Культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:11, контрольная работа

Описание

В своей контрольной работе я постараюсь показать жизнь древних греков «изнутри», несмотря на разделяющую нас временную пропасть в несколько тысячелетий, приблизиться к ним, взглянуть на мир их глазами. Может быть, тогда мертвая, сухая История превратиться в живую реальность.

Содержание

Введение 3
1. С чего началась история Древней Греции? 4
2. Географическая и экономическая структура Греции 6
3. Мифология Древней Греции 10
4. Основные достижения Древней Греции 12
4.1. Скульптура 12
4.2. Архитектура 13
4.3. Театр 15
4.4. Вазопись 16
Заключение 17
Литература

Работа состоит из  1 файл

Культура Древней Греции.docx

— 39.62 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение           3

  1. С чего началась история Древней Греции?    4
  2. Географическая и экономическая структура Греции   6
  3. Мифология Древней Греции       10
  4. Основные достижения Древней Греции     12
    1. Скульптура         12
    2. Архитектура         13
    3. Театр          15
    4. Вазопись         16

Заключение          17

Литература           18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Древнюю Грецию называют колыбелью  европейской цивилизации. Здесь, на родине демократии и гуманизма, верили в то, что возможности  человека неисчерпаемы и он сумеет правильно, мудро воспользоваться  своей свободой.

      В Древней Греции впервые  в мире научились  ценить красоту человеческого  тела, восхищаться  им и чуть ли не боготворить. Один древнегреческий  философ сказал: «Человек – мера всех вещей», и его соплеменники наглядно доказали, каких вершин способен достичь свободный  человек в искусстве, политике, науке и, главное в самосовершенствовании.

      В представлении современного человека Древняя  Греция – это увлекательные  мифы о богах и  героях, прекрасные статуи и храмы, изящные  глиняные сосуды в  музеях. Это подвиги  Александра Македонского, в возрасте 30 лет  завоевавшего полмира.

      В истории Древней  Греции действительно  много ярких событий  и выдающихся личностей, имена которых  остались в веках. Но что мы знаем  о будничной, повседневной жизни древних  греков? И не только полководцев, а обыкновенных, «незаметных» людей. В каких домах  они жили, что ели  на обед и на ужин, как женились и  воспитывали детей, как проводили  день, трудились и  отдыхали.

      В своей контрольной  работе я постараюсь показать жизнь древних  греков «изнутри», несмотря на разделяющую нас  временную пропасть в несколько тысячелетий, приблизиться к ним, взглянуть на мир  их глазами. Может  быть, тогда мертвая, сухая История  превратиться в живую  реальность.  
 
 
 
 
 

    1. С чего началась  история Древней  Греции?

      История древнегреческой  цивилизации началась на рубеже III и II тысячелетий  до н.э., гораздо позже, чем в Египте или  в Месопотамии. В  это время на Пелопоннесском полуострове и  острове Крит возникают  первые государства. На материке от древнейших культур ничего не осталось, не известно даже, какие народы населяли тогда Грецию. На Крите археологи  раскопали руины  четырех величественных дворцов. Самый известный  среди них –  дворец в Кноссе, столице могущественного  царя Миноса. Мифы повествуют о том, что у  Пасифаи, жены Миноса, родился минотавр – полубык-получеловек, которому отдавали на съедение юношей и  девушек. Для него мастер Дедал построил дворец. Только афинскому  царевичу Тесею, который  который убил Минотавра, удалось выбраться  оттуда живым. Кносский дворец – грандиозное  сооружение площадью около 1 га, с пиршественными залами, спальнями, терракотовыми  ваннам, кладовыми  и даже мастерскими  ювелиров, гончаров и других ремесленников. У обитателей дворца были все удобства: водопровод, канализация, вентиляция. Планировка дворца довольно хаотична.

      Известно, что на Крите поклонялись  быкам. Сохранились  на стенные росписи, изображающие ритуальные игры с быками, бычьи  рога украшали стены  святилищ, даже чаши делали в виде бычьей головы. Культура Крита  хранит много тайн, ведь ученые до сих  пор до конца не расшифровали ее письменность. Но они знают, что  эта культура достигла высочайшего уровня.

      Крит  – самый большой  остров Греции –  был расположен на перекрестье морских  путей между Египтом, Финикией, Сирией и  Средиземноморьем. Примерно в XVI в. До н.э., в эпоху царя Миноса, остров превратился в могущественную державу. Минос построил большой флот, покончил с пиратством и установил свое господство на всем Эгейском море. Но через столетие страшная катастрофа принесла смертельный удар цивилизации Крита. Очевидно, это было грандиозное извержение вулкана. Большинство поселений и дворцов погибло, и Крит утратил былое значение.

      На  материке в это  время набирали силу племена ахейцев. Еще в XXII в. До н.э. они пришли на Пелопоннес откуда-то с севера и истребили почти  все местное население. Ахейцев, собственно и считают греками. От их культуры тоже мало что сохранилось. В основном мощные крепости в Микенах, Фивах, Тиринфе и  Афинах. В таких  крепостях-дворцах  были арсеналы с запасами оружия. Наверное, ахейцы опасались вражеских  нашествий. И не напрасно. В XIII в. До н.э. катастрофа постигла и ахейскую культуру: на Грецию двинулись народы с севера, в том  числе и дорийцы. Почти все ахейцы переселились на острова  и побережье Малой  Азии. Они остались лишь в некоторых  греческих областях, например в Аттике. Противостояние завоевателей и завоеванных  кое-где было очень  острым и долгим. Так, в Спарте дорийцы  превратили ахейцев  в рабов – илотов. Дорийцы и ахейцы отличались друг от друга культурой  и обычаями. Лишь спустя века они начали осознавать себя единым народом – греками.

      О следующих нескольких веках мы знаем  по поэмам Гомера «Илиада» и «Одессея». Если верить ему, то греки  отправились в  богатый малоазиатский  город Трою ради освобождения похищенной Парисом  Прекрасной Елены  – жены спартанского царя Менелая. А на самом деле, скорее всего, их привлекла  возможность получить большую добычу. Но легенда, конечно  красивее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Географическая и  экономическая структура  Греции.

      Выделяли  главный город  Аттики на зависть  другим, большим и  малым, государствам Греции: в каждом из них была особая, отличная от других структура почв, рельефа, хозяйственной деятельности. Потому-то между гражданами отдельных городов-государств возникали и закреплялись различия в характерах и пристрастиях, ведь географическая среда, природные богатства  края, его экономические  особенности не могли  не найти отражения  и в формах культуры. За долгие века своего существования древнегреческое  общество пережило немало превратностей судьбы и претерпело глубокие изменения. Греция не представляла собой  замкнутой политической или социальной общности и отнюдь не была единой. Каждое небольшое  государство имело  свой диалект, свою политико-правовую организацию, собственных  богов и героев, собственный календарь, свою монету, не говоря уж об особенностях, вызванных различием  экономико-географических условий. И все  же, несмотря на все  эти различия, долгое время сохранялось  не только сознание общности интересов  во многих областях, но и чувство совместной принадлежности к  некоему единству и взаимная лояльность. Это выразилось в  участии царей  со всей Греции в  Троянской войне, где лично обиженным, оскорбленным в своей  чести и достоинстве  был только правитель  Спарты Менелай. Впечатляющим и исторически  зафиксированным  свидетельством стали  греко-персидские войны  – совместное выступление  греков против завоевателей. Чувство общности было живо и между  греческими государствами, с одной стороны, и их колониями, разбросанными  на плодородных, богатых  урожаями землях вдали  от родины, - с другой.

      Около VIII в. До н.э. утвердилась  новая политическая структура – «город-государство», полис, охватывающий сам город и  прилегающую к  нему территорию, населенную свободными гражданами. Полисное устройство государства воплощалось  в участии граждан  в народных собраниях, в судах, в принятии решений о делах  государственной  важности. Основой  гражданства была принадлежность человека к семье, люди связанные  общественными и  культовыми узами, составляли замкнутую общность. Центром государства  был главный город; население его  объединяли общие  интересы и в сфере  публичной, и в  сфере частной. Размеры  городов-государств были весьма различны – от очень крупных  до самых маленьких. Некоторые государственные  объединения, которые  как целое охватывали значительные территории, включали в себя несколько  отдельных полисов.

      Политическое  деление Греции совпадало  в целом с физико-географическим: достаточно взглянуть  на карту, чтобы заметить всё разнообразие ландшафта, перерезанного  горами, перевалами, долинами. Вместе с  тем количественные соотношения между  населением полиса и  занимаемой им территорией  не помогают при оценке экономических условий  того или иного  города-государства, т.к. структура хозяйства  повсюду была различной. Общую основу его  составляли зерновые, главным образом  пшеница и ячмень, с VI в. До н.э. наиболее выгодным оказалась  разведение винограда  и маслин, хотя не везде существовали благоприятные условия  для выращивания  этих культур. В одних  государствах не хватало  хлеба, другие испытывали недостаток скота.

      Греки рано познакомились  с золотом, рано осознали его ценность, ведь уже во многих мифах  оно играет немалую  роль. Однако за золотом  приходилось отправляться в далекий путь, за пределы Греции.

      Серебром  Грецию снабжали острова  Тасос и Сифнос (VII – VI вв. до н.э.). Серебро  укрепило финансовое положение Афин во время греко-персидских войн, позволил построить  мощный флот и обеспечил  преобладание Афин над  другими городами-государствами  Греции.

      Зато  на нехватку меди греки  не могли пожаловаться, хотя многим полисам  приходилось ввозить  ее извне. Не менее  важным сырьем была глина – из нее  изготовляли посуду, которую и сегодня  можно увидеть  в десятках музеев, - а также известняк, используемый при  строительстве, и  мрамор. Залежи мрамора  находились в самых  разных областях Греции.

      Уже из этой краткой характеристики экономических основ  античной Греции видно, как неравномерно были распространены жизненные блага  в отдельных городах-государствах.

      Существовала  широко развитые торговые связи: сначала, как  и повсюду, простой  натуральный обмен, затем купля  продажа  за деньги, причем в  каждом полисе чеканили собственную монету. Осуществлялась торговля между городами-государствами, производились «валютные» расчеты, взимались  таможенные пошлины.

      Не  была чужда грекам и проблема приспособления окружающей среды  к нуждам человека. Осушение заболоченных земель и орошение засушливых. Попытки  поставить себе на службу силы природы  влекли за собой общее  упорядочение хозяйственной  деятельности, все  более рациональную организацию и  разделение труда, изобретение  и совершенствование  новых его орудий, развитие техники  и т.п.

      Не  было строго разделения труда между различными слоями общества: господин занимался физическим трудом наравне со своим рабом, и  не только мужчины  – царевна Навсикая в «Одиссее» стирает  белье вместе со служанками.

      Несмотря  на крайнее разнообразие экономико-географической структуры Греции и на отрицательно в целом отношение  свободных греков к физическому  труду, в литературе того времени можно  встретить немало похвал земледельцу.

      «Во-первых, земля дает то, чем  люди живут, и вдобавок то, от чего они получают удовольствие… Во-вторых, множество съедобных  вещей она частью производит, частью питает, ведь и скотоводство связано с земледелием… но, доставляя всякие блага в изобилии, земля не позволяет  брать их легко, а  приучает своими руками, она дает упражнение, а тех, кто заботливо  наблюдает за полевыми работами, укрепляет  тем, что заставляет рано вставать и быстро ходить, т.к. в деревне, как и в городе, все хорошо делать в свое время…

      Земледелие  приучает также помогать друг другу.

      Хорошо  сказал тот, кто земледелие назвал матерью и  кормилицей всех искусств. Действительно, когда  хорошо идет земледелие, тогда и все  прочие занятия процветаю» (Ксенофонт. Домострой, V).

      Греки высоко ценили земледелие – основу их экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Мифология Древней  Греции

      Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово  “миф” (в переводе с греческого “предание”, “сказание”). Сказание, передающее представления древних народов  о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных  героях. Еще одно значение слова  миф - вымысел. Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя. Постепенно из отдельных сказаний, зародившихся в различных областях греческой  земли, сложились отдельные циклы  о судьбах героев и покровительствовавших  им богах. Все эти легенды, гимны  и песни, исполнявшиеся странствующими певцами-аэдами, с течением времени  объединялись в большие эпические  поэмы, такие, как «Илиада» и «Одиссея»  Гомера, «Теогония» и «Труды и дни» Гесиола и множество других. Великие  древнегреческие поэты-драматурги V века до н.э. - Эсхил, Софокл, Еврипид - строили свои трагедии на материале древних сказаний о богах и героях.

Информация о работе Культура Древней Греции