Культура Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 18:49, реферат

Описание

Культура Древней Индии – одна из оригинальных и величественных культур, существовавших на нашей планете. По уровню развития производительных сил, использованию металлических орудий труда, наличию развитого земледелия, скотоводства и ремесла, а также письменности, художественной и духовной культуры Древняя Индия не уступала первым из классовых обществ и цивилизаций, существовавших в долинах Нила, Тигра и Евфрата.

Содержание

Введение стр. 3


Глава I. Древнейшая Индия стр. 4
Глава II. Махадхо-Маурийская эпоха стр. 7
Глава III. Кушано-Гуптский период стр. 9


Заключение стр. 12


Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Культура Древней Индии.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

Российский  государственный социальный университет 
 

Кафедра «Социальное управление» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 
 

по дисциплине: «Культурология» 

на тему: «Культура Древней Индии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 

гр.УПП-в-4-1

Мищенко Татьяна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г.Москва

2007г.

Содержание 
 
 
 

Введение                                                                                                       стр. 3 

  1. Глава I. Древнейшая Индия                                                          стр. 4
  2. Глава II.  Махадхо-Маурийская эпоха                                        стр. 7
  3. Глава III. Кушано-Гуптский период                                            стр. 9
 

Заключение                                                                                               стр. 12 

Список использованной литературы                                                   стр. 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Пестрота, яркость, многоликость, разнообразие –  вот черты того удивительного  смешения народов, судеб, традиций, стилей и языков, что дарует нам индийская культура. В этих соприкосновениях народов, времен и культурных традиций – радость Индии и ее неизбывная боль.

Культура  Древней Индии – одна из оригинальных и величественных культур, существовавших на нашей планете. По уровню развития производительных сил, использованию металлических орудий труда, наличию развитого земледелия, скотоводства и ремесла, а также письменности, художественной и духовной культуры Древняя Индия не уступала первым из классовых обществ и цивилизаций, существовавших в долинах Нила, Тигра и Евфрата.

В жизнь  современной Индии прочно вошли  традиции, обычаи прошлого. Большинство  обычаев определено принадлежностью  к касте. Касту в течение многих веков, прежде всего, определяла профессия. В Индии свыше двух тысяч каст, изолированных друг от друга запретами взаимных браков и общения. Современная Конституция Индии объявляет все касты равными перед законом.

Со времен Геродота сложилось представление  об Индии как о «Стране чудес». Великому русскому художнику-мыслителю Николаю Рериху принадлежат замечательные слова: «Притягивает магнит индийский сердца русские… Сердце сердцу весть подает». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. История возникновения Древней Индии 

О заселении  территории Индостана еще в глубокой древности свидетельствуют многочисленные находки, характеризующие довольно высокий для своего времени уровень материальной, художественной и духовной культуры. Особенно ценными оказались археологические изыскания, проведенные английскими учеными в двадцатых годах XX века в долине реки Инд – в районах Хараппы, давшей название всему культурному периоду (IV- середина II тыс. до н.э.), Мохенджо-Даро и др. Здешние находки стали подлинно историко-культурным откровением. Обнаруженные поселения городского типа, датируемые III – II тыс. до н.э., обладают элементами яркой самобытной древнейшей цивилизации.

Устройство  городского поселения поражает совершенством планировки и уровнем цивилизованности: двухэтажные кирпичные дома на прямых улицах спланированы строго перпендикулярно; углы домов закруглены на перекрестках; система керамических труб под землей вдоль улиц для канализационного стока – самая совершенная городская канализационная система Древнего Востока того времени; специальное помещение для омовений в жилых домах и городская баня с бассейном и подогревом воздуха.

Многочисленные  археологические находки свидетельствуют  о расцвете Хараппской культуры в  сер.III – сер. II тыс. до н.э., умении обрабатывать металлы, развивать земледелие, знании многочисленных ремесел. Среди ник каменные, медные, бронзовые орудия труда и оружие, ювелирные и другие изделия. Обнаружены игровые комплекты типа шахмат и шашек, изделия гончарных мастеров.

В Хараппе  и Махеджо-Даро была известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов (рисуночное письмо) и слоговых знаков. Найденная при раскопках линейка содержала десятичную систему деления. История сохранила также художественные памятники эпохи: пещерные рисунки, изображения охотничьих сцен и пр.

О религиозных  воззрениях известно мало. Не удалось  обнаружить храмовых помещений. Но найдены многочисленные изображения богини-матери, мужского божества – прототипа бога Шивы, связанного с культом плодородия, почитания животных и растений, широкая практика омовения, различные виды захоронений позволяют воспринимать их как значительную часть религиозного ритуала.

В первой половине II тыс. до н.э. наметился постепенный упадок Хараппской культуры, которая к середине тысячелетия исчезла. Ряд геологических исследований позволил среди причин уничтожения этой цивилизации назвать природную катастрофу – гигантское землетрясение, последующий разлив или изменение русла реки Инд. Есть и другие варианты, но бесспорным остается факт – культура Хараппы стала основой, базой дальнейшей культурной и общественной эволюции.

По одной  из наиболее распространенных версий в середине II тыс. до н.э. в Индию с севера вторгились и постепенно расселились в восточном и южном направлениях племена Ариев, говоривших на индоевропейских языках. Будучи скотоводами, они длительное время сохраняли обряды, свойственные кочевникам. Но затем свою трудовую деятельность индо-арии дополнили земледелием, наряду с посевом ячменя выращивались культуры, требующие искусственного орошения (кунжут, рис, сахарный тростник и пр.), расширялись хлопковые плантации. Индоарии этого периода – преимущественно сельские жители. Мощные городские центры отсутствовали. Их заменили укрепленные пункты, в которых во время вражеских нашествий укрывалось население, загонялся скот, хранилось имущество. Ремесло представляли плотники, ткачи, кузнецы, гончары и пр. Функции первых денег в меновой форме выполнял скот (коровы).

Определенные  достижения в обласи производственной деятельности по времени совпали  с созданием величайших памятников духовной культуры, произведений по вопросам религии, философии, изучению окружающего мира. О религиозных верованиях периода разложения первобытно-общинного строя и складывания в Индии государственности дают представление Веды – памятники древнеиндийской литературы конца II - начала I тыс. до н.э. Эти произведения, написанные на санскрите, содержат не только и не столько сведения о войнах, борьбе за власть, о тяжелом созидательном труде, но они, по мнению Ариев, наполнены божественным откровением. Значимость священного знания Вед, остающихся и поныне основными священными книгами индуизма, столь велика, что они представляют собой целый пласт культуры Древней Индии – ведическую культуру. Основу ее составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений), Атхарва-Веда(сборник песнопений и заклинаний). Наряду с религиозными аспектами Веды включали и басни, и сказки. Вначале Веды были результатом устного творчества и передавались из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии – Брахманы. Позднее ведическую литературу дополнили и религиозно-филосовские комментарии – Упанишады и Араньяки. Знанию Вед, их изучению придавалось исключительно важное значение и приравнивалось к незыблемым нравственным нормам: принесению жертв богам, помощи страждущим, гостеприимству, кормлению животных и птиц.

Весьма  ценно, что ведическая литература содержит сведения из различных областей знаний того времени: земледелия, медицины, анатомии, геометрии, ремесел, военной техники, астрономии и т.д. Древнейшие стихотворные предания и легенды, дополненные героическими стихами, филосовскими, религиозными, правовыми и хозяйственными трактатами, переведенными на санскрит, представлены двумя массовыми по размеру эпическими поэмами: Махабхарата («Великая война потомков Бхараты», состоящая из 107 тыс.двустиший) и Рамаяна («Сказание о подвигах Рамы», состоящая из 24 тыс. двустиший). Обе поэмы часто рассматриваются как священные книги, как руководство при решении спорных религиозных, философских или моральных вопросов.

В начале I тыс. до н.э. оседлость для индоариев стала повседневным образом жизни. Сложились многочисленные княжества, часто враждовавшие между собой. Увеличилась роль и авторитет жрецов-брахманов. Многочисленные религиозные учения раннего рабовладельческого общества в Индии в первые века до н.э. составили религиозное течение – брахманизм, освещавший племенную раздробленность и исключительность. Освещая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений – лишь иллюзия. Единственным реальным остается существование мирового духа. Важнейшим ключевым моментом брахманизма является сансара - теория перерождения(после смерти душа человека переселяется в новое существо. Эта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы – кармы (карма предопределена свыше, но может быть скорректирована поступками человека).

В процессе завершения разложения первобытного строя и складывания первых рабовладельческих государств постепенно определилось деление ранее равноценных свободных людей на группы, различающиеся между собой общественным положением, правами и обязанностями, - Варны. Захватив монополию на прежде выборные общественные должность, родоплеменная знать составила две привилегированные Варны – брахманов (жрецов) и кшатриев (военная знать, цари, князья). Представители этих Варн занимали высшие посты в аппарате управления и войске. Наиболее многочисленную третью Варну составляли свободные общинники, занимавшиеся сельским хозяйством, ремеслом, торговлей. Низшая Варна – шудр – состояла из чужаков, потомков покоренных племен, которые хотя и были свободными, но не обладали правом на общинную собственность и были призваны служить представителям трех первых Варн. Деление всех свободных на четыре Варны объявляется результатом божественного промысла, извечно существовавшего, и освещается религией.. Это деление общества на Варны закреплялось законодательно «Законом Ману», определившим права и обязанности представителей разных Варн. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Махадхо-Маурийская эпоха 

К середине I тыс. до н.э. в долине реки Ганг насчитывалось уже несколько десятков рабовладельческих государств, в том числе 16 довольно крупных. Ожесточенные войны между ними завершаются возвышением государства Магадха, в котором Маурья в 322 г. До н.э. основывает династию Маурьев (IV-II вв. до н.э.), возглавившую первую в индийской истории рабовладельческую державу. Появились новые религиозные течения, призванные стать идеологической основой для складывавшихся крупных рабовладельческих деспотий. Сохранив древнее учение о прерождении душ и воздаянии за поступки, эти теории отвергали авторитет Вед, ритуалы жрецов и роскошь их образа жизни, открывали доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех Варн. Пророком одного из новых религиозных учений этого периода считают Вардхамана, именуемого Джином Махавиром. Оставив дом и семью, он пустился в странствия, ведя жизнь аскета. На тринадцатый год аскетизма он становится Джайной. Отсюда и название религии – джайнизм. Джайны создали свою церковную организацию, строили храмы и монастыри. Сторонники принимали аскетизм как средство освобождения от кармы и достижения нирваны (свободы от паутины желаний, высшее состояние, цель человеческих устремлений). Джайнизм отвергал брахманистский пантеон богов, жречество и жертвоприношение, религиозное освещение системы Варн. Признавая за каждым право на спасение души через самосовершенствование, джайнизм признавал вечность души. Таким образом, джайнизм – первое движение, поставившее под сомнение ведические ценности.

Более успешную попытку в системе преодоления  брахманизма варно-кастового строя  осуществил буддизм, зародившийся также в VI веке до н.э. Буддизм – самая ранняя по времени появления мировая религия. Основателем буддизма считается реальное историческое лицо -  из царского рода племени Шакьев. Подвергнув осуждению брахманизм за пристрастие к богатой и обеспеченной жизни, а джайнизм – за жесткую аскезу, Будда высказался за средний путь. От древнеиндийских религий он унаследовал анимистическое предоставление об одушевленности всего живого в природе; о карме как законе переселения душ, по которому место человека в жизни определяется его грехами и добродетелями в предыдущих существованиях. Выдающийся правитель династии маурьев провозгласил буддизм государственной религией. Им были осуществлены разорительные для государственной казны пожертвования церкви, построены многочисленные храмы и т.д.

Литературные  источники и более поздние  изображения свидетельствуют о  довольно высоком уровне архитектуры  и изобразительного искусства этого  периода. Среди культовых сооружений с широким применением камня  наибольшего распространения получили ступа (монолитный столб) и стамбаха (пещерный храм). Показатель высокого уровня развития литературы в Древней Индии – труды, посвященные вопросам теории литературы, тщательно разработанных грамматик санскритского языка. Однако государство Маурьев оказалось недолговечным и было раздроблено уже сыновьями Ашоки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Культура Древней Индии