Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 00:04, контрольная работа
В современной науке сформировано более 300 определений культуры, что свидетельствует о многообразии подходов к изучению культуры. С конца XIX в. влиятельной становится американская школа культурной антропологии (Ф. Боас, А. Кребер, М. Мид и др.). В ней на первый план выдвигаются вопросы динамики развития культуры, механизмы ее передачи через поколения.
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ………………….………………………3
АНАЛИЗ ФИЛОСОФСКОГО ТЕКСТА…………………………............15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..……………………..21
Распространенным в XIX в.
стало понимание цивилизации
через количественное накопление тех
факторов, которые возвышают
Ф. Энгельс вслед за Морганом представлял цивилизацию как ступень в развитии общества, следующую за дикостью и варварством. Цивилизация рассматривалась как длительный период социального развития отдельных народов и мира в целом, характер которого определяется господствующими производственными отношениями.
Ф. Гизо, французский историк, одним из первых предпринял попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и многообразием обнаруженного историко-этнографического материала, заложил основы этноисторической концепции цивилизации, предполагая, что существуют как локальные цивилизации, так и те, которые обеспечивают прогресс человеческого общества в целом.
Впоследствии немецкий
мыслитель О. Шпенглер в своей
знаменитой книге «Закат Европы» (1916)
противопоставил культуру цивилизации,
отрицая единство и преемственность
в развитии человеческой культуры,
целостность исторического
В России появление понятия
«цивилизация» относится к XIX в. и
связано с проблемой
Противопоставление понятий «культура» и «цивилизация» продолжил Н. Бердяев. Культура, в его представлении, заражена пороком цивилизации. Цивилизация рассматривалась им как сфера действия масс, выражала рост производительных сил, господство «экономического реализма», под которым подразумевалось материалистическое понимание истории.
В русской философии и культуре (Г. Сковорода, Л. Толстой, В. Соловьев) предметом острой и постоянной критики были негативные стороны развития цивилизации – односторонность материально-технического прогресса, утрата цельности личности, вред, наносимый природе. Процесс становления мировой цивилизации рассматривался как одна из важнейших предпосылок и следствие перехода развитых стран Европы к капитализму (XVI-XVIII вв.).
Последователем О. Шпенглера в изучении отдельных цивилизаций стал А. Тойнби. Он также считал цивилизацию концом культуры и характеризовал ее как ограниченную во времени и пространстве культурно-историческую систему, отличающуюся относительным единством духовной общественно-политической и хозяйственной жизни. Каждая цивилизация живет до тех пор, пока она в состоянии давать ответы на «вызов» исторической ситуации, однако, когда общество не в состоянии дать ответ и прибегает к силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь и приходит ее гибель.
В XX столетии своеобразное
восприятие процесса цивилизации дает
американский социолог О. Тоффлер в
книге «Третья волна». Исторический
процесс развития цивилизации проходит
ряд этапов, которые подобно волнам
накатываются, сталкиваются друг с
другом, порождая противоречия и социальные
трудности. Три волны рассматриваются
как исторические типы цивилизаций
– аграрной до XVII-XVIII в., индустриальной
с эпохи возникновения
Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, один из крупнейших мыслителей XX в., отвергал идеи Шпенглера, противопоставляющие культуру и цивилизацию. В книге «Восстание масс» он рассматривал преемственность в развитии культуры и цивилизации в качестве универсального закона истории. Поэтому все культурные достижения, накопленные европейскими народами в прошлом, должны быть сохранены ими в настоящем и будущем. Кризис, охвативший Европу в начале XX в., не означает завершения европейской культурной традиции. Он свидетельствует не о «закате Европы», а о необходимости для нее нового исторического возрождения. Понятием «Европа» Ортега-и-Гассет объединяет все те регионы, которые в своем развитии усвоили плоды европейской культурной традиции. Кризис цивилизации и культуры он видит в наступлении «массовой культуры» общества. «Массовый человек» лишен индивидуальности, духовности, нравственности. Безликая, агрессивная масса превращается в разрушителя культуры. «Массовому обществу» противопоставляется элита, отличающаяся умственным и нравственным совершенством, исторической инициативой, способностью выполнять общенациональные и общечеловеческие задачи. Возрождение цивилизации и культуры Ортега-и-Гассет связывает с повышающейся ролью и значением культурной элиты.
В современной отечественной
культурологии можно выделить два
основных направления в вопросе
о соотношении понятий «
Другое понимание соотношения
культуры и цивилизации характерно
для В. Межуева, Э. Баллера, Н. Злобина
и др. Культуру они рассматривают
как процесс творческой деятельности
личности, как творческое начало исторического
процесса, а цивилизацию – как
форму организации социальной жизни,
создающей предпосылки для
Таким образом, понятия «цивилизация» и «культура» отличаются сложностью и многозначностью. Нам представляется более правильным считать эти понятия взаимодополняющими. Если культура характеризует человека, меру его развития, способы самовыражения в различных видах деятельности, то понятие «цивилизация» определяет социальное бытие самой культуры. Современная мировая цивилизация не исходный пункт, а результат сложной и длительной эволюции первоначально отдельных, локальных цивилизаций, в том числе и тех, которые были затем разрушены, уничтожены более сильными.
АНАЛИЗ ФИЛОСОФСКОГО ТЕКСТА
Для анализа текста я выбрала сказку Вольтера «Белое и черное» из сборника «Философские повести».
Для начала немного информации о самом философе, дабы было более понятно, в каком направлении он мыслил.
Вольтер (настоящее имя Вольтера - Мари Франсуа Аруэ, Arouet) (1694-1778) — французский писатель и философ-просветитель эпохиПросвещения, деист, иностранный почетный член Петербургской АН (1746).
Вольтер
сыграл значительную роль в развитии
мировой, в т. ч. русской, философской
мысли, в идейной подготовке Французской
революции кон. 18 в. С именем Вольтера
связано распространение в
Вольтер родился 21 ноября 1694, Париж. Скончался 30 мая 1778, там же). Его творчество, подрывавшее авторитет абсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, сыграло большую роль в подготовке умов к Великой Французской революции. Оно способствовало также формированию нового типа личности, активной, предприимчивой, принимающей на себя ответственность за свою судьбу и сознательно стремящейся к собственному и общественному благосостоянию.
Отрывок из сказки «Белое и черное»
Его кладут на кровать. Первое, что он видит, – это Топаз и Эбен, стоящие по обе стороны от его смертного одра. Удивление его столь велико, что к нему возвращаются силы.
– Ах, жестокие, – восклицает он, – почему вы меня покинули! Останьтесь вы с бедным Рустаном, и, может, принцесса Кашмира была бы сейчас жива!
– Я с вами не расставался ни на минуту, – говорит Топаз.
– Я все время был рядом с вами, – говорит Эбен.
– Ах, зачем вы это говорите? Можно ли надругаться над умирающим? – отвечает Рустан еле слышно.
– Я говорю сущую правду, – продолжает Топаз, – вы знали, что я никогда не одобрял этого злосчастного путешествия, ужасные последствия которого я предвидел. Это я был орлом, который бился с коршуном и потерял при этом перья, я был слоном, который унес кладь, чтобы вынудить вас вернуться на родину, я был полосатым ослом, который против вашей воли вез вас назад, к отцу, это я увел лошадей, я создал поток, который преградил вам путь, я возвел гору, которая закрыла перед вами дорогу, ведущую к гибели, я был лекарем, который прописал вам воздух родины, я был сорокой, которая кричала, чтобы вы не дрались.
– А я, – сказал Эбен, – был тем коршуном, который ощипал орла, носорогом, который напал на слона, детиной, который колотил полосатого осла, торговцем, который дал вам верблюдов, дабы вы поспешили к гибели, я построил мост, по которому вы переправились через поток, я прорыл туннель, через который вы прошли, я был врачом, который старался приободрить вас, вороном, который призывал вас драться.
– Увы! Вспомни предсказания оракулов, – сказал Топаз:-Ежели ты поедешь на восток, ты приедешь на запад.
– Верно, – сказал Эбен, – здесь мертвецов хоронят лицом на запад: предсказание было совершенно ясным, почему ты не понял его? Ты владел сокровищем, но и не владел, ибо твой алмаз был фальшивым, и ты этого не знал. Ты победитель, и вот ты умираешь. Ты Рустан, и ты перестаешь им быть: все исполнилось.
Пока Эбен так говорил, за плечами Топаза выросли четыре белых крыла, а за его плечами четыре черных.
– Что я вижу? – вскричал Рустан.
Топаз и Эбен ответили хором:
– Ты видишь двух своих гениев.
– Эх, господа, – сказал им несчастный Рустан, – зачем вы вмешивались не в свое дело? Да и к чему два гения одному человеку?
– Таков закон, – ответил Топаз, – каждый человек имеет по два гения, первым сказал об этом Платон, другие это подтвердили, теперь ты видишь сам, что это совершенно справедливо, я, говорящий сейчас с тобой, я твой добрый гений, и моей обязанностью было заботиться о тебе до последнего твоего вздоха, что я и выполнял.
– Но, – возразил умирающий, – если ты был обязан мне служить, значит, я по природе превосхожу тебя, и потом, как ты смеешь говорить, что ты мой добрый гений, раз ты не помешал мне совершить все то, что я совершил, а теперь позволяешь мне и моей возлюбленной умереть жалкой смертью?
– Увы! Такова твоя судьба, – сказал Топаз.
– Если все зависит от судьбы, – возразил умирающий, – для чего же тогда нужен добрый гений? А раз у тебя, Эбен, крылья черные, стало быть, ты мой злой гений?
– Именно так, – ответил Эбен.
– Так, значит, ты был злым гением и у моей принцессы?
– Нет, у нее имелся свой собственный, а я просто неплохо ему помог.
– Ах, проклятый Эбен, но раз ты такой злой, то как ты можешь вместе с Топазом служить одному и тому же хозяину? Вы должны происходить от двух разных начал, одно из которых – добро по своей природе, а другое – зло.
– Гут нет такой зависимости, – отозвался Эбен, – все гораздо сложнее.
– Не может быть, чтобы милосердное существо создало столь ужасного гения, – вновь заговорил умирающий.
– Возможно или невозможно, это так, – ответил Эбен.
– Ах, мой бедный друг, – сказал Топаз, – разве ты не видишь, что этот хитрец и мошенник еще пытается спорить с тобой, чтобы нарочно взволновать тебя и приблизить твой смертный час?
– Оставь меня, – промолвил опечаленный Рустан, – чем ты лучше его? Он хотя бы признается, что желал мне зла, а ты притязал меня защищать, а на самом деле ничем мне не помог.
– Мне очень жаль, – ответил добрый гений.
– Мне тоже, – сказал умирающий. – Во всем этом есть что-то такое, чего я никак не могу понять.
– И я тоже, – вздохнул несчастный добрый гений.
– Наверное, скоро все объяснится, – сказал Рустан.
– Посмотрим, – сказал Топаз.
Мораль этой небольшой, но удивительной сказки представлена именно в этом отрывке. Вольтер сам лично, даже не особо завуалировано, донес до нас эту мысль. Смысл всей повести в том, что у каждого человека есть два гения, как говорит нам автор.
Интерпретировать можно по разному: два начала человека, добро и зло, ангел и демон, белое и черное наконец, не зря же сказка имеет такое название.
Тема добра и зла вечная. Это риторический вопрос, который актуален всегда.
Вольтер умело через
разного рода персонажей показывает,
как добро и зло ведет