Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:04, реферат
Эпоха Возрождения считается переходной от Средних веков к Новому времени. В этот период происходят изменения в экономической и культурной жизни. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности, развивается банковское дело, международная торговлю. В это время формируется научная картина мира, зарождается экспериментальное естествознание, крупнейшими учеными эпохи Н.Коперником, Дж.Бруно, Г.Галилеем обосновывается гелиоцентрическая система. Кроме того, совершаются открытие новых земель и первые кругосветные путешествия Колумба, Магеллана.
Введение………………………………………………………………………....3
1 Условия становления культуры Возрождения……………………………..4
2 Этапы развития культуры Ренессанса……...………………………………..5
2.1 Раннее Возрождение и его предпосылки………………………………..6
2.2 Высокое Возрождение…………………………………………………...10
2.3 Позднее Возрождение……………………………………………………12
3 Достижения и ценности культуры Возрождения…………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….20
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский
Факультет «Экономика и предпринимательство»
Кафедра «Экономика и экономическая безопасность»
Культура Возрождения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Культурология»
Проверил
____________/ Бетина О.А. /
_______________________2010г.
Автор работы
Студент группы ЭиП-432
____________/ Дорохова Т.А. /
_____________________2010г.
Челябинск 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Введение
Эпоха Возрождения считается
переходной от Средних веков к
Новому времени. В этот период происходят изменения
в экономической и культурной жизни. Появляются
первые зачатки капиталистической промышленности,
развивается банковское дело, международная
торговлю. В это время формируется научная
картина мира, зарождается экспериментальное
естествознание, крупнейшими учеными
эпохи Н.Коперником, Дж.Бруно, Г.Галилеем
обосновывается гелиоцентрическая система.
Кроме того, совершаются открытие новых
земель и первые кругосветные путешествия
Колумба, Магеллана.
В разных
странах культура Возрождения развивается
различными темпами. В Италии эпоху Возрождения
относят в XIV-XVI векам, в других странах
- XV-XVI вв. Наивысшая точка развития культуры
Ренессанса приходится на XVI век - Высокое,
или классическое, Возрождение, когда
Ренессанс распространяется на другие
страны Европы.
Объединяют
культуру различных европейских народов
идеи гуманизма. Принцип гуманизма, т.е.
высшего культурного и нравственного
развития человеческих способностей,
наиболее полно выражает основную направленность
европейской культуры XIV-XVI вв. Идеи гуманизма
захватывают все слои общества - купеческие
круги, религиозные сферы, народные массы.
Складывается новая светская интеллигенция.
Гуманизм утверждает веру в безграничные
возможности человека. Благодаря гуманистам
в духовную культуру приходят свобода
суждений, независимость по отношению
в авторитетам, смелый критический дух.
Личность, могучая и прекрасная, становится
центром идеологической сферы.
Термин «Возрождение» (по фр. Ренессанс) появился в XVI в. у Джорджо Вазари, известного итальянского мыслителя. Вазари рассматривал современную ему эпоху в искусстве как возрождение, наступившее после "мрачного средневековья" и полного упадка культуры. В XVIII в. термин был подхвачен Вольтером, в XIX в. распространён на всю культуру Италии ХV-XVI вв. и только позднее стал применяться для культуры стран Европы, прошедших через определённый этап развития.
Известный историк градостроительства А. Букин подсчитал, что в Северной Италии, Венеции, Флоренции - местах, откуда начали распространяться возрожденческие тенденции, из общего числа дошедших до нас соборов и палаццо (дворцов) 25% построено в Средневековье (до XIII в.), 65 % - в период Возрождения, и 10% в последующие годы, после XVI в.
Возникает закономерный интерес к
этому феномену, попытка выяснить,
при каких условиях он произошёл
и возможно ли его повторение впредь.
Вместе с тем следует отметить,
что в настоящее время
Кризисные явления в средневековой культуре стали обнаруживаться ещё в Х в.: всеми сословиями овладела жажда наслаждений, люди думали только о чувственных удовольствиях, о еде, питье, внешнем блеске, красивых женщинах; высшие блага утратили всякую цену для этих изнеженных и нравственно грубых людей... Императорская власть исчезла, папская власть существовала лишь по имени. Почти не было людей, которые вели бы такую жизнь, как требовала церковь; религиозность ограничивалась исполнением обрядов; в монастырях не осталось следов нравственного порядка.
Но тогда на время удалось сохранить сложившийся порядок. Был организован Клюпийский монашеский орден, поставивший целью восстановление благочестия церкви. Социальную напряженность позволил снизить ряд крестовых походов, организованных для избавления Европы от лишних ртов под предлогом завоевания "Земли Господней". Эти и ряд других мер не сняли проблемы - кризисные явления, на время затухнув, разгорелись с новой силой в XIII в. Вот как описывал Д. Боккаччо атмосферу папского двора: "все они вообще прискорбно грешат сладострастием не только в его естественном виде, но и в виде содомии, не стесняясь ни укорами совести, ни стыдом, - почему для получения милостей влияние куртизанок и мальчиков было не малой силой... все они были так жадны до денег, что продавали и покупали человеческую, даже христианскую кровь и божественные предметы, какие бы ни были, относились ли они до таинства, или до церковных должностей".
Непредвзятому наблюдателю было ясно, что дальше так продолжаться не может. Нужны изменения, и они не заставили себя ждать: начинает отсчёт новая культурная эпоха - Возрождение.
2 Этапы развития культуры Ренессанса
В истории культуры Возрождения можно выделить три этапа:
1. Раннее Возрождение - XV в.
2. Высокое Возрождение - первая треть XVI в.
3. Позднее Возрождение - середина и конец XVI в.
Эти же этапы иногда называют, прибегая к художественно преобразованным образам. В таком случае можно первый этап назвать "гуманистическим", второй этап - "героическим", "титаническим", третий этап - "трагическим".
2.1 Раннее Возрождение и его предпосылки
Эпоха
Возрождения считается переходной от
Средних веков к Новому времени. В этот
период происходят изменения в экономической
и культурной жизни. Появляются первые
зачатки капиталистической промышленности,
развивается банковское дело, международная
торговлю. В это время формируется научная
картина мира, зарождается экспериментальное
естествознание, крупнейшими учеными
эпохи Н.Коперником, Дж.Бруно, Г.Галилеем
обосновывается гелиоцентрическая система.
Кроме того, совершаются открытие новых
земель и первые кругосветные путешествия
Колумба, Магеллана.
В
разных странах культура Возрождения
развивается различными темпами. В Италии
эпоху Возрождения относят в XIV-XVI векам,
в других странах - XV-XVI вв. Наивысшая точка
развития культуры Ренессанса приходится
на XVI век - Высокое, или классическое, Возрождение,
когда Ренессанс распространяется на
другие страны Европы.
Объединяют
культуру различных европейских народов
идеи гуманизма. Принцип гуманизма, т.е.
высшего культурного и нравственного
развития человеческих способностей,
наиболее полно выражает основную направленность
европейской культуры XIV-XVI вв. Идеи гуманизма
захватывают все слои общества - купеческие
круги, религиозные сферы, народные массы.
Складывается новая светская интеллигенция.
Гуманизм утверждает веру в безграничные
возможности человека. Благодаря гуманистам
в духовную культуру приходят свобода
суждений, независимость по отношению
в авторитетам, смелый критический дух.
Личность, могучая и прекрасная, становится
центром идеологической сферы.
Первым
гимном достоинству человека стала “Божественная
комедия” Данте Алигьери - произведение,
соединившее в себе поэзию, философию,
Теологию, науку, проникнутое верой в земное
предназначение человека. Младший современник
Данте - Франческо Петрарка, философ и
лирический поэт, считается родоначальником
гуманистического движения в Италии. В
произведениях итальянских гуманистов
присутствует главная идея о том, что человек
творец своей судьбы и себя самого, как,
например, в сочинении Пико делла Мирандола
“О достоинстве человека”. По мысли гуманистов,
человек обладает свободой действий, он
сам управляет судьбой и обществом, делая
рациональный выбор.
В период расцвета гуманизма наука, поэзия,
архитектура, изобразительные искусства
достигли небывалого размаха. Многие властители
стали покровителями искусств. Эти люди
зачастую сочетали в себе черты чудовищных
злодеев и тонких ценителей прекрасного;
добро и зло в эпоху Возрождения переплетались
самым причудливым образом.
Важной особенностью культуры Возрождения
стало обращение к античному наследию.
Возродился античный идеал человека, понимание
красоты как гармонии и меры, реалистический
язык пластических видов искусства в отличие
от средневекового символизма. Художников,
скульпторов и поэтов Возрождения привлекали
сюжеты античной мифологии и истории,
древние языки - латинский и греческий.
Большую роль в распространении античного
наследия сыграло изобретение книгопечатания.
На культуру Ренессанса оказала влияние
средневековая культура с ее многолетней
историей и прочными традициями, но гуманисты
критиковали культуру средневековья,
считая ее варварской; в эпоху Возрождения
появляется огромное количество сочинений,
направленных против церкви и ее служителей.
В то же время, ренессанс не был полностью
светской культурой. Некоторые деятели
хотели примирить христианство с античностью
или создать новую, единую религию, переосмыслить
ее. Искусство Возрождения было своеобразным
синтезом античной физической красоты
и христианской духовности.
Культура Возрождения зародилась в Италии.
Итальянское Возрождение делят на четыре
этапа: Проторенессанс (Предвозрождение)
- вторая половина XIII - XIV века; Раннее Возрождение
- XV век; Высокое Возрождение - конец XV -
первая треть XVI в.; Позднее Возрождение
- конец XVI века.
Проторенессанс, или треченто, тесно связан
со средневековьем, с романскими, готическими,
византийскими традициями, он явился подготовкой
Возрождения. Начало новой эпохи связано
с именем Джотто ди Бондоне, которого художники
Возрождения считали реформатором живописи.
Джотто наметил путь, по которому пошло
ее развитие: наполнение религиозных форм
светским содержанием, постепенный переход
от плоскостных изображений к объемным
и рельефным, нарастание реалистичности.
Крупнейшие художественные школы Италии
помещались в Пизе и Сиене. Творчество
Никколо и Джованни Пизано во многом определило
дальнейшее развитие итальянского искусства.
В это же время зарождается национальная
литература на итальянском языке. Крупнейший
поэт этой эпохи Данте сохранил в своем
творчестве следы средневековой поэзии
и соединил их с ренессансной реалистичностью
образов. В творчестве поэта Франческо
Петрарки и родоначальника итальянской
литературной прозы Джованни Боккаччо
гуманистические, ренессансные черты
торжествуют над средневековьем. Главным
содержанием литературных произведений
становится описание земного реального
мира, человека с его переживаниями и страстями.
В начале XV века Возрождение в Италии окончательно
победило готику. Возникновение мощного
очага ренессансной культуры во Флоренции
повлекло за собой обновление всей итальянской
художественной культуры. Творчество
величайших мастеров Раннего Возрождения,
или кватроченто, - Донателло, Мазаччо,
Боттичелли - проникнуто идеалами гуманизма,
оно поднимает человека над уровнем обыденности,
возвеличивая его.
XV столетие явилось переломным в истории
европейской культуры. Почти одновременно
художники в Италии и Нидерландах обратились
к изображению земного мира и стали утверждать
этическую ценность и красоту человека.
Реальный мир и телесная природа человека
требовали достоверного изображения пространства
и заполнения его фигурами и предметами.
Развитие искусства в эту эпоху тесно
взаимодействует с ростом научных познаний.
С этого времени искусство Италии приобретает
реалистическую направленность и жизнеутверждающий
светский характер, составляющие важнейшую
черту Возрождения. Художники Раннего
Возрождения используют античное наследие
более широко и творчески. Стремление
к познанию мира побуждает художников
к его изучению, что способствует расширению
их кругозора, освобождению искусства
от узости цехового ремесла и созданию
вспомогательных дисциплин. Художники
этого времени открывают законы линейной
перспективы. В это же время ренессансный
стиль оформляется и в архитектуре, на
которую оказала влияние античная, готическая
и византийская культура. Совершенствуется
строительная техника, архитекторы Возрождения
проектируют здания и часто сами осуществляют
постройку, нередко они являются и скульпторами,
декораторами, живописцами.
Первая половина XV века характеризуется
как начало Возрождения в музыке. В это
время формируется ренессансный идеал
гармонии и красоты, нормы так называемого
строгого стиля. В музыке, как и в других
видах искусства, усиливается тенденция
к изображению разнообразия мира, причем
идея разнообразия сочетается со стремлением
к гармонии и соразмерности всех элементов
целого. Происходит переосмысление социального
статуса музыки - появляется демократическая
публика, широко распространяется любительское
музицирование. Возрастает роль светских
жанров, появляется интерес к танцевальному
искусству.
Новое искусство, победившее в начале
XV в. во Флоренции, не сразу получает признание
в других областях страны. В северной Италии
долго господствовала готика, постепенно
вытесняемая Ренессансом. Флоренция в
это время является центром итальянского
гуманизма. В середине XV века здесь была
основана Платоновская академия, осуществившая
преемственную связь Возрождения с античностью.
2.2 Высокое Возрождение
В XVI веке
в Италии ренессансное искусство вступило
в фазу наивысшего расцвета. Искусство
Италии в эту пору сложно и противоречиво.
В это время происходит высочайший взлет
искусства, основанного на традициях гуманистической
культуры. И в это же время возникают новые
художественные явления, выражающие крушение
гуманистических идеалов, породившие
маньеризм, который распространяется
во многих европейских странах.
Мастера
Высокого Возрождения стремились достигнуть
в своих произведениях гармонического
синтеза наиболее прекрасных сторон действительности.
Формирование искусства Высокого Возрождения
началось в конце XV века во Флоренции.
Первым художником Высокого Возрождения
был Леонардо да Винчи - художник-ученый,
живописец, пробовавший силы и в архитектуре
и скульптуре, математик, естествоиспытатель,
механик, изобретатель. Он был исследователем
и новатором во всех начинаниях и оставил
след в истории науки и техники, во многом
опередив свое время. С самого начала творческой
деятельности Леонардо определились основные
особенности его искусства - интерес к
психологическим решениям, стремление
к лаконичности и обобщению, к пространственному
расположению и объемности форм. Большое
внимание уделял художник разработке
перспективного построения и расположения
фигур в пространстве. В оставленных им
заметках о живописи содержится много
сведений по анатомии, перспективе, взаимодействии
цветов. Теоретические труды Леонардо
не были опубликованы при его жизни, но
многие его идеи получили известность
и оказали влияние на творчество ряда
художников. Другой известнейший художник
Высокого Возрождения, Рафаэль, синтезировал
достижения своих предшественников и
создал в традициях гуманизма образ совершенного
человека. В произведениях Рафаэля многое
перекликается с творчеством его великих
современников - Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Микеланджело в своем творчестве отразил
глубокие противоречия своего времени,
воплотил тревогу и предчувствие грядущих
катастроф. Венецианская школа занимала
в итальянском искусстве XVI в. особое место.
Здесь у истоков Высокого Возрождения
стоял Джорджоне. В своем творчестве он
стремился к ритму и гармоническому единству,
одухотворенности и психологической выразительности
образов, основным мотивом его картин
являлось единство человека и природы.
Продолжил дело Джорджоне Тициан, работам
которого свойственно земное, жизнерадостное
чувство. В его творчестве большое значение
придается цвету, цветовым отношениям.
Большое место в творчестве Тициана занимают
портреты, в которых он стремился создать
образ, соответствующий гуманистическим
идеалам, раскрыть духовный облик человека.
Тициан применил новые приемы живописи,
оказавшие значительное влияние на развитие
европейского искусства.
Литература
Высокого Возрождения характеризуется
расцветом героической поэмы Л. Пульчи
в Италии, Л. Камоэнса - в Испании, в центре
которой - человек, рожденный для великих
дел. Во Франции период Высокого возрождения
представлен творчеством Франсуа Рабле.
В его произведении “Гаргантюа и Пантагрюэль”
в народной сказочной и философско-комической
форме дана всесторонняя картина общества
и его героических идеалов.
В музыке периода Высокого Возрождения
появляются новые жанры - мадригал, шансон,
вильянсико; приобретает самостоятельность
инструментальная музыка - канцоны, ричеркары,
импровизационные пьесы - прелюдии, фантазии,
токкаты. Происходит формирование национальных
музыкальных школ - нидерландской (Жоскен
Депре, Гийом Дюфаи), итальянской (Палестрина,
Джезуальдо), французской (К.Жанекен), немецкой,
английской, испанской и т.д.
В период, когда Италия вступила в высшую
стадию расцвета, начинается Северное
Возрождение. В искусстве Северного Ренессанса
больше средневекового мировоззрения,
религиозного чувства, символики, оно
более условно по форме, более архаично,
менее знакомо с античностью. Философской
основой Северного Ренессанса был пантеизм,
растворявший Бога в природе и наделявший
ее божественными атрибутами. Пантеисты
считали, что каждый кусочек природы достоин
изображения, поскольку в нем есть частица
Бога. Это привело к появлению пейзажа
как самостоятельного жанра. В это же время
возникает жанр портрета. Если в итальянском
Возрождении на первый план вышла эстетическая
сторона, то в северном - этическая. Немецкие
художники считали, что духовная красота
важнее телесной.
2.3 Позднее Возрождение
Позднее
Возрождение характеризуется кризисом
идеи гуманизма и сознанием прозаичности
складывающегося буржуазного общества.
Разочарование гуманистов происходит
от грандиозного несоответствия реальности
ренессансным представлениям о человеке.
К концу XVI в. это разочарование стало повсеместным.
Кризис гуманизма вызревал постепенно,
возникнув в его глубине. Гуманистическая
устремленность выразилась в результатах,
неожиданных для самих гуманистов. Так,
в первой половине XVI в. публикуется сочинение
Коперника о гелиоцентрической системе.
Земля перестала быть центром мироздания.
Человек стал маленьким и затерялся в
бесконечной вселенной.
Кризис
гуманизма выразился также в создании
утопий. Первые утописты Т. Мор и Т. Кампанелла
были гуманистами. Утопические идеи возникли
как реакция на противоречия и несообразности
гуманизма, его неспособность ответить
на волновавшие гуманистов вопросы. Утопией
- по названию вымышленной Т. Мором страны
- называют фантастическое, не имеющее
корней в реальности устройство идеального
общества. Появление утопий свидетельствует
об утрате доверия к истории и человеческой
природе. Утописты отказывают человеку
в творческом начале, ограничивая его
существование первичными потребностями.
Итальянское
Возрождение оказало влияние на искусство
Испании. Испанские художники переняли
многое у итальянцев, но маньеризм оказался
им ближе по духу, чем Ренессанс. С середины
XVI в. это направление было вытеснено придворным
искусством. Наиболее известный испанский
художник второй половины XVI века - Эль
Греко, чье творчество ближе к венецианской
школе. Он стал последним крупным представителем
европейского маньеризма.
В искусстве
Нидерландов XVI в. развитие происходило
постепенно, новые черты сочетались со
старыми. Одно из направлений в нидерландской
живописи - “романизм” - обращение к искусству
Италии, испытавшее влияние как Ренессанса,
так и маньеризма. Во второй половине XVI
века в Нидерландах развивался жанр портрета,
складывалась его новая разновидность
- групповой портрет. Выделяется в самостоятельный
жанр бытовая картина. Величайший художник
Нидерландов - Питер Брейгель, чье искусство
национально по форме и содержанию. Брейгель
ярко отражает современную ему жизнь.
Итальянское
искусство Возрождения оказало влияние
и на культуру Германии. Немецкие художники
приобщаются к достижениям Ренессанса,
овладевают научными основами искусства.
Для немецкого искусства XVI в. характерно
расширение тематики, овладение изображением
пространства и человеческого тела.
Высший взлет литературы Позднего Возрождения - драмы Шекспира и романы Сервантеса. Наиболее известным произведением Сервантеса стал роман “Хитроумный идальго Дон- Кихот Ламанчский”, в котором писатель дал широкую реалистическую картину жизни Испании