Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:49, реферат
Если понимать общество как продукт взаимодействия людей, то культуру можно рассматривать как качественную сторону этого взаимодействия, взаимоотношений между людьми. Общество всегда представляет результат социальных отношений, и в этом смысле оно неизменно. А культурное начало в нем ( качество этих отношений), динамично и изменчиво. Особенности социальной системы определяются её культурной основой: нормами, обычаями, традициями, религией, уровнем образования, менталитетом. Таким образом, культура- это качественная сторона общественных отношений, достигнутый уровень развития общества.
Введение 3
Глава 1.Понятие культуры и её место в обществе 4
Глава 2. Основные социальные функции культуры. 10
Заключение 16
Список литературы 17
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Понятие культуры и её место в обществе 4
Глава 2. Основные социальные функции культуры. 10
Заключение 16
Список литературы 17
Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей.
Общество процессу созидания ценностей придало устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможно накопление ценностей и их использование всеми членами общества.
Понятие «культура» можно отнести ко всем эпохам. Культура возникает вместе с появление на земле человека, и каждый шаг человека по пути общественного прогресса был одновременно шагом вперед в развитии культуры, каждая историческая эпоха, каждая форма общества обладала, только ей свойственной культурой.
Культура и общество не могут существовать друг без друга. Но несмотря на их тесную связь, между ними существуют и различия. Общество можно рассмотреть как коллективный субъект деятельности, а культуру как способы, средства и результаты деятельности.
Если понимать общество как продукт взаимодействия людей, то культуру можно рассматривать как качественную сторону этого взаимодействия, взаимоотношений между людьми. Общество всегда представляет результат социальных отношений, и в этом смысле оно неизменно. А культурное начало в нем ( качество этих отношений), динамично и изменчиво. Особенности социальной системы определяются её культурной основой: нормами, обычаями, традициями, религией, уровнем образования, менталитетом. Таким образом, культура- это качественная сторона общественных отношений, достигнутый уровень развития общества.
Понятие «культура» (про-исходит от латинского culture - взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура»- природа. Следовательно, изначально термин «культура» применяли относительно человеческой деятельности, направленной на преобразование «естественного», «природного», а именно возделывание и обработка земли, уход за животными, занятие сельским хозяйством.
Со временем слово «культура» стало
вбирать в себя всё более широкий
круг предметов, явлений, действий, общим
свойством которых было их человекотворное
происхождение. Соответственно и сам
человек в той мере, в какой
он рассматривался как творец самого
себя, попадал в сферу культуры,
и она обрела смысл «образование»,
«воспитание» т. е. взращивание, возделывание,
уход за человеком, в ходе которого
нечто дополняется и
Лингвисты отмечают, что до XVII века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «culture juries» --- выработка правил поведения, «culture lingual» -- совершенствование языка и т. д.
Более четкое содержание термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.
В XVIII веке продолжая античную традицию, идеологи просвещения с помощью термина «культура» выражали идею культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. Таким образом, в эпоху просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Здесь культура приобретает значение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство человека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры. Но, с другой стороны, культура рассматривалась и как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки зрения явлениями культуры следовало признавать не только позитивные достижения человечества, но и отрицательные проявления человеческой активности (религиозные распри, войны, преступность и т. д.).
В дальнейшем закрепилась расширительная трактовка культуры: культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Она включает в себя не только результат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д. В узком смысле культура -- это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп. Культура здесь выступает как форма трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т.п.
Еще в одном смысле понятие культуры раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание, и осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда речь идет о культуре, то имеется в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру. В таком понимании культура обозначает отношение человека к окружающей его действительности, через которое человек создает мир и самого себя. Таким образом, каждая культура становится способом творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.
В наше время слово «культура» является одним из наиболее употребляемых и в обыденном языке, и во множестве научных определений, что говорит как о многозначности термина, так и о многообразии самого феномена культуры. В 60-е годы нашего века насчитывалось 237 толкований «культуры», на сегодняшний день существует около 400 различных научных определений данного феномена.
С содержательной точки зрения под культурой понимается совокупность биологически ненаследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей образов, технологий их изготовления и оперирования ими, устойчивых связей между людьми и способов их регулирования на основе оценочных критериев, имеющихся в обществе. Для каждого общества все эти составляющие в их конкретно - исторической форме образуют ее социокультурный комплекс, или культуру данного общества.
В обыденной жизни термин культура употребляется либо для обозначения оптимального функционирования социальных институтов («культура быта», «культура труда», «политическая культура» и т.д.), либо ассоциируется с вежливостью и образованностью («культура поведения», «культура мышления», «культура чувств» и т.п.). В публицистических штампах («наука и культура», «культура и экономика», «новости культурной жизни») область культуры ограничивается сферой искусства и нравственностью. Таким образом, обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей, некий исторически сложившийся эталон совершенства, к которому должно стремиться общество.
Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что культура включает в себя, не только созданное человеком и характеризующее его жизнь в определенных исторических условиях, но и средства, способы и результаты человеческой деятельности, изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе, в физическом и духовном облике. Такое расширительное содержание понятия культуры, делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе: философии, политологии, религии, истории, социологии и т.п.
Общество является совокупностью,
объединением людей. Что означает, во-первых,
что оно точно так же, как
человек с его сознанием и
соответствующим поведение
Общество- это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.
Место и роль культуры в обществе велика. Она взаимодействует с экономикой, политикой, этикой, моралью, определяет их содержание.
Общество создает условия для
социального развития человека, т.е.
человека как личности. Личность несет
печать конкретной культуры и конкретного
общества. Кроме того общество создает
условия для массового
Культура своими нормами и ценностями
входит во взаимодействие с другими
системами саморегуляции в
Развитие интересов и
Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие, как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направлены на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжение веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколение.
Культура в обществе представляется:
Культура выражает способы( или средства, механизмы) жизнедеятельности людей, результаты этой деятельности в материальной и духовной сферах, но не собственно социальные отношения.
Культурное богатство личности
зависит от включения ценностей
в личную деятельность и от того,
насколько общество стимулирует
этот процесс, насколько оно способствует
ему. В личности ценности культуры превращаются
в поведение, культура живет в
личностном поведении человека. Общество
создает условия для этого, а
они могут в различной степени
как соответствовать, так и не
соответствовать превращению
В XIX и ХХ веках понятие культуры
вошло в обиход социологов и психологов,
публицистов, политиков и даже широких
слоев населения. В конце XIX века
сложилась характерная для