Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:04, контрольная работа
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку вне зависимости от его социальной принадлежности системы эстетических ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….… 3
1. Просвещение как научно-историческое понятие………………………….……4
2. Искусство эпохи Просвещения……………………………………………….…..6
3. Наука эпохи Просвещения……………………………………………………..…9
4. Особенности Просвещения в странах Европы …………………………………11
4.1. Английское просвещение………………………………………………………..11
4.2. Французское просвещение……………………………………………………….13
4.3. Просвещение в Германии ………………………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы……………………………………………….…18
Ценность науки связывалась в эту эпоху с особым пониманием природы человека и его познавательной деятельности. Согласно сформированным тогда представлениям, человек противостоит природе, он вторгается в ее процессы, чтобы преобразовать материал природы в необходимые для себя предметные формы. В такой системе просветительских ценностей, где приоритет отдан научным идеалам и нормам, природа воспринималась как неисчерпаемая кладовая ресурсов и материалов, необходимых для удовлетворения возрастающих человеческих потребностей. Так как человек стремится установить господство над Природой, то ему для этого нужны объективные знания, которые может дать только беспристрастный разум. Поскольку же объективное и беспристрастное исследование природы вещей имманентно присуще науке, постольку она занимает доминирующее место среди всех видов познавательной деятельности человека. Более того, объективное, беспристрастное и рациональное знание, получаемое в результате научных исследований, давало и дает возможность предвидения поведения объективного мира. Иными словами, научные знания обладают опережающим потенциалом, что лежит в основе будущих научно-технических революций, в превращении науки в производительную силу, а также в социальную силу, регулирующую управление многообразными общественными процессами. Итак, в эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации.
Отвечая духу времени, эпоха Просвещения (XVIII в. – до Великой Французской буржуазной революции) начинает вести активную борьбу за утверждение веротерпимости и свободомыслия в духовной культуре, а также либерализ-ма в политике. Сполна исчерпав достижения научной революции XVIII в., Просвещение постепенно поворачивает мир к стабильности, а европейское самосознание – к уверенности и оптимизму.
Различными средствами
просветители старались достичь
едва ли не главной для эпохи цели
– осуждения феодального
Культура становится многослойной и разнообразной, зарождается и постепенно утверждается принципиально важное качество европейской культуры – плюрализм, который в наше время стал уже способом её бытия. История европейского плюрализма началась с борьбы за веротерпимость.
Особая роль Англии в истории Европейского просвещения заключалась прежде всего в том, что она была его родиной и во многих отношениях первопроходцем. Резкие противоречия в английском обществе после революции и гражданских войн сгладились. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь не противопоставляла себя просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение. Все это делало Англию своего рода образцом общественного прогресса. Не случайно в XVIII в. все основные течения английской общественной мысли находили свое продолжение и развитие в других европейских странах.
В основных чертах политическая
программа Английского
Как и большинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных индивидов и их частных интересов. Правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.
К английским просветителям относится и философ Томас Гоббс (1588—1679), считавший, что люди равны от природы. Затем, по его мнению, в процессе развития возникает неравенство, а из-за неравенства появляется взаимное недоверие. Следствием взаимного недоверия является война. При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех, убыточная для всех. Поэтому люди путем договора объединились в государство, чтобы тем самым получить защиту и возможность гуманной жизни. Гоббс считал, что лишь Левиафан в состоянии оградить общество от постоянных проявлений эгоистических страстей5. Этот образ был использован Гоббсом для описания могущественного государства, способного оградить общество от постоянных проявлений эгоистических страстей отдельных его членов.
Подчеркивая значение личного творческого усилия каждого человека, его знаний и опыта, английские просветители как нельзя лучше усвоили потребности общества XVIII в., осуществлявшего беспрецедентный поворот в развитии производительных сил и производственных отношений. Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.
_________________________
5 Левиафан (др.-евр. — изогнутая, скрученная змея) — в книге Иова – крокодил, изображенный как сила природы, принижающая человека.
Французское просвещение представлено именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др. В отличие от
Англии, во Франции
уделом просветителей было
Ш.Л. Монтескье (1689—1755) в своих философско-политических сочинениях «Персидские письма» и «О духе законов» выступал с острой и глубокой критикой деспотизма, абсолютистского произвола, он противопоставлял им идеалы свободы в политической сфере. Из-за этого Монтескье считали отцом буржуазного либерализма.
Вольтер (1694—1778) был смелым и непримиримым противником церкви и клерикализма, высмеивал мораль и догмы феодального общества, беззаконие и пороки абсолютистского режима. Знаменитая фраза Вольтера: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать»7, — отражает предельно рационалистическое и утилитарное отношение к религии, которое было совершенно чуждо средневековому человеку. Из-за своих взглядов он вынужден был часто скрываться от врагов, но все же дважды попадал в тюрьму. Его роль в Просвещении была огромной, она определялась не столько его политическими взглядами, сколько тем духом сомнения, скептицизма, вольнодумия, которое внушало молодому поколению вольтерианство, подталкивая его прямо или косвенно на путь политической борьбы. Среди многочисленных произведений Вольтера «Философский словарь», «Философские письма», философская повесть «Кандид, или Оптимизм».
Целый этап просветительского движения Франции связан с именем Ж.Ж. Руссо (1712—1778). Учение Руссо сводилось к требованию вывести общество из
______________________
6 Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: ГИИНС, 1961. стр. 29.
7 Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века.: Учебное пособие — М.:Дрофа, 2003. стр. 346.
состояния всеобщей
испорченности нравов. Он видел
выход не только в правильном
воспитании, материальном и политическом ра
личности благу общества в противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом. Руссо писал: «Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле»8. Руссо является автором выдающегося сочинения «Об общественном договоре…» (1762), в котором особое значение придается правам человека и их соотношению с правами государства. В романе «Эмиль, или О воспитании» (1762) Руссо особо подчеркнул новую теорию воспитания, выразил свои эстетические и педагогические взгляды.
Ж.Ж. Руссо был одним из тех, кто духовно подготавливал Французскую революцию. Он оказал огромное влияние и на современную духовную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры.
4.3. Просвещение в Германии
Характерной особенностью исторического развития немецкой нации в этот период была экономическая и политическая раздробленность страны. Передовые умы Германии, задумываясь над судьбами своей страны, видели, что путь к ее благосостоянию лежит через устранение феодальных порядков и объединение страны. Идея национального единства доминировала в творчестве просветителей, но в XVIII она никогда не перерастала в национализм и шовинизм. Философия Немецкого Просвещения формировалась под влиянием Христиана Вольфа (1679—1754), систематизатора и популяризатора учения Г. Лейбница (1646—1716). Вольф впервые в Германии создал систему, охватившую основные области философского знания. Культ разума сочетался у него с пиететом9 перед христианской верой. Он и его последователи много сделали для распространения научных знаний. Вольфианцы были убеждены, что распространение «популярной философии», образования, незамедлительно приведет к решению всех острых вопросов современности.
__________
8 Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М.: ЮНИТИ, 2001. стр. 388.
9 Пиетет (от лат. pietas) — глубокое уважение к кому-либо или к чему-либо.
Немецкие философы в отличие от французских просветителей осторожно обращались с верой в бога. Церковь не хотела терять контроль над духовной жизнью страны. В этом церковь поддерживало государство.
Немецкое Просвещение нередко получало импульсы «сверху». Например, в Пруссии инициатором публичного обсуждения новых идей выступил король Фридрих Великий (1740—1786).
В дискуссии, проводившейся
на страницах периодической
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации. Тем не менее получилось так, что теории просветителей сыграли совсем иную — революционизирующую роль в общественном сознании. Английская, американская и французская революции шли под знаком идей Просвещения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В эпоху Просвещения возникли мощные идейные течения, произошла революция в интеллектуальной, этической, правовой и эстетической сферах, что проложило путь к политическим переменам и в итоге потрясло государственные основы Франции (а также других стран Европы и Северной Америки). Результатом «века Разума» стала Великая французская революция 1789 г., провозгласившая человека гражданином. Учредительным собранием 20—26 августа первого года революции была принята Декларация прав человека и гражданина. В ее первой статье записано: «Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах».