Культура и её составные

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:38, контрольная работа

Описание

Понятия ценности и ценностной ориентации в мире настолько важно для культуры, настолько составляет ее сущность, что мы можем, смело определить культуру как систему ценностей. Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что в жизни для него представляется важным, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. Естественно, что разные люди и разные культуры определяют свой ценностный мир по-своему. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению. Всякая система ценностей динамична и подвижна: она изменяется во времени с возрастом, сменой жизненных обстоятельств.

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

     Человек цивилизованного типа культуры знакомится с законами механики и изучает все, что касается этих законов, а не сами эти законы. Он получает максимальное удовольствие от жизни, окружив себя всевозможными приспособлениями, какие только в состоянии придумать, чтобы достичь комфорта. Он больше обеспокоен тем, чтобы защитить себя от разрушительного воздействия физической среды, чем ее изменением. Для цивилизованного общества характерен капиталистический способ производства. Ведущим является класс обладателей денег, живущих за счет ренты.

     Цивилизованный  человек пребывает в поисках  разнообразия, следовательно, на него огромное влияние оказывают межкультурные контакты. Он стремится перенимать новшества отовсюду. Человек, личность становится мерой всего — и божественного, и человеческого. Его философия поверхностна, и это может изменять культуру в результате контактов. Образование, а вместе с ним и внедряемые в жизнь научные достижения процветают. То же относится к чистому и прикладным искусствам.

     В религиозном отношении цивилизованные культуры откровенно атеистичны. Раз  не существует жизни после смерти, то нет и потребности в сверхъестественном боге. Природа и законы механики служат источником всех ценностей.

     (6) Научный тип культуры

     (6) Научный тип культуры. Это самый высокий из известных на сегодня тип культуры. Истоком научной культуры является постулат реализма: все сущее действительно, и действительность может быть познана немедленно.

     Основным  побудительным мотивом деятельности является исследование, а основной целью исследований — открытие законов  природы. Исследовательская деятельность становится культурной доминантой и своей задачей считает увеличение объема знаний о природе и поиск рентабельности этого знания. Образцом такого рода может служить культура современной Европы и Америки.

     Основной  вопрос звучит следующим образом: «Насколько ты любознателен?» Идеальной является наиболее любознательная личность, которая одержима постоянным поиском тайн природы бытия. Критерием величия личности становится степень всепоглощающей любознательности и то, насколько она стремится, а порой и страстно желает, посвятить свою жизнь поиску и экспериментальной проверке научных гипотез.

     По  своим целям научный тип культуры близок первобытному. Научная культура тоже анимистична; ее носители верят, что  все в природе живо, что жизнь  и самосознание — это не более чем высокий уровень чувственности. И первобытная, и научная культуры склонны завышать ценность социальной жизни как более значимой для индивида, чем сама личная жизнь. Но научная культура предоставляет индивиду возможность целиком и полностью идти собственным жизненным путем, отличным от жизненных путей большинства других людей.

     Влияние окружающей среды выражается в знании и использовании природных ресурсов. Представитель данной культуры не столько  озабочен необходимостью покорить или  игнорировать окружение, сколько занят его постижением. Так, он совершенствует различные виды приспособлений для собственного удобства, но, с другой стороны, не может использовать их должным образом. Выгода для человека является побочным продуктом, а не целью поиска истины. Он безразличен к плохому или хорошему, но не потому, что таковы его убеждения, а просто в силу того, что действительные и несомненные его интересы находятся вне этого.

     Язык  человека научного типа культуры сложен, появляются языки профессиональные. Он не допускает вмешательства в свои собственные поиски. В научном типе культуры институты четко определены, и каждый занимает свое место в общепринятой иерархии. Высшую ступень занимают фундаментальные и прикладные науки, или технологии. Характеристикой научного типа культуры является машина — орудие.

     В научном типе культуры ведущее положение  среди дисциплин возвращает себе логика. В искусстве предпочтение отдается не чистым, а декоративным видам. Семья уже давно не занимает доминирующего положения.

     Личность  научного типа культуры возвращается назад к религии, но не к той жестко организованной, которая существовала в рамках религиозного типа. Его боги скорее абстрактны, чем конкретны, и он обращается к ним во время работы, а не в местах, специально приспособленных для этой цели, и вовсе не так, как предписывается обрядом. Единственным богом признается природа. Теологией человека научного типа культуры является космология, в основе которой лежат сложные постулаты метафизического реализма.

     (7) Постнаучный тип  культуры

     (7) Постнаучный тип  культуры. Постнаучный, или рациональный, тип культуры — последний, который мы проанализируем. Постнаучный тип культуры отличается от научного так же, как допервобытная культура отличается от первобытной. Именно постнаучный тип культуры в будущем займет место научного.

     Основными занятиями постнаучного типа культуры будут наука, философия и искусство. Лидирующая роль останется за исследовательской  деятельностью, а главной целью  исследований будет знание. Удовлетворение и удовольствие будут цениться столь же высоко, как и знание.

     Основной  вопрос постнаучной культуры: «Насколько ты совершенен?» Идеальной личностью  будет та, которая сможет соединить  в себе предельную специализацию  со всеобъемлющим интересом и  пониманием. Как и в первобытной культуре, индивидуальные отличия будут измеряться степенью включенности в общество, и личность, которая наилучшим образом сможет воспринимать общественные ценности, обязательно получит признание. Постнаучная культура ближе всех подойдет к созданию совершенного общества.

     Окружающая  среда полностью окажется под  контролем. Экономические функции  будут выполняться механически. На Земле начнется освоение территорий, прежде не включенных в сферу жизнедеятельности  человека. Люди поймут, что фундаментальная  наука продуктивна и необходима для практической деятельности и что практика является действительным воплощением фундаментальной теории. Человек постнаучного типа культуры будет жить, непрестанно жертвуя во имя достижения знания.

     Языки, в том числе общепринятый язык культуры, будут искусственными. Синтаксис будет целенаправленно систематизирован, и возникнет определенная словесная однородность; слова будут иметь лишь одно значение, ими будет передаваться лишь точный смысл, в то время как дополнительные, побочные оттенки отойдут в прошлое. Трудно представить религию постнаучного типа культуры. Возможно, люди научатся молиться в уединении, так же как научились сообща вести исследовательскую работу.

     Естественные  законы физической и социальной природы  будут познаны и в большей мере будут учитываться и применяться на практике. Художники в своей работе будут основываться на предшествующей традиции, а не начинать каждый раз с начала, так что искусство тоже выиграет от того, что будет по своим методам социальным. Все институты культуры постнаучного типа будут приведены в соответствие с тем, какими они должны быть согласно их реальной значимости.

     Необходимо  сделать несколько общих замечаний  относительно все типов культуры, о которых здесь шла речь. Во-первых, должно быть ясно, что данные культурные типы абстрактны, а не конкретны. Культура современной Европы представляет собой сочетание цивилизованного и научного культурных типов, в котором также присутствуют и остатки религиозного. Греческая культура была сочетанием военного, религиозного, цивилизованного и научного культурных типов с преобладанием цивилизованного и научного.

     Во-вторых, типы культуры ни в коей мере не следует  понимать как хронологическую последовательность. Этот ряд: допервобытный, первобытный, военный, религиозный, цивилизованный, научный и постнаучный — не является абсолютным, в соответствии с которым великие культуры рождались и развивались, хотя некоторую хронологическую последовательность, несомненно, можно заметить. Реальные культуры представляют определенный синтез. Так, например, культура Европы с XIV по XVII век продвинулась от религиозного к цивилизованному типу культуры; в то время как нацистская Германия усиленно старалась вернуться от научного типа назад к военному. 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

    1. Заключение
 

     Таким образом, обобщая изложенный материал, следует отметить, что культура реально  существует как исторически сложившаяся  система, имеющая свою структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни. 

     Субъектом культуры выступает человечество, нация, социальная группа и человек. Предметные формы бытия культуры – это  плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов. Но сами по себе предметные и знаково-символические  формы культуры имеют лишь относительно самостоятельный характер: они мертвы вне человека и его творческой деятельности.

     Некогда культуры отличались большей замкнутостью. В ходе своего многопланового развития они становятся все более открытыми  для всевозможных влияний: происходит процесс взаимодействия компонентов культур и жизнь вырабатывает все более гибкие механизмы этого взаимодействия, что способствует общему подъему культуры на более высокий уровень. Взаимодействие различных видов и форм культуры является основой происходящего на наших глазах процесса формирования общечеловеческой цивилизации. В этом смысле культура предстает как социальное явление и выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. А это значит, что культура может быть рассмотрена и с позиций выявлений тех функций, которые она выполняет в обществе. Функцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Под понятием «функции культуры» подразумевается характер и направление воздействия культуры на индивидов и общество, совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах. Ценностями культуры выступают различные материальные и нематериальные объекты окружающей действительности: природа, мораль (внешние регулятивы поведения, нравственность (внутренние регулятивы поведения), знание (способы достижения истины), стиль мышления, логика изложения, область творчества, характер деятельности и т.д. Что говорит о культуре как многоуровневой, многоплановой и многофункциональной системе, созданной человеком и не существующей вне человеческого бытия.

 

    1. Список использованных источников
 
 

1. Арнольдов  А.И. Введение в культурологию:  Учебное пособие. – М., 1993.

2. Библер  В.С. От наукоучения к логике  культуры. – М., 1981.

3. Вебер  М. Избранные произведения. –  М., 1990.

4. Гуревич.  П.С. Философия культуры. – М., 1995.

5. Гуревич  П.С. Культурология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2001.

Информация о работе Культура и её составные