В
середине I тысячелетия до н.э. в Индии
возникает буддизм. В этот период
индийское общество переживало социально-экономический
и культурный кризис (распадались
родовая организация, социальные связи).
Становление классовых отношений происходило
в условиях полиэтничности и господства
брахманизма [8]. Индия изобиловала аскетами,
проповедниками. Необходима была иная
система духовных верований [10]. Из предлагаемых
новых направлений наибольшее влияние
приобрел буддизм. Основатель его - принц
Сиддхартха Гаутама, отказавшийся от власти,
семьи, богатства и ставший Буддой – «просветленным».
Учение буддизма изложено в ряде канонических
сборников, центральное место среди которых
занимает палийский канон «Типитака»
(или «Трипитака»), что означает «Три корзины
(закона)».
Основу
вероучения составляют «четыре великие
истины» [6]:
- жизнь есть
страдание;
- причина всех
страданий - желания;
- страдания
можно прекратить путем избавления
от желаний;
- необходимо
для этого вести добродетельную
жизнь по законам «правильного поведения»
и «правильного знания».
Религиозная
цель буддизма - достижение запредельного
внутреннего состояния - нирваны. Нирвана
вырывает человека из бесконечной цепи
жизненных перерождений, освобождая
от власти кармы. В возможности воспринять
учение Будды и избрать путь к спасению
все люди оказались равны. Нирвана - это
высшее состояние духовной деятельности
и энергии, которое свободно от низменных
привязанностей [3].
Будда
призывал к умеренности. Путь к спасению
был назван им восьмеричным. Он представляет
собой постепенную трансформацию сознания,
его перерождение, движение к состоянию
нирваны - правильные взгляды, стремления,
речь, поведение, образ жизни, самоконтроль
и т.д.
В
III веке до н.э. буддизм был принят
в качестве официальной идеологии Индии.
Ранний буддизм отличался прежде всего
своей этической направленностью, более
поздний - преобладанием философской и
религиозной проблематики [8].
В
I веке н.э. буддизм распался на хинаяну
(«малая колесница») - путь спасения для
избранных, и махаяну («большая колесница»)
- путь спасения для всех. В средние века
буддизм стал одной из мировых религий
(Тибет, Китай, Япония, Бирма, Цейлон и другие
страны) [10]. Сейчас последователей буддизма
в мире насчитывается около 700 миллионов
человек.
Культурная
значимость буддизма связана с тем,
что он акцентировал внимание на внутреннем
мире человека [1]. Буддизм стал символом
духовной культуры Древней Индии, поскольку
он содержал в себе важнейшие принципы
индийского мировоззрения: терпимость,
непричинение зла живому, личная ответственность
за собственные поступки, созерцательность,
приоритет духовности.
4.
Древнеиндийская
философия, мифология,
правовая культура
Древнеиндийское
название философии – «даршана». Характеризуя
древнеиндийскую философию в целом, можно
выделить ряд моментов [4]. Во-первых, на
нее сильное влияние оказали идеи религиозно-мифологического
комплекса, где были сформулированы основные
идеалы и ценностные ориентации индийцев.
Во-вторых, характерны сосуществование
разных школ, их умозрительность, слабая
связь с наукой, традиционализм. В-третьих,
преобладало идеалистическое видение
мира, а вульгарный материализм здесь
нередко сочетался со сверхидеализмом
[10].
Выделяют
следующие даршаны: веданта, миманса,
йога, вайшешика, ньяя, санкхья, чарвака
(локаята) [7]. Все их можно разделить на
ортодоксальные, признающие авторитет
Вед («астика»), и неортодоксальные, не
признающие авторитета Вед («настика»).
К неортодоксальным относилась чарвака
(локаята).
Философия
в Древней Индии не была дополнением
к другим наукам или искусствам, а занимала
собственное место и для прочих областей
знания являлась питательным источником.
Созерцательность как черта мировоззрения
не могла не привести к пышному расцвету
философской культуры [2]. Искания духа,
вера в разум, склонность к исследованию
мироздания на уровне предельных оснований
бытия привели к тому, что многие аспекты
философской проблематики оказались в
центре внимания древнеиндийских мыслителей
[6].
Проблемы
этики, вопросы смысла жизни и смерти,
единства макро - и микрокосмосов и многие
другие волновали людей того времени и
ответы на них они получали из философского
знания. Философские идеи были неразрывно
связаны с жизненным поведением человека
[1]. Полагалось, что знания, внутренние
помыслы человека и его поведение должны
представлять единое целое. Знания нельзя
обретать без внутреннего изменения, без
соответствующих поступков. Поэтому любое
усвоение философских идей означало, прежде
всего, работу над собой, внутреннюю жизнь
человека [9].
В
Древней Индии развивались и
многие другие отрасли знания - астрономия,
математика, языкознание [6]. Была создана
грамматика санскритского языка, а в математике
введены понятия минуса, нуля.
Индийская
мифология дала огромный материал для
изобразительного искусства. Вера в чудодейственную
силу природы, ощущение единой жизни человека
и Вселенной стали основой всей индийской
культуры. Памятники древнеиндийского
искусства настолько самобытны, что их
нельзя спутать ни с какими другими [9].
Соприкасаясь с шумерской, иранской и
греческой культурами, Индия восприняла
и по-своему осмыслила многие художественные
традиции.
С
распространением буддизма началось широкое
строительство храмов и культовых
памятников: ступ (мемориальных сооружений,
хранящих останки Будды); стамбх (огромных
колонн); скальных храмов. В III-II веках до
н.э. начали строить буддийские пещерные
храмы - чайтьи и монастыри-вихары [5]. Буддийские
монастыри все более превращались в центры
науки и искусства.
В
Древней Индии формировалась и правовая
культура. «Законы Ману» (Манава Дхармашастра)
- один из древнейших памятников юридической
литературы. Он был составлен между II в.
до н.э. и II в. н.э. в одной из брахманских
школ [7]. Источником «Законов Ману» стали
более ранние «Руководства к Закону».
Нормы, говорящие о поведении людей, изложены
в книгах - шастрах. Шастры учат людей,
как они должны вести себя, чтобы быть
угодными богу, - это дхарма. Другие шастры
учат, как разбогатеть и руководить (артха),
третьи - как получать удовольствия (кама).
Все три шастры - дхарма, артха и кама -
легитимны. Однако шастра рисует лишь
модель, как себя вести, но допускает отклонения,
что говорит о ее гибкости.
]
5.
Музыка в древней Индии
Истоки
индийской музыки восходят к III тысячелетию
до н.э. В древних литературных памятниках
- Ригведе (X в. до н.э.), Атхарваведе и Самаведе
(первая половина I тысячелетия до н.э.)
- есть запись условными значками мелодий
и песенные тексты [9].
Музыка
занимала одно из важнейших мест в
системе искусств Древней Индии.
Ее истоки восходят к народным и культовым
обрядам. Музыку связывали с началом творения
мира, его продолжением и концом. Музыкантам
отводилась роль пророков, так как считалось,
что только посредством музыки можно вознести
душу над рамками земной жизни. Самой ранней
из сложившихся видов музыки была этническая,
возникшая в III тыс. до н.э. Подобно любой
народной музыке, она сочеталась с танцем,
была проста по форме и структуре, приближалась
к звукоподражаниям [2].
Со
II тыс. до н. э. появляется традиционная
(религиозная) музыка, которой приписывали
жизнезащитные и разрушительные свойства.
Она считалась первым языком мира, на котором
говорят и человек, и звери, и птицы [10].
Индусы,
подобно их современникам древним
грекам, связывали звукоряды лада
с определенными психо-эмоциональными
настроениями. Эти взгляды составили отдельную
науку - мантра-йога. Расшифруем это понятие.
«Йога», что значит «единство» или «связь»,
- это учение об индивидуальном пути спасения
человека посредством контроля над мыслями
и чувствами при помощи медитации. «Мантры»
- это звуковые комплексы, обладающие магическими
свойствами [5]. В мантра-йоге звуки рассматривались
как энергия Космоса, а ритм - как движение
Вселенной. Специальные мантры сочинялись
для достижения гармонии души, для просвещения
и успокоения, для творчества и благородного
богатства, для преодоления трудностей
и стремления к успехам.
В
Древней Индии сложились многообразные
представления о взаимосвязи
музыки и цвета. Индусы верили, что
человек и мир соединяются
при помощи цветовой гаммы, что настроения
и чувства, заложенные в музыке, передаются
цветосочетаниями [7].
Считалось,
что каждый человек имеет свою
определенную музыку и соответствующий
ему цвет. Яркие цвета соответствовали
интенсивным вибрациям, бледные - спокойным,
гармоническим вибрациям. Сегодня в
государственном флаге Индии оранжевый
цвет обозначает отвагу, белый - истину,
желтый - будущее. Красный цвет означал
доблесть, черный - зло, синий – действия
[2].
В
VII в. н. э. появились ранние формы
светской классической музыки. Ее основы
составляли «раги», которым также приписывалась
способность воздействовать на жизнь
Земли и Космоса. Сложилось своеобразное
учение о рагах, подразумевающее подчинение
интонационно-мелодического строя ранги
ее эмоционально-эстетическому содержанию,
разработанное в соответствии с «расой»
- древнеиндийской теорией о поэтических
чувствах, эмоциях и эстетических наслаждениях.
6.
Мировое значение индо-буддийского
типа культуры
Письменные
древнеиндийские памятники стали
известны на Западе в XVII-XVIII веках. Европейцев
потряс открывшийся мир высокой духовности
этой культуры. «Загадочность», «мистицизм»,
«сокровенность» - вот как говорили о ней
европейцы [3]. Гегель назвал ее «Грезящий
дух». Карамзин, Никитин, Шиллер, Гейне,
Гете, Гюго, Кант, Шопенгауэр, Гессе, Бальмонт,
Верещагин, Н. Рерих и многие другие проявляли
огромный интерес к этой культуре. Оценки
же были во многом противоречивые - созерцательность,
пассивность, застойность, с одной стороны,
и восхищение, преклонение - с другой [7].
Сторонники европоцентризма возражали
даже против самого термина «цивилизация»
применительно к Индии в древности, полагая,
что все наиболее значительные достижения
индо-буддийская культура получила под
влиянием греко-римского мира.
Но
существует и иная позиция - востокоцентризм.
Ее сторонники преувеличивают роль восточной
культуры в развитии мировой цивилизации
и рассматривают Восток как единственный
источник высших духовных достижений
[8].
Здесь
необходимо отметить, что европоцентризм
и востокоцентризм - крайности в
оценках этой культуры. Разные типы
культур должны не противопоставляться,
а дополнять друг друга [3].
Культура
Древней Индии оказала сильное
влияние на русскую культуру. Известны
памятники русской литературы, в
которых обнаруживаются заимствования
из древнеиндийской традиции [8]. Например,
«Повесть о Варлааме и Иоасафе» представляет
собой переработку жития Будды в христианско-догматическом
духе. Через византийскую культуру происходило
влияние древнеиндийской культуры на
русскую. В более позднее время некоторые
исследователи даже делали предположение
о единых корнях индийской и русской культур.
Заключение
Древняя
Индия – относиться к числу
первых мировых цивилизаций, и принесла
мировой культуре наибольшее количество
духовных ценностей. Находки археологов
свидетельствуют о наличии в Древней Индии
человеческого общества уже в период каменного
века. Первые датированные остатки бронзовой
культуры, найденные в долине реки Инд,
относятся к началу 3-го тыс. до н. э. Считается,
что древнейшее классовое общество существовало
в долине Инда во 2-й половине 3-го тыс. до
н. э. - 1-й половине 2-го тыс. до н. э. (Хараппская
цивилизация).
Индия
открывает перед нами уникальный
религиозный символизм, выходящий
за рамки пространства и времени,
который существует еще с давних
времен в виде различных звеньев одной
и той же цепи. Хотя самые известные священные
писания Индии, например, Веды, были собраны
и записаны сравнительно поздно, религиозные
памятники письменности существовали
уже в V тысячелетии до н.э. Это подтверждают
астрономические данные, встречающиеся
в «Махабхарате».
Религиозный
опыт Индии является самым полным
и всеобъемлющим среди известных
сегодня. И тот факт, что в большинстве
своем этот опыт пришел к нам в
неизменном виде, сохранив черты, присущие
ему в древности, сам по себе представляет
несомненный феномен и заслуживает большого
внимания.
Некоторые
черты индийской традиции и культуры
поражают западного человека, поскольку
они свойственны восточному мировосприятию,
но несвойственны западному менталитету.