Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:34, контрольная работа
Тема культуры - до относительно недавнего времени была новой для учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить тот факт, что проблематика культуры самим объект
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2
1. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ…………………………………………………….3
2. ИДЕЯ ЦЕННОСТЕЙ…………………………………………………………5
3. ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ..………..6
4. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ КУЛЬТУРЫ…………………………………………13
5. ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ………………………………………………15
6. ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ……… 17
7. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ……………………………………………18
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………27
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..28
Перечисленные функции культуры обычно
относят лишь к духовной.
Договорившись о том, что духовная культура
играет главную роль, будем считать, что
ее функции - это все же главные функции
культуры. Что касается функций материальной
культуры, то они в конечном итоге вытекают
из основной ее функции, из ее роли быть
фундаментом духовной культуры и ее функций.
И действительно, почти все перечисленные
функции не могут осуществляться без материальной
основы.
Человек и культура.
Положение человека в мире и его отношение к миру зависят от самых различных социальных факторов, в том числе и от культуры. При этом в любую историческую эпоху сосуществует множество различных культур. Их взаимодействие, взаимопроникновение существенно определяют жизненную позицию человека, его мировоззрение и мироощущение.
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ.
Когда западные культурологи (П.Сорокин,
А.Тойнби) рассуждают о движущих силах
культуры, они выделяют в качестве ее активного
элемента, как правило, "интеллектуальную
элиту". Выразители идеологии мелкой
буржуазии (Н. Михайловский и др.) говорили
о "героической личности". Если в
буржуазной социологии и поднимался вопрос
о творчестве масс, то речь шла либо о неуловимой
"народной душе" (В. Виндт), либо о
"коллективных представлениях" (Э.
Дюркгейм). С одной стороны, мы знаем, что
в классово-антагонистических формациях
способы производства духовных ценностей
таковы, что трудящиеся массы фактически
исключаются из этого производства. С
другой стороны, выдающихся деятелей культуры
мы знаем, как правило, по именам. Мы безошибочно
называем создателей "Илиады" и "Одиссеи",
"Войны и мира", "Саги о Форсайтах",
"Сикстинской мадонны", "Гибели
Помпеи", "Ночного дозора",
"Героической симфонии", трагедии
и оперы "Фауст" и т.д. Даже если имена
создателей нам неизвестны, как, например,
в случаях "Песни о Роланде" или
"Слова о полку Игореве", мы все равно
глубоко убеждены в том, что за этими творениями
искусства стоят высокоодаренные мастера
слова, имена которых до нас не дошли.
Казалось бы, все ясно - культуру создают
отдельные личности. Однако не будем торопиться
с этим выводом. Ведь когда мы говорим
о культуре, мы имеем в виду не только произведения
искусства, а всю совокупность материальных
и духовных ценностей и способов деятельности
по их созданию. Этот момент весьма существен
- он меняет всю постановку проблемы движущих
сил культуры.
Чтобы ее изучить, надо для начало
ответить на вопрос: кто действительный
творец материальных ценностей, являющихся
остовом, каркасом любой культуры?
Прежде всего та часть общества,
которая с помощью своих трудовых навыков
приводит в действие средства производства,
т.е. трудящиеся массы. Определим основные
аспекты участия трудящихся масс в развитии
культуры. Трудящиеся составляют главный
элемент производительных сил. Только
благодаря их трудовой деятельности человечество
может существовать и нормально функционировать.
Если они прекратят свою деятельность
по созданию материальных ценностей, начнется
социальная деградация. Итак, именно трудящиеся
массы любой исторической эпохи и при
любом политическом режиме играют решающую
роль в создании материальных культурных
ценностей. Это их роль постоянна, непрерывна.
Как показывает исторический опыт, когда
народные массы активно участвуют в социальных
революциях, происходят стремительные
и глубокие социальные преобразования,
ускоряется ход исторического процесса
и развитие мировой культуры. Эта сторона
решающей роли трудящихся масс носит,
однако, прерывистый, скачкообразный характер.
Периоды бурной социальной активности
масс сменяются периодами их социальной
пассивности. Причины такой смены коренятся
не в какой-то мифической "народной
душе", а в объективных социально-экономических
условиях. Но и в том, и в другом случае
(активности и пассивности) трудящиеся
массы играют решающую роль в истории:
своей активностью они ускоряют ее ход,
своей пассивностью - замедляют темпы
ее развития. Это очень важно отметить,
так как в обычном словоупотреблении
"решающая роль" понимается только
как позитивное влияние на что-либо. В
действительности же массы оказывают
решающее воздействие на ход развития
истории и мировой культуры, как своей
силой, так и своей слабостью. И социальная
сила, и социальная слабость трудящихся
масс всегда должны приниматься во внимание
при оценке того или иного конкретного
этапа в развитии мировой культуры.
Решающая роль трудящихся масс проявляется и в развитии духовной культуры. Здесь можно выделить ряд важных моментов. Несмотря на то, что большинство духовных ценностей было создано профессиональными творцами (архитекторами, художниками, скульпторами, писателями, поэтами, учеными, изобретателями и т.д.), следует помнить, что трудящиеся массы, создавая материальные ценности, обеспечивали их существование и тем самым давали им возможность для занятий духовным творчеством. Своим трудом, они, в конечном счете, определяли состояние материального производства и общественных отношений конкретной исторической эпохи, что в свою очередь оказывало воздействие на формирование духовных ценностей. Важно и то, что освободительная борьба народных масс и их созидательная деятельность были объектом, который отражался в ценностях духовной культуры. Наконец, трудящиеся массы непосредственно творят духовные ценности, создавая язык и фольклор, которые становятся неиссякаемым источником для творческой деятельности профессиональных творцов духовных ценностей.
Итак, народные массы играют решающую
роль в развитии мировой культуры.
Ну а как же быть с личностью? Если
решающая роль принадлежит массам, то
значит ли это, что личности отводится
место где-то "на задворках истории"?
Нет, не значит.
Значительная часть духовных ценностей создается профессиональными творцами. Да и в области материальной культуры творческой личности принадлежит многое. Сколь бы ни были искусны резчики по камню и строители, но если бы не архитектурный гений Донато Браманте, мы не имели бы такого величественного сооружения, как собор святого Петра в Риме. Вошел в века, как писал В. Маяковский, "водопровод еще сработанный рабами Рима", но ведь и он был спроектирован древними римскими архитекторами, хорошо знавшими свое дело. Как видим, личность играет весьма заметную роль в развитии культуры.
Важен следующий факт. Прежде чем личность сможет начать активные действия, она должна сформироваться в обществе, вписать себя в коллективный опыт человечества. Это влияние общества на личность характеризуется множеством обстоятельств. Отметим только некоторые из них. Во-первых, каждый исторический тип культуры создает свой основной тип личности. Он различен в разных социальных группах, но имеет и нечто общее, обусловленное связями личности с обществом в целом и его культурой. Во-вторых, различные типы культуры предоставляют разные возможности для формирования и развития личности. Если в первобытном обществе индивид еще слит с коллективом, почти не воспринимая себя как нечто самостоятельное, то каждая последующая общественно-экономическая формация предоставляет все больше и больше возможностей для его развития.
Подводя итоги, мы можем сказать, что две основные движущие силы развития культуры - это народные массы и личность. Они движет культуру каждая по-своему, выполняя различные функции и решая разные задачи, но в этом движении ни та, ни другая не устранимы и дополняют друг друга. Если же попытаться образно сравнить их мощь, то наверно, лучшим образом будет айсберг. Его надводная часть - это творческие личности, а девять десятых его, находящиеся в воде, - это народные массы. Вспомним в этой связи слова М. И. Глинки: "Народ создает музыку, а мы, композиторы, только аранжируем ее".
ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ.
На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры. Так же как сознание первобытного общества было, по выражению Маркса, "вплетено" в материальную деятельность людей, так и культурный аспект общества был слит с социальным, не отчленен от него.
Также особенностью первобытной социальности
был ее "естественный" характер. Родоплеменные,
а также внутри и межобщинные отношения
"естественно" возникали в процессе
совместной жизни и деятельности людей,
в суровой борьбе за поддержание своего
существования. Разложение и распад этих
отношений в процессе перехода к классовому
обществу был одновременно глубинным
переворотом в механизмах функционирования
и развития общества, означавшим становление
цивилизации.
Анализируя переход от первобытности к цивилизации, Ф. Энгельс выделяет ее основные характеристики: общественное разделение труда и в особенности отделение города от деревни, умственного труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и как следствие этого - появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в формах семьи, создания письменности и развитие различных форм духовного производства. Энгельса интересуют в первую очередь те стороны цивилизации, которые отделяют ее от первобытного состояния общества. Но его анализ содержит также перспективу и более разностороннего подхода к цивилизации как явлению глобальному, всемирно-историческому.
Понятие цивилизации долгое время оставалось на периферии интересов марксистов. Связанная с ним проблематика не становилась предметом исследования, так как считалось, что для характеристики этапов общественного развития вполне достаточно категории общественно- экономической формации. Понятие же цивилизации настораживало своей неопределенностью и многозначностью; в него часто вкладывается самое различное содержание.
Термин "цивилизация" происходит
от латинского civilis (
Современные представления о цивилизации рассматриваются мыслителями как нечто Единое, находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с идеей целостности, единство мира. Категория цивилизации охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты деятельности человечества по созданию "второй природы", внедрение элементов неосферного характера в наличное бытие современного человечества.
Категория "цивилизация" используется в широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях абстракции:
1) в общефилософском смысле - как социальная форма движения материи;
2) как
общая социально-философская
3) как
культурно-исторический тип,
4) как
обозначение цивилизованных
Итак, главная мысль в содержании категории "цивилизация" сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ
Конечно, все характеристики цивилизации не случайны, отражают некоторые реальные стороны и особенности исторического процесса, но, как правило, их оценивают и интерпретируют односторонне, что дает основание для критического отношения к предлагаемым многочисленным толкованиям и концепциям цивилизации.
Вместе с тем сама жизнь показала необходимость
использования понятия цивилизации, выявления
его реального научно-философского содержания.
Некоторые итоги проделанной в этом направлении
современными учеными работы можно было
бы кратко выразить следующим образом.
Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу (в девственной природе существование цивилизации невозможно) и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Но цивилизация - понятие более глобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе, вышедшем из первобытного состояния, - это различия внутри цивилизации. Поэтому, например, понятие "буржуазная цивилизация" означает цивилизацию, развивающуюся в буржуазных формах социальной организации, заключающую в себе и противоречия буржуазного общества и его достижения, его вклад в развитие цивилизации, то есть черты, обретающие общецивилизационное измерение и общечеловеческое значение. Противоречия антагомистического общества в его кризисами, конфликтами, борьбой классов, а также противоречия двух социальных систем имеют свой предел - они не должны разрушать цивилизацию, механизмов ее жизнедеятельности.