Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 01:12, контрольная работа

Описание

Цель работы: определить соотношение между понятиями «культура» и «цивилизация».
Задачи: определить становление и соотношение этих понятий, перспективы их взаимоотношений и тенденции развития.Философия исследует сущность культуры и цивилизации, характер их воздействия на природу, историю, выявляет онтологические и экзистенциональные основания человеческой жизни, разрывы между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….................2
Становление понятия «культура»……………………………………………….4
Становление понятия «цивилизация»…………………………………………10
Практическая часть
Соотношение культуры и цивилизации.............................................................13
Этапы становления соотношения
между цивилизацией и культурой……………………………………………..16
Типы цивилизаций…………………………………………………………..........17
Место и роль культуры в цивилизации………………………………………..20
Перспективы взаимоотношений культуры и цивилизации.
Тенденции их развития в XXI веке………………………………………..........22
Заключение………………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………………….........25

Работа состоит из  1 файл

семестровая по кльтурологии.docx

— 45.53 Кб (Скачать документ)

 

Перспективы взаимоотношений культуры и цивилизации. Тенденции их развития в XXI веке.

Исходя из оптимистических  построений выхода человечества из кризиса  техногенной цивилизации можно  выделить несколько приоритетных направлений:

1. Изменение приоритетов в шкале культурных ценностей – формирование экологической культуры («экология культуры» - Лихачев);

2. Преодоление техногенности, то есть измерение техники не с точки зрения ценности для человечества;

3. Изменение логики инженерного мышления, система «Техника – человек» должна смениться системой «Техника – человек – окружающая среда», где все элементы этой системы равноправны и где нельзя не насильственно экспериментировать с человеком, не манипулировать с техникой, не бесконечно взирать на изменение среды;

4. Смена типа мышления, техногенный тип мышления должен смениться гуманистическим, в котором будут органично сочетаться чувства и разум, логика и здравый смысл, вера и наука.

Для формирования людей с  гуманистическим потенциалом огромную роль играет профессиональное образование, но это не достаточно, чтобы преодолеть технократизм. Мерилом гуманитарного  мышления может служить интеллигентность. Чаще интеллигенцию понимают как  социальную группу людей, занимающуюся умственным трудом и обладающих необходимым  для этого образованием. Только в  русской традиции это не столько  социальная функция, сколько качество. А.Ф. Лосев утверждал, что интеллигентности нельзя научиться, это просто та культурная атмосфера, которой люди дышат, это  не столько уровень интеллекта, образованности, сколько уровень деликатности, способности в любых, как значимых так и повседневных обстоятельствах, сохранять достоинство, благородство, объективность, способность уметь, услышать и принять другую точку зрения, способность мирно разрешать противоречия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В гуманитарных науках нет  единого устоявшегося мнения о том, сколько

цивилизаций возникло на протяжении истории человечества. Различные

цивилизации, кроме общих  признаков, обладают особенностями, важными  для их существования. И духовная, и материальная культура различных  цивилизаций могут сильно различаться  между собой. Цивилизация – это  прежде всего достижение культуры. А культура способна переживать государства  и династии. Цивилизация, как определённое общество с определенной системой элементов  культуры может исчезнуть, передав  свои достижения культуры другим цивилизациям. Цивилизации могут существовать параллельно, одновременно, и могут  возникать одна за другой. Но в любом  случае, история цивилизаций –  это история культуры. Изучение цивилизации  – это изучение ее культуры.

 

Вывод: Таким образом, понятия «цивилизация» и «культура» отличаются сложностью и многозначностью. Нам представляется более правильным считать эти понятия взаимодополняющими. Если культура характеризует человека, меру его развития, способы самовыражения в различных видах деятельности, то понятие «цивилизация» определяет социальное бытие самой культуры. Современная мировая цивилизация не исходный пункт, а результат сложной и длительной эволюции первоначально отдельных, локальных цивилизаций, в том числе и тех, которые были затем разрушены, уничтожены более сильными.

 

 

Список литературы

1. Актуальные проблемы  культуры XX века. М.: Знание РФ, 1993.

2. Гуревич П.С. Культурология.  М.: Знание, 1996.

3. Культура: теории и проблемы / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О.  Шайтанов и др. М.: Наука, 1995.

4. Культурология: Учебное пособие / Составитель и отв. ред.А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998.

5. Культурология / Под  ред. проф. Г. Драча. Ростов н/Д.: Феникс, 1995.

6. Культурология. XX век: Словарь-справочник. СПб.: Университетская книга, 1997.

7. http://www.gumfak.ru/kult_html/konspekt/kon14.shtml

8.http://www.bibliotekar.ru/culturologia/3.htm

9. Журнал "Личность. Культура. Общество." Избранные статьи : 2000 г. Т.2 вып. 

 

 


Информация о работе Культура и цивилизация