Культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 15:13, контрольная работа

Описание

Обучение в древней Греции
Религия Древней Греции
Праздники
Литература
Театр
Древнегреческая архитектура…………………
Живопись, вазопись и орнамент Древней Греции………………

Работа состоит из  1 файл

Основная часть.doc

— 66.50 Кб (Скачать документ)

Введение.

Древняя Греция не была отягощена азиатской традицией, хотя древним грекам и были знакомы достижения культуры народов Востока. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, они определили свой собственный путь социально-политического развития, в философских поисках и в художественно-эстетическом осмыслении мира.  
Антропологическое противоречие духа и тела решено было античной культурой в пользу последнего, придав ей «телесный» стиль. Современные исследователи усматривают корни этой «телесности» в античном рабстве. В рабовладельческом обществе ни полноценность человека, ни сам человек не могли быть поняты, а потому человек и его духовная жизнь осмысливались по типу физических тел или вещей. Так конструируется все античное мировоззрение: наука, религия, философия, искусство, общественно-политическая жизнь. Античный гуманизм прославляет лишь физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии было тело человека. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры.
 
 
 
 
 
 
 
 

Обучение  в древней Греции

В Греции уже  в очень ранние времена большое  внимание уделялось образованию  детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы.  
После семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово "педагог" означает "сопровождающий ребенка"), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в школу. В школе дети занимались с тремя учителями.                                                                                                              Первый из них обучал их грамоте и письму. Вместо тетрадей школьники пользовались диптихами, двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые раскрывались как книга или переплет. Внутренняя поверхность натиралась воском, на котором стилем (металлической палочкой) прорезались буквы и пифры и им же (вернее, его обратной стороной, где была лопаточка) стирались.                                                                                 Считать учились на камешках. Более сложные арифметические расчеты действия) производили на абаке.  
Важное место в образовательной программе занимала подготовка к религиозным празднествам. Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны. Учил их этому кифарист, прививавший детям навыки игры на струнных инструментах — лире или кифаре.  
С двенадцати лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями педотриб (дословно "тренирующий ребенка"). Государство и семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, сильными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе. Педотриб показывал детям, как метать копье и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям. Спортивные занятия проводились в специально подготовленных для этого помещениях — палестрах. Нередко уроки проводились под аккомпанемент флейты.  
С 16 (18) лет мальчики могли продолжить свое образование в гимназиях, школах риторов и философов.  
Девочки учились читать и писать под наблюдением матери, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в дальнейшем участвовать в ритуальных праздниках.                               Знакомились они и с литературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами. Одной из таких школ (по преданию) руководила знаменитая поэтесса Сапфо.  

Религия Древней Греции.

Религия Греции имеет две главные характеристики:  
 
Политеизм(многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных и каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:  
Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть.  
Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи.  
Посейдон — бог моря, брат Зевса.  
Афина — богиня мудрости, справедливой войны.  
Афродита — богиня любви и красоты, рожденная из морской пены.  
Арес — бог войны.  
Артемида — богиня охоты.  
Аполлон — бог солнечного света, светлого начала, покровитель искусств.  
Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства.  
Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов.  
Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия.  
Гестия — богиня домашнего очага.  
Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп.  
Кроме богов существовал культ героев — полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов.  
Второй особенностью древнегреческой религии является антропоморфизм — человекоподобие богов.  
Что древние греки понимали под божеством? Абсолют. Космос — абсолютное божество, а античные боги — это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют. Поэтому все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах. Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но и в поведении владеют теми же достоинствами и недостатками, что и смертные. Можно сказать, что боги — это абсолютизированные люди. Эта черта очень повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту — гуманизм.  
Античная культура вырастает на основе пантеизма древнегреческой религии, который возникает как результат чувственного понимания космоса: идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной. Это судьба, осознанная как необходимость, и выйти за ее пределы нельзя. Из этого можно сделать вывод, что античная культура развивается под знаком фатализма, который античный человек преодолевает с легкостью, борясь с судьбой, как герой. В этом — смысл жизни. Поэтому культ героя особенно характерен для древнегреческой культуры. В античности присутствует удивительный синтез фатализма и героизма, вытекающий из особого понимания свободы. Свобода поступка порождает героизм. Пантеизм и культ героев наиболее ярко выражены в древнегреческой мифологии.
 

Праздники.

С богами связаны  все древнегреческие праздники и спортивные игры. Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру, были в эпоху античности не единственными. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н. э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олнминйскйх празднеств была священная роща Альтис в Олимпии. Место выбрано очень удачно. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия. Известно, что в спортивных играх принимали участие лишь мужчины из числа свободных граждан. Женщины не допускались даже в качестве зрителей под страхом смерти. Для них существовал и свои состязания — в беге. Атлеты соревновались только обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела. Победители игр награждались венками из дикой сливы, росшей около храма Зевса. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной город превращалось в настоящий триумф.                                                                                                             Также в Древней Греции проходили Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону, Истмейские игры в честь бога Посейдона, Немейские игры, прославляющие Зевса.  
Раз в четыре года отмечался праздник в честь богиня Афины — покровительницы города Афин — Большие Панафиней. Праздник представлял собой факельное шествие к статуе Афины, подношение многочисленных и богатых даров любимой богине: одежды, произведений искусства, жертвенных животных, цветов. Затем проходили соревнования музыкантов в исполнительском искусстве и атлетические состязания. Праздник завершался пиром. Победитель награждался дарами Афины — венком оливкового дерева, так как по легенде именно Афина подарила грекам оливковое дерево, и замечательной амфорой с оливковым маслом.  
Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала: праздник духовного общения лучших умов и блестящих талантов. Афинская Академия — это название священной рощи, посвященной афинскому герою — Академу. Это место прославилось тем, что отсюда позднее начинались интересные состязания бегунов — бег с факелами.  
В состязаниях умов ораторов берет свое начало диалектика — умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы. В таком случае «внимать Логосу» означало «быть убедимым». Отсюда преклонение перед словом и особое почитание богини убеждения Пейто.

Литература

Огромным успехом  в Древней Греции пользовалась поэзия. Первоначально развивалась ее эпическая форма. В ней наиболее заметна фигура Гомера, автора двух знаменитых поэм «Илиада» и «Одиссея», которые стали каноном поведения и источником знаний, кладезем мудрости. Воспевая подвиг как образ жизни, Гомер заложил основы всей греко-римской поэзии. Эпос, как форма поэтического творчества, на многие века стал носителем высших этических принципов.  
Позже появлялся дидактическая и лирическая формы. Дидактическая поэзия преследует обучающие и воспитательные цели. Произведения Гесиода «Труды» и «Дни» учат правилам поведения, открыва.т секреты крестьянского труда. Лирическая поэзия, которая чаще всего пелась под аккомпанемент лиры, почти не сохранилась. Уникальным явлением античной поэзии была поэтесса Сапфо, автор любовных стихотворений.  
Эзоп, основоположник жанра басни в Греции, жил около VI в. до н. э. Его короткие анекдоты, построенные на образах животных, были понятны всем и побуждали к размышлениям о морали. Позже римский баснописец Федр перевел произведения Эзопа на латинский язык.

Театр 

Древнегреческий театр, возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень  быстро. Сюжеты для трагедий и комедий  стали брать не только из жизни  Диониса. История сохранила пьесы  трех великих трагиков древности; Эсхила, Софокла, Еврипида, и комедии Аристофана. В трагедиях рассказывалось о героических событиях, происходивших в незапамятные времена. В их основе лежали древние предания, мифы. Боги в трагедиях выступали как грозная сила. Герои вступали, с ними в борьбу, иногда погибали, но стойко переносили удары судьбы.  
Герои комедий — не легендарные личности, а жители современных Аристофану Афин: торговцы» ремесленники, рабы. В комедиях нет такого почтения к богам, как в трагедиях. Их иногда даже высмеивали.  
Театральные представления по обычаю проходили в праздник Великих Дионисий. На круглой площадке — «орхестре» («площадка для пляски») размещался хор. Тут же играли актеры. Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких подставках — котурнахПозади орхестры находилось небольшое деревянное строение — «скена» («палатка»), где актеры готовились к выступлению в новой роли. Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера. Театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца. В один день ставили и трагедию, и драму, и комедию. Театральные зрелища были особенно любимы эллинами.
 
 
 

Древнегреческая архитектура

Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием  форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция  — каменные блоки, из которых выкладывались  стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.  
В основе архитектуры лежали представления о силе и красоте человека.  
Древнегреческая архитектура развивалась двумя стилистическими потоками, в двух ордерах (дорическом и ионическом. Под ордером в архитектуре понимается определенная система сочетания и взаимодействия несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. 
Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера — строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля — легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разработала еще третий — коринфский. Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры. Главные структурные элементы двух ордеров один и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка — стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители.  
Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм.  
Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль. Состоит он из святилища — целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»).  
Второй, также относительно простой тип храма — простиль. Он сходен с актовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны.  
Третий тип — амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.  
Четвертым типом храмов является периптер. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер.                          Существовал в Гредии еще один вид храма — круглый периптер, где святилище — целла — имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.  
Греческие зодчие уделяли исключительное внимание природным условиям и стремились всегда обдуманно и с наибольшим художественным результатом вводить свои сооружения в окружающий пейзаж. Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Жилые дома часто имели в центре прямоугольный дворик, куда выходили двери и окна помещений. При наличии двух этажей в верхнем располагался гинекей — женская часть дома. Основное помещение — андрон — предназначалось для пиров и трапез.  
 
 
 

Информация о работе Культура Древней Греции