Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:45, реферат
Культура родилась из культа. Она соприродна духовности и, следовательно, религии. Однако между религией и культурой существуют многомерные связи, позволяющие выделить не только тождество, но и различие названных феноменов. В этом смысле можно говорить и о том, что сходство слов «культ» и «культура» поверхностно. Когда-то эти понятия были нераздельны. Однако слово «культ» нередко заменяет культуру.
Введение. ……………………………………………………………………….3
1. Понятие термина «культ»………………………………………………….. 3
1.1 Культ природы. …………………………………………………….………4
1.2 Культ общества………………………………………..……………………5
1.3 Культ личности. ……………………………………………………………6
1.4 Культ в человеке..…………………………………………………………..7
2. Понятие термина «культура»..……………………………………………...8
2.1 Понятие культуры, зависящее от исследовательских установок.………9
2.1.1 Философско-антропологический подход..……………………………...9
2.1.2 Философско-исторический подход..…………………………………....9
2.1.3 Философско-социологический подход. ………………………………..9
2.1.4 Аксиологический подход………………………………………………10
2.2 Классическое и неклассическое понимание «культуры»………………10
2.2.1 Гуманистическое понятие……………………………………………...10
2.2.2 Романтическое понятие………………………………………………...11
2.2.3 Психоаналитическое понятие………………………………………….11
3. Связь культа с культурой………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………14
Список использованных источников………………………………………..15
Культура
понимается как выражение человеческой
природы. Природа понимается в качестве
некой умозрительной
Впервые
данная трактовка была дана Эдуардом
Тайлором в 1871 г., где пытался хронологически
упорядочить этнографический материал
и определял культуру как совокупность
знаний, искусства, морали, права, обычаев
и других особенностей, которые присущи
человеку как члену общества [6; с. 7].
2.1.2 Философско-исторический подход
Распространенным является представление о культуре как результате человеческой деятельности. Иногда культуру расшифровывают не только как результат, но и как саму деятельность. Существует точка зрения, что культура включает в себя только творческую деятельность, другие авторы утверждают – виды репродуктивной деятельности (воспроизведение, повторение достигнутого).
Деятельность
человека только тогда становится источником
культуры, когда результат этой деятельности
общезначим, т.е. ценность его очевидна
не только для того, кто его создал,
но и для других [5; с. 8].
2.1.3
Философско-социологический
Культура является фактором организации жизни общества. Общество создает культурные ценности, а они в дальнейшем определяют развитие этого общества: это язык верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи.
Термин
«культура» относится к жизни
любого общества в целом. У каждого
общества есть своя культура, и каждый
человек культуре, так как живет
в том, или ином обществе. При таком взгляде
на культуру фактически ставится знак
равенства межу понятием «культура» и
«общество» [5; с. 8].
2.1.4 Аксиологический подход
Культура определяется как комплекс определенных ценностей, образующих ее смысловое ядро. Культура создается непосредственно и сознательно. Человек действует определенным образом в соответствии с оцененным им целями. Роль ценностей в структуре и функционировании культуры упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. признанная ценность всегда присутствует в явлениях культуры, даже если ее индивидуальное значение признано хотя бы одним человеком.
При аксиологическом
подходе под культурой
2.2 Классическое и неклассическое понимание «культуры»
2.2.1 Гуманистическое понятие
Для Марка Туллия Цицерона синонимом культуры была гуманность – нормативное состояние морали, интеллекта и поведения человека. Он использовал обыденное понятие культуры как возделывание почвы в переносном смысле – как «возделывание» человеческого ума в процессе обучения и воспитания [4; с. 486].
Культурный
человек включает следующие качества:
самостоятельность личности и ее
свободу отстаивать свои интересы в
рамках закона; уважение к законам
как совокупности правовых установлений,
ограждающих достоинство
Первоначально
культура и гуманность были специфически
римским явление, порожденным встречей
римских ценностей и греческой
образованностью [4; с. 488].
2.2.2 Романтическое понятие
Вопросами понимания «культуры» занимались многие философы, такие как И.Г. Гердер, И.Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.В. Гете и многие другие.
Немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер рассматривал культуру как нечто экспрессивное, выразительное, связанное не только с идеями воспитания, науки и образования, но и с идеей творчества в широком смысле.
Под культурой
Гердер понимал все созданное
человеком в противовес природе.
Кант культурой называл только то,
что служит благу человека, стремясь,
таким образом, синтезировать романтическое
и гуманистическое понятие
Культура для В. Гумбольдта – это одновременно результат и процесс. Культура, с одной стороны, есть объективная совокупность всех человеческих творений, с другой стороны, - сам процесс созидания этих творений как реализации смысла человеческой жизни. Культура – это процесс гуманизации человеческого, процесс создания пропорционального единства человеческих сил в противоположность фрагментарному характеру естественного бытия [4; с. 491].
Культура
– это стремление к тому, чтобы
избежать потери себя в богатстве
миром, однако чтобы бежать из мира.
Культурный человек – это человек,
способный без утраты себя экстериоризоваться,
реализовать свои силы, переводить свою
энергию в мир. Когда происходит экстериоризация
без потери себя в богатстве мира, тогда
имеет место культура [4; с. 492].
2.2.3 Психоаналитическое понятие
Психоаналитическое понятие культуры является неклассическим трактованием культуры.
Зигмунд Фрейд утверждал, что понимание культуры зависит от системы запретов. Он характеризует культуру как сдерживающая инстинкты сила запрета и этим связана с важнейшими судьбами человечества в целом [4; с. 493].
Культура
требует от человека больше, чем
он может и это вызывает у индивида
бунд или невроз либо делает его
несчастным, недовольным собой и
своей жизнью. Культура делает жизнь
более безопасной, блокируя человеческие
инстинкты, но этим наносит ущерб
психическому здоровью человека, который
разрывается между природными влечениями
и культурными нормами, между
сексуальностью и социальностью, агрессивностью
и моралью [4; с. 494].
3. Связь культа с культурой
О природе культа, его связи с феноменом культуры говорили многие философы.
По мнению
П.А. Флоренского древние культы
потрясали и тем самым
В случае рассмотрения культа снизу вверх мы и подходим к проблеме происхождения культуры. Точнее же эта проблема может звучать иначе: какой вид деятельности вызвал к жизни культуру как феномен.
Культ Флоренский
рассматривает как бутон
Флоренский, осмысливая огромный эмпирический материал, связанный с пониманием культа, указывает на средоточие места культа во всей культуре. Святыни – это первичное творчество человека. Что касается культурных ценностей, то они производны от культа [1; с. 531].
Анализируя природу культа, Флоренский возводит случайное в должное. Субъективное просветляется в объективном. Культ претворяет естественную данность в идеальное. Он утверждает всю человеческую природу, со всеми ее аффектами.
Касаясь
феномена культуры, философ проводит
различие между деятельностью
По мнению Н.А. Бердяева, культура в ее органический период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в греческой, средневековой культурах, в культуре раннего Возрождения.
Происхождение культуры связано с иерархическим характером культа. Культура имеет религиозные основы. Духовное содержание культуры выражено не реалистически, а символически. Фактически все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь его символические знаки. Такова же и природа культа, которая есть прообраз осуществленных божественных тайн.
Бердяев считал цивилизацию не благородного происхождения. В ней он не видел связи с символикой культа. Культура родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура – явление глубоко индивидуальное и неповторимое.
Культура
– это культ предков, почитание
могил и памятников, связь сынов
с отцами. Культура основана на священном
предании. Чем древнее культура,
тем она значительнее и прекраснее.
Культура, как подчеркивает Бердяев,
всегда гордится древностью своего происхождения,
неразрывной связью с великим
прошлым. Подобно Церкви, культура более
всего дорожит своей
Связь культуры
с культом философ усматривал,
в самой ее судьбе, в исторической
эволюции культуры [2].
Заключение
Культ – это диалог с Божеством, а Божество это идеал для человека. Служение идеалу как бы возвышает человека над всей культурой. Это является итогом для всех культуры. Если человек находит идеал в культуре, то он в своей деятельности лишь продолжает ее. Если человек находит идеал в себе самом, то он своей деятельностью порождает новую культуру.
Идеал играет определяющую роль в развитии культуры. Такая роль обеспечивается тем, что идеал, являясь образом, вместе с тем служит ориентиром в той или иной культуре и моделью человеческой деятельности. Культура произошла в связи с возникновением собственной основы жизнедеятельности общества.
В начале
культ и культура сосуществуют друг с
другом, затем культура начинает преобладать
над культом.
Список использованных источников
1. Антропологические матрицы ХХ века. Л.С. Выготский – П.А. Флоренский. Несостоявшийся диалог. – Приглашение к диалогу/ Сост. А.А. Андрюшкова, О.И. Глазуновой, Ю.В. Громыко, А.И. Олексенко. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 664 с.
2. Бердяев
Н.А. Философия неравенства// http://www.humanities.edu.ru/
3. Гуревич
П.С. Культ и культура//http://
4. Золкин А.Л. Философия: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 590 с.
5. Культурология: Учебник. – М.: МГОУ, 2001. – 107 с.
6. Культурология: Учебник/ Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. – 566 с.
7. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ. и дополн. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1280 с.
8. Полищук
В.И. Культурология: Учебное