Культура Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 09:48, реферат

Описание

Цивилизация на полуострове Индостан возникла позднее шумерской и египетской. К середине III тыс. до н.э. относится возникновение культурно-исторического комплекса, получившего в науке название «индская цивилизация». Расцвет ее связывают с «культурой Хараппы», названной так по первому и самому крупному из обнаруженных городов этой цивилизации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Предпосылки формирования древнеиндийской культуры…………..4

2. Ведийская литература………………………………………………….5

3. Религии Древней Индии……………………………………………….7

4. Древнеиндийская философия, мифология, правовая культура…….11

5. Музыка в древней Индии……………………………………………..13

6. Мировое значение индо-буддийского типа культуры………………14

Заключение………………………………………………………………..16

Список использованных источников……………………………………17

Работа состоит из  1 файл

Культура Дрейней Индии.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

      Содержание 

      Введение……………………………………………………………………3

      1. Предпосылки формирования древнеиндийской  культуры…………..4

      2. Ведийская литература………………………………………………….5

      3. Религии Древней Индии……………………………………………….7

      4. Древнеиндийская философия, мифология,  правовая культура…….11

      5. Музыка в древней Индии……………………………………………..13

      6. Мировое значение индо-буддийского  типа культуры………………14

      Заключение………………………………………………………………..16

      Список  использованных источников……………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Древнеиндийская цивилизация – одна из самых величайших и таинственных на Востоке. На ее основе сформировался индо-буддийский тип культуры, отличающийся оригинальностью и своеобразием и существующий до настоящего времени, причем не только на территории Индии.

      Цивилизация на полуострове Индостан возникла позднее шумерской и египетской. К середине III тыс. до н.э. относится возникновение культурно-исторического комплекса, получившего в науке название «индская цивилизация». Расцвет ее связывают с «культурой Хараппы», названной так по первому и самому крупному из обнаруженных городов этой цивилизации.

      Самым важным достижением в истории  Индии с середины II по середину I тыс. до н.э. было освоение и заселение  долины Ганга, а также распространение  индоарийских племен (ариев) – создателей знаменитых Вед. Период первой половины I тыс. до н.э., к которому относятся Веды, часто называют ведическим, потому что если для III-II тыс. до н.э. почти единственным источником наших знаний о Древней Индии являются данные археологии, то для конца II – первой половины I тыс. до н.э. таким источником являются Веды, содержащие сведения о культуре, экономике, религиозных верованиях.

      Мощного расцвета культура Индии достигает  в конце I тыс. до н.э. при династии Маурьев (322–185 до н.э.), когда после отражения натиска войск Александра Македонского почти вся территория Индии была объединена в единое государство. Однако позже север Индии завоевывают кушаны, и последнее крупное объединение страны происходит в IV-V вв. н.э. во времена правления династии Гуптов. Эпоха Гуптов – вершина развития культуры Древней Индии.

      Цель  данной работы – охарактеризовать культуры Древней Индии.

      1. Предпосылки формирования  древнеиндийской культуры

      Индия - государство в Южной Азии. Население  Индии весьма многолико, а природа  очень разнообразна, поэтому многие исследователи делают вывод, что  специфика географического положения, щедрость природы, защищенность от иноземных  вторжений создали необходимые условия для обеспечения самобытности развития Индии и легли в основу создания индо-буддийского типа культуры [7]. Индийская культура зародилась почти в такие же отдаленные времена, как и культура Передней Азии и Египта. Самые ранние ее археологические слои относятся к середине III тысячелетия до н.э.

      Характерная черта древнеиндийского общества - распадание его на четыре варны. Это  брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры [2]. Варны представляли собой замкнутые группы людей, занимающих строго определенное место в обществе. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась [9]. За каждой варной закрепился конкретный вид деятельности. Умственный труд (жрецы и мыслители) стал монополией варны брахманов, воинская деятельность, а также правление - варны кшатриев; земледелие, ремесло, торговля - варны вайшьев; а низменный труд - варны шудр [3].

      Мифология отразила кастовое деление следующим  образом: брахманы произошли изо  рта Брахмы, одного из главных Богов  Индии, кшатрии - из его рук; вайшьи - из его бедер; шудры - из его ног [1].

      Соответственно  касты закрепили правовое и социальное неравенство в обществе. Бесчисленные предписания регламентировали их жизнь. Только брахманы могли учить священным  текстам, вайшьи содержали своим  трудом брахманов и кшатриев. Вайшьи формировались в общины [9].

      Кастовость  сильно повлияла на самобытность древнеиндийской  культуры. Отделение умственного  труда от физического, безусловно, подтолкнуло  к более быстрому развитию культуры в этом обществе. Но вместе с тем  вело к ее ограниченности, которая явилась следствием кастовости социального строя [4].

      Особенностью  культуры Древней Индии явилась  неразвитость исторического сознания. Отсутствовало летоописание, а летоисчисление было достаточно произвольным [10].

      Точное  время возникновения письменности здесь определить сложно (вероятно, она уже существовала в IV веке до н. э). Основные элементы древнеиндийской культурной традиции нашли свое отражение в Ведах.

      2. Ведийская литература

      Веды  относятся к числу древнейших литературных памятников (они начали формироваться в III-м тысячелетии до н. э). «Веда» означает «знание». Собственно Веды - Самхиты, или сборники гимнов в честь богов [2]. Самхиты - первый слой Вед. Второй слой - Брахманы. Они содержали мифологические, ритуальные и иные объяснения к самхитам. Третий слой - Араньяки (благочестивые размышления). Заключительный, четвертый, слой Вед (Веданта) назывался Упанишады, где было сформулировано сокровенное знание [8].

      Самхит  существует четыре: Ригведа (содержит гимны разным богам); Самаведа; Яджурведа (веда жертвенных формул) и, наконец, Атхарваведа (содержит более 700 заговоров на все случаи жизни). Мировоззрение, сформированное на основе Вед, было мифологично и многобожно. В Ригведе названы имена более трех тысяч богов. Эти боги – антропоморфны [4]. Они олицетворяли явления природы, выступая скорее не их творцами, а организаторами. Основу культа составляли жертвоприношения, большое значение имели и магические обряды [2]. Среди наиболее почитаемых богов ведического пантеона: Варуна (олицетворение ночного неба и правитель ночи), Митра (правитель дня), Индра (устроитель мира, громовержец), Сома (бог Луны и опьяняющего священного напитка) [1].

      Человек рассматривался как творение богов  и вместе с тем как часть  живой природы. Различие между растениями, животными и человеком не имело существенного значения: люди, подобно всему живому, имеют тело и душу [10]. Тело смертно, а душа вечна. С гибелью тела душа не погибает, а поселяется в другом теле. Причем она может вселиться не обязательно в человеческое тело, а в животное или растительное. Странствие души по различным телам – сансара [3]. Закон переселения душ - закон дхармы. Переселение души человека зависит от его поведения, благочестия, следования предписаниям своей варны. Каждая варна имела собственную дхарму. Исполнение дхармы вело к перерождению в более высокую варну, а нарушение - в низшую. Так действовал закон возмездия – карма [8].

      Исполнение  дхармы представителями высшей варны  освобождало их души от дальнейших перерождений и тем самым от страданий, связанных с пребыванием в телах. Такое освобождение называлось мокшей. Получалось, что рождение в низшей касте - это наказание за прошлые проступки, а рождение в высшей касте - шанс достижения мокши.

      В Ригведе, и особенно в Упанишадах, наблюдаются переходные формы от мифологического мировоззрения к философскому. Так, в ведийской мифологии зарождается представление о безличном законе, содержатся гимны о сотворении мира и пр.

      Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады образуют священный канон брахманизма. Это религия, верховный бог которой - Брахма (Брахман). Впервые о нем упоминается в позднейшей Веде - в Атхарваведе. Брахма - самосущий, владыка [5]. Однако культ Брахмы не получил широкого распространения в Индии. Брахма - лишь первое лицо в брахмаистской Троице. Два других - Вишну и Шива. Брахма - бог-творец, Вишну - бог-хранитель, Шива - бог-разрушитель. Впоследствии брахманизм распался на вишнуизм и шиваизм.

      3. Религии Древней  Индии

      Результатом дальнейшего развития ведической религии  и брахманизма стал индуизм, сформировавшийся в I-м тысячелетии до н.э. От ведической религии индуизм унаследовал представления об иерархии неравных групп людей, о роли брахмана как посредника в общении людей с богами, авторитет Вед в качестве священных текстов (но снабдив их при этом многочисленными комментариями), а также учение о дхарме, карме и сансаре [7]. Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чистотой индивида, родившегося в соответствующей касте. Центральное место в пантеоне богов занимает Тримутри (триединый образ, олицетворяющий творение мира, его существование и гибель) - Брахма, Вишну и Шива [2].

      Исторически индуизм оформился в два основных направления - вишнуизм и шиваизм. В  шиваизме наиболее почитаемое божество - Шива, главная его функция - использовать энергию на разрушение и воссоздание мира. Вишнуиты почитают бога Вишну, хранителя мирового порядка. Вишну является в мир в различных воплощениях: Рама и Кришна [9]. Сочетание в Кришне божественной мощи и человеческой слабости привлекало к нему многих адептов. В современном мире существует «Международное общество сознания Кришны», в которое входит большое количество людей из многих стран [6].

      Индуистская духовная практика предполагает изучение философии, ритуал, этику, йогу. Гуру - духовный учитель является опорой в достижении успеха во всех видах духовной практики [8].

      К индуистским ритуалам относятся  почитание божественного в природных  стихиях (прежде всего, в священном  огне), важнейшей формой поклонения является Агнихотра (огненное жертвоприношение); почитание божественного в храмовых изображениях; почитание божественного в человеке (любая жизнь священна, должна быть любима и почитаема). Отсюда важнейший принцип индуистской этики - ахимса - непричинение вреда. Своими поступками, мыслями и словами человек создает свою судьбу, которая формируется на основе кармы [10].

      Йога  обозначает систему освобождения от страдания. Йога имеет ряд разделов: Джняна (йога знания, изучение духовного  знания, размышление и медитация); Бхакти (йога любви и преданности Богу); Хатха (упражнение тела); Раджа (упражнение ума) [4].

      Целью всех видов духовной практики является непосредственное мистическое переживание  того, что дано как интеллектуальное знание [6].

      В XIX-XX веках индуизм претерпел серьезную  трансформацию. Толчком послужило распространение культуры и религии британских завоевателей. Индуизм активно включился в борьбу индийского народа против колонизаторов.

      Сейчас  последователей индуизма в мире насчитывается  более 700 миллионов человек, 83% населения  Индии исповедуют эту религию.

      Еще одной религией, сформировавшейся в  Древней Индии, был джайнизм. Создателем его считается кшатрий Вардхамана, живший в VI веке до н.э. Джайнизм возник на базе комплекса идей, радикально реформировавших религиозно-философское  содержание ведийско-брахманистской традиции. Вместе с тем обрядовая сторона прежней религии, традиционные ритуалы были во многом восприняты новым учением [4].

      Центральной идеей вероучения джайнизма, принявшего общую для индийских религий  концепцию кармы и конечного освобождения - нирваны, является самосовершенствование души [7]. В джайнизме не признается бог-творец, а душа и мир считаются вечными субстанциями. Совершенствуясь, душа может достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства. Однако достичь нирваны по силу лишь аскету, а не мирянину. Душа растворена во всех телах мироздания и потому важно соблюдение принципа ахимсы - ненанесения зла живому [10].

      Как и большинство древнеиндийскиих религиозных учений, джайнизм видит  свою задачу в разработке норм и  предписаний, способных помочь человеку в достижении религиозного идеала. Путь этот таков: совершенное воззрение (убежденность в абсолютной истинности мира), совершенное знание, совершенное поведение (преодоление желаний и соблюдение религиозных правил). Кастовое деление в джайнской общине играло гораздо меньшую роль, чем у индуистов [1].

      Джайны  имеются в Индии и сейчас, хотя они немногочисленны (0,5% населения  современной Индии), но достаточно влиятельны [3].

      Среди религиозно-философских учений Древней  Индии был и тантризм. Первоначально это учение связывалось с культом женских божеств и магическими обрядами, связанными с плодородием. Позднее тантризм видоизменялся, создавал новые формы [2]. В тождественности макро - и микрокосмосов тантристы пытались найти разгадку природы и человека. Любовь была провозглашена творческим принципом бытия. Мир, полагалось, существует как результат эротической деятельности, а прекращение этой деятельности приводит его в состояние пустоты. Важной особенностью тантризма являлась его обращенность ко всем людям, независимо от касты [7].

Информация о работе Культура Древней Индии