Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:34, контрольная работа
Тема культуры - до относительно недавнего времени была новой для учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить тот факт, что проблематика культуры самим объект
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2
1. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ…………………………………………………….3
2. ИДЕЯ ЦЕННОСТЕЙ…………………………………………………………5
3. ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ..………..6
4. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ КУЛЬТУРЫ…………………………………………13
5. ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ………………………………………………15
6. ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ……… 17
7. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ……………………………………………18
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………27
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..28
ПЛАН
стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ……………………………………
2. ИДЕЯ ЦЕННОСТЕЙ…………………………………………
3. ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ..………..6
4. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ КУЛЬТУРЫ…………………………………………13
5. ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ……………………………
6. ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ……… 17
7. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ……………………………………………18
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Тема культуры - до относительно недавнего времени была новой для учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить тот факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.
Много связанных с культурой проблем имеют
международный и даже глобальный аспект.
Нынешний век насыщен угрозами культуре,
которые несли с собой различные тиранические
режимы от Гитлера до Пиночета. Остро стоят
проблемы "массовой культуры", духовности
и бездуховности. В то же время все большее
значение приобретают взаимодействие,
диалог, взаимопонимание различных культур,
в том числе отношения современной западной
культуры и традиционных культур развивающихся
стран Азии, Африки, Латинской Америки.
Таким образом, интерес
к вопросам теории культуры имеет глубокие
практические основания. Все это стимулировало
разработку философских проблем культуры
и привело к значительному прогрессу в
этой области знания, вплоть до создания
особой науки о культуре - культурологии.
Иначе говоря, при изучении истории и прогнозировании
будущего социальная философия уже не
может обходиться без учета культурной
составляющей общественно- исторического
процесса. А это открывает широкое поле
для разнообразных исследований культуры.
Явления культуры изучает множество конкретных наук: археология и этнография, история и социология, не говоря уже о науках, изучающая различные формы сознания - искусство, мораль, религию и т.д. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Так, для археологии культура связана с изучением остатков дошедших до нашего времени предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох. Этнография интересуется проявлениями культуры того или иного народа во всем ее конкретном многообразии и целостности. Для истории искусства культура - это прежде всего художественная деятельность человека и ее результаты. Так что "образ культуры" в различных науках выглядит по-разному. Западные исследователи культуры насчитывают в мировой литературе от 150 до 250 определений культуры. Это объясняется не только специфическими интересами конкретных наук, но и разнообразием мировоззренческих позиций и даже разных подходов в рамках одного мировоззрения, с которых рассматривается культура. Здесь уже начинается область философии.
Культура интересует философию не в своих частных, эмпирических проявлениях, а как феномен общественной жизни в целом. Этот философский взгляд на культуру важен потому, что именно философия может, отвлекаясь от всевозможных деталей, поставить вопрос о том, что такое культура как таковая, что дает ее изучение для понимания истории, какую роль она играет в развитии человека и общества. Общие проблемы, имеющие мировоззренческое значение, и являются предметом философского анализа культуры.
Наряду с проблемой культуры не менее
актуальной является тема
"цивилизации".
Вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности.
Цель этой работы - выяснить, что скрывается
под понятиями "культура" и
"цивилизация", определить их сходство
и различие.
1. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.
Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и потому нуждается в уточнении.
Само это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в современной научной литературе встречается более 250 определений и культуры. Специалисты по теории культуры А. Крёбер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом. (1*)
1. Описательные
определения, восходящие в
2. Исторические
определения, подчеркивающие
3. Нормативные
определения, акцентирующие
Культура - это образ жизни индивида, определяемый
социальным окружением.
4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.
5. Психологические
определения, исходящие из
6. Определения
на базе теорий обучения: культура
- это поведение, которому
7. Структурные
определения, выделяющие
Материальные и нематериальные культурные
признаки, организованные вокруг основных
потребностей, образуют социальные институты,
являющиеся ядром (моделью) культуры.
8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.
9. Символические определения: культура - это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.
Легко заметить, что каждая из перечисленных
групп определений схватывает какие-то
важные черты культуры. Однако в целом,
как сложный общественный феномен она
ускользает от определения. Действительно,
культура является результатом поведения
людей и деятельности общества, она исторична,
включает идеи, модели и ценности, избирательна,
изучаема, основана на символах, "суперорганична",
т.е. не включает биологических компонентов
человека и передается отличными от биологической
наследственности механизмами, она эмоционально
воспринимается или отбрасывается индивидами.
И все же этот перечень свойств не дает
нам достаточно полного понимания тех
сложных явлений, которые имеются в виду,
когда речь заходит о культурах майя или
ацтеков. Древнего Египта или
Древней Греции, Киевской Руси или Новгорода.
2. ИДЕЯ ЦЕННОСТЕЙ.
Культура - это материальные и духовные ценности. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют особый смысл, освященный обычаями, религией, искусством и вообще "лучами культуры". Нас вдохновляют тишина, закатная заря, одиночество в лунной ночи или пронизанная солнечным светом листва. Все это воспринимается и переживается как нечто высокое и торжественное. Иначе говоря, реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство ненависти или презрения. Эти всевозможные удовольствия и неудовольствия как раз и составляют то, что именуется вкусом, как-то: хорошее, приятное, прекрасное, нежное, изящное, благородное, величественное, возвышенное, сокровенное, священное и т.п. Мы, например, испытываем удовольствие при "виде полезного для нас предмета, мы называем его хорошим; когда же нам доставляет удовольствие созерцание предмета, лишенного непосредственной полезности, мы называем его прекрасным". (2*)
Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов. Ведь не даром же говорят: "Он мне мил не потому, что хорош, а хорош, потому, что мил". Таким образом, можно сказать, что ценность - это субъективно-объективная реальность. Вот почему утверждая, что о вкусах не спорят, реально о них всю свою жизнь люди спорят, отстаивая право на приоритет и объективность именно своего вкуса. "Приятным каждый называет то, что доставляет ему наслаждение, прекрасным - то, что ему только нравится, хорошим - то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чем он усматривает объективную ценность" (3*). Нечего и говорить о том, насколько значимы оценочные суждения для разумной ориентации человека в жизни.
Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или созданная человеком, имеет кроме своего физического еще и общественное бытие: она выполняет исторически закрепленную за ней функцию и поэтому имеет общественную ценность, например стол - это не просто доска, опирающаяся на четыре ножки, а вещь, сидя за которой, люди питаются или работают. Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности и т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении с природой и социальной действительностью. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной, субъективной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Таким образом, понятие ценности тесно связано с понятием культуры.
Культура, трансформируясь, передается, словно по эстафете, от одного поколения другому. История культуры представлялась бы колоссальной нелепостью, если бы каждое следующее поколение начисто отметало достижения предыдущего. В культурном наследии необходимо вдумчиво отделять то, что принадлежит будущему от того что отошло в прошлое.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.
Многообразие предметного вида культуры определяется многообразием самой человеческой деятельности. Очень сложно классифицировать различные виды деятельности, как и представленный (предметный) вид культуры. Но примем условно, что это может быть приложимо к природе, обществу и отдельному человеку.
Виды культуры по отношению к природе.
В применении к природе выделяют культуру земледелия, садово-парковую культуру, специальное выращивание отдельных растений, а также само растение (зерновые культуры, особые сорта фруктов и овощей и т.д.), рекультивацию ландшафта, т.е. полное или частичное восстановление определенной природной среды, нарушенной предшествующей хозяйственной деятельностью.
Сюда же можно отнести и общую культуру
материального производства.
Ведь она существует не только как его
продуктивная способность, но и как воздействие
на природную среду. В основном подобное
воздействие губительно для природы, и
этот факт в последние десятилетия был
осознан как экологическая проблема, которая
угрожает существованию самой цивилизации.