Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:12, контрольная работа
Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве “идеального человека” признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы.
1) Общая характеристика эпохи Возрождения: истоки, периодизация…...3
2) Формирование нового принципа мировосприятия………………………4
2.1. Николай Коперник……………………………………………………….4
2.2. Галилео Галилей………………………………………………………….5
2.3. Джордано Филиппо Бруно………………………………………………6
3) Итальянское Возрождение………………………………………………...7
3.1. Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Сандро Боттичелли – представители Проторенессанса и раннего Возрождения…………………………………..7
3.1.1. Данте Алигьери………………………………………………………...7
3.1.2. Франческо Петрарка……………………………………………………8
3.1.3. Сандро Боттичелли……………………………………..………………9
3.2. Титаны Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.............................................................................................................10
3.2.1. Леонардо да Винчи……………………………………………………10
3.2.2. Рафаэль Санти………………………………………………………....10
3.2.3. Микеланджело Буонаротти………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………..12
Список литературы…………………………………………………………..13
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И
ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кемеровский институт (филиал)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу “Культурология”
Тема: “Культура эпохи Возрождения”
Выполнил студент: Проверил:
ф-та экономический преподаватель,
заочного отделения доцент
гр. Носикова Галина
Петровна
Кемерово 2010
Содержание:
1) Общая характеристика эпохи Возрождения: истоки, периодизация…...3
2) Формирование
нового принципа мировосприятия
2.1. Николай Коперник……………………………………
2.2. Галилео Галилей………………………………………
2.3. Джордано
Филиппо Бруно……………………………………………
3) Итальянское
Возрождение……………………………………………….
3.1. Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Сандро Боттичелли – представители Проторенессанса и раннего Возрождения…………………………………..7
3.1.1. Данте Алигьери…………………………………………
3.1.2. Франческо Петрарка……………………………………………………8
3.1.3. Сандро Боттичелли…………………………………
3.2. Титаны Возрождения
– Леонардо да Винчи, Микеландж
3.2.1. Леонардо да Винчи……………………………………………………10
3.2.2. Рафаэль
Санти………………………………………………………....
3.2.3. Микеланджело Буонаротти………………………………………….11
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
2
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1) Общая характеристика эпохи Возрождения: истоки, периодизация.
Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития
европейской культуры.
Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних
веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот
(перелом, сдвиг).
Первоначально черты Ренессанса обнаружились в Италии. Период XIII - начало XIV вв. - проторенессанс, ознаменованный творчеством великого поэта Данте Алигьери, художника Сандро Боттичелли, создателя итальянского литературного языка Франческо Петрарка.
Собственно эпоху Итальянского
Возрождения условно подразделя
В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином “гуманистическое” (от лат. humanus - человеческий).
Гуманисты Возрождения
полагали, что в человеке важно
не его происхождение или
Люди эпохи
Закономерно, что
время, придавшее центральное значение
«богоравному» человеческому
3
выразили Мазаччо и фра Анджелико с Боттичелли. «Титаны» Среднего(или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового.
2) Формирование нового принципа мировосприятия:
Николай Коперник:
19 февраля 1473 года в Торуне, в купеческой семье, родился польский астроном, врач, создатель гелиоцентрической системы мира Николай Коперник. Торунь вошёл в состав Польши всего за несколько лет до рождения Коперника, до этого город носил имя Торн и был частью Пруссии.
Вопрос об этнической принадлежности Коперника до сих пор остаётся предметом (довольно-таки бесперспективной) дискуссии. Мать его, по-видимому, была немкой, писал он на латинском и немецком. Вполне вероятно, что этнически Коперник был немцем, хотя сам он, скорее всего, считал себя поляком (по территориально-политической принадлежности).
В семье Коперника, кроме Николая, были ещё трое детей: брат Андрей и две сестры: Барбара и Катерина. Барбара ушла в монастырь, а Катерина вышла замуж и родила пятерых детей, к которым Николай Коперник был очень привязан и заботился о них до конца своей жизни.
Коперник глубоко изучил древнюю астрономию, в частности “Альмагест” Птолемея, где была изложена геоцентрическая система мира (Земля ставилась в центр мироздания, а видимые движения планет представлялись комбинацией нескольких круговых движений). Высоко оценивая систему Птолемея, Коперник тем не менее пришел к выводу о ее несостоятельности. Он разработал гелиоцентрическую систему мира, основные положения которой были высказаны им следующим образом: “Все замечаемые нами у Солнца движения не свойственны ему, но принадлежат Земле и нашей сфере, вместе с которой мы вращаемся вокруг Солнца, как и всякая другая планета; таким образом, Земля имеет несколько движений. Кажущиеся прямые и попятные движения планет принадлежат не им, но Земле. Таким образом, одно это ее движение достаточно для объяснения большого числа видимых в небе неравномерностей”. Эти и другие положения Коперник собрал в своем
сочинении “Малый комментарий”. Его система была впервые изложена в небольшой книжке, составленной его учеником Иоганном Ретиком и опубликованной в 1540 г.
Основной труд Коперника “О вращениях небесных сфер” был напечатан в мае 1543 г., когда ученый был уже при смерти. Книга была снабжена анонимным предисловием, написанным, как было выяснено позже, лютеранским богословом Осиандером.
Учение Коперника стало исходным пунктом развития новой астрономии и физики. Однако оно не только не сокрушило такую псевдонауку как астрология, но и открыло перед ней новые возможности. Более того, гелиоцентрическая концепция начала получать признание астрологов уже при жизни учёного.
Галилео Галилей:
ГАЛИЛЕЙ (Galilei) Галилео
(1564-1642), итальянский ученый, один из
основателей точного
В годы детства и юности
Галилея практически
античности. Некоторые из них, например, геометрия Евклида и статика Архимеда, сохранили свое значение и в наши дни. Большой багаж накопили и наблюдения астрономов, приведшие к возникновению прогрессивной для своего времени системы мира Птолемея (2 в. н. э.). Однако многие положения античной науки, обретшие со временем статус непререкаемых догм, не выдержали испытания временем и оказались отвергнутыми, когда главным арбитром в науке был признан опыт. В первую очередь, это относится к механике Аристотеля и многим другим его естественно - научным представлениям. Именно эти ошибочные положения стали фундаментом официального «идеологического кредо», и требовались не только способности к независимому мышлению, но и просто мужество, чтобы выступить против него. Одним из первых на это отважился Галилео Галилей.
Галилей происходил из знатной, но обедневшей дворянской семьи. Его отец, музыкант и математик, хотел, чтобы сын стал врачом, и в 1581, после окончания монастырской школы, определил его на медицинский факультет Пизанского университета. Но медицина не увлекала семнадцатилетнего юношу. Оставив университет, он уехал во Флоренцию и погрузился в самостоятельное изучение сочинений Евклида и Архимеда. По совету профессора философии Риччи и уступая просьбам сына, отец Галилео перевел его на философский факультет, где более углубленно изучались философия и математика.
Джордано Филиппо Бруно:
Бруно (Bruno) Джордано Филиппо (1548–1600) – итальянский мистик, философ и поэт. Основные работы: «О причине, начале и едином» (1584), «О бесконечности, Вселенной и мирах» (1584), «Изгнание торжествующего зверя» (1584), «О героическом энтузиазме» (1585), «Светильник тридцати статуй» (1587), «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени» (1588), «Свод метафизических терминов» (1591), «О безмерном и неисчислимых» (1591), «О монаде, числе и фигуре» (1591), «О составлении образов» (1591) и др.
Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной («О бесконечности, вселенной и мирах», 1584). Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Бруно с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей («О причине, начале и едином», 1584).
6
3) Итальянское Возрождение:
3.1. Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Сандро Боттичелли – представители Проторенессанса и раннего Возрождения:
В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (т. е. подготовившим наступление Ренессанса: от греч. «протос» — «первый»).
Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейскихстран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме.
В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери создал итальянский литературный язык. Начатое Данте (1265 – 1321) продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии, и Сандро Боттичелли (1445 -1510).
ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (Dante Alighieri) (1265–1321), итальянский поэт. Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения.
Представление о
юности поэта дает его
7
В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя ее с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы». За годы научных занятий значительно расширился и его литературный кругозор. Решающую роль в судьбе и дальнейшем творчестве Данте сыграло изгнание поэта из родной Флоренции.
ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304-1374) остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры, вошедшие в сборник «Книга песен».
Петрарка известен и как страстный популяризатор наследия античных авторов, о чем свидетельствует его трактат «О великих мужьях древности».
Петрарка, как и Данте, был флорентийцем. Его отец принадлежал к партии белых гвельфов, и когда-то вместе с Данте ему пришлось бежать из Флоренции. Петрарка тоже многие годы провел в скитаниях по Италии. Его лирические стихи о любви были известны повсюду. Париж, Неаполь и Рим приглашали его, чтобы короновать как короля поэзии. Петрарка выбрал Рим, и на Капитолийском холме его увенчали лавровым венком. Как и Данте, Петрарку считают создателем итальянского литературного языка.