Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 18:49, реферат
Культура Древней Индии – одна из оригинальных и величественных культур, существовавших на нашей планете. По уровню развития производительных сил, использованию металлических орудий труда, наличию развитого земледелия, скотоводства и ремесла, а также письменности, художественной и духовной культуры Древняя Индия не уступала первым из классовых обществ и цивилизаций, существовавших в долинах Нила, Тигра и Евфрата.
Введение стр. 3
Глава I. Древнейшая Индия стр. 4
Глава II. Махадхо-Маурийская эпоха стр. 7
Глава III. Кушано-Гуптский период стр. 9
Заключение стр. 12
Список использованной литературы
Глава
3. Кушано-Гуптский период
В первые века н.э. Маурьев сменили цари ондоскифской династии Кушанов. Политическое могущество Кушанской империи было достигнуто в период правления Канишки.
В I – III вв. н.э. получила распространение гандхарская школа искусства, сложившаяся под воздействием художественной традиций и народов Северной Индии, Средней Азии, Греко-римской культуры. Своеобразие этой школы заключалось в антропоморфном изображении Будды в виде идеализированного образа гармоничного и прекрасного человека.
В долине
Ганга сложилась матхурская изобразительная
школа. Здесь фигуры Будды хотя и
передают земной образ проповедника,
но в них уже проявляются
Крупные успехи были достигнуты в строительстве зданий из камня. Традиционными становятся пещерные храмы, для сооружения которых использовались сложные расчеты.. О богатстве и роскоши искусства Гуптов свидетельствует изобилие скульптуры, резьба и росписи внутри пещер и на фасадах храмов Аджанты. Монументальная живопись покрывала стены и потолки около трех десятков пещер и отражала богатство и широту жизненных впечатлений, в основе которых лежали реалистические народные традиции и разнообразные сюжеты из жизни Будды, великолепные узоры, изображения природы, придворные и бытовые стены.
В условиях упадка рабовладельческих отношений важным элементом общественной структуры Индии становится кастовый строй, окончательно сложившийся в период раннего Средневековья. Касты – это замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий, отчужденные друг от друга, занимающие установленное обычаем и законом место в производственной и общественной жизни. В отличие от Варн они обладали внутренней администрацией, их связывали обязательства взимопомощи, регламентация производственного процесса, определенные правила общения с членами других каст, совместное отправление религиозного культа и т.д. И если Варны возникли в результате общественного неравенства, и в их основе лежало различие в правах и обязанностях по отношению к рабовладельческому государству, то касты – результат разделения труда.
Не став господствующей религией Индии, буддизм при Кушанах получил наибольшее распространение там, где рабовладельческие отношения были наиболее развитыми – в долине Ганга, на северо-западе страны. Буддийское духовенство, приспосабливая культ и вероучение к племенным и общинным верованиям, оформляет в I-II вв. н.э. новую форму буддизма. Теперь Будда из учителя окончательно превращается в божество. Создается учение об аде и рае. Все большая роль отводится обрядовой стороне культа с элементами магии. Роскошно и пышно проводятся процессии и церемонии. Жертвоприношения приносятся в виде цветов, воскуривания благовоний, кормления божеств и пр. Однако расцвет буддизма завершился кушанским периодом. Уже при Гуптах эволюционно, без политических потрясений и религиозных войн буддизм начал уступать место индуизму. Объединяющим началом индуизма, исповедуемого жителями Индии и поныне, служат: признание Вед, учение о карме, сансаре и кастах (варнах). Особо почитается индусами триада богов: Брахма (творец, созидатель Вселенной), Вишну (хранитель мирового порядка), Шива (бог-разрушитель, воплощение космической энергии).
Отличительныая черта древнеиндийской культуры – почитание знаний. Зародившись в глубокой древности, индийская наука развивалась и совершенствовалась в последующие эпохи, в том числе в период гуптов. Развитие астрономии было вызвано нуждами ирригационного земледелия. Древнеиндийские астрономы делили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом, каждые 5 лет добавлялся 13-ый месяц. Год состоял из шести сезонов по два месяца в каждом. Выдвигалась идея о шарообразности Земли и ее вращении вокруг своей оси. Довольно точно вычислялись положение и движение небесных тел по отношению к небесному экватору.
В сокровищницу древнеиндийской науки весомый вклад внесли математики. Еще в период Хараппской культуры ими была сформулированная десятичная система счисления. Именно в Индии создана общепринятая ныне система начертания чисел и цифры. Индийцы уже в то время умели исчислять число «пи», извлекали квадратные и кубические корни, знали об общих правилах суммирования арифметических рядов, геометрических прогрессиях, вообщем были знакомы с основами тригонометрии и алгебры.
Занятия химией и медициной носили религиозно-практический характер. Древнеиндийским химикам была известна термическая обработка металлов, кальцинирование и дестиляция, изготовление кислот, красок, парфюмерии, лекарств и препаратов из ртути. Содержательными работами по хирургии, терапии, фармацевтике обогатили мировую медицину древнеиндийские врачи. Они умели диагностировать и излечивать различные болезни и славились далеко за пределами страны. При операциях использовалось свыше двухсот различных инструментов, применялось обезболивание.
Довольно
развита и совершенна была древнеиндийская
письменность, о чем свидетельствую надписи
Ашоки, относящиеся к III веку до н.э. Труды
Панини по созданию грамматики санскрита
в условиях значительно политической,
экономической, этнической и культурной
разобщенности страны трудно переоценить.
Именно санскрит во многом помогал общению
и взаимопониманию самых различных народностей
и племен. Расцвет санскритской литературы
пришелся на время Гуптов. Именно в этот
период на санскрите записаны в своем
окончательном виде знаменитые поэмы
Махабхарата и Рамаяна, а также трактаты
по различным отраслям знаний. Многовековой
народной мудростью проникнуты сборники
сказок, рассказов, басен.
Заключение
В сокровищнице мировой цивилизации достойное место заняла материальная, художественная и духовная культура Древней Индии. Сохранившиеся памятники культуры свидетельствуют о высоком уровне развития литературы и архитектуры, скульптуры и ремесла, градостроительства и т.д.
Здесь глубоко почитались знания, мировой известностью пользуются исследования и достижения и достижения древнеиндийских астрономов и математиков, химиков и врачей и др.
В Древней Индии свормулированы десятичная система счисления, создана общепринятая ныне система начертания чисел; здесь заложены основы тригонометрии и алгебры, астрономии, медицины.
В Древней Индии созданы выдающиеся литературные произведения – Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», трактаты по различным отраслям знания.
Индия – страна высокого художественного и архитектурного творчества, включающего совершенные по планировке и уровню цивилизованности древние городские поселения, удивительные храмы, ступы, выдающиеся статуи и скульптурные памятники.
В процессе культурной эволюции здесь родились различные религиозные течения – брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм – самая ранняя по времени одна из трех мировых религий, у которой ныне 700 млн. последователей.
Глубоко своеобразным был общественный строй Индии: социальное неравенство сформировало Варны, а разделение людей по профессиям – касты.
Индия
по праву имеет славу одного из
древнейших центров мировой культуры.
Список
использованной литературы