Культура и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:51, реферат

Описание

Цель работы: Написание реферата путем исследования, изучения, обобщения, систематизации знаний о культуре и религии. Место религии в структуре культуры. Средневековье – исторический образец господства религии в культуре.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Истоки религии………………………………………………………….4
2. Мировые религии……………………………………………………….7
3. Религиозные памятники:
- литературно-письменные религиозные памятники………………..10
- религия и архитектура……………………………………………….12
- католическая церковь и музыка……………………………………...17
- православная церковь и музыка……………………………………..19
- иконопись……………………………………………………………...20
- религия в творчестве западноевропейских художников…………...21
Заключение……………………………………………………………..23
Литература………………………………………………………….…..24

Работа состоит из  1 файл

культурол.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

     По  убеждению мусульман, Коран –  прямая речь Бога к людям, в которой  он наставляет их в истинной вере, предупреждает  грешников о вечных мучениях, а богобоязненным обещает вечное блаженство. Коран содержит основы мусульманского богословия и права. В богослужении пользуются только арабским текстом Корана, так как при переводе на другие языки искажается смысл откровений.

     В Коране есть рассказы о происхождении  и устройстве мира, сотворении человека; большое место занимают положения социально-правого характера. Коран позволяет проследить влияние древних арабских племен и других народов конца VI – первой четверти VII вв. на развитие культуры древних народов.

     Важнейший памятник христианской литературы –  Библия, созданная в I тыс. до н. э. Книга под названием «Библия» имеет подзаголовок «Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета», который показывает, что это не единая книга, а собрание книг: их насчитывается 77 (вместе с неканоническими книгами Ветхого Завета).

     Ветхий Завет – первая часть Библии, рассматриваемая иудаизмом и христианством, как Священное Писание, содержит 39 книг, признаваемых каноническими. Кроме того, в Ветхом Завете имеется еще 11 книг, которые не признаны каноническими (Товит, Юдифь, Иисус сын Сирахов, Маккавеи).

     Новый Завет – это часть Библии, почитаемая в качестве священного писания христианами. Название связано с учением о новом договоре (древнерусское «завет» - договор) Бога с людьми через Иисуса Христа, включает 27 книг: Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Деяния апостолов, 21 Послание апостолов, Откровения Иоанна Богослова, Апокалипсис.

     Содержание  текста Библии Многообразно и весьма разнородно. Отдельные ее части были написаны в разное время, они появлялись постепенно на протяжении целого тысячелетия. Первоначальный текст Ветхого Завета был написан на древнееврейском языке (очень немногие фрагменты – на арамейском), первоначальный текст Нового Завета – на древнегреческом.

     Библия, как впрочем, и другие религиозные памятники, по-разному оцениваются людьми с разной мировоззренческой ориентацией: одни считают их священными, другие полагают, что это замечательные культурно-исторические памятники, созданные людьми в определенных исторических условиях. В любом случае следует признать, что они сложны, многослойны, многоаспектны, в них содержится огромнейший познавательный материал.

        Религия         На всем протяжении исторического развития                и архитектура    человечества создано огромное количество                                   разнообразных типов сооружений, являющихся архитектурным наследием различных эпох и народов.

     В феодальном обществе церковь являлась наивысшим обобщением и санкцией существующего феодального строя, поэтому в эпоху Средневековья огромное значение имели культовые здания: церкви, соборы, аббатства – в Западной Европе, мечети, минареты – в странах мусульманского Востока.

     Важный  этап в развитии архитектуры –  зодчество Византии, в столице  которой, Константинополе, в целях  укрепления нового государства и прославления государственного культа, каким стало христианство, создавались грандиозные сооружения: храмы, дворцы, укрепления. Самым распространенным типом христианского храма была базилика (гр. царский дом). Христианская базилика ориентирована, как правило, на восток. Пристройка в виде поперечного нефа придает храму форму креста. Помимо базилик строили и купольные храмы, тоже в форме креста (крестово-купольный храм).

     Зодчие  Византии усовершенствовали искусство  возведения купольных зданий, создав самобытный архитектурный стиль, особенно в церковных сооружениях, крупнейшим из которых был храм Святой Софии (Премудрости Божией) в Константинополе. Купол его перекрывал пролет в 31,4 м, высота здания до вершины купола – 55,6 м. Святая София – трехнефная базилика, увенчанная куполом. Многоступенчатая купольная система придает сооружению неповторимый облик и создает впечатление особой легкости. Внутри храм украшен разноцветным мрамором, искусными инкрустациями, мозаикой и скульптурой.

     В странах феодального Ближнего Востока, а также в Испании, находившихся в зоне арабской экспансии, сложились своеобразные типы культовых сооружений (как и других), отражающие черты национальной культуры и мусульманского культа – мечети, мавзолеи, караван-сараи. Интереснейшим памятником такой архитектуры является Большая Мечеть с 860 колоннами в мавританском стиле в Кордове (Испания), бывшей столицей Кордовского эмирата.

     Своеобразные  архитектурные типы буддийских и  брахманских культовых зданий были созданы в Индии: хранилище буддийских реликвий – ступа, пещерные и надземные храмы – чайшья, монастыри – вихара, высокие башнеобразные храмы – шикхара и вимана (например, храмы в Каджурахо и Танджоре).

     Ступа символизировала гору Меру – мифологический центр Вселенной. Постройки вокруг ступы были ориентированы по сторонам света. Ступа состояла из цилиндрического цокольного строения, над которым возвышалась полусферическая верхняя часть. На основе ступы позднее возникнут пагоды.

     В центральной части о. Ява в  конце VIII – начале IX вв. был возведен буддийский храм Боробудур. Храм построен на склонах естественного холма в виде десятиярусной, квадратной в основании пираиды (высота 31,5 м, длина основания 123м). Террасы окаймлены галереями с каменными рельефами, изображающими сцены из жизни Будды (всего 1460 рельефов, 564 статуи). Ступенчатые террасы символизируют духовное очищение человека и избавление от земной нищеты, а сам храм символизирует центр Вселенной.

     В Китае зданиями культового назначения были башнеобразные пагоды, состоящие из большого числа одинаково устроенных этажей с загнутыми концами крыш (пагода «Красота дракона»), а также храмы.

     Из  культовых памятников романского стиля во Франции известны собор в аббатстве Клюни, церковь Святого Стефана в Канне, церковь Сен-Сернен в Тулузе. Наиболее значительные памятники романской архитектуры в Италии – собор в Пизе, церковь Сан-Миниато во Флоренции.

     Выдающимися памятниками церковной готической архитектуры являются созданные в XII – XIV вв. соборы Нотр-Дам и Сен-Шапель в Париже, соборы в Шартре, Реймсе, Амьене, церковь аббатства Сен-Дени и др. Готический стиль в эту эпоху был ведущим не только во Франции, но и в других странах. Так, в Германии это соборы в Кёльне, Ульме, в Англии – собор в Линкольне, в Италии – собор в Милане. В каждой из этих стран готика имела национальные отличия. Стремящиеся ввысь шпили готических храмов должны были противопоставить грешной земле сияющие небеса.

     Мировое значение имела итальянская культовая архитектура. В эпоху Раннего Возрождения архитектура порывает с образами и формами готики. Начало этому положено Ф. Брунеллески. Построенный им собор Санта-Мария Дель Фьоре во Флоренции увенчан куполом. Все его творчество (церкви Сан-Лоренцо, Сан-Спирито, капелла Пацци и др.) отличаются ясными и жизнерадостными образами.

     Крупнейшим  архитектором Высокого Возрождения (первая половина XVI в.) был Д. Браманте, построивший в Риме небольшой храм Темпьетто и величественные дворцы Ватикана. Им был создан также проект грандиозного собора Святого Петра (Рим). Его преемниками были Рафаэль и Микеланджело, который продолжил строительство собора Святого Петра, создав новые пластически выразительные формы, хотя и близкие к замыслу Браманте. При Микеланджело собор был возведен до купола, завершили строительство позже по его чертежам.

     Одно  из ведущих мест в мировом архитектурном  наследии культовых памятников занимает русская архитектура. На протяжении многих столетий русским народом был создан ряд самостоятельных архитектурных школ и стилей.

     Наиболее  значительный памятник эпохи Киевской Руси – собор Святой Софии (XI в.), имевший 13 глав, расположенных пирамидально. Такая архитектура подчеркивала идею могущества (мощи) и независимости государства. Это пятинефный крестово-купольный храм, и эта трактовка исходит, вероятно, от традиций русского деревянного зодчества (собор Софии в Новгороде, построенный из дерева в 989 г., имел 13 куполов). Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный арками огромный крест. Христос Вседержитель расположен в куполе горного неба, словно в необъятной дали, а в алтаре, на стене центральной апсиды, сосредоточенная и строгая фигура Богоматери. Ее руки возведены вверх в непрестанном молении.

     XI в. В древнерусской архитектуре – это эпоха «Трех Софий» (Киевской, Новгородской и Полоцкой).

     Софийский собор в Новгороде в меньшей степени, чем в Киеве связан с воплощением византийского архитектурного сознания, но по выразительности и лаконичности родственный характеру северной природы Новгородский собор в полтора раза выше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы «прорезают» внутрихрамовое пространство, разделяя его на гранитные кубические зоны.

     Собор Софии в Полоцке построен между 1044-1066 гг. (перестроен в XVIII в.). Это квадратный в плане, пятинефный, трехапсидный храм. Его стены украшены росписью. По своей архитектуре был близок знаменитому Софийскому Собору в Киеве. В XII в. в Полоцке зодчим Иоанном сооружен собор Спасо-Евфросиньевского монастыря. Он замечателен своей динамичной композицией, свидетельствующей о формировании самобытных национальных черт русского зодчества.

     Выдающимися памятниками не только русского, но и мирового зодчества являются церковь  Покрова Богородицы на Нерли, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире (XII в.). По масштабам, сложности композиции, богатой пластической обработке эти соборы – прямые предшественники монументальных памятников – храмов Москвы.

     Церковь Покрова на Нерли невелика и удивительно гармонична, церковь венчает полукружие главы, напоминающее луковицу. Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада, наверху, находится рельефная фигура царя Давида – псалмопевца. Царь Давид играет, а слушают его львы, птицы и грифоны. Птицы – древний символ человеческой души, а лев – символ Христа.

     Развитие  русской архитектуры, задержанное в XIII в. нашествием татаро-монголов, пришло к новому подъему в XV в. В это время центром строительства стала Москва. В XIV –XVI вв. создается новый Кремль с монументальными храмами и одним из величайших архитектурных ансамблей – Успенским собором. Главной вертикальной осью Кремлевского ансамбля стала многоярусная башня – колокольня Ивана Великого.

     Близ  Москвы, в селе Коломенском, в 1532 г. был  сооружен один из прекраснейших памятников русской архитектуры – столпообразный храм Вознесения, увенчанный высоким каменным шатром.

     В 1555-1560 гг. в честь взятия Иваном Грозным  Казани в Москве был построен Покровский собор, что на рву – собор Василия Блаженного (зодчие Барма и Постник).

     В XVII в. московские зодчие создают ансамбли укрепленных монастырей – Новодевичий, Донской, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Иосифо-Волокаламский, кремли в Ростове Ярославском, Туле, Коломне, Смоленске и др. Это выдающиеся образцы русского архитектурного ансамбля, органически связанного с окружающей средой и включающего оборонительные, религиозные и жилые постройки.

     В конце XVII в. в Москве строятся  многоярусные церкви с богатым декоративным убором, характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных деталей (нарышкинское барокко) - церковь Покрова в Филях, трапезная в Троице-Сергиевской лавре и др.

     В XVI-XVIII вв. были созданы такие шедевры русского деревянного зодчества, как церкви в Кондопоге, Кижах, Варзуге.

     В XVIII – XIX вв. храмы, соборы создавали выдающиеся русские архитекторы: В.И. Баженов (колокольня и трапезная церкви всех Скорбящих, Москва, Б. Ордынка), М.Ф. Казаков (церковь Филиппа Митрополита, церковь Вознесения на Гороховом поле, церковь Косьмы и Дамиана, Москва), А.Н. Воронихин (Казанский собор, Санкт-Петербург).

      Католическая         Религия оказала огромное влияние на развитие                                     церковь и музыка    музыки. Религиозные сюжеты послужили

основой для создания многих произведений светской музыки (оперной, симфонической). Главным центром музыкального профессионализма вплоть до XVII в., т.е. до начала Нового времени, была церковь.

      Формирование  раннехристианской церковной музыки происходило в тесной связи с традициями таких культур, как иудейская, египетско-сиро-палестинская, позднеантичная. Постепенно складывались различные музыкальные жанры, развивалась теория музыки, методика ее преподавания. В числе церковных песнопений – псалмодия, гимны, литургия, всенощная1.

      Раннехристианское пение было одноголосным. Со временем в богослужебном пении запретили участие женщин, до конца I тыс. не использовались музыкальные инструменты.

Информация о работе Культура и религия