Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 01:12, контрольная работа
Цель работы: определить соотношение между понятиями «культура» и «цивилизация».
Задачи: определить становление и соотношение этих понятий, перспективы их взаимоотношений и тенденции развития.Философия исследует сущность культуры и цивилизации, характер их воздействия на природу, историю, выявляет онтологические и экзистенциональные основания человеческой жизни, разрывы между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества.
Введение ………………………………………………………………….................2
Становление понятия «культура»……………………………………………….4
Становление понятия «цивилизация»…………………………………………10
Практическая часть
Соотношение культуры и цивилизации.............................................................13
Этапы становления соотношения
между цивилизацией и культурой……………………………………………..16
Типы цивилизаций…………………………………………………………..........17
Место и роль культуры в цивилизации………………………………………..20
Перспективы взаимоотношений культуры и цивилизации.
Тенденции их развития в XXI веке………………………………………..........22
Заключение………………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………………….........25
В сочинениях Р. Фергюсона, О.
Мирабо, П. Гердера и Ф. Вольтера цивилизация
выступала как порождение разума,
залог справедливости и благоденствия.
Идея прогресса цивилизации как
прогресса культуры была распространена
и в немецкой классической философии
(И. Кант, Г. Гегель). И уже тогда (Ж.-Ж.
Руссо, социалисты-утописты) цивилизация
рассматривалась как угроза гуманности,
нравственности, как насилие над
природой. Так возникла традиция противопоставления
понятий «культура» и «цивилизация».
В цивилизации подчеркивалась важность
обновления, даже насильственно отклоняющего
ход истории от пути природной
жизни. Цивилизация олицетворяла материально-технический
опыт человечества, а культура –
духовный, научный и художественный.
Цивилизация поклонялась
Распространенным в XIX в.
стало понимание цивилизации
через количественное накопление тех
факторов, которые возвышают
Ф. Энгельс вслед за Морганом представлял цивилизацию как ступень в развитии общества, следующую за дикостью и варварством. Цивилизация рассматривалась как длительный период социального развития отдельных народов и мира в целом, характер которого определяется господствующими производственными отношениями.
Ф. Гизо, французский историк, одним из первых предпринял попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и многообразием обнаруженного историко-этнографического материала, заложил основы этноисторической концепции цивилизации, предполагая, что существуют как локальные цивилизации, так и те, которые обеспечивают прогресс человеческого общества в целом.
В России появление понятия
«цивилизация» относится к XIX в. и
связано с проблемой
Практическая часть
Соотношение культуры и цивилизации.
Мыслитель О. Шпенглер в своей знаменитой книге «Закат Европы» (1916) противопоставил культуру цивилизации, отрицая единство и преемственность в развитии человеческой культуры, целостность исторического прогресса. Шпенглер уверял, что любая культура, достигнув зрелости, приходит в упадок, а это неизбежно ведет к крушению общества, которому она принадлежит. Западные общества и их культура уже пережили точку своего наивысшего расцвета и находятся на последней стадии упадка. В период зарождения культуры преобладающее значение имели мифы, религия. Период зрелости связан с построением философских систем, развитием науки, искусства. Последний этап характеризуется усилением индивидуализма, распространением философских систем, развитием науки. Эту стадию Шпенглер и назвал цивилизацией, которая знаменует собой переход от творчества к повторению, от уникальности ценностей к массовому производству. Именно со стадией цивилизации он связывал закат Европы, предчувствие надвигающегося кризиса: бездуховности, грубого практицизма, культа потребительства.
Противопоставление понятий «культура» и «цивилизация» продолжил Н. Бердяев. Культура, в его представлении, заражена пороком цивилизации. Цивилизация рассматривалась им как сфера действия масс, выражала рост производительных сил, господство «экономического реализма», под которым подразумевалось материалистическое понимание истории.
В русской философии и
культуре (Г. Сковорода, Л. Толстой, В. Соловьев)
предметом острой и постоянной критики
были негативные стороны развития цивилизации
– односторонность материально-
Последователем О. Шпенглера в изучении отдельных цивилизаций стал А. Тойнби. Он также считал цивилизацию концом культуры и характеризовал ее как ограниченную во времени и пространстве культурно-историческую систему, отличающуюся относительным единством духовной общественно-политической и хозяйственной жизни. Каждая цивилизация живет до тех пор, пока она в состоянии давать ответы на «вызов» исторической ситуации, однако, когда общество не в состоянии дать ответ и прибегает к силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь и приходит ее гибель.
В XX столетии своеобразное восприятие
процесса цивилизации дает американский
социолог О. Тоффлер в книге «Третья
волна». Исторический процесс развития
цивилизации проходит ряд этапов,
которые подобно волнам накатываются,
сталкиваются друг с другом, порождая
противоречия и социальные трудности.
Три волны рассматриваются как
исторические типы цивилизаций –
аграрной до XVII-XVIII в., индустриальной с
эпохи возникновения
В современной отечественной
культурологии можно выделить два
основных направления в вопросе
о соотношении понятий «
Другое понимание соотношения
культуры и цивилизации характерно
для В. Межуева, Э. Баллера, Н. Злобина
и др. Культуру они рассматривают
как процесс творческой деятельности
личности, как творческое начало исторического
процесса, а цивилизацию – как
форму организации социальной жизни,
создающей предпосылки для
Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:
1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.
2. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.
3. Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство общества понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества общества понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.
4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.
Типы цивилизаций
Типы цивилизаций в зависимости от основания классификаций можно выделить:
1. По типу хозяйственной деятельности
- Земледельческая
- Индустриальная
2. В зависимости от контакта с другими цивилизациями
- Открытые (экстравертные), то есть стремящиеся к расширению своих пределов
- Закрытые (интравертные)
3. В зависимости от двух главных противостояний в мировой истории
- Восточная
- Западная
- Промежуточная
4. В зависимости от способа производства
- Первобытная
- Рабовладельческая
- Феодальная
- Буржуазная
- Социалистическая
Но в настоящее время все чаще современные исследователи кладут в основу классификации цивилизации культуру. И, исходя из этого, выделяют традиционную и техногенную цивилизации.
Для техногенной цивилизации характерно:
1. Особое представление о природе, природа – это сфера приложения сил человека («природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник»);
2. Человек рассматривается как активное существо, призван преобразовать мир, наиболее ярко в марксистской идеологии, не случайно один из критиков марксизма Р. Арон назвал марксизм не идеологией пролетариата, а доктриной промышленного прогресса;
3. Направленность деятельности человека вовне, то есть соответственно на преобразование предметов, а не самого себя;
4. Акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологий.
Для традиционной:
1. Невмешательство в природу, человек – созерцатель, он не навязывает свою волю миру, не преобразовывает его, а пытается слиться с ритмами;
2. Направленность человека на самосовершенствование;
3. Направленность развития техники и технологии на автономию личности и т.д.
Таким образом современная
техногенная цивилизация, которая
все более приобретает
Место и роль культуры в цивилизации.
Немаловажную роль в модернизации общества играет культура. Культура, как технология, во многом определила возможности человека в освоении мира на данном этапе цивилизации. Роль культуры в цивилизации определяется тем, что с одной стороны она обеспечивает специфическое своеобразие, что присуще определенному социуму, а с другой стороны обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией целостность мировой истории. Этот процесс обеспечивается идеологом культуры, их взаимовлиянием и т.д. Культура, которая породила техногенную цивилизацию и соотношение «Техника – человек» сама оказалась в состоянии глубокого кризиса, поставив перед человечеством две важнейшие проблемы: границы между человеком и машиной, проблема искусственного и естественного интеллекта; образ жизни человека в техномире. Первая проблема требует ответа на три вопроса:
1. Каковы природа искусственного
интеллекта и степень его
2. Природа и суть творчества.
Может ли творчество
3. Мозг и машина. Мозг
человека основан на
Вторая важная проблема «Техника
– человек» - это проблема образа
жизни человека, это проблема места
и роли человека в созданном им
техномире. Благодаря технике человек
приобрел определенную свободу, независимость
от природы, но на место жестокой зависимости
от окружающего мира незаметно для
себя человек поставил еще более
жесткую зависимость от техники.
Мы вынуждены сегодня