Культура и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:49, реферат

Описание

Если понимать общество как продукт взаимодействия людей, то культуру можно рассматривать как качественную сторону этого взаимодействия, взаимоотношений между людьми. Общество всегда представляет результат социальных отношений, и в этом смысле оно неизменно. А культурное начало в нем ( качество этих отношений), динамично и изменчиво. Особенности социальной системы определяются её культурной основой: нормами, обычаями, традициями, религией, уровнем образования, менталитетом. Таким образом, культура- это качественная сторона общественных отношений, достигнутый уровень развития общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие культуры и её место в обществе 4
Глава 2. Основные социальные функции культуры. 10
Заключение 16
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Культура и общество(культурология.docx

— 43.59 Кб (Скачать документ)
  • Описательные методы постижения культуры – они просто перечисляют (заведомо неполно) отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи верования, виды деятельности).
  • Антропологические - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов чедвеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе.
  • Ценностные - трактуют природу как совокупность духовных и материальных ценностей.
  • Нормативные - исходят из того что содержание культуры составляют нормы и и правила регламентирующие жизнь людей.
  • Адаптивные - трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которой они приспосабливаются к природным условиям.
  • Исторические подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
  • Функциональные характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязанность этих функций в ней.
  • Семиотические - рассматривают культуру как систему знаков используемых обществом.
  • Символические - акцентируют внимание на использовании символов в культуре.
  • Герменевтические – видят главный путь изучения культуры во множестве текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.
  • Идеационные – определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.
  • Психологические - указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.
  • Дидактические - рассматривают культуру как то чему человек научился, а не унаследовал генетически.
  • Социологические - предлагают изучать культуру как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные социальные функции культуры.

Культура как целостное явление  выполняет определенные функции  по отношению к обществу.

-Адаптационная функция - культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Термин адаптация означает приспособление. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в процессе биологической эволюции. Механизм адаптации человека принципиально иной он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду. Человек как биологический вид остается одинаковым в очень широком диапазоне условий, а культура (формы хозяйства, обычаи, социальные институты) различаются в зависимости от того, чего требует природа в каждом конкретном регионе. Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания, связанные с каким-то полезным приспособительным эффектом. Другой стороной адаптационных функций культуры является то, что ее развитие все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт, увеличивается эффективность труда, появляются новые возможности для духовной самореализации человека, культура позволяет человеку с наибольшей полнотой раскрыть себя.

-С адаптивной функцией тесно связана интегративная функция культуры, обеспечивающая социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о разных уровнях социальной интеграции. Наиболее общим уровнем социальной интеграции является формирование оснований, их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидарности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.

Ко второму уровню социальной интеграции следует отнести обеспечение  культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура. Скрепляется этой культурой, потому что среди членов общества распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры. На этой основе осуществляется и самоиндефикация людей, формируется чувство принадлежности к данной социальной общности- чувство «мы».

Интегративная функция культуры также  состоит в том, что культура является важным фактором, обеспечивающим устойчивость и целостность общества. Культура объединяет народы, социальные группы, государства.

Любая социальная общность, в которой  складывается своя культура, скрепляется  этой культурой. Потому что среди  членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, идеалов. Эти явления определяют сознание и поведение людей, у них формируется  чувство принадлежности к одной  культуре. Сохранение культурного наследия, национальные традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа, как существующей на протяжении долгого времени общности людей. Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями. Единая вера тесно связывает представителей различных народов, составляющих мир ислама или христианский мир.

-Интеграция людей осуществляется на основе коммуникаций. Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры.

Коммуникативная функция - культура формирует  условия и средства человеческого  общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат  общения людей. Условие потому, что  только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения - знаковые системы, языки. Результат - потому что только благодаря общению люди могут  создавать хранить и развивать  культуру; в общении люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли  и усваивать зафиксированные  в них мысли других людей. Таким  образом, культура связывает и объединяет людей.

-Функция социализации- культура это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию, и жить так как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание средства и способы социализации. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить мыслить и действовать в соответствии с ними.

По мнению Г.В. Драча, культура- как  многофункциональная система, имеет  ещё одну очень важную функцию- трансляцию (передачу) социального опыта. Её нередко называют функцией исторической преемственности. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) .

- В качестве особой некоторые культурологи выделяют эвристическую функцию культуры. Она заключается в следующем. Творчество: научное, техническое, управленческое невозможно без образного мышления, воображения, определенного эмоционального настроя. Культура, в частности, художественная культура, способствует развитию этих важнейших факторов творческой деятельности. Художественная культура помогает и развитию таких черт творческого мышления, как гибкость, ассоциативность, способность по-новому увидеть обычное. Не случайно А. Эйнштейн сказал: "Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаус". В нашей печати в "Литературной газете" сообщалось о своеобразном эксперименте, проведенном в США. Группа администраторов одной компании освобождалась от профессиональной деятельности и в течение десяти месяцев осуществляла гуманитарную программу, в которой большое место занимало искусство (чтение книг, посещение театров, музеев, выставок, концертов). Это очень положительно сказалось на их профессиональной активности, их действия стали более творческими, нестандартными.

- Компенсаторная функция культуры позволяет человеку отвлекаться от производственной деятельности, отдыхать от жизненных проблем, получать эмоциональную разрядку. Другое название этой функции - рекреативная - отражает часное совпадение этой функции с периодом досуга и отдыха, т. е. временем, формально свободным от производственной деятельности. Человек может получать духовную компенсацию от туризма, общения с природой, творческих увлечений. Важной формой компенсации являются праздники, на время которых обыденная жизнь преображается и создается обстановка приподнятого настроения. Во время праздника происходит концентрация культурной жизни. Его проведение охватывает архитектурное и декоративное оформление, театрализованные действия, музыкальные мероприятия, зрелища и процессии, конкурсы и состязания. Гражданские, и особенно народные праздники, заключают в себе не только торжественные, но и игровые элементы.

     Компенсаторную  функцию  выполняют такие виды духовной  культуры, как искусство  и  религия. Искусство позволяет   восполнить то, что недостает  человеку в его жизни, неизбежно  ограниченной пространством и  временем. Мы как бы заново  переживаем судьбы героев произведений, вместе с их персонажами попадаем  в различные жизненные ситуации, испытываем при этом определенные  чувства, переживания. И все  это обогащает наш жизненный  опыт, восприятие и понимание  жизни, расширяет круг общения. 

 

     Применительно к религии  правильнее было бы говорить  об иллюзорно-компенсаторной функции,  потому что религия дает человеку  иллюзорную надежду и утешение. В религии происходит мнимое  снятие противоречий и конфликтов: социальное неравенство превращается  в равенство перед богом, фактическое  бессилие человека компенсируется  всесилием бога, смертный оказывается  бессмертным, а мир зла и  несправедливости заменяется "царством  божьим" ("царством небесным"). Важное значение при этом имеет  психологический аспект компенсаторной  функции, который особенно отчетливо  проявляется в молитве и покаянии. При их совершении происходит  переход от состояния подавленности  (беспокойства, неудовлетворенности,  скорби, тоски) к состоянию облегчения (удовлетворенности, успокоения, гармонии, радости).

     По  другим классификациям  к функциям культуры относятся: 

     1)  Познавательная или гносеологическая.  Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические   так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

     2)  Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

    3)  Семиотическая, или знаковая (от греч. semeion-учение о знаках)  функция - занимает важное место в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание и владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

 

  4)  Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

  Н.Г. Багдасарьян среди функций  культуры выделяет следующие:  преобразующую, защитную, коммуникативную,  познавательную, информационную, нормативную.  Приступим к их характеристике.

      1)  Преобразующая функция  культуры. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека, поскольку «сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и соответственно склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущность выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу».

  Если  рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

     2)  Защитная функция культуры  является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения и т.п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической защиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Среди средств культурной защиты — не только совершенствование техники безопасности — очистка отходов производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и создание правовых норм охраны природы.

Информация о работе Культура и общество