Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1.
Предпосылки формирования древнеиндийской
культуры…………..4
2.
Ведийская литература………………………………………………….5
3.
Религии Древней Индии……………………………………………….7
4.
Древнеиндийская философия, мифология,
правовая культура…….11
5.
Музыка в древней Индии……………………………………………..13
6.
Мировое значение индо-буддийского
типа культуры………………14
Заключение………………………………………………………………..16
Список
использованных источников……………………………………17
Введение
Древнеиндийская
цивилизация – одна из самых величайших
и таинственных на Востоке. На ее основе
сформировался индо-буддийский тип культуры,
отличающийся оригинальностью и своеобразием
и существующий до настоящего времени,
причем не только на территории Индии.
Цивилизация
на полуострове Индостан возникла позднее
шумерской и египетской. К середине III
тыс. до н.э. относится возникновение культурно-исторического
комплекса, получившего в науке название
«индская цивилизация». Расцвет ее связывают
с «культурой Хараппы», названной так
по первому и самому крупному из обнаруженных
городов этой цивилизации.
Самым
важным достижением в истории
Индии с середины II по середину I
тыс. до н.э. было освоение и заселение
долины Ганга, а также распространение
индоарийских племен (ариев) – создателей
знаменитых Вед. Период первой половины
I тыс. до н.э., к которому относятся Веды,
часто называют ведическим, потому что
если для III-II тыс. до н.э. почти единственным
источником наших знаний о Древней Индии
являются данные археологии, то для конца
II – первой половины I тыс. до н.э. таким
источником являются Веды, содержащие сведения
о культуре, экономике, религиозных верованиях.
Мощного
расцвета культура Индии достигает
в конце I тыс. до н.э. при династии
Маурьев (322–185 до н.э.), когда после отражения
натиска войск Александра Македонского
почти вся территория Индии была объединена
в единое государство. Однако позже север
Индии завоевывают кушаны, и последнее
крупное объединение страны происходит
в IV-V вв. н.э. во времена правления династии Гуптов. Эпоха
Гуптов – вершина развития культуры Древней
Индии.
Цель
данной работы – охарактеризовать
культуры Древней Индии.
1.
Предпосылки формирования
древнеиндийской культуры
Индия
- государство в Южной Азии. Население
Индии весьма многолико, а природа
очень разнообразна, поэтому многие
исследователи делают вывод, что
специфика географического положения,
щедрость природы, защищенность от иноземных
вторжений создали необходимые условия
для обеспечения самобытности развития
Индии и легли в основу создания индо-буддийского
типа культуры [7]. Индийская культура зародилась
почти в такие же отдаленные времена, как
и культура Передней Азии и Египта. Самые
ранние ее археологические слои относятся
к середине III тысячелетия до н.э.
Характерная
черта древнеиндийского общества -
распадание его на четыре варны. Это
брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры [2].
Варны представляли собой замкнутые группы
людей, занимающих строго определенное
место в обществе. Принадлежность к варне
определялась рождением и наследовалась
[9]. За каждой варной закрепился конкретный
вид деятельности. Умственный труд (жрецы
и мыслители) стал монополией варны брахманов,
воинская деятельность, а также правление
- варны кшатриев; земледелие, ремесло,
торговля - варны вайшьев; а низменный
труд - варны шудр [3].
Мифология
отразила кастовое деление следующим
образом: брахманы произошли изо
рта Брахмы, одного из главных Богов
Индии, кшатрии - из его рук; вайшьи -
из его бедер; шудры - из его ног [1].
Соответственно
касты закрепили правовое и социальное
неравенство в обществе. Бесчисленные
предписания регламентировали их жизнь.
Только брахманы могли учить священным
текстам, вайшьи содержали своим
трудом брахманов и кшатриев. Вайшьи
формировались в общины [9].
Кастовость
сильно повлияла на самобытность древнеиндийской
культуры. Отделение умственного
труда от физического, безусловно, подтолкнуло
к более быстрому развитию культуры
в этом обществе. Но вместе с тем
вело к ее ограниченности, которая явилась
следствием кастовости социального строя
[4].
Особенностью
культуры Древней Индии явилась
неразвитость исторического сознания.
Отсутствовало летоописание, а летоисчисление
было достаточно произвольным [10].
Точное
время возникновения письменности
здесь определить сложно (вероятно, она
уже существовала в IV веке до н. э). Основные
элементы древнеиндийской культурной
традиции нашли свое отражение в Ведах.
2.
Ведийская литература
Веды
относятся к числу древнейших
литературных памятников (они начали формироваться
в III-м тысячелетии до н. э). «Веда» означает
«знание». Собственно Веды - Самхиты, или
сборники гимнов в честь богов [2]. Самхиты
- первый слой Вед. Второй слой - Брахманы.
Они содержали мифологические, ритуальные
и иные объяснения к самхитам. Третий слой
- Араньяки (благочестивые размышления).
Заключительный, четвертый, слой Вед (Веданта)
назывался Упанишады, где было сформулировано
сокровенное знание [8].
Самхит
существует четыре: Ригведа (содержит
гимны разным богам); Самаведа; Яджурведа
(веда жертвенных формул) и, наконец, Атхарваведа
(содержит более 700 заговоров на все случаи
жизни). Мировоззрение, сформированное
на основе Вед, было мифологично и многобожно.
В Ригведе названы имена более трех тысяч
богов. Эти боги – антропоморфны [4]. Они
олицетворяли явления природы, выступая
скорее не их творцами, а организаторами.
Основу культа составляли жертвоприношения,
большое значение имели и магические обряды
[2]. Среди наиболее почитаемых богов ведического
пантеона: Варуна (олицетворение ночного
неба и правитель ночи), Митра (правитель
дня), Индра (устроитель мира, громовержец),
Сома (бог Луны и опьяняющего священного
напитка) [1].
Человек
рассматривался как творение богов
и вместе с тем как часть
живой природы. Различие между растениями,
животными и человеком не имело существенного
значения: люди, подобно всему живому,
имеют тело и душу [10]. Тело смертно, а душа
вечна. С гибелью тела душа не погибает,
а поселяется в другом теле. Причем она
может вселиться не обязательно в человеческое
тело, а в животное или растительное. Странствие
души по различным телам – сансара [3].
Закон переселения душ - закон дхармы.
Переселение души человека зависит от
его поведения, благочестия, следования
предписаниям своей варны. Каждая варна
имела собственную дхарму. Исполнение
дхармы вело к перерождению в более высокую
варну, а нарушение - в низшую. Так действовал
закон возмездия – карма [8].
Исполнение
дхармы представителями высшей варны
освобождало их души от дальнейших
перерождений и тем самым от страданий,
связанных с пребыванием в телах. Такое
освобождение называлось мокшей. Получалось,
что рождение в низшей касте - это наказание
за прошлые проступки, а рождение в высшей
касте - шанс достижения мокши.
В
Ригведе, и особенно в Упанишадах,
наблюдаются переходные формы от мифологического
мировоззрения к философскому. Так, в ведийской
мифологии зарождается представление
о безличном законе, содержатся гимны
о сотворении мира и пр.
Самхиты,
Брахманы, Араньяки и Упанишады образуют
священный канон брахманизма. Это
религия, верховный бог которой - Брахма
(Брахман). Впервые о нем упоминается в
позднейшей Веде - в Атхарваведе. Брахма
- самосущий, владыка [5]. Однако культ Брахмы
не получил широкого распространения
в Индии. Брахма - лишь первое лицо в брахмаистской
Троице. Два других - Вишну и Шива. Брахма
- бог-творец, Вишну - бог-хранитель, Шива
- бог-разрушитель. Впоследствии брахманизм
распался на вишнуизм и шиваизм.
3.
Религии Древней
Индии
Результатом
дальнейшего развития ведической религии
и брахманизма стал индуизм, сформировавшийся
в I-м тысячелетии до н.э. От ведической
религии индуизм унаследовал представления
об иерархии неравных групп людей, о роли
брахмана как посредника в общении людей
с богами, авторитет Вед в качестве священных
текстов (но снабдив их при этом многочисленными
комментариями), а также учение о дхарме,
карме и сансаре [7]. Социальные отличия
индуизм стал объяснять ритуальной чистотой
индивида, родившегося в соответствующей
касте. Центральное место в пантеоне богов
занимает Тримутри (триединый образ, олицетворяющий
творение мира, его существование и гибель)
- Брахма, Вишну и Шива [2].
Исторически
индуизм оформился в два основных
направления - вишнуизм и шиваизм. В
шиваизме наиболее почитаемое божество
- Шива, главная его функция - использовать
энергию на разрушение и воссоздание мира.
Вишнуиты почитают бога Вишну, хранителя
мирового порядка. Вишну является в мир
в различных воплощениях: Рама и Кришна
[9]. Сочетание в Кришне божественной мощи
и человеческой слабости привлекало к
нему многих адептов. В современном мире
существует «Международное общество сознания
Кришны», в которое входит большое количество
людей из многих стран [6].
Индуистская
духовная практика предполагает изучение
философии, ритуал, этику, йогу. Гуру - духовный
учитель является опорой в достижении
успеха во всех видах духовной практики
[8].
К
индуистским ритуалам относятся
почитание божественного в природных
стихиях (прежде всего, в священном
огне), важнейшей формой поклонения
является Агнихотра (огненное жертвоприношение);
почитание божественного в храмовых изображениях;
почитание божественного в человеке (любая
жизнь священна, должна быть любима и почитаема).
Отсюда важнейший принцип индуистской
этики - ахимса - непричинение вреда. Своими
поступками, мыслями и словами человек
создает свою судьбу, которая формируется
на основе кармы [10].
Йога
обозначает систему освобождения от
страдания. Йога имеет ряд разделов:
Джняна (йога знания, изучение духовного
знания, размышление и медитация);
Бхакти (йога любви и преданности
Богу); Хатха (упражнение тела); Раджа (упражнение
ума) [4].
Целью
всех видов духовной практики является
непосредственное мистическое переживание
того, что дано как интеллектуальное
знание [6].
В
XIX-XX веках индуизм претерпел серьезную
трансформацию. Толчком послужило распространение
культуры и религии британских завоевателей.
Индуизм активно включился в борьбу индийского
народа против колонизаторов.
Сейчас
последователей индуизма в мире насчитывается
более 700 миллионов человек, 83% населения
Индии исповедуют эту религию.
Еще
одной религией, сформировавшейся в
Древней Индии, был джайнизм. Создателем
его считается кшатрий Вардхамана,
живший в VI веке до н.э. Джайнизм возник
на базе комплекса идей, радикально
реформировавших религиозно-философское
содержание ведийско-брахманистской традиции.
Вместе с тем обрядовая сторона прежней
религии, традиционные ритуалы были во
многом восприняты новым учением [4].
Центральной
идеей вероучения джайнизма, принявшего
общую для индийских религий
концепцию кармы и конечного освобождения
- нирваны, является самосовершенствование
души [7]. В джайнизме не признается бог-творец,
а душа и мир считаются вечными субстанциями.
Совершенствуясь, душа может достичь всеведения,
всесилия и вечного блаженства. Однако
достичь нирваны по силу лишь аскету, а
не мирянину. Душа растворена во всех телах
мироздания и потому важно соблюдение
принципа ахимсы - ненанесения зла живому
[10].
Как
и большинство древнеиндийскиих
религиозных учений, джайнизм видит
свою задачу в разработке норм и
предписаний, способных помочь человеку
в достижении религиозного идеала. Путь
этот таков: совершенное воззрение (убежденность
в абсолютной истинности мира), совершенное
знание, совершенное поведение (преодоление
желаний и соблюдение религиозных правил).
Кастовое деление в джайнской общине играло
гораздо меньшую роль, чем у индуистов
[1].
Джайны
имеются в Индии и сейчас, хотя
они немногочисленны (0,5% населения
современной Индии), но достаточно влиятельны
[3].
Среди
религиозно-философских учений Древней
Индии был и тантризм. Первоначально
это учение связывалось с культом женских
божеств и магическими обрядами, связанными
с плодородием. Позднее тантризм видоизменялся,
создавал новые формы [2]. В тождественности
макро - и микрокосмосов тантристы пытались
найти разгадку природы и человека. Любовь
была провозглашена творческим принципом
бытия. Мир, полагалось, существует как
результат эротической деятельности,
а прекращение этой деятельности приводит
его в состояние пустоты. Важной особенностью
тантризма являлась его обращенность
ко всем людям, независимо от касты [7].