Культура и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:49, реферат

Описание

Если понимать общество как продукт взаимодействия людей, то культуру можно рассматривать как качественную сторону этого взаимодействия, взаимоотношений между людьми. Общество всегда представляет результат социальных отношений, и в этом смысле оно неизменно. А культурное начало в нем ( качество этих отношений), динамично и изменчиво. Особенности социальной системы определяются её культурной основой: нормами, обычаями, традициями, религией, уровнем образования, менталитетом. Таким образом, культура- это качественная сторона общественных отношений, достигнутый уровень развития общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие культуры и её место в обществе 4
Глава 2. Основные социальные функции культуры. 10
Заключение 16
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Культура и общество(культурология.docx

— 43.59 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1.Понятие культуры и её место в обществе 4

Глава 2. Основные социальные функции культуры. 10

Заключение 16

Список литературы 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей.   

Общество  процессу созидания ценностей придало  устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможно накопление ценностей и их использование всеми членами общества. 

Понятие «культура» можно отнести ко всем эпохам. Культура возникает вместе с появление  на земле человека, и каждый шаг  человека по пути общественного прогресса  был одновременно шагом вперед в  развитии культуры, каждая историческая эпоха, каждая форма общества обладала, только ей свойственной культурой. 

Культура  и общество не могут существовать друг без друга. Но несмотря на их тесную связь, между ними существуют и различия. Общество можно рассмотреть как  коллективный субъект деятельности, а культуру как способы, средства и результаты деятельности. 

Если  понимать общество как продукт взаимодействия людей, то культуру можно рассматривать  как качественную сторону этого  взаимодействия, взаимоотношений между  людьми. Общество всегда представляет результат социальных отношений, и  в этом смысле оно неизменно. А  культурное начало в нем ( качество этих отношений),  динамично и  изменчиво. Особенности социальной системы определяются её культурной основой: нормами, обычаями, традициями, религией, уровнем образования, менталитетом. Таким образом, культура- это качественная сторона общественных отношений, достигнутый уровень развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Понятие культуры и её место в обществе

Понятие «культура» (про-исходит от латинского culture - взращивать, возделывать  почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное  значение понятию «натура»- природа. Следовательно, изначально термин «культура» применяли относительно человеческой деятельности, направленной на преобразование «естественного», «природного», а именно возделывание и обработка земли, уход за животными, занятие сельским хозяйством.

Со временем слово «культура» стало  вбирать в себя всё более широкий  круг предметов, явлений, действий, общим  свойством которых было их человекотворное  происхождение. Соответственно и сам  человек в той мере, в какой  он рассматривался как творец самого себя, попадал в сферу культуры, и она обрела смысл «образование», «воспитание» т. е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляет-ся в природе человека.

Лингвисты отмечают, что до XVII века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «culture juries» --- выработка правил поведения, «culture lingual» -- совершенствование языка  и т. д.

Более четкое содержание термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель  С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.

В XVIII веке продолжая античную традицию, идеологи просвещения с помощью термина «культура» выражали идею культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. Таким образом, в эпоху просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Здесь культура приобретает значение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство человека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры. Но, с другой стороны, культура рассматривалась и как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки зрения явлениями культуры следовало признавать не только позитивные достижения человечества, но и отрицательные проявления человеческой активности (религиозные распри, войны, преступность и т. д.).

В дальнейшем закрепилась расширительная трактовка культуры: культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Она включает в себя не только результат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д. В узком смысле культура -- это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп. Культура здесь выступает как форма трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т.п.

Еще в одном смысле понятие культуры раскрывает сущность человеческого  бытия как реализацию творчества и свободы. Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание, и осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда речь идет о культуре, то имеется в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру. В таком понимании культура обозначает отношение человека к окружающей его действительности, через которое человек создает мир и самого себя. Таким образом, каждая культура становится способом творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

В наше время слово «культура» является одним из наиболее употребляемых и в обыденном языке, и во множестве научных определений, что говорит как о многозначности термина, так и о многообразии самого феномена культуры. В 60-е годы нашего века насчитывалось 237 толкований «культуры», на сегодняшний день существует около 400 различных научных определений данного феномена.

С содержательной точки зрения под культурой понимается совокупность биологически ненаследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей образов, технологий их изготовления и оперирования ими, устойчивых связей между людьми и способов их регулирования на основе оценочных критериев, имеющихся в обществе. Для каждого общества все эти составляющие в их конкретно - исторической форме образуют ее социокультурный комплекс, или культуру данного общества.

В обыденной жизни термин культура употребляется либо для обозначения  оптимального функционирования социальных институтов («культура быта», «культура  труда», «политическая культура»  и т.д.), либо ассоциируется с вежливостью  и образованностью («культура поведения», «культура мышления», «культура  чувств» и т.п.). В публицистических штампах («наука и культура», «культура  и экономика», «новости культурной жизни») область культуры ограничивается сферой искусства и нравственностью. Таким образом, обыденным сознанием  культура воспринимается как сумма  ценностей, некий исторически сложившийся  эталон совершенства, к которому должно стремиться общество.

Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что культура включает в себя, не только созданное человеком и характеризующее его жизнь в определенных исторических условиях, но и средства, способы и результаты человеческой деятельности, изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе, в физическом и духовном облике. Такое расширительное содержание понятия культуры, делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе: философии, политологии, религии, истории, социологии и т.п.

Общество является совокупностью, объединением людей. Что означает, во-первых, что оно точно так же, как  человек с его сознанием и  соответствующим поведение принципиально  отличен от животного и его  поведения, так и стадо не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения сравниваться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства.          

Общество- это человеческая общность, которую образуют люди и в которой  они живут. Биологические отношения  животных являются, в сущности, их отношениями  к природе, в то время как специфику  человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.    

Место и роль культуры в обществе велика. Она взаимодействует с  экономикой, политикой, этикой, моралью, определяет их содержание.

Общество создает условия для  социального развития человека, т.е. человека как личности. Личность несет  печать конкретной культуры и конкретного  общества. Кроме того общество создает  условия для массового использования  ценностей культуры, а следовательно, порождает потребности в тиражировании  и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь, превращается в процессы воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни эти особенности в  развитии культуры были бы невозможны.

Культура своими нормами и ценностями входит во взаимодействие с другими  системами саморегуляции в обществе, таким, как политика, право и т.п., но в отличии от них регулятивы культуры амбивалентны и могут использоваться на принципах свободного выбора.

Развитие интересов и потребностей личности может стимулировать изменение  ценностей культуры, и тогда они  подвергаются реформированию или даже замене. Общество в данной ситуации может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора. В целом здесь возможны три типичные ситуации: первая. Когда общество менее динамично и менее открыто, чем культура. Культура будет предлагать ценности оппозиционные по смыслу, а общество будет стремиться их отторгнуть. Сдерживается прогрессивное развитие культуры, общество догматизирует имеющиеся ценности и в целом возникают неблагоприятные условия для развития личности. Возможна и обратная ситуация, когда общество в силу политических или социальных потрясений изменяется, а культура не успевает с обновлением норм и ценностей. Для личностного развития вновь нет оптимальных условий. И , наконец, возможно гармоничное, сбалансированное изменение общества и культуры. В этих условиях возможно конструктивное, непротиворечивое и гармоничное развитие личности.

Культура служит организации жизни  общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие, как на групповом уровне, так и  с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направлены на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание  людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжение веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколение.

Культура  в обществе представляется:

  • Как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественным творчеством, принятыми нормами поведения и т.д.
  • Как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути « от дикости к цивилизованности»
  • Как сумма общественных достижений ( включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации           
  • Как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающих одно общество от другого ( или различные части общества- социально-статусные, профессиональные ), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность
  • Как духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются её мотивы, принципы, правила, цели и смыслы. В этом последнем понимании культура представляет как духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства и общественных отношений в целом.

Культура выражает способы( или  средства, механизмы) жизнедеятельности  людей, результаты этой деятельности в  материальной и духовной сферах, но не собственно социальные отношения.

Культурное богатство личности зависит от включения ценностей  в личную деятельность и от того, насколько общество стимулирует  этот процесс, насколько оно способствует ему. В личности ценности культуры превращаются в поведение, культура живет в  личностном поведении человека. Общество создает условия для этого, а  они могут в различной степени  как соответствовать, так и не соответствовать превращению ценностей  культуры в акты поведения личности. Общество развивается в режиме поиска все более благоприятных условий для формирования личности как активного субъекта культуры, как творца и носителя ценностей культуры.

В XIX и ХХ веках понятие культуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков и даже широких  слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать  культурологию в комплексе антропологических  дисциплин. Этот подход к культуре был  заложен Э. Тайлором, который определил  ее как целостный комплекс, который  включает в себя знания, верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как  членом общества. В настоящее время  существует около 500 зафиксированных  подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать  этот многообразный методологический аппарат. Выделяют, например:

Информация о работе Культура и общество