Культура и культ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:45, реферат

Описание

Культура родилась из культа. Она соприродна духовности и, следовательно, религии. Однако между религией и культурой существуют многомерные связи, позволяющие выделить не только тождество, но и различие названных феноменов. В этом смысле можно говорить и о том, что сходство слов «культ» и «культура» поверхностно. Когда-то эти понятия были нераздельны. Однако слово «культ» нередко заменяет культуру.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………………….3
1. Понятие термина «культ»………………………………………………….. 3
1.1 Культ природы. …………………………………………………….………4
1.2 Культ общества………………………………………..……………………5
1.3 Культ личности. ……………………………………………………………6
1.4 Культ в человеке..…………………………………………………………..7
2. Понятие термина «культура»..……………………………………………...8
2.1 Понятие культуры, зависящее от исследовательских установок.………9
2.1.1 Философско-антропологический подход..……………………………...9
2.1.2 Философско-исторический подход..…………………………………....9
2.1.3 Философско-социологический подход. ………………………………..9
2.1.4 Аксиологический подход………………………………………………10
2.2 Классическое и неклассическое понимание «культуры»………………10
2.2.1 Гуманистическое понятие……………………………………………...10
2.2.2 Романтическое понятие………………………………………………...11
2.2.3 Психоаналитическое понятие………………………………………….11
3. Связь культа с культурой………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………14
Список использованных источников………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

Реферат - Культурология.docx

— 43.92 Кб (Скачать документ)

  Культура  понимается как выражение человеческой природы. Природа понимается в качестве некой умозрительной конструкции  и порождает черты культурного  процесса.

  Впервые данная трактовка была дана Эдуардом Тайлором в 1871 г., где пытался хронологически упорядочить этнографический материал и определял культуру как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, которые присущи человеку как члену общества [6; с. 7]. 

  2.1.2 Философско-исторический подход

  Распространенным  является представление о культуре как результате человеческой деятельности. Иногда культуру расшифровывают не только как результат, но и как саму деятельность. Существует точка зрения, что культура включает в себя только творческую деятельность, другие авторы утверждают – виды репродуктивной деятельности (воспроизведение, повторение достигнутого).

  Деятельность  человека только тогда становится источником культуры, когда результат этой деятельности общезначим, т.е. ценность его очевидна не только для того, кто его создал, но и для других [5; с. 8]. 

  2.1.3 Философско-социологический подход

  Культура  является фактором организации жизни  общества. Общество создает культурные ценности, а они в дальнейшем определяют развитие этого общества: это язык верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого  рода обычаи.

  Термин  «культура» относится к жизни  любого общества в целом. У каждого  общества есть своя культура, и каждый человек культуре, так как живет в том, или ином обществе. При таком взгляде на культуру фактически ставится знак равенства межу понятием «культура» и «общество» [5; с. 8]. 

  2.1.4 Аксиологический подход

  Культура  определяется как комплекс определенных ценностей, образующих ее смысловое  ядро. Культура создается непосредственно  и сознательно. Человек действует  определенным образом в соответствии с оцененным им целями. Роль ценностей в структуре и функционировании культуры упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. признанная ценность всегда присутствует в явлениях культуры, даже если ее индивидуальное значение признано хотя бы одним человеком.

  При аксиологическом  подходе под культурой понимается совокупность созданных человеком  ценностей, которую он целенаправленно, руководствуясь своими потребностями, создает, сохраняет и развивает [5; с.8].

  2.2 Классическое и неклассическое  понимание «культуры»

  2.2.1 Гуманистическое понятие

  Для Марка  Туллия Цицерона синонимом культуры была гуманность – нормативное состояние  морали, интеллекта и поведения человека. Он использовал обыденное понятие  культуры как возделывание почвы  в переносном смысле – как «возделывание» человеческого ума в процессе обучения и воспитания [4; с. 486].

  Культурный  человек включает следующие качества: самостоятельность личности и ее свободу отстаивать свои интересы в  рамках закона; уважение к законам  как совокупности правовых установлений, ограждающих достоинство человека в соответствии с его общественным положением; верность долгу как моральную  гарантию исполнения законов; благоговейную  почтительность перед богами, родиной  и согражданами [4; с. 487].

  Первоначально культура и гуманность были специфически римским явление, порожденным встречей римских ценностей и греческой  образованностью [4; с. 488]. 

  2.2.2 Романтическое понятие

  Вопросами понимания «культуры» занимались многие философы, такие как И.Г. Гердер, И.Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.В. Гете и многие другие.

  Немецкий  философ Иоганн Готфрид Гердер рассматривал культуру как нечто экспрессивное, выразительное, связанное не только с идеями воспитания, науки и образования, но и с идеей творчества в широком  смысле.

  Под культурой  Гердер понимал все созданное  человеком в противовес природе. Кант культурой называл только то, что служит благу человека, стремясь, таким образом, синтезировать романтическое  и гуманистическое понятие культуры [4; с. 489].

  Культура  для В. Гумбольдта – это одновременно результат и процесс. Культура, с  одной стороны, есть объективная  совокупность всех человеческих творений, с другой стороны, - сам процесс  созидания этих творений как реализации смысла человеческой жизни. Культура –  это процесс гуманизации человеческого, процесс создания пропорционального единства человеческих сил в противоположность фрагментарному характеру естественного бытия [4; с. 491].

  Культура  – это стремление к тому, чтобы  избежать потери себя в богатстве  миром, однако чтобы бежать из мира. Культурный человек – это человек, способный без утраты себя экстериоризоваться, реализовать свои силы, переводить свою энергию в мир. Когда происходит экстериоризация без потери себя в богатстве мира, тогда имеет место культура [4; с. 492]. 

  2.2.3 Психоаналитическое понятие

  Психоаналитическое  понятие культуры является неклассическим трактованием культуры.

  Зигмунд Фрейд утверждал, что понимание  культуры зависит от системы запретов. Он характеризует культуру как сдерживающая инстинкты сила запрета и этим связана с важнейшими судьбами человечества в целом [4; с. 493].

  Культура  требует от человека больше, чем  он может и это вызывает у индивида бунд или невроз либо делает его  несчастным, недовольным собой и  своей жизнью. Культура делает жизнь  более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, но этим наносит ущерб  психическому здоровью человека, который  разрывается между природными влечениями и культурными нормами, между  сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью [4; с. 494]. 

  3. Связь культа с культурой

  О природе  культа, его связи с феноменом  культуры говорили многие философы.

  По мнению П.А. Флоренского древние культы потрясали и тем самым открывали  возможность постижения тайн. У каждого  есть собственный опыт постижения культа, следовательно, в понимании проблемы каждый идет от некоего, уже приобретенного опыта. Подойти же к культу сверху вниз означает осмыслить, углубить и  расчленить свои, уже имеющиеся впечатления  от культа [1; с. 530].

  В случае рассмотрения культа снизу вверх  мы и подходим к проблеме происхождения  культуры. Точнее же эта проблема может звучать иначе: какой вид деятельности вызвал к жизни культуру как феномен.

  Культ Флоренский рассматривает как бутон культуры. Он трактует предметы культа как осуществленное соединение временного и вечного, ценности и данности, нетленности и гибели.

  Флоренский, осмысливая огромный эмпирический материал, связанный с пониманием культа, указывает  на средоточие места культа во всей культуре. Святыни – это первичное творчество человека. Что касается культурных ценностей, то они производны от культа [1; с. 531].

  Анализируя  природу культа, Флоренский возводит случайное в должное. Субъективное просветляется в объективном. Культ претворяет естественную данность в идеальное. Он утверждает всю человеческую природу, со всеми ее аффектами.

  Касаясь феномена культуры, философ проводит различие между деятельностью осуществления  и деятельностью осмысления. Машина и смысл, по его мнению, противостояли  друг другу, объединяясь в культ. При этом важно подчеркнуть, что  существование культа есть трансцендентное  условие единства самосознания [1; с. 534].

  По мнению Н.А. Бердяева, культура в ее органический период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в греческой, средневековой культурах, в культуре раннего Возрождения.

  Происхождение культуры связано с иерархическим  характером культа. Культура имеет  религиозные основы. Духовное содержание культуры выражено не реалистически, а  символически. Фактически все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь его символические  знаки. Такова же и природа культа, которая есть прообраз осуществленных божественных тайн.

  Бердяев считал цивилизацию не благородного происхождения. В ней он не видел  связи с символикой культа. Культура родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура –  явление глубоко индивидуальное и неповторимое.

  Культура  – это культ предков, почитание  могил и памятников, связь сынов  с отцами. Культура основана на священном  предании. Чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Культура, как подчеркивает Бердяев, всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим  прошлым. Подобно Церкви, культура более  всего дорожит своей преемственностью. Слишком новая, недавняя культура, не имеющая преданий, стесняется такого своего положения.

  Связь культуры с культом философ усматривал, в самой ее судьбе, в исторической эволюции культуры [2]. 

  Заключение

  Культ –  это диалог с Божеством, а Божество это идеал для человека. Служение идеалу как бы возвышает человека над всей культурой. Это является итогом для всех культуры. Если человек  находит идеал в культуре, то он в своей деятельности лишь продолжает ее. Если человек находит идеал  в себе самом, то он своей деятельностью  порождает новую культуру.

  Идеал играет определяющую роль в развитии культуры. Такая роль обеспечивается тем, что  идеал, являясь образом, вместе с  тем служит ориентиром в той или  иной культуре и моделью человеческой деятельности. Культура произошла в  связи с возникновением собственной  основы жизнедеятельности общества.

  В начале культ и культура сосуществуют друг с другом, затем культура начинает преобладать над культом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  использованных источников

  1. Антропологические  матрицы ХХ века. Л.С. Выготский  – П.А. Флоренский. Несостоявшийся  диалог. – Приглашение к диалогу/ Сост. А.А. Андрюшкова, О.И. Глазуновой, Ю.В. Громыко, А.И. Олексенко. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 664 с.

  2. Бердяев  Н.А. Философия неравенства// http://www.humanities.edu.ru/db/msg/39942

  3. Гуревич  П.С. Культ и культура//http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture

  4. Золкин А.Л. Философия: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 590 с.

  5. Культурология:  Учебник. – М.: МГОУ, 2001. – 107 с.

  6. Культурология:  Учебник/ Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. – 566 с.

  7. Новейший  философский словарь: 2-е изд., переработ. и дополн. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1280 с.

  8. Полищук  В.И. Культурология: Учебное пособие, 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004 –  446 с.

Информация о работе Культура и культ