Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:45, реферат
Культура родилась из культа. Она соприродна духовности и, следовательно, религии. Однако между религией и культурой существуют многомерные связи, позволяющие выделить не только тождество, но и различие названных феноменов. В этом смысле можно говорить и о том, что сходство слов «культ» и «культура» поверхностно. Когда-то эти понятия были нераздельны. Однако слово «культ» нередко заменяет культуру.
Введение. ……………………………………………………………………….3
1. Понятие термина «культ»………………………………………………….. 3
1.1 Культ природы. …………………………………………………….………4
1.2 Культ общества………………………………………..……………………5
1.3 Культ личности. ……………………………………………………………6
1.4 Культ в человеке..…………………………………………………………..7
2. Понятие термина «культура»..……………………………………………...8
2.1 Понятие культуры, зависящее от исследовательских установок.………9
2.1.1 Философско-антропологический подход..……………………………...9
2.1.2 Философско-исторический подход..…………………………………....9
2.1.3 Философско-социологический подход. ………………………………..9
2.1.4 Аксиологический подход………………………………………………10
2.2 Классическое и неклассическое понимание «культуры»………………10
2.2.1 Гуманистическое понятие……………………………………………...10
2.2.2 Романтическое понятие………………………………………………...11
2.2.3 Психоаналитическое понятие………………………………………….11
3. Связь культа с культурой………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………14
Список использованных источников………………………………………..15
Реферат
По дисциплине «Культурология»
На тему:
КУЛЬТ И КУЛЬТУРА
Оглавление.
Введение. ……………………………………………………………………….3
1. Понятие
термина «культ»………………………………………
1.1 Культ
природы. …………………………………………………….
1.2 Культ
общества………………………………………..……………
1.3 Культ личности. ……………………………………………………………6
1.4 Культ
в человеке..………………………………………………
2. Понятие
термина «культура»..…………………………
2.1 Понятие
культуры, зависящее от
2.1.1 Философско-антропологический подход..……………………………...9
2.1.2 Философско-исторический подход..…………………………………....9
2.1.3 Философско-социологический подход. ………………………………..9
2.1.4 Аксиологический подход………………………………………………10
2.2 Классическое и неклассическое понимание «культуры»………………10
2.2.1 Гуманистическое понятие……………………………………………...10
2.2.2 Романтическое понятие………………………………………………...11
2.2.3 Психоаналитическое понятие………………………………………….11
3. Связь
культа с культурой………………………………
Заключение………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………..15
Введение
В своем развитии культура проходит несколько ступеней, но всякая культура начинается с культа, то есть с почитания связанных с ним обрядов и ритуалов. Только докультурный человек ничего не почитает и ничему не поклоняется. Культура является развитием культа, превращением его в средство развития самого человека.
Культура родилась из культа. Она соприродна духовности и, следовательно, религии. Однако между религией и культурой существуют многомерные связи, позволяющие выделить не только тождество, но и различие названных феноменов. В этом смысле можно говорить и о том, что сходство слов «культ» и «культура» поверхностно. Когда-то эти понятия были нераздельны. Однако слово «культ» нередко заменяет культуру.
Понятия
«культ» и «культура» глубинно связаны
между собой. В религиозных концепциях
прослеживается не только генезис культуры,
но и ее зависимость от культа как
специфического феномена. Само строение
культуры, ее предназначение не могут
быть осмыслены без учета
Исходя из актуальности темы целью работы является – изучение и осознание понятий «культ» и «культура» и их взаимосвязь.
При написании представленной контрольной работы задачами выступают:
1) анализ
учебной и периодической
2) трактовка
двух понятий «культ» и «
3) определение
связи между понятиями «культ»
и «культура».
1. Понятие термина «культ»
В Средние века чаще встречается слово «культ». Культ наполнялся для верующего высоким духовным смыслом, его не следует понимать как пустой обряд. Человек через культ обретал способность раскрывать себя в своей любви к Богу. Католический философ Романо Гвардини утверждал, что с непосредственной религиозной точки зрения совокупный порядок бытия воссоздается в культе.
Культ постигается
не рассудочным разумением, а жизненным
с ним соприкосновением. Русский
философ П.А. Флоренский указывал на
центральную роль культа во всей культуре,
связывая его с особой человеческой
деятельностью – литургической
[1; с. 401]. Эта деятельность производит
характерные реалии - святыни, являющиеся
продуктом изначального творчества
человека, так что все культурные
ценности во многом производны от культа.
Культ приобщает человека к священной,
мистической реальности, тем самым
преобразуя его, осуществляя цели, в
чем-то близкие целям греческой
пайдейи [4; с. 448].
1.1 Культ природы
Благодаря культу человек старался удержать жизнь. Это отражалось в обряде захоронения предков, сородичей. С этого обряда начиналась религия, которая являлась не просто частью культуры, а основной частью, пронизывающей все виды культурной деятельности. Культ жизни превратился в культ предков. Иным способом сохранения живого являлось жертвоприношение. Люди возвращали природе лучшее из того, чем пользовались, что брали у нее взамен. Жертвоприношения – это почитание к природе, но вместе с тем и самооправдание человека за приносимый им урон.
Культ природы
выразился в мифопоэтическом
понимании, в изображении живого
посредством линии, цвета, звука. Искреннее
желание сохранить живое
Началом
культуры был культ природы. Почитая
и принося жертвы, человек возвышался
и ожидал жертв себе самому. Когда
человек перестал боготворить природу
и посмотрел на нее как на средство
своего благополучия, ее культ был
преодолен. Культ природы – это
варварское начало культуры, и все
более поздние культы являлись возрождением
варварства. Ниспровержением культа
природы стало началом
1.2 Культ общества
С возникновением
цивилизации предметом
Культ общества более близок человеку, чем культ природы, если исходить из убеждения, что вершиной прогресса должно быть обожествление человека.
Смена культов в истории культуры является последовательным приближением человека к самообожествлению, что было уже присуще варварству, самообежествление неразрывно связано с варварством, и чем больше самообожествелние, тем больше в человеке варварства. Цивилизацию с ее культом общественных сил можно рассматривать как возросшую степень варварства, как способность человека видеть в природе лишь средство своего существования [8; с. 425].
Цивилизацонное общество представляет собой воссоздание людьми нарушенной целостности природы посредством связи их друг с другом. общественные связи и целостность общества становятся важнее, весомее отдельных индивидов. Существование отдельного индивида вне общества так же невозможно, как существование отдельного организма вне биосферы. Хотя общество и состоит из индивидов, почитаются не они сами, а то, что из них создано. Индивиды являются связующим звеном общественных организаций, им свойственно отождествлять себя с функцией, которую каждый из них исполняет [8; с. 426].
Культ общества
означает, что именно в нем люди
видят порождающую силу, которой
отдельный человек обязан своим
существованием. Полагается, что государство,
производит человека на свет. Причем не
имеет особого значения, в какое
историческое время существует цивилизация,
везде можно наблюдать
1.3 Культ личности
Культ общества в конечном итоге ниспровергается властью отдельной личности, т.е. сменяется культом личности. Это значит, что общество становится средством достижения целей, которые навязываются ему властью. Таким же средством, каким для общества стала природа.
Культ личности
проявляется не только в форме
поклонения личности, стоящей на вершине
власти. Во времена культа личности
в обществе создаются герои в
сфере труда, в науке, в искусстве,
в спорте. Везде жадно ищут кумиров,
и они возникают так же быстро,
как и исчезают. Культ личности
ниспровергается по той же причине,
что и культ природы и
Культ личности
является логическим завершением цивилизации,
которую лишь в техническом отношении
можно считать более зрелым этапом
развития культуры. Культ общества,
который в целом характерен для
цивилизации, разлагается на ряд
культов отдельных человеческих
способностей: эмоциональных, рациональных,
технических, волевых [8; с. 430-431].
1.4 Культ в человеке
Развитие
культуры представляет собой смену
культов, которые рождаются человеком,
чтобы позже быть ниспровергнутыми.
Культ личности является логическим
завершением цивилизации, после
чего движение как бы обращается вспять.
Это означает, что человек становится
для себя и личностью, и обществом,
и природой. Ведь вся культура, последовательно
развиваясь от культа природы к культу
общества, а затем и к культу
личности, есть способ удовлетворения
его потребности быть человеком,
соответствовать понятию «
Все культы есть лишь частные проявления этой глубинной потребности, которая представляет собой высшее призвание и долг человека. Этот долг завещан чем-то высшим по отношению к каждому отдельному человеку, но, в то же время, существующим в каждом человеке. Долг быть человеком есть единственный нравственный долг человека. Его можно назвать долгом перед Богом, либо долгом перед человеческим родом, либо долгом перед самим собой. Как бы он ни был назван, он останется единственным и последним культом, достойным поклонения человека. Но если человек осознает такое поклонение в качестве высшей и, в то же время, естественной и внутренней своей потребности, то он как бы выходит за пределы культуры. В данном случае можно говорить о рождении идеала в человеке.
Во все
времена находились люди, которые
служили своему внутреннему идеалу,
не ожидая, пока это станут делать другие.
Иными словами, исполнить свое высшее
призвание человек должен только
сам, лично, не надеясь, что придут лучшие
времена, когда это у него получится
«само». Такие времена никогда
не наступят. Но всегда будут люди, служащие
своему идеалу, а другие будут либо
следовать этому идеалу, либо искать
свой собственный.
2. Понятие термина «культура»
Понятие
«культура» относится к числу
фундаментальных понятий в
В современной культурологии, культура предстает как нечто отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования. Культура представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также и индивидуально значимые действия. Категория «культура» обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе [3].
Философский словарь дает следующее определение понятию «культура» - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условиям воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющих корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. [7; с. 527].
Существует
множество трактовок в
2.1 Понятие культуры, зависящее от исследовательских установок
2.1.1
Философско-антропологический