Культура эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:12, контрольная работа

Описание

Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве “идеального человека” признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы.

Содержание

1) Общая характеристика эпохи Возрождения: истоки, периодизация…...3
2) Формирование нового принципа мировосприятия………………………4
2.1. Николай Коперник……………………………………………………….4
2.2. Галилео Галилей………………………………………………………….5
2.3. Джордано Филиппо Бруно………………………………………………6
3) Итальянское Возрождение………………………………………………...7
3.1. Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Сандро Боттичелли – представители Проторенессанса и раннего Возрождения…………………………………..7
3.1.1. Данте Алигьери………………………………………………………...7
3.1.2. Франческо Петрарка……………………………………………………8
3.1.3. Сандро Боттичелли……………………………………..………………9
3.2. Титаны Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.............................................................................................................10
3.2.1. Леонардо да Винчи……………………………………………………10
3.2.2. Рафаэль Санти………………………………………………………....10
3.2.3. Микеланджело Буонаротти………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………..12
Список литературы…………………………………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И

ТОРГОВЛИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кемеровский институт (филиал)

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу “Культурология”

Тема: “Культура  эпохи Возрождения”

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент:   Проверил: 

ф-та экономический преподаватель,

заочного отделения доцент

гр.  Носикова Галина

Петровна

 

 

 

Кемерово 2010

 

Содержание:

1) Общая характеристика  эпохи Возрождения: истоки, периодизация…...3

2) Формирование  нового принципа мировосприятия………………………4

2.1. Николай Коперник……………………………………………………….4

2.2. Галилео Галилей………………………………………………………….5

2.3. Джордано  Филиппо Бруно………………………………………………6

3) Итальянское  Возрождение………………………………………………...7

3.1. Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Сандро Боттичелли  – представители Проторенессанса и раннего Возрождения…………………………………..7

3.1.1. Данте Алигьери………………………………………………………...7

3.1.2. Франческо  Петрарка……………………………………………………8

3.1.3. Сандро Боттичелли……………………………………..………………9

3.2. Титаны Возрождения  – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.............................................................................................................10

3.2.1. Леонардо  да Винчи……………………………………………………10

3.2.2. Рафаэль  Санти………………………………………………………....10

3.2.3. Микеланджело  Буонаротти………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………………..12

Список литературы…………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

2

КУЛЬТУРА  ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1) Общая характеристика эпохи Возрождения: истоки, периодизация.

Эпоха Возрождения  – один из самых ярких периодов в истории развития

европейской культуры.

    Возрождение  — целая культурная эпоха в  процессе перехода от средних

веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот

(перелом, сдвиг).

Первоначально черты Ренессанса обнаружились в  Италии. Период XIII - начало XIV вв. - проторенессанс, ознаменованный творчеством великого поэта Данте Алигьери, художника Сандро Боттичелли, создателя итальянского литературного языка Франческо Петрарка.

Собственно эпоху Итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:

  • Ранний Ренессанс (триченто и кватроченто) - с середины  XIV - XV вв.
  • Высокий Ренессанс (чинквеченто) - до второй трети XVI в.
  • Поздний Ренессанс - вторая треть XVI - первая половина ХVII вв.

 

В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином “гуманистическое” (от лат. humanus - человеческий).

Гуманисты Возрождения  полагали, что в человеке важно  не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве “идеального человека” признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы.

Люди эпохи

Закономерно, что  время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних  талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей - «титанов», как их романтически именовали позднее). Олицетворением Проторенессанса стал Джотто, противоположные аспекты кватроченто — конструктивную строгость и задушевный лиризм — соответственно

3

выразили Мазаччо  и фра Анджелико с Боттичелли. «Титаны» Среднего(или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового.

2) Формирование нового принципа  мировосприятия:

Николай Коперник:

19 февраля 1473 года в Торуне, в купеческой семье, родился польский астроном, врач, создатель гелиоцентрической системы мира Николай Коперник. Торунь вошёл в состав Польши всего за несколько лет до рождения Коперника, до этого город носил имя Торн и был частью Пруссии.

Вопрос об этнической принадлежности Коперника до сих пор остаётся предметом (довольно-таки бесперспективной) дискуссии. Мать его, по-видимому, была немкой, писал он на латинском и немецком. Вполне вероятно, что этнически Коперник был немцем, хотя сам он, скорее всего, считал себя поляком (по территориально-политической принадлежности).

В семье Коперника, кроме Николая, были ещё трое детей: брат Андрей и две сестры: Барбара и Катерина. Барбара ушла в монастырь, а Катерина вышла замуж и родила пятерых детей, к которым Николай Коперник был очень привязан и заботился о них до конца своей жизни.

Коперник глубоко изучил древнюю астрономию, в частности  “Альмагест” Птолемея, где была изложена геоцентрическая система мира (Земля ставилась в центр мироздания, а видимые движения планет представлялись комбинацией нескольких круговых движений). Высоко оценивая систему Птолемея, Коперник тем не менее пришел к выводу о ее несостоятельности. Он разработал гелиоцентрическую систему мира, основные положения которой были высказаны им следующим образом: “Все замечаемые нами у Солнца движения не свойственны ему, но принадлежат Земле и нашей сфере, вместе с которой мы вращаемся вокруг Солнца, как и всякая другая планета; таким образом, Земля имеет несколько движений. Кажущиеся прямые и попятные движения планет принадлежат не им, но Земле. Таким образом, одно это ее движение достаточно для объяснения большого числа видимых в небе неравномерностей”. Эти и другие положения Коперник собрал в своем

                                                                                                                     4

сочинении “Малый комментарий”. Его система была впервые изложена в небольшой книжке, составленной его учеником Иоганном Ретиком и опубликованной в 1540 г.

 Основной труд Коперника “О вращениях небесных сфер” был напечатан в мае 1543 г., когда ученый был уже при смерти. Книга была снабжена анонимным предисловием, написанным, как было выяснено позже, лютеранским богословом Осиандером.

Учение Коперника стало  исходным пунктом развития новой астрономии и физики. Однако оно не только не сокрушило такую псевдонауку как астрология, но и открыло перед ней новые возможности. Более того, гелиоцентрическая концепция начала получать признание астрологов уже при жизни учёного.

Галилео Галилей:  

ГАЛИЛЕЙ (Galilei) Галилео (1564-1642), итальянский ученый, один из основателей точного естествознания. Боролся против схоластики, считал основой познания опыт. Заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил  законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; открыл изохронность колебаний маятника; первым исследовал прочность балок. Построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Н. Коперника. До конца жизни Галилей считался «узником инквизиции» и принужден был жить на своей вилле Арчетри близ Флоренции.

В годы детства и юности Галилея практически безраздельно господствовали представления, сформировавшиеся еще во времена 

                                                                                                                5

античности. Некоторые  из них, например, геометрия Евклида и статика Архимеда, сохранили свое значение и в наши дни. Большой багаж накопили и наблюдения астрономов, приведшие к возникновению прогрессивной для своего времени системы мира Птолемея (2 в. н. э.). Однако многие положения античной науки, обретшие со временем статус непререкаемых догм, не выдержали испытания временем и оказались отвергнутыми, когда главным арбитром в науке был признан опыт. В первую очередь, это относится к механике Аристотеля и многим другим его естественно - научным представлениям. Именно эти ошибочные положения стали фундаментом официального «идеологического кредо», и требовались не только способности к независимому мышлению, но и просто мужество, чтобы выступить против него. Одним из первых на это отважился Галилео Галилей.

Галилей происходил из знатной, но обедневшей дворянской семьи. Его  отец, музыкант и математик, хотел, чтобы сын стал врачом, и в 1581, после окончания монастырской школы, определил его на медицинский факультет Пизанского университета. Но медицина не увлекала семнадцатилетнего юношу. Оставив университет, он уехал во Флоренцию и погрузился в самостоятельное изучение сочинений Евклида и Архимеда. По совету профессора философии Риччи и уступая просьбам сына, отец Галилео перевел его на философский факультет, где более углубленно изучались философия и математика.

Джордано  Филиппо Бруно:

Бруно (Bruno) Джордано Филиппо (1548–1600) – итальянский мистик, философ и поэт. Основные работы: «О причине, начале и едином» (1584), «О бесконечности, Вселенной и мирах» (1584), «Изгнание торжествующего зверя» (1584), «О героическом энтузиазме» (1585), «Светильник тридцати статуй» (1587), «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени» (1588), «Свод метафизических терминов» (1591), «О безмерном и неисчислимых» (1591), «О монаде, числе и фигуре» (1591), «О составлении образов» (1591) и др.

Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной («О бесконечности, вселенной и мирах», 1584). Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Бруно с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей («О причине, начале и едином», 1584).

6

 

 

 

3) Итальянское  Возрождение:

3.1. Данте Алигьери, Ф.  Петрарка, Сандро Боттичелли –  представители Проторенессанса и раннего Возрождения:

В итальянской  культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных  византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (т. е. подготовившим наступление Ренессанса: от греч. «протос» — «первый»).

Аналогичного  переходного периода не было ни в одной из европейскихстран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме.

В итальянской  культуре переплетались черты старого  и нового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери  создал итальянский литературный язык. Начатое Данте (1265 – 1321) продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии, и Сандро Боттичелли (1445 -1510).

 

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (Dante Alighieri) (1265–1321), итальянский поэт. Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения. 

   Представление о  юности поэта дает его автобиографическая  повесть в стихах и прозе  Новая жизнь (La vita nuova, 1293), рассказывающая  о любви Данте к Беатриче (считается, что это была Биче, дочь Фолько Портинари) с момента первой встречи, когда Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в июне 1290. Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то или иное стихотворение.

7

 В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя ее с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы». За годы научных занятий значительно расширился и его литературный кругозор. Решающую роль в судьбе и дальнейшем творчестве Данте сыграло изгнание поэта из родной Флоренции.

 


ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304-1374) остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека. Всемирную известность получили сонеты  Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры, вошедшие в сборник «Книга песен».

Петрарка известен и  как страстный популяризатор  наследия античных авторов, о чем свидетельствует его трактат «О великих мужьях древности».

Петрарка, как  и Данте, был флорентийцем. Его  отец принадлежал к партии белых гвельфов, и когда-то вместе с Данте ему пришлось бежать из Флоренции. Петрарка тоже многие годы провел в скитаниях по Италии. Его лирические стихи о любви были известны повсюду. Париж, Неаполь и Рим приглашали его, чтобы короновать как короля поэзии. Петрарка выбрал Рим, и на Капитолийском холме его увенчали лавровым венком. Как и Данте, Петрарку считают создателем итальянского литературного языка.

Информация о работе Культура эпохи Возрождения