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники.
1. Введение. 3
2. Ранний Рим. 5
3. Расцвет Римской культуры. 6
3.1 Литература; 8
3.2 Архитектура. 10
4. Эпоха ранней Империи. 12
4.1 Культура Римской империи 13
4.2 Литература. 14
4.3 Архитектура. 15
5. Послесловие 18
6. Список литературы
Содержание:
1. | Введение. | 3 |
2. | Ранний Рим. | 5 |
3. | Расцвет Римской культуры. | 6 |
3.1 | Литература; | 8 |
3.2 | Архитектура. | 10 |
4. | Эпоха ранней Империи. | 12 |
4.1 | Культура Римской империи | 13 |
4.2 | Литература. | 14 |
4.3 | Архитектура. | 15 |
5. | Послесловие | 18 |
6. | Список литературы | 19 |
Введение.
Развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории “вечного Рима”- государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на р. Тибр до огромной, мировой державы. Владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и, увы, последней ее страницей.
Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.), была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Рим позже, чем Греция, вступил на арену мировой истории и был столицей необъятной империи, охватившей все территории, примыкавшие к Средиземноморью. “Все дороги ведут в Рим”- гласит известная пословица, ибо со всего света устремлялись туда путешественники, купцы…
В формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти - население Италии, греческих областей, эллинских государств. Но греческие и восточные влияния творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей. “Римская драма… вообще подражательна и тесно связанна с греческой, но как и все цветы греческой культуры, пересаженные в почву другой страны, другого языка, другой эпохи, и этот ее цветок, приспособляясь к новой среде, изменил свою окраску, приобрел другой аромат” (Античная драма /Сост. С.Апт.-М., 1970.-С.30).
В свою очередь Рим также оказал значительное влияние на завоеванные им эллинистические территории. Так формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.
Римскую идеологию и систему ценностей
определял, прежде всего, патриотизм, выражавшийся
не только в готовности пожертвовать жизнью
за родину, но и в высоком уважении и любви
к ее героическому прошлому, традициям
предков. В Риме всегда господствовало
представление об особой богоизбранности
римского народа и самой судьбой предназначенных
ему победах. Делами, единственно достойными
римлянина, особенно знатного, признавались
политика, война, земледелие и правотворчество.
Римляне имели наибольшие способности
к практической деятельности. Это главная
черта римского склада характера наложила
отпечаток на римскую культуру. Римляне
были хорошими дисциплинированными солдатами,
прекрасными организаторами и администратами,
законодателями и юристами. Больших успехов
они достигли также в области градостроительства
и городского благоустройства, они были
прекрасными сельскими хозяевами. Римляне
явились также создателями выдающихся
памятников архитектуры, поражающих совершенством
инженерной техники.
РАННИЙ РИМ (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.)
В первые века I тыс. до н.э. территорию Апеннинского полуострова населяли италийские индоевропейские племена, разделявшиеся в этническом и языковом отношении на несколько групп. На формирование раннеримской культуры наибольшее влияние оказали племена латинов, обитавшие в области Лаций (там и возник город Рим).
Кроме италиков, на Апеннинском полуострове жили племена этрусков (в области Этрурия, современная Тоскана) и греки (в южной Италии и Сицилии). Последние передали латинам (римлянам) более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства и свой алфавит, на основе которого была создана латинская письменность.
Важная роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала этрускам.
Из племен, населявших Италию в I тыс. до н.э., высококультурным народом были этруски. Их цивилизация красочно описана античными историками и представлена в многочисленных памятниках. Но в науке до сих пор существует "этрусская проблема", суть которой -- в загадке происхождения этрусков и интерпретации их языка.
Этруски были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они производили своеобразную керамику "буккеро''. Сосуды обжигались до черного цвета, затем полировались и украшались рельефными изображениями животных и птиц. Знаменитым было также этрусское художественное бронзовое литье. Этрусская керамика и разнообразные изделия из металла находили широкий сбыт в самой Италии, Греции, Карфагене и других местах.
Расцвет этрусской культуры в Италии проходится на VII--V1 в. до н.э. Уровень развития производительных сил у этрусков для того времени был очень высок. Их города имели регулярную планировку, мощеные улицы, хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах. Почти все достижения этрусков в строительном деле впоследствии заимствовали римляне.
РАСЦВЕТ РИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЭПОХИ РЕСПУБЛИКИ (III-I ВВ. ДО Н.Э.)
В III-II вв. до н.э. Рим вел войны уже за пределами Италии: сначала с Карфагеном, сильным государством в Северной Африке. Одновременно Рим воевал с иллирийцами, Македонией и царством
Селевкидов. Результатом этих кровопролитных войн были обширные римские завоевания в Северной Африке, Испании, Малой Азии, на Балканском полуострове, островах Сицилия и Сардиния. Рим из маленького городка на р. Тибр превратился в господина Западного и Восточного Средиземноморья, столицу мировой державы. Все завоеванные территории превращались в провинции - "поместья римского народа".
Одушевленную медь пусть куют другие нежнее.
Так же из мрамора пусть живые лики выводят,
Тяжбы лучше ведут, а так же неба движенья
Тростию лучше чертят и восход светил извещают.
Ты же народами править, о Римлянин, властию помни-
Вот искусства твои- утверждать обычаи мира;
Покоренных щадить и сражать непокорных.
(Публий Вергилий Марон).
Римское государство, превратившись в могущественную рабовладельческую державу древности, изнутри раздиралось острыми социальными и классовыми противоречиями. В Риме шла жестокая борьба за власть между представителями знатных фамилий, политическими деятелями и полководцами.
На этом изобилующем событиями фоне происходило дальнейшее развитие римской культуры. Общественно-политический и экономический строй Рима породил свою систему ценностей, где воинской доблести, военным подвигам и славе римского имени принадлежало главное место. У римлян мифы -- повествования о богах -- не получили такого развития, как у греков, уступив в какой-то мере свое место историческим преданиям, особенно истории римских воин.
Мощное культурное движение начинается
в Риме в конце III в. до н.э. Его главной
особенностью было влияние греческой
культуры, греческого языка и образованности.
Для молодых и знатных римлян обязательным
считалось усвоение всего того, что преподавалось
в Греции. Потребности в образованных
людях удовлетворялись за счет импорта
образованных рабов-греков. Многочисленные
деятели римский культуры -- прозаики,
поэты, философы, ораторы, юристы, учителя,
врачи, художники, архитекторы в подавляющем
большинстве были неримлянами. Для знакомства
с греческой культурой не только знати.
Но и простого народа большое значение
имело скопление в Риме вывезенных из
греческих городов картин и статуй, выставлявшихся
на площадях и в храмах и служивших образцами
для римских мастеров.
Литература.
В конце III в. до н.э. в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе - эпическая поэзия. Появляется целая плеяда талантливых поэтов и драматургов, которые обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии. Одним из первых римских трагиков был отпущенник Ливий Андроник, грек по происхождению, переведший на латынь "Одиссею" (III в. до н.э.). Участник I Пунической войны Гней Невий прославился созданием так называемых паллиат и тогат - комедий из римской жизни. На италийской почве возникли ателланы (от названия кампанского города Ателла) с персонажами -- масками: глупца, обжоры, плута, скряги и пр. Особенно знаменитым было творчество двух крупнейших римских комедиографов - Тита Макция Плафта и Публия Теренция (III-II вв. до н.э. ). Они брали за основу греческие комедии, наполняя их множеством подробностей уже из римского быта, фольклора, судебной практики. Классиком римской литературы III II вв. до н.э. был Квинт Энний, воспевший военные победы Рима эпическим гекзаметром.
Первым римским прозаиком считается Марк Порций Катон Старший (II в. до н.э.). В отличие от многим своих современников, Катон крайне враждебно относился к греческой риторике, философии, поэзии и не считал их образцом для подражания. Он был известен как строгий цензор, ревнитель римской старины и “нравов предков”. Из многочисленных сочинений Катона
полностью сохранился лишь его труд “О сельском хозяйстве” (“De agri culfvra”).
С середины II в. до н.э. важнейшим жанром в прозе становится исторический. Римские исторические сочинения, как правило, имели ярко выраженный пропагандистский характер, точкой отсчета для них оставался Рим. Для пропаганды великой миссии Рима много сделал Полибий (II в, до н.э.), грек по происхождению, проживший много лет в Риме. Он написал “Всемирную историю”. Вернее, историю римских войн и побед, обусловленных не только римскими добродетелями, но и римским совершенным строем, совмещавшим преимущества монархии (магистраты), аристократии (сенат) и демократии (народное собрание). Полибий был очевидцем великого исторического факта, на его глазах весь мир подчинился римскому господству и сфере политической и греческому -- в сфере духовной. Исследование причин этого феномена было основным содержанием труда Полибия.
В последнее столетие Римской республики (I в. до н.э.) прославились своими историческими сочинениями Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь, которые (в числе других историков) лучше отразили остроту политической борьбы в эпоху гражданских войн, Саллюстий дал великолепные портреты современных ему римских политических деятелей. Юлий Цезарь, выдающийся политический деятель и полководец, вождь партии популяров в своих книгах “Записки о Галльской войне” и “Записки о гражданской войне” описал собственные деяния и политическую карьеру - Сочинения Цезаря являются образцом классической латыни, точного и лаконичного языка древних римлян.
Архитектура.
От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминают греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но в отличие от греческих, были грандиознее и. как правило, воздвигались на высоких подиумах (прямоугольные платформы с лестницей). В V--IV в. до н.э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф. В позднереспубликанский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор. Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение apoчнo-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру-