Культура европейского Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:31, реферат

Описание

Целью данной контрольной работы является изучение культуры Западной Европы в средние века.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить научную литературу по культуре Западной Европе в средневековье
2. Рассмотреть романское и германское начала европейской средневековой культуры. Обозначить основные периоды Средневековья.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…………….3
1. Романское и германское начала европейской средневековой культуры. Основные периоды Средневековья…………………………………………………………………...5
2. Феодализм и его влияние на ценностный мир человека (натуральное хозяйство, сословная иерархия, городская и деревенская культура)……………………………….9
3. Духовная культура Средневековья в условиях всевластия церкви (философия, наука, еретические учения и борьба с ними)………………...........................................14
4. Искусство Средневековья: романский и готический стили, литература, фольклор, иконопись. Средневековый собор как модель мира…………………...………………24
Заключение……………………………………………………………………………...33
Список используемой литературы…………………………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

Культура европейского Средневековья.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)


«Культура европейского Средневековья»

 

Исполнитель:

 

студент группы: ФК-08 СР

 

Шанова

 

    Наталья Владимировна_

 

           (Фамилия, имя, отчество студента)

                           _____________

 

                                                                    (подпись)

Преподаватель:

__________________________

 

         (Фамилия, имя, отчество преподавателя)

                            _____________

 

                                                                  (подпись)

Екатеринбург 2008г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр

 

Введение…………………………………………………………………….…………….3

1. Романское и германское начала европейской средневековой культуры. Основные периоды Средневековья…………………………………………………………………...5

2. Феодализм и его влияние на ценностный мир человека (натуральное хозяйство, сословная иерархия, городская и деревенская культура)……………………………….9

3. Духовная культура Средневековья в условиях всевластия церкви (философия,              наука, еретические учения и борьба с ними)………………...........................................14

4. Искусство Средневековья: романский и готический стили, литература, фольклор, иконопись. Средневековый собор как модель мира…………………...………………24

Заключение……………………………………………………………………………...33

Список используемой литературы…………………………………………………….34

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения и делится культуру раннего периода (V-XI вв.) и культуру классического Средневековья (XII-XIVвв.). Появление термина «Средние века» связано с деятельностью итальянских гуманистов XV-XVI вв., которые введением этого термина стремились отделить культуру своей эпохи – культуру Ренессанса – от культуры предшествующих эпох. Эпоха средневековья принесла с собой новые экономические отношения, новый тип политической системы, а также глобальные изменения в мировоззрении людей.

 

Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску. Основу средневековой картины мира составляли образы и толкования Библии. В качестве исходного пункта объяснения мира выступала идея полного и безусловного противопоставления Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Человек эпохи Средневековья представлял и понимал мир как арену противоборства добра и зла, как своеобразную иерархическую систему, включающую в себя и Бога, и ангелов, и людей, и потусторонние силы тьмы.

 

Наряду с сильным влиянием церкви сознание средневекового человека продолжало оставаться глубоко магическим. Этому способствовал сам характер средневековой культуры, наполненный молитвами, сказками, мифами, волшебными заклятиями. В целом история культуры средневековья представляет собой историю борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства в эту эпоху были сложными и противоречивыми, но тем не менее в течении всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей.

 

Все классы средневекового общества признавали духовное руководство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы.

 

Целью данной контрольной работы является изучение культуры Западной Европы в средние века.

 

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

1.      Обобщить научную литературу по культуре Западной Европе в средневековье

2.      Рассмотреть романское и германское начала европейской средневековой культуры. Обозначить основные периоды Средневековья.

 

3.      Охарактеризовать влияние феодализма на ценностный мир человека

 

4.      Проанализировать духовную культуру и искусство Средневековья

1.

РОМАНСКОЕ И ГЕРМАНСКОЕ НАЧАЛА ЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Средние века – это период, начало которого совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец – с ее возрождением в новое время. В основе средневековой культуры лежат традиции Западной Римской империи, представляющие так называемое «романское начало». Главными в культурном наследии Рима являются право, высокая правовая культура; наука, искусство, философия, христианство.

 

Эти традиции усваивались во время борьбы римлян с «варварами» и активно влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни франков, бриттов, саксов, ютов и других племен Западной Европы, представляющую так называемое «германское начало» средневековой культуры. В результате взаимодействия этих начал возникло напряжение «диалога культур», давшее мощный импульс становлению и развитию собственно западноевропейской средневековой культуры.

 

Римская империя встретила германцев враждебно и вела с ними долгую и упорную борьбу, охраняя свои традиционные культурные и политические устои, свои границы и провинции от новой веры и от новых народов. Варвары считались врагами «рода человеческого», заключенного в пределах Римской империи, считались врагами именно со стороны защитников образованности и гражданственности античного происхождения.

 

Взаимные отношения между этими началами, из которых вышло все средневековье в тесном смысле этого слова, в разное время и разными историками понимались различным образом. Вообще переход от античного мира к средним векам всегда привлекал к себе особое внимание историков, перед которыми эта эпоха великого всемирно-исторического перелома, действительно, ставит в высшей степени важные и вместе с тем трудные задачи научного характера.

 

В разных философских построениях всемирной истории эта знаменательная эпоха гибели старого и зарождения нового получала весьма различное освещение, причем на первый план выдвигался то одно, то другое начало, т. е. или романизм, или германизм.

 

Останавливаясь на взаимоотношении античного и варварского начал, прежде всего, нужно отметить, что многие историки слишком умаляли значение первого из этих элементов, римского, и, наоборот, слишком преувеличивали значение второго, германского. Они готовы были выводить все особенности средневекового социального и политического строя и даже общего духа средневековой культуры из начал, принесенных с собою германцами. Особенно наблюдается склонность к такому толкованию перехода от античного мира к средним векам у немцев, по весьма понятной, впрочем, причине, что едва ли, однако, делает это толкование основательным.

 

В основе периодизации средневековой культуры – этапы развития ее социально-экономического фундамента – феодализма (его зарождения, развития и кризиса). Соответственно выделяют раннее Средневековье – V-IX вв., зрелое (классическое) Средневековье – X-XIII вв. и позднее Средневековье – XIV-XV вв.

 

Раннее Средневековье (V-IX вв.) – это период трагического, драматического перехода от античности к собственно средневековью. Христианство медленно входило в мир варварского бытия. Варвары раннего Средневековья несли своеобразное видение и ощущение мира, основанное на родовых связях человека и общности, к которой он принадлежал, дух воинственной энергии, чувство неотделимости от природы. В процессе становления средневековой культуры важнейшей задачей было разрушение «силового мышления» мифологического варварского сознания, уничтожение древних корней языческого культа силы.

 

Становление раннесредневековой культуры представляет собой сложный, болезненный процесс синтеза христианских и варварских традиций. Драматизм этого процесса был обусловлен противоположностью, разнонаправленностью христианских ценностно-мыслительных ориентаций и основанного на «силовом мышлении» варварского сознания. Лишь постепенно главная роль в формирующейся культуре начинает принадлежать христианской религии и церкви.

 

Возникшие в VI веке варварские государства – вестготов (Испания), франков (Франция), остготов (Северная Италия), англо-саксонское (Англия) –  были слабыми и недолговечными. Наиболее заметные явления в культуре VI-первой половине VII вв. связаны с усвоением античного наследия в остготской Италии и вестготской Испании. Магистр остготского короля Теодориха Северин Боэций (ок. 480-524 гг.) стал одним из почитаемых средневековых ученых. Его труды по музыке, арифметике, теологические сочинения, переводы Аристотеля, Евклида стали основой средневекового образования и науки.

 

Таким образом, раннее средневековье, с одной стороны, это эпоха упадка, варварства, постоянных завоеваний, бесконечных войн, драматического столкновения языческой и христианской культур, с другой – это время постепенного укрепления христианства, усвоения античного наследия (даже в этот трагический для Западной Европы период не пресекалась античная школьная традиция). В конце VI-начале VII вв. против языческой мудрости резко выступила церковь. Однако античная культура была достаточно сильно представлена в культуре раннего средневековья. Интерес к ней особенно усилился во времена так называемого Каролингского Возрождения. При дворе Карла Великого (742-814 гг.), восстановившего Западную Римскую империю, была создана «Академия» по примеру античной (члены которой даже называли себя римскими именами). В империи Карла Великого были открыты начальные школы при монастырях. Придворный императора Флакк Альбин Алкуин (ок. 735-804 гг.) и его ученики собирали античные рукописи, занимались их реставрацией, многое сделав для сохранения античного наследия для последующих поколений.

 

В раннем Средневековье были созданы первые письменные «Истории» варваров. В целом для раннего Средневековья характерен прогресс в развитии культуры, несмотря на войны, набеги, покорение одних народов другими, захваты территорий, которые существенно замедляли культурное развитие.

 

Упразднение рабства способствовало развитию технических изобретений (уже с VI в. начинают использовать энергию воды).

 

Следует отметить, что в целом для средневековья характерно широкое использование технических изобретений. В XII в. появляется ветряная мельница, использующая силу ветра. В XIII в. было изобретено рулевое колесо. В период зрелого Средневековья (XIV в.) появились шлюзы с воротами, что позволило перейти к строительству каналов и способствовало развитию торговых связей, как внешних, так и внутренних.

 

Эпоха зрелого Средневековья (X-XIII вв.) начинается со времени «культурного безмолвия», продолжавшегося почти до конца X в. Бесконечные войны, междоусобицы, политический упадок государства привели к разделу империи Карла Великого (843 г.) и положили начало трем государствам: Франции, Италии и Германии. В XI в. улучшение экономической ситуации в Европе, рост населения, уменьшение военных действий привели к ускорению процесса отделения ремесла от земледелия, следствием чего был рост как новых городов, так и их размеров. В XII-XIII вв. многие города освобождаются из-под власти духовных или светских феодалов. Рост народонаселения, сопровождающийся нехваткой продовольствия и земель, вызвал Крестовые походы. Они способствовали знакомству с восточной, мусульманской культурой (с арабским миром Европа знакомилась через Испанию, захваченную арабами). Церковь, достигнув пика могущества в борьбе с государством в XII-XIII вв., постепенно стала терять свои позиции в борьбе с королевской властью. К XIII в. начинает разрушаться натуральное хозяйство в результате развития товарно-денежных отношений, ослабляется личная зависимость крестьян.

 

В период позднего Средневековья (XIV-XV вв.) прекращается личная зависимость крестьян в результате развития денежного хозяйства в деревне. Происходит ослабление влияния церкви на общество. Ослабевает и воздействие христианства на сознание. Появление светской рыцарской и городской литературы, музыки, искусства разрушало основы средневековой культуры. Постепенно стала расшатываться социальная структура средневекового общества. Возникает новый класс – буржуазия.

 

Начавшийся процесс разложения феодализма (социально-экономической основы средневековой культуры), ослабление влияния христианства вызвали глубокий кризис средневековой культуры, выразившийся прежде всего в разрушении ее целостности, ускорили переход к новой, качественно иной эпохе – эпохе Ренессанса, связанной с формированием нового, буржуазного типа общества.

2.

ФЕОДАЛИЗМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЦЕННОСТНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА (НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СОСЛОВНАЯ ИЕРАРХИЯ, ГОРОДСКАЯ И ДЕРЕВЕНСКАЯ КУЛЬТУРА)

Общественно-политический  строй, утвердившийся в Средние века в Европе, в исторической науке принято называть феодализмом. Это слово происходит от названия земельного владения, которое представитель господствующего класса-сословия получал за военную службу. Владение  это называлось феод. Не все историки считают, что термин феодализм  удачен, поскольку понятие, положенное в его основу, не способно выразить  специфику среднеевропейской цивилизации. Кроме того, не сложилось  единого мнения по вопросу о сущности феодализма. Одни историки видят   ее в системе вассалитета, другие – в политической раздробленности, третьи – в специфическом способе производства. Тем не менее, понятия феодальный  строй, феодал, феодально-зависимое крестьянство прочно вошли в историческую  науку.

 

Характерной чертой феодализма является феодальная собственность  на землю. Во-первых, она была отчуждена от основного производителя. Во-вторых, носила условный,  в-третьих – иерархический характер.  В-етвертых,  была соединена с политической властью.  Отчуждение основных  производителей от собственности на землю проявлялось в том, что земельный участок, на котором работал  крестьянин, являлся собственностью  крупных землевладельцев – феодалов. Крестьянин имел ее в пользовании.  За  это он был обязан или работать на господском поле сколько-то дней в неделю или платить оброк – натуральный или денежный. Поэтому эксплуатация крестьян носила экономический характер. Внеэкономическое принуждение – личная зависимость крестьян от феодалов – играла роль  дополнительного средства. Эта система отношений возникла с оформлением  двух основных классов средневекового общества: феодалов (светских и    духовных) и феодально-зависимого крестьянства.

 

Феодальная собственность на землю носила условный характер,  так  как феод считался пожалованным за службу. Со временем он превратился в наследственное владение, но формально за несоблюдение вассального  договора мог быть отобран. Иерархически характер собственности выражался в том, что она была как бы распределена между большой группой  феодалов сверху вниз, поэтому полной частной собственностью на землю не обладал никто. Тенденция развития форм собственности в средние века  заключалась в том, что феод постепенно становился полной частной собственностью, а зависимые крестьяне, превращаясь в свободных (в   результате выкупа личной зависимости), приобретали некоторые права  собственности на свой земельный участок, получая право продать его при  условии выплаты феодалу особого налога.

 

Соединение феодальной собственности с политической властью проявлялось в том, что основной хозяйственной, судебной и политической  единицей являлась в Средние века крупная феодальная вотчина – сеньория.  Причиной этого была слабость центральной государственной власти в   условиях господства натурального хозяйства. В то же время в средневековой  Европе сохранялось некоторое количество крестьян-аллодистов – полных  частных собственников. Особенно много их было в Германии и Южной Италии.

Информация о работе Культура европейского Средневековья