Культура как единство духовной и материальной сторон жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:42, контрольная работа

Описание

Культура – явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность, состояние нравов и т.д. Такое многообразие проявлений культуры не могло не отразиться на характере определения этого феномена.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………………...3
2. Тема: «Культура как единство духовной и материальной сторон жизни общества».
1.1 Понятие культура……………………………………………………………….4
1.2 Материальная культура и её элементы……………………………………......8
1.3 Духовная культура и её элементы……………………………………………10
1.4 Основная и главная роль культуры………………………………………......12
1.5 Функции культуры…………………………………………………………….16
1.6 Кризис современной культуры его причины………………………………..17
4. Заключение……………………………………………....................................................19
5. Список литературы……………………………………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

Культурология1.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1.Введение…………………………………………………………………………………...3

2. Тема: «Культура как единство духовной и материальной сторон жизни общества».

1.1 Понятие культура……………………………………………………………….4

1.2 Материальная культура и её элементы……………………………………......8

1.3 Духовная культура и её элементы……………………………………………10

1.4 Основная и главная роль культуры………………………………………......12

1.5 Функции культуры…………………………………………………………….16

1.6 Кризис современной культуры его причины………………………………..17

4. Заключение……………………………………………....................................................19

5. Список литературы……………………………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Культура – явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность, состояние нравов и т.д. Такое многообразие проявлений культуры не могло не отразиться на характере определения этого феномена.

 

   В настоящее время существует около 300 вариантов определения культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие культура

 

   Понятие культуры употребляется для характеристик исторических эпох (например, античная или средневековая культура), народностей (культура инков), наций, специфических сфер жизни или деятельности (культура труда).Различают материальную и духовную культуры. Однако это различие относительно, возможно только в абстракции, так как материальная культура, будучи в отличие от явлений природы делом рук и умов человеческих, содержит, следовательно, и духовные, нравственные, эстетические элементы.

   Культурные ценности, когда бы они ни были созданы, имеют определенное функциональное значение и для современности. Эти функции, как правило, не поддаются строгой дифференциации и имеют комплексную природу. Так, элементы материальной культуры могут на протяжении многих десятилетий и даже веков служить удовлетворению утилитарных потребностей (например, крепости, замки, орудия труда). Однако с течением времени эта утилитарная функция становится все менее значимой и на первый план выступает более стабильная эстетическая, информационная или символическая функция культуры. И здесь опять-таки очень трудно провести границы, так как, с одной стороны, любая современная культурная ценность имеет и эстетическое, и информационное значение, а с другой стороны, редкий из памятников прошлого не имеет воспитывающего значения.

Следовательно, в интересах точности правомернее говорить о преобладании в культурных ценностях той или иной функциональной возможности. Это следует подчеркнуть, так как факт и уровень реализации возможностей зависят от потребностей того социума, который использует данную ценность.

   Например, многие храмы на протяжении веков служили культовым целям. Когда ситуация изменилась, то часть храмов (особенно в России после 1917 года) стала использоваться в утилитарных целях, другие были превращены в музейные здания, выполняющие эстетические, информационные, а иногда и символические функции.       Монеты, становясь объектом коллекционирования, также меняют свою функцию, теряют утилитарное и символическое значение денег. Функциональное значение имеют и духовные ценности. Например, клятва Гиппократа представляет для врачей высшую духовную нравственную ценность, определяющую отношение врача к своей профессии.

   Изменение функций, а часто и типа культурной ценности, неизбежно ведет к изменению структуры ее объективного содержания: оно продолжает оставаться отражением действительности, но как бы реорганизованным и структурированным в соответствии с характером новых связей данной ценности с внешним (по отношению к ней) социальным миром. Меняется и восприятие приобретших новый статус культурных ценностей, и их влияние на человека.

   Социологи рассматривают культуру как систему духовных кодов, некую информационную программу, которая заставляет людей воспринимать происходящее в определенном свете, поступать так, а не иначе, оценивать события и действия предвзято. Ценности, символы, слова, значения, оценки и социальное поведение в рамках одной культуры тесно связаны друг с другом.

   То, что в одной культуре считается нанесением бесчестья и требует сатисфакции, в другой может оказаться признаком благорасположения, и то, что сложилось как традиционная социальная норма, иностранцем может быть воспринято как чистейший нонсенс («несуразица»). Но «изнутри» все это кажется мудрым, существующим от века, рациональным, обоснованным, правильным и логичным. Все смыслы связаны между собой, подкрепляют и поддерживают друг друга.

   Несмотря на то, что социологи не занимаются специальным рассмотрением таких проблем, как «материальная культура» и «духовная культура», функционалисты в своих исследованиях выявили, что между ними существует определенный культурный лаг, и их положение может с течением времени существенно меняться.

   Так, информационный век уже наступил, но люди продолжают пользоваться представлениями индустриального общества: оценивают новые услуги мерками массового товарного производства, закрепляют границы информационного обмена, отстаивают прежние социальные стандарты. Технология как бы отрывается от сложившейся культуры отношений.

   В то же время можно отметить и прямо противоположный процесс. К примеру, христианские заповеди были сформулированы как новый духовный принцип общежития почти 2000 лет назад, но до сих пор не возникло общество, построенное так и следующее этим принципам, хотя материальные и духовные предпосылки могли быть налицо.

   Т. Парсонс (Толкотт Парсонс (1902—1979) — американский социолог.) провел очень четкое различие между социальным и культурным. Под социальным он понимал реальную социальную жизнь – процессы, события, факты, а культурное, по его мнению, - это то, как люди воображают социальную жизнь, или представления о реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение техногенного и мифологемного типов культуры

Ценности культуры

Техногенный тип мышления

Мифологемный тип мышления

Ядро мировоззрения

Цивилизация

Духовная культура

Отношение к природе

Покорение

Соответствие

Экономические интересы

Личное или коллективное благополучие, обладание

Совершенствование образа жизни

Мораль (внешние) регулятивы поведения

Управление, подчинение

Согласие, сотрудничество

Нравственность (внутренние регулятивы поведения)

Закон, норма

Любовь, симпатия

Знания (способы достижения истины)

Рационализм, прагматизм, доказательство

Интуитивизм, иррационализм, вера

Стиль мышления

Рассудок

Разум

Метод познания

Анализ

Синтез

Логика изложения

Дедукция

Индукция

Область творчества

Технология деятельности (наука, техника, духовная практика)

Символическое освоение мира (художественное, религиозно-мистическое)

Характер деятельности

Целеустремлённость, дифференциации, специализация

Созерцательность, интеграция, универсализация

 

 

 

 

 

 

1.2 Материальная культура и её элементы

 

   Материальная культура - мир вещей, созданных или преобразованных человеком, то есть это материальные продукты, результаты и процессы человеческой деятельности, выходящие индивида за границы природы.

   Культура материального производства, которая определяет качество жизни и деятельность человека по добыче и созданию им материальных благ.  Включает в себя три элемента: техническое оснащение, процесс труда и результат труда.

   Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (артефакты). Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества (паровая машина, книга, храм, орудие труда жилой дом, украшение).

   Материальная культура характеризует деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека. Материальная культура - это культура труда и материального производства, культура быта, культура толоса (места жительства), культура отношения к собственному телу, культура воспроизводства и формирования человеческого рода. Физическая культура.

   Основные формы культуры материального производства

   1.Управленческая культура

Управленческую культуру можно представить как совокупность типичных ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец поведения.

   Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в основе ее лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться.

   2.Профессиональная культура

   Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессиональной подготовки. Состояние общества безусловно влияет не качество профессиональной культуры. Поскольку для этого необходимы соответствующие учебные заведения, дающие квалифицированное образование, институты и лаборатории, студии и мастерские и т.п. поэтому высокий уровень профессиональной культуры и является показателем развитого общества.

   3.Культура технологии производства

Культура производства – это совокупность материальных, организационных и духовных ценностей, которые и определяют уровень развития предприятия.

   4.Культура условий труда

Культура условий труда — это совокупность объективных условий и субъективных факторов, определяющих поведение человека в процессе производственной деятельности. В этом элементе культуры производства рассматриваются характеристики и показатели санитарно-гигиенических, психофизиологических, социально-психологических и эстетических условий труда.

     Артефакты материальной культуры:

1. Материальные вещи, созданные или обработанные людьми.

2. Искусственно преобразованные территории.

3. Материальные носители идей и образов - графические, звуковые и т.д.

4. Одомашненные животные и отселектированные растения.

     Виды материальных ценностей:

1. Здания

2. Средства коммуникации

3. Орудия труда

4. Энергетические сырьевые ресурсы

5. Транспортные средства и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Духовная культура и её элементы

 

   Духовная культура - это мир идей, связанных с существованием человека в мире, проявляющийся в деятельности сознания в человеческих взаимоотношениях, в религиозных и научных представлениях о мире, а также художественных образах.

   Духовная культура возникает и функционирует в сознании человека.

Основные формы духовной культуры:

1. Наука

2. Искусство

3. Религия

4. Философская культура

5. Правовая культура

6. Художественная культура

7. Интеллектуальная культура

8. Нравственная культура

   Духовная культура не изолирована от остальных сфер культуры и общества, а наоборот проникает во все сферы человеческой деятельности, при этом она включает в себя саму духовную деятельность человека, а так же совокупность артефактов духовной деятельности.

   Артефакты духовной культуры:

1. Обычаи и традиции

2. Нормы и образцы поведения

3. Идеалы и ценности

4. Научные знания

   Кроме собственно материальной и духовной культуры, существуют сложные виды Материально-духовной культуры, которые включают в себя особенности этих обоих культур. К их числу относятся:

   Эконом. культура - знание общих законов экономического развития общества, процессов производства, обмена и распределения товаров и услуг.

   Политическая культура - степень развития политической структуры общества, различных социальных групп, слоев, наций, отношения между элементами политической структуры, а так же вопросы политического сознания и воспитания.

   Правовая культура - связана с нормами права и государственности, с правовой системой общества, то есть знание каких-то законов.

   Экологическая культура - различные экологические теории, проблема взаимоотношений человека с природой и обществом, а так же вопросы связанные с окружающей средой.

   Эстетическая культура - рассмотрение вопросов, связанных с эстетическими чувствами, идеалами, вкусами и т.д.

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

— теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

— этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

Информация о работе Культура как единство духовной и материальной сторон жизни общества