Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 22:00, реферат
Разделение культуры на материальную и душевную, одна из которых является продуктом материального, а другая душевного производства, кажется самоочевидным. Ясно и то, что предметы материальной и душевной культуры можно использовать по-разному. К материальной культуре относят технический уровень производства, навыки и умения людей пользоваться техникой, научную организацию труда, обслуживание материально-бытовых потребностей людей на уровне современных научно-технических достижений.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ДУХ, ДУША И ТЕЛО. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ. 2
ТЕЛО 2
ДУША 2
ДУХ 6
2. КУЛЬТУРА ДУШЕВНАЯ 8
МИФ 8
РЕЛИГИЯ 8
ИСКУССТВО 9
ФИЛОСОФИЯ 10
НАУКА 10
ИДЕОЛОГИЯ 11
НРАВСТВЕННОСТЬ 12
3. КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ 12
4. ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА, КАК КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ. 13
ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА. 13
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. 13
ВЫСШАЯ УТОНЧЕННАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ. 14
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО. 14
ЛИЧНОСТЬ СВОБОДНА НО БЕЗ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ. 14
НРАВСТВЕННОЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПОЗНАНИЕ. 14
НЕЗНАНИЕ ОТВЛЕКАЕТ ОТ БОГА. 15
ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ. 15
СОДЕРЖАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО УЧЕНИЯ ПООЩРЯЕТ ПОЗНАНИЕ. 15
НЕВЕРУЮЩИЕ ПОЖИНАЮТ ПЛОДЫ ХРИСТИАНСТВА. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 17
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Разделение культуры на материальную и душевную, одна из которых является продуктом материального, а другая душевного производства, кажется самоочевидным. Ясно и то, что предметы материальной и душевной культуры можно использовать по-разному. К материальной культуре относят технический уровень производства, навыки и умения людей пользоваться техникой, научную организацию труда, обслуживание материально-бытовых потребностей людей на уровне современных научно-технических достижений.
Душевная же культура, как и материальная, определяется способом производства, но эта связь не столь непосредственна. К душевной культуре относятся достижения науки, произведения литературы и искусства, общественные теории и идеи, язык, навыки участия людей в политической жизни, нравственные качества и навыки общественного поведения, правовые отношения, формы приобщения людей к достижениям науки, литературы, искусства.
Душевная культура содержит в себе наряду с духовными, идеальными элементами и материальную основу своего существования (книгоиздательскую базу, печать, театры, музеи, библиотеки, школы, научно-исследовательские учреждения и т.д.)
Светские
авторы не разделяют культуру духа
и души на, соответственно, культуру
духовную и душевную, и объединяют
ее в одном понятии – духовная
культура. При этом религия –
лишь часть этой культуры. В данной
работе в разделе 3. Культура душевная
есть раздел «Религия» - дано воззрение
светских, атеистических авторов на религию,
как лишь небольшую часть душевной культуры,
которую они называют духовной.
1. ДУХ, ДУША И ТЕЛО. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ.
Тело
Под телом часто подразумевают лишь его материальную оболочку. Между тем, в теле присутствует еще нечто, называемое его жизнью. Прежде всего, это жизнь чисто биологическая, но также в нем присутствуют элементы психической жизни. В Писании нередко встречаются выражения „хотения плоти“, „похоти плоти“ (Ин.1.13; Гал.5.24), причем это может относиться и к отдельным органам. Христос говорил, что рука или глаз могут „соблазнять“ человека (Мф.5.29-30).
Действительно, тело обладает самостоятельными влечениями, которые вступают в конфликт с влечениями души. Апостол Павел в связи с этим замечает: „в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего“ (Рим.7.23).Можно выделить три основных влечения тела - это потребности в пище, комфорте и сексуальные влечения. Через эти влечения тело испытывает страдания и наслаждения, которые отличаются от страданий и наслаждений души.
Тело обладает также элементами мышления. Телесные влечения и чувства даны нам непосредственно, что же касается разума тела, то его существование менее очевидно. Можно, однако, заметить, что многие функции и действия тело выполняет самостоятельно, вне контроля со стороны сознания. Именно эту способность можно называть разумом тела. Таким образом, тело охватывает три уровня материальный, биологический и психический - и представляет собой их единство.
Душа
Душа
образует следующую, более высокую
ступень человеческого
Часто волю понимают лишь как способность контролировать себя и добиваться цели. Однако, можно, вслед за Вочман Ни включать в сферу воли также влечения и представление о долге. Именно в этой сфере принимаются решения и разворачиваются наиболее драматические конфликты. К феноменам воли следует также отнести веру и надежду (когда они касаются нерелигиозных сфер), а также любовь, поскольку она представляет собой не столько чувство, сколько влечение.
Воля, разум и чувства не существуют в человеке раздельно. Любое движение души всегда включает в себя эти три компонента. Однако, наиболее тесная связь существует между чувствами и волей. Наслаждения и страдания служат основой для возникновения влечений. В свою очередь, влечения, в зависимости от того, удовлетворяются они или нет, становятся источником наслаждений и страданий. Чувства влияют на интеллектуальную деятельность, а разум принимает участие в волевом акте принятия решения. Взаимное влияние разума, чувств и воли стало причиной известного средневекового спора относительно их иерархии.
Последователи Фомы Аквинского, опираясь на Аристотеля, защищали примат разума. Однако, более естественной кажется точка зрения их оппонентов - сторонников Иоанна Дунса Скота, которые отстаивали идущую от Августина идею о воле как основе человеческой личности [2, с.398]. Действительно, разум, в каком-то смысле, является лишь инструментом освоения мира, воля же выражает самые глубинные устремления человеческой души. Именно в этой сфере лежит, по-видимому, наиболее принципиальное различие между человеком и животными.
Некоторые теологи, например Августин, полагали, что у животных отсутствует душа. Однако, наблюдая за животными, можно обнаружить у них влечения и чувства. Исследования последних лет позволили также доказать зыбкость представления об отсутствии у них разума. Количественные различия между человеком и животными наиболее заметны, конечно, именно в сфере разума, однако качественное различие, как кажется, связано именно с волей. Это различие заключается в том, что человек, в отличие от животных, в полной мере обладает таким качеством, как свобода воли. Именно поэтому грехопадение человека повлекло за собой также и падение животных. В этом событии ясно отразилась их несвобода, зависимость их судьбы от выбора, сделанного человеком. Ап. Павел в связи с этим пишет, что „тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее)“ (Рим.8.20). И далее добавляет, что „сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих“, т.е. тоже через человека.
В сфере воли лежит также качественное различие между человеком и ангелами. Как и человек, ангелы являются личностями и, следовательно, обладают разумом, чувствами и волей. Их интеллектуальное превосходство над человеком с трудом поддается воображению. Сверхъестественная святость ангелов позволяет им пребывать в непосредственной близости от престола Бога. Ангелы управляют бесконечно большими пространствами небесного мира. Однако, как отмечает Павел Биллхаймер, в этом и заключается парадокс - сколь ни высоки ангелы, но их все же превосходят люди, живущие на земле, поскольку именно они являются носителями образа Божия [3, с.38]. Богоподобие человека проявляется, прежде всего, не в способности господствовать над миром и не в творчестве, а в свободе воли, которая придает новое качество всем его способностям.
В отличие от человека, ангелы являются служебными духами и, следовательно, в глубине своей природы лишены самостоятельности. Даже Люцифер, бывший „печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты“ (Иез.28.12), несет в себе черты этой ограниченности. Его действия сводятся к противлению воле Божией, он лишь сменил знак своего служения на противоположный. Ограниченность свободы воли ангелов заключается также в том, что вполне ясно она проявилась только один раз. С тех пор нам не известно ни одного случая, когда ангел отказался бы следовать воле Божией. Раввины в связи с этим вообще отрицали свободу воли ангелов. С этим, однако, вряд ли можно согласиться. Апостол Павел, например, пишет, что святые будут судить ангелов (1Кор.6.3). Это означает, что ангелы несут ответственность за свои поступки, и, следовательно, в какой-то мере обладают свободой воли. И все же, в отличие от человека, у них она носит одномерный характер. Может быть, именно поэтому в видениях пророков ангелы предстают иногда в виде божественных животных (Иез.10.20; Откр.4).
Различия между человеком и ангелами того же порядка, как различия между сыном и слугой. Павел Биллхаймер в связи с этим пишет, что ангелы сотворены, но, в отличие от человека, не рождены от Бога. Подтверждение этой идеи можно найти в словах Апостола Павла, который отмечает, что „не Ангелов восприемлет Он, но воспpиемлет семя Авраамово“ (Евр.2.16).
Итак, свобода воли человека является тем качественным признаком души, который отделяет человека от всех других существ.
Часто душу отождествляют с „я“. Это связано с неопределенностью понятия „я“, под которым можно понимать и в целом человека, и его душу, и его сознание. Но наиболее часто под „я“ понимают самосознание. В некоторых местах книги „Духовный человек“ Вочман Ни фактически отождествляет „я“ как самосознание с душой. С такой точкой зрения трудно согласиться и, прежде всего, потому, что существуют душевные процессы, которые вообще протекают вне сознания. Иов, например, спрашивает: „Прельстился ли я в тайне сердца моего?“ (Иов.31.27).А псалмопевец просит Бога: „От тайных моих очисти меня, и от умышленных удержи раба Твоего“ (Пс.18.13-14). Апостол Павел также отмечает: „Хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь... Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сеpдечные намерения“ (1Кор.4.4-5).
Тайные мысли, чувства и влечения составляют нижнюю, наиболее непроницаемую часть души, называемую подсознанием. Однако даже то, что находится в пределах сознания, нельзя отождествлять с „я“. Осознаваемые мысли, чувства и влечения лишь до известной степени слиты с самосознанием. Наиболее тесно связаны с „я“ представления человека о самом себе, т.е. то, что психологи называют самооценкой. Душа является единством всех этих элементов.
В Писании иногда под словом „душа“ понимается то, что на самом деле относится к духу, а иногда употребление этого слова связано с телом. Собственно говоря, душа может полноценно существовать лишь находясь в единстве с телом.
Долгое время в христианской теологии господствовало, идущее от неоплатонизма, представление о теле как о неком наказании для души. Однако, уже с Фомы Аквинского тело стали считать необходимым дополнением души. Ее бестелесное существование после смерти является ущербным и требует специального акта помощи со стороны Бога [2, с. 363]. План Божий предусматривает воскресение тел при окончательном устроении судеб мира. Обладание телом, таким образом, является атрибутом всякой души.
Любое движение души в той или иной мере отражается в телесной сфере. Чувства и влечения души непосредственно перетекают в чувства и влечения тела. В связи с этим провести границу между ними очень трудно. Вот почему слово „душа“ употребляется в самых различных смыслах, в зависимости от того, как проводится эта граница.
Во многих случаях душой называют живого человека в целом. Так, в Быт.46.26 написано: „Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ“. От понятия „живой“ нетрудно перейти к понятию „жизнь“.В законе возмездия, например, выражение „душу за душу“ (Исх.21.23) может быть переведено также как „жизнь за жизнь“. Синонимия в ряде случаев подтверждается также параллельным употреблением этих слов (Пс.73.19).
Часто душа рассматривается лишь как временная земная жизнь. Поскольку основой всякой жизни является жизнь биологическая, в некоторых случаях душа отождествляется именно с ней, в частности, с такими ее проявлениями, как дыхание и кровообращение. Вообще слово „душа“ в еврейском языке, как и в русском, происходит от слова „дыхание“. Быть живым - значит иметь в себе дыхание (2Цар.1.9), когда человек умирает, душа испускается вместе с дыханием (Иер.15.9). С другой стороны, душа в некоторых случаях отождествляется с кровью. „...кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом“,- написано во Вт.12.23.
Таким образом, слово „душа“ очень многозначно; однако, наиболее часто под „душой“ человека понимают его разум, волю и чувства, которые определяют личность человека и служат местом пребывания его „я“.
В Писании в двух местах употребляется выражение „душа тела“ (Лев. 17.11,14). Можно полагать, что в данном случае речь идет именно о жизни тела, которая образована его влечениями, чувствами, а также чисто биологическими функциями.
Выделение в человеке помимо собственно души еще и души тела можно обнаружить во многих религиозных и философских системах. Раввины, например, считали, что в человеке есть душа божественная и душа животная. Аристотель выделял в человеке три души: растительную (биологическая жизнь тела), животную (психическая жизнь тела) и разумную (собственно душа человека). Средневековые схоласты, несколько видоизменив Аристотеля, говорили о существовании у человека „анима брута“ (душа тела), „анима гумана“ (человеческая душа) и „анима дивина“ (дух) [5, с.7].
Душу тела, однако, не следует рассматривать в качестве самостоятельной сущности. Несмотря на свою относительную автономность, она является лишь продолжением психического в сфере телесного. Душа человека и душа его тела образуют нерасторжимое единство. Вместе с тем, существует глубокое различие между ними.
Информация о работе Культура духовная,душевная и материальная