Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:04, реферат
Эпоха Возрождения считается переходной от Средних веков к Новому времени. В этот период происходят изменения в экономической и культурной жизни. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности, развивается банковское дело, международная торговлю. В это время формируется научная картина мира, зарождается экспериментальное естествознание, крупнейшими учеными эпохи Н.Коперником, Дж.Бруно, Г.Галилеем обосновывается гелиоцентрическая система. Кроме того, совершаются открытие новых земель и первые кругосветные путешествия Колумба, Магеллана.
Введение………………………………………………………………………....3
1 Условия становления культуры Возрождения……………………………..4
2 Этапы развития культуры Ренессанса……...………………………………..5
2.1 Раннее Возрождение и его предпосылки………………………………..6
2.2 Высокое Возрождение…………………………………………………...10
2.3 Позднее Возрождение……………………………………………………12
3 Достижения и ценности культуры Возрождения…………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….20
Музыка в конце XVI века подвергается тем
же изменениям, что и другие виды искусств.
Часто музыку этого периода относят к
маньеризму. В то же время происходит дальнейшее
развитие музыкальных жанров. Во второй
половине века появляются жанры оперы
и балета. Большую роль в формировании
оперы сыграл К. Монтеверди, который развивал
традиции ренессансной музыки и стремился
к единству драматического и музыкального
начал. Другой крупный композитор конца
XVI в., О. Лассо, соединил в своих сочинениях
нидерландскую, немецкую, французскую
и итальянскую музыкальную культуру. Гуманистические
черты Возрождения отразились в творчестве
главы римской школы Дж.Палестрины.
3 Достижения и ценности культуры Возрождения
Пристальный интерес, который проявляет Возрождение к прошлому, к античности, привёл к тому, что ценностью стали сами памятники культуры. Именно возрождение открывает коллекционирование, собирательство, сохранение памятников культуры, особенно художественной.
Раньше коллекционированию подвергались памятники письменной культуры - книги, рукописи, создавались библиотеки. Сейчас коллекционировать стали произведения искусства. Страсть к коллекционированию охватила всех. В культуре увидели продукт, предмет, который необходимо сохранить, так как он представляет ценность.
Коллекционирование началось с охраны памятников, античных остатков - зданий, фонтанов, скульптур. Они воспринимаются как ценности самодостаточные, а не как сырьё для строительства, как это было раньше. В 1462 г. папа Пий II создаёт буллу о консервации римских древностей, папа Сикст IV запретил вывозить из Рима античные скульптуры. Лев Х назначает консерватором Рима Рафаэля Санти. Аналогичные законы принимаются во Флоренции и Генуе. Интерес вызывает не только прошлая художественная культура, но и настоящая. Изменяется заказчик культуры: им стал горожанин, купец, ростовщик, банкир. Если церковь раньше строила храмы, тем самым развивая архитектуру, то горожанин - заказывает картину или скульптуру. Расцветает живопись. Стало цениться ремесло художника. Раньше, в Средневековье, труд художника рассматривался как и труд ремесленника, они входили в один цех. Но иногда художник мог состоять в цехе врачей, аптекарей, скульпторы входили в цех каменщиков. В период Возрождения они выделились в самостоятельные виды деятельности. Их труд ценился настолько, что они уже могли проживать в одном городе, а не передвигаться по стране в поисках заказа. Ценились мастера, авторское исполнение, а не безликое, безымянное, анонимное произведение. Известные мастера держали учеников, они создают школы художников, артистов, скульпторов и т. д. В 1490 г. Леонардо да Винчи открыл свою "Академию". Академию рисунка держал Джорджо Вазари (1563 г.) и др. Художественная культура стала областью профессиональной деятельности, она могла прокормить своего творца. В античной культуре ценилось самое абстрактное из искусств - музыка, потом шла поэзия, так же как ценились самые абстрактные из наук - философия и математика. Возрождение ценило чувственное, конкретное искусство - живопись. Так, Леонардо да Винчи утверждал, что "живопись служит более достойному чувству, чем поэзия, и с большей истинностью изображает творения природы, чем поэт; творения природы более достойные, чем слова - творения человека". В Средневековье приоритет отдавался слову - "Вначале было слово, и слово было у Бога, и Бог был слово", то есть акустическому восприятию, проповеди. В культуре Возрождения приоритет отдаётся визуальному восприятию, живописи.
Символизм Средневековья уступает своё место открытой трактовке образов: Дева Мария - это и богоматерь, и просто земная мать, кормящая дитя. Хотя двойственность сохраняется, но на первый план выходит светский смысл её существования, человеческий, а не сакральный. Зритель видит земную женщину, а не божественный персонаж. Хотя символизм сохраняется в цветах, одеяние девы Марии по канону раскрашено в красное с голубым. Возрастает цветовая гамма: в Средневековье присутствовали и доминировали сдержанные, тёмные краски - бардовые, пурпурные, коричневые. У Джотто - краски яркие, сочные, чистые. Появляется индивидуализация. В средневековой живописи главное - изобразить божественную суть персонажей, а она у всех - едина. Отсюда - типичность, похожесть образов друг на друга. У Джотто каждая фигура наделяется своим характером, она уникальна, не похожа на другую. Происходит "снижение" библейского содержания, чудесные явления низводятся до обыденности, до бытовых подробностей, до дома, хозяйства. Так, ангел является в обычную комнату. В Средневековье детали пейзажа, фигуры человека зависят не от перспективы - дальше или ближе к нам они располагаются, не от физического пространства, а от сакрального, божественного веса фигур. У Джотто это ещё сохраняется - больший размер придается более значимым фигурам, и это сближает его со Средневековьем.
Возрожденческая культура богата именами, особенно известны имена художников Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэля Санти (1483-1520) , Леонардо да Винчи (1452-1519), Тициана Вецеллио (1488-1576), Эль Греко (1541-1614) и др. Художники стремятся к обобщению идейного содержания, синтезу, их воплощению в образах. При этом их отличает желание выделить основное, главное в образе, а не детали, частности. В центре стоит образ человека - героя, а не божественной догмы, принявшей человеческий облик. Идеализированный человек всё чаще трактуется как гражданин, титан, герой, то есть как современный, культурный человек. У нас нет возможности рассматривать особенности деятельности художников Возрождения, но сказать несколько слов о творчестве Леонардо да Винчи просто необходимо. Наибольшую известность получили такие его картины, как "Благовещение", "Мадонна с цветком" (Мадонна Бенуа), "Поклонение волхвов", "Мадонна в гроте". До Леонардо да Винчи художники обычно изображали большие группы людей, при этом выделялись лица первого и второго плана. На картине "Мадонна в гроте" впервые изображено четыре персонажа: Мадонна, ангел, маленький Христос и Иоанн Креститель. Но зато каждая фигура - обобщённый символ. "Возрождение" знало два типа изображения. Это были либо статичный образ торжественного предстояния, либо рассказ, повествование на какую-либо тему. В "Мадонне..." нет ни того, ни другого: это и не рассказ, и не предстояние, это сама жизнь, её частичка, и здесь всё естественно. Обычно художники изображали фигуры на фоне пейзажа, перед природой. У Леонардо - они в природе, природа окружает персонажи, они живут в природе. Да Винчи отходит от приёмов освещения, лепки образов с помощью света. У него нет резкой границы света и тени, граница как бы размыта. Это его знаменитая, неповторимая "сфумато", дымка.
Растет и мастерство архитекторов. Примером этого может служить собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Окончательно он был завершён только в XIX веке, а первый проект сделан зодчим Арнольдо ди Камбио (1240-1310) в 1295 году. Затем его работу продолжал Джотто (1334 г.), но не закончил её. Трудности возникли при возведении купола. Надо было на восьмиугольный барабан надстроить купол диаметром 42 метра. Никто до этого не решал такого рода задачи. Только мастер Филиппо Брунелески (1420-1436) смог её решить. Он возводит облегчённый купол с пустотами и двумя оболочками. Позднее по образу купола собора Санта Мария дель Фьоре будут возводиться и другие купола, в том числе и на соборе Св. Петра в Риме. Северное Возрождение отличалось от итальянского. Оно разворачивается позднее, здесь отсутствует видимый интерес к Античности, огромную роль здесь играют процессы, названные Реформацией. Возрожденческие процессы протекают неравномерно по странам и регионам. На севере Европы также появились известные художники: Питер Брейгель (около 1525-1569), Ганс Гольбейн (1497/98-1543), Альбрехт Дюрер (1471-1528) и др. Наибольшие изменения в культуре нашли своё отражение в творчестве голландского художника Иеронимуса ван Акена (около 1450-1516), прозванного "Босх". Всемирную славу ему принесли картины: "Операция от ума" (операцию больному делает монах), "Корабль дураков", "Сад наслаждений", "Иоанн на Патмосе" и др. Мир, изображённый Босхом на его полотнах - это мир человека, но человека приземлённого, приниженного в его роли и значении. Картины Босха полны сарказма, горькой насмешки, иронии, пессимизма. Мир Босха - это и реальный, и ирреальный, фантастический мир, изображённый с болезненным воображением. Он наполнен ползающими, летающими, прыгающими тварями - животными, насекомыми, дьявольскими созданиями. Все фигуры наделены острыми, царапающими, колющими шипами, жалами, иглами - это мир не человеческий, а сатанинский и греховный, заставляющий человека страдать, мучиться. Всё пространство картины кишит тварями, оно движется, ползёт, шевелится - оно живёт своей жизнью. Ритм этой жизни - суетливый, нечеловеческий. Фигурки людей незначительны, мелки по сравнению с пространством картины, малозначащи, как мелок и сам человек. Происходит утрата человечности, дегуманизация искусства, разочарование в идеалах Возрождения, предчувствие трагического его завершения. В XVI в. культура Возрождения переживает кризис. Он выливается прежде всего в контрреформацию - попытку церкви остановить обновленческие процессы. В этих условиях складывается новое направление в живописи - "Маньеризм" (от слова "манеры"). В основе его - разочарование в идеях Возрождения, в попытке отойти от проблем реальной жизни, спрятаться в чисто формальном творчестве.
Маньеризм проявляется в искажении пропорций человеческой фигуры, подчинении изображения произвольно устанавливаемой схеме пропорций, иррациональном изображении пространства. Во главу угла ставится субъективно определяемая "манера" художника. От антропоцентризма следует переход к субъективизму. Маньеризм сказывается в творчестве Пантормо, Романо, Россо, Пармиджанино и других художников. Время перелома в культуре также обозначается неравномерно. Но везде, где раньше, где позже, исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её трагических противоречий. Прежняя уверенность уступает место скепсису и сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. Возникают сомнения относительно природы человека - действительно ли доброе начало действует в ней.
Заключение
Искусство в период возрождения
было главным видом духовной деятельности.
Почти не было людей, равнодушных
к искусству. Художественные произведения
наиболее полно выражают и идеал гармонического мира, и место человека
в нем. Этой задаче в различной степени
подчинены все виды искусства.
Основные
этапы и жанры литературы эпохи Возрождения
связаны с эволюцией гуманистических
концепций в период Раннего, высшего и
Позднего Возрождения. Для литературы
Раннего Ренессанса характерна новелла,
особенно комическая, прославляющего
предприимчивую и свободную от предрассудков
личность. Высокое Возрождение отмечено
расцветом героической поэмы. В период
Позднего Возрождения развиваются жанры
романа и драмы, основанные на трагических
и трагикомических конфликтах между героической
личностью и недостойной человека системой
общественной жизни.
Прогрессивное
гуманистическое содержание культуры
Возрождения получает яркое выражение
в театральном искусстве, испытывающем
значительное влияние античной драматургии.
Для него характерен интерес к внутреннему
миру человека, наделенного яркой индивидуальностью.
В театре эпохи Возрождения развиваются
традиции народного искусства, сочетаются
трагические и комические элементы, как
в театре Италии, Испании, Англии. В XVI веке
в Италии развивается импровизационная
комедия дель арте. Наивысшего расцвета
достигло театральное искусство Возрождения
в творчестве Шекспира.
Профессиональная
музыка в эпоху Возрождения проникается
новым гуманистическим мироощущением,
перестает быть чисто церковным искусством
и испытывает влияние народной музыки.
Появляются различные жанры светского
музыкального искусства - фроттала и вилланелла
в Италии, вильянсико в Испании, баллада
в Англии, мадригал, распространившийся
из Италии на все европейские страны. Складываются
новые жанры инструментальной музыки,
выдвигаются национальные школы исполнения
на органе, лютне. Завершают эпоху Возрождения
появление новых музыкальных жанров -
сольных песен, оперы, ораторий.
Наиболее
полно идеалы Возрождения выразили архитектура,
скульптура, живопись, причем живопись
в этот период выходит на первый план,
оттеснив архитектуру. Это объясняется
тем, что у живописи было больше возможностей
отобразить реальный мир, его красоту,
богатство и разнообразие.
Характерная черта культуры Возрождения
- тесная связь науки и искусства. Художники,
стремясь наиболее полно отразить все
природные формы, обращаются к научному
знанию. Вырабатывается новая система
художественного видения мира. Художники
Возрождения разрабатывают принципы линейной
перспективы. Это открытие помогло расширить
круг изображаемых явлений, включить в
живописное пространство пейзаж, архитектуру,
превратив картину в своеобразное окно
в мир. Соединение ученого и художника
в одной творческой личности было возможно
только в эпоху Ренессанса. Титаны Возрождения
- Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти,
Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, величайшие
художники-ученые, воплотили характерные
черты Ренессанса - универсальность, разносторонность,
творческую одаренность. В эпоху Возрождения
зарождаются и развиваются новые стили
и направления, во многом определившие
как расцвет современной культуры, так
и дальнейшее ее развитие.