Культура эпохи Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:04, контрольная работа

Описание

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку вне зависимости от его социальной принадлежности системы эстетических ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….… 3
1. Просвещение как научно-историческое понятие………………………….……4
2. Искусство эпохи Просвещения……………………………………………….…..6
3. Наука эпохи Просвещения……………………………………………………..…9
4. Особенности Просвещения в странах Европы …………………………………11
4.1. Английское просвещение………………………………………………………..11
4.2. Французское просвещение……………………………………………………….13
4.3. Просвещение в Германии ………………………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы……………………………………………….…18

Работа состоит из  1 файл

культурология.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

государственного  образовательного учреждение высшего  профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ)»

 

                                                     

 

 

 

  Кафедра социальных  и гуманитарных дисциплин

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «КУЛЬТУРОЛОГия»

Вариант № 16

 

 

 

Выполнил студент 2 курса, группа ТДз -22

                                                                                                              

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….… 3

  1. Просвещение как научно-историческое понятие………………………….……4

  1. Искусство эпохи Просвещения……………………………………………….…..6
  2. Наука эпохи Просвещения……………………………………………………..…9
  3. Особенности Просвещения в странах Европы …………………………………11

4.1.     Английское просвещение………………………………………………………..11

    1. Французское просвещение……………………………………………………….13
    2. Просвещение в Германии ………………………………………………………..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы……………………………………………….…18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Культурология – сравнительно молодая гуманитарная дисциплина. Как самостоятельная наука она сформировалась в начале XX века.

В истории человечества существовало множество культур  – самобытных, не похожих одна на другую. Борьба между умирающей и  зарождающейся новой культурой  сопровождалась адекватной сменой эстетических принципов и устоев общества.

В ХVII веке в Англии зародилась идеология Просвещения, получившая в дальнейшем широкое распространение  во Франции, Германии, несколько позже  в Северной Америке, странах Восточной  и Юго-Восточной Европы, а также в России.

Эпоха Просвещения явилась  важнейшим поворотным пунктом в  духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы  социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и  правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку вне зависимости от его социальной принадлежности системы эстетических ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.

Целевая установка данной контрольной работы состоит в  том, чтобы на основе ретроспективного анализа политических, культурных, научных, идеологических концепций  периода Просвещения раскрыть истоки, пути становления и эволюции эстетики данной эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Просвещение как научно-историческое понятие

Просвещение — это  мощное интернациональное идейное  движение, зародившееся в Англии в  конце XVII в. Главными очагами Просвещения были Англия, Франция и Германия. С 1689 г. — года последней революции в Англии — начинается эпоха Просвещения. Это была эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной — в Англии, политической — во Франции, философской и эстетической — в Германии. За сто лет — от 1689 до 1789 гг. — мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции. В статье «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» И. Кант писал: «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им…».1

Эпоха Просвещения  имеет три характерных признака:

1) Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством: просветители считали, что люди приходят в мир равными, со своими потребностями и интересами, удовлетворение которых — в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Философов волнует идея равенства людей не только перед богом, но и перед законом, перед другими людьми.

2) Победа разума: в распространении знаний просветители видели избавление от всех социальных неурядиц. Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам.

3) Исторический оптимизм.

Эпоху Просвещения по праву можно назвать «золотым веком утопии».

Просвещение прежде всего  включало в себя веру в возможность  изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои.

XVIII столетие подготовило господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики2. Оно содействовало развитию любого рода рационализма («признающего разум основой познания и поведения людей»3), в науке — развитию естествознания, достижение которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс.

В области морали и  педагогики Просвещение проповедовало  идеалы гуманности и возлагало большие  надежды на магическую силу воспитания, а в области политики, юриспруденции  и общественно-экономической жизни  — освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Впервые в эпоху Просвещения в столь острых формах пришлось решать давно известный вопрос о достоинстве человека. В разных сферах деятельности он решался по-разному, но неизбежно приводил к принципиально новым открытиям.

Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось  оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это  прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм, в том числе церковных.

Просвещение — необходимая  ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. В своих основах Просвещение демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого.

  1. Искусство эпохи Просвещения

Искусство XVIII в. находится в состоянии кризиса, когда величественная, воздвигавшаяся в течение тысячелетий грандиозная художественная система (как модель особой жизни) подверглась пересмотру. Постепенное разрушение сословно-иерархического принципа повлекло и трансформацию санкционированного религией искусства. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся друг от друга не столько по стилю, сколько мировоззренческой и идеологической направленностью. Одним из таких направлений является стиль рококо; исследователи рассматривают его как выродившееся барокко (речь идет о стиле рококо второй четверти и середины XVIII в.). Такой взгляд вполне правомерен с точки зрения эволюции формы — динамики, ритма, взаимоотношений целого и части. Действительно, мощную пространственную динамику, разительные контрасты и впечатляющую пластическую игру форм барокко сменяет стиль, который как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр. Оставляя без внимания фасады, рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры. При этом рококо достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу.

Другое направление  — классицизм XVIII в. — тоже воспринимается как «облегченный» классицизм предшествующего века. Ведь в нем больше археологической точности, чем в предшественнике, больше изящества, выдумки и разнообразия, но также чувствуется недостаток весомости и силы. Возникает искушение считать «второй» классицизм переработанным изданием «первого», поскольку можно проследить, как один классицизм переходил в другой даже в творчестве архитекторов. Однако и рококо, и классицизм XVIII в. представляют собой нечто принципиально новое по отношению к своим прямым предшественникам, а также к ранее существовавшим стилям вообще.                        

Это различие свидетельствует о том, что перелом  между культурами XVII и XVIII вв. носил внутренний, скрытый характер. Историки искусства отмечают, что рококо — первый безордерный стиль европейского искусства за многие века. Известно, что ордер ориентировал архитектуру на человека и одновременно героизировал его бытие. Архитекторы рококо (его собственная сфера — убранство интерьера) обратились к реальному человеку с его реальными потребностями. Они начали заботиться о комфорте, окружать человека атмосферой удобства и изящества. Существенно то, что новый стиль стал стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес тот же дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши. Классицизм XVIII в. сделал это еще последовательнее.

Важным началом  в искусство XVIII в. было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не нуждавшихся в ее выработке. Таким крупнейшим идеологическим течением стал сентиментализм, связанный с просветительскими представлениями о прирожденных человеку началах доброты и чистоты, которые теряются вместе с естественным первоначальным состоянием. Сентиментализм не требовал особого стилистического оформления, поскольку был обращен не к внешнему, а к внутреннему, не к всеобщему, а к личному. Но особая окраска, особое чувство проникновения в интимный мир, тонкость эмоций, даже чувство пропорций и воздушность фактуры так или иначе связаны с сентиментализмом. Все это создавало ощущение нежного изящества, близости к природе и внутреннего благородства.

Столкновение  индивидуальности с обществом, с  трагедиями бытия, переход идеала в  сферу неосуществимой фантазии приводят в XIX столетие, когда буржуазный индивидуализм и атомизация общества кладут конец явлению стиля как крупной историко-художественной категории. Главным же результатом развития искусства XVIII в. является рождение основ художественной культуры последующих столетий, хотя и в маскарадном костюме изысканных, изощренных театральных форм. Как из-под париков глядят на нас умные, все понимающие глаза философа и борца, как удобство бытовой вещи появляется в замысловатом рококо, так в сложном и увлекательном искусстве XVIII в. можно разглядеть рождение реализма и функционализма всего Новейшего времени. В умах писателей эпохи Просвещения все чаще возникает мысль о единстве человека и его культуры. «Еще Лейбниц размышлял о контактах Востока и Запада и даже о возможности создания в отдаленном будущем единого общечеловеческого языка»4. На протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока. Так, во

____________________

4Полищук В.И. Культурология. М., 1998. с.352

 Франции  еще в конце XVII в. появилось многотомное издание «Восточная библиотека». В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Об интересе к Востоку свидетельствует известный перевод «Шакунталы» Калидасы (в Англии осуществленный В. Джойсом, в Германии— Форстером, в России— Карамзиным). Весьма популярны стали восточные темы, сюжеты и образы. Монтескье, Вольтер, Голдсмит, Виланд и многие другие обращаются к темам и образам Востока, даже если «Восток» в их представлении дастся условно и недифференцированно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Наука эпохи Просвещения

Процесс исторической эволюции в европейском регионе  породил особый тип цивилизации, который относился к иному  уровню социальной динамики и обладал невиданной для традиционных обществ способностью к прогрессу. В науке цивилизацию такого типа называют техногенной; ее характерная черта — это быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Техногенная цивилизация начала разбег в XVII— XVIII вв., в эпоху подготовки и развертывания первой промышленной революции, становления науки нового времени, ранних буржуазных революций, закрепляющих господство капиталистических отношений. К числу истоков становления основных ценностей техногенной цивилизации относилась и ценность объективного и предметного знания, раскрывающего сущностные связи вещей, их природы и законов, в соответствии с которыми могут изменяться вещи. Эта ценностная установка обеспечивала не только рост знания, который оправдан его практическим применением в производстве или обыденной жизни, но и систематическое получение новых знаний. Существенно то, что эти знания лишь в будущем, часто на принципиально иных ступенях цивилизационного развития могут стать предметами массового практического освоения. Иначе говоря, чтобы наука могла совершать прорыв к новым предметным структурам, чтобы она могла систематически производить знания, необходимые в будущем, ей нужен принцип самооценки объективной истины. Этот принцип представляет собой фундаментальную ценность развитой науки. Второй ее фундаментальной ценностью выступает установка на постоянное приращение объективного знания о мире, требование постоянной новизны как результата исследования.

Возникшие в эпоху Возрождения  и в начале Нового времени, эти две ценностные установки переплавились в присущие науке нормативы ее внутреннего этоса: запрет на умышленное искажение истины в угоду другим ценностям (политическим, идеологическим, религиозным и др.), табу на плагиат, установка на формирование целостной картины человека и природы как результата объективного исследования мира, рациональность и универсализм в подходе к миру. Известно, что окончательное утверждение статуса науки со всеми ее нормами и идеалами произошло в эпоху Просвещения, когда наука предстала в качестве одной из важнейших ценностей человеческой жизнедеятельности.

Информация о работе Культура эпохи Просвещения