Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:42, контрольная работа
Культура – явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность, состояние нравов и т.д. Такое многообразие проявлений культуры не могло не отразиться на характере определения этого феномена.
1.Введение…………………………………………………………………………………...3
2. Тема: «Культура как единство духовной и материальной сторон жизни общества».
1.1 Понятие культура……………………………………………………………….4
1.2 Материальная культура и её элементы……………………………………......8
1.3 Духовная культура и её элементы……………………………………………10
1.4 Основная и главная роль культуры………………………………………......12
1.5 Функции культуры…………………………………………………………….16
1.6 Кризис современной культуры его причины………………………………..17
4. Заключение……………………………………………....................................................19
5. Список литературы……………………………………………………………………...20
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение……………………………………………………
2. Тема: «Культура как единство духовной и материальной сторон жизни общества».
1.1 Понятие культура…………………………………………………………
1.2 Материальная культура и её элементы……………………………………......8
1.3 Духовная культура и её элементы……………………………………………10
1.4 Основная и главная роль культуры………………………………………......1
1.5 Функции культуры…………………………………………………………
1.6 Кризис современной культуры его причины………………………………..17
4. Заключение……………………………………………...
5. Список литературы……………………………………………………
Введение
Культура – явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность, состояние нравов и т.д. Такое многообразие проявлений культуры не могло не отразиться на характере определения этого феномена.
В настоящее время существует около 300 вариантов определения культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества.
1.1 Понятие культура
Понятие культуры употребляется для характеристик исторических эпох (например, античная или средневековая культура), народностей (культура инков), наций, специфических сфер жизни или деятельности (культура труда).Различают материальную и духовную культуры. Однако это различие относительно, возможно только в абстракции, так как материальная культура, будучи в отличие от явлений природы делом рук и умов человеческих, содержит, следовательно, и духовные, нравственные, эстетические элементы.
Культурные ценности, когда бы они ни были созданы, имеют определенное функциональное значение и для современности. Эти функции, как правило, не поддаются строгой дифференциации и имеют комплексную природу. Так, элементы материальной культуры могут на протяжении многих десятилетий и даже веков служить удовлетворению утилитарных потребностей (например, крепости, замки, орудия труда). Однако с течением времени эта утилитарная функция становится все менее значимой и на первый план выступает более стабильная эстетическая, информационная или символическая функция культуры. И здесь опять-таки очень трудно провести границы, так как, с одной стороны, любая современная культурная ценность имеет и эстетическое, и информационное значение, а с другой стороны, редкий из памятников прошлого не имеет воспитывающего значения.
Следовательно, в интересах точности правомернее говорить о преобладании в культурных ценностях той или иной функциональной возможности. Это следует подчеркнуть, так как факт и уровень реализации возможностей зависят от потребностей того социума, который использует данную ценность.
Например, многие храмы на протяжении веков служили культовым целям. Когда ситуация изменилась, то часть храмов (особенно в России после 1917 года) стала использоваться в утилитарных целях, другие были превращены в музейные здания, выполняющие эстетические, информационные, а иногда и символические функции. Монеты, становясь объектом коллекционирования, также меняют свою функцию, теряют утилитарное и символическое значение денег. Функциональное значение имеют и духовные ценности. Например, клятва Гиппократа представляет для врачей высшую духовную нравственную ценность, определяющую отношение врача к своей профессии.
Изменение функций, а часто и типа культурной ценности, неизбежно ведет к изменению структуры ее объективного содержания: оно продолжает оставаться отражением действительности, но как бы реорганизованным и структурированным в соответствии с характером новых связей данной ценности с внешним (по отношению к ней) социальным миром. Меняется и восприятие приобретших новый статус культурных ценностей, и их влияние на человека.
Социологи рассматривают культуру как систему духовных кодов, некую информационную программу, которая заставляет людей воспринимать происходящее в определенном свете, поступать так, а не иначе, оценивать события и действия предвзято. Ценности, символы, слова, значения, оценки и социальное поведение в рамках одной культуры тесно связаны друг с другом.
То, что в одной культуре считается нанесением бесчестья и требует сатисфакции, в другой может оказаться признаком благорасположения, и то, что сложилось как традиционная социальная норма, иностранцем может быть воспринято как чистейший нонсенс («несуразица»). Но «изнутри» все это кажется мудрым, существующим от века, рациональным, обоснованным, правильным и логичным. Все смыслы связаны между собой, подкрепляют и поддерживают друг друга.
Несмотря на то, что социологи не занимаются специальным рассмотрением таких проблем, как «материальная культура» и «духовная культура», функционалисты в своих исследованиях выявили, что между ними существует определенный культурный лаг, и их положение может с течением времени существенно меняться.
Так, информационный век уже наступил, но люди продолжают пользоваться представлениями индустриального общества: оценивают новые услуги мерками массового товарного производства, закрепляют границы информационного обмена, отстаивают прежние социальные стандарты. Технология как бы отрывается от сложившейся культуры отношений.
В то же время можно отметить и прямо противоположный процесс. К примеру, христианские заповеди были сформулированы как новый духовный принцип общежития почти 2000 лет назад, но до сих пор не возникло общество, построенное так и следующее этим принципам, хотя материальные и духовные предпосылки могли быть налицо.
Т. Парсонс (Толкотт Парсонс (1902—1979) — американский социолог.) провел очень четкое различие между социальным и культурным. Под социальным он понимал реальную социальную жизнь – процессы, события, факты, а культурное, по его мнению, - это то, как люди воображают социальную жизнь, или представления о реальности.
Сравнение техногенного и мифологемного типов культуры
Ценности культуры | Техногенный тип мышления | Мифологемный тип мышления |
Ядро мировоззрения | Цивилизация | Духовная культура |
Отношение к природе | Покорение | Соответствие |
Экономические интересы | Личное или коллективное благополучие, обладание | Совершенствование образа жизни |
Мораль (внешние) регулятивы поведения | Управление, подчинение | Согласие, сотрудничество |
Нравственность (внутренние регулятивы поведения) | Закон, норма | Любовь, симпатия |
Знания (способы достижения истины) | Рационализм, прагматизм, доказательство | Интуитивизм, иррационализм, вера |
Стиль мышления | Рассудок | Разум |
Метод познания | Анализ | Синтез |
Логика изложения | Дедукция | Индукция |
Область творчества | Технология деятельности (наука, техника, духовная практика) | Символическое освоение мира (художественное, религиозно-мистическое) |
Характер деятельности | Целеустремлённость, дифференциации, специализация | Созерцательность, интеграция, универсализация |
1.2 Материальная культура и её элементы
Материальная культура - мир вещей, созданных или преобразованных человеком, то есть это материальные продукты, результаты и процессы человеческой деятельности, выходящие индивида за границы природы.
Культура материального производства, которая определяет качество жизни и деятельность человека по добыче и созданию им материальных благ. Включает в себя три элемента: техническое оснащение, процесс труда и результат труда.
Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (артефакты). Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества (паровая машина, книга, храм, орудие труда жилой дом, украшение).
Материальная культура характеризует деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека. Материальная культура - это культура труда и материального производства, культура быта, культура толоса (места жительства), культура отношения к собственному телу, культура воспроизводства и формирования человеческого рода. Физическая культура.
Основные формы культуры материального производства
1.Управленческая культура
Управленческую культуру можно представить как совокупность типичных ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец поведения.
Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в основе ее лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться.
2.Профессиональная культура
Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессиональной подготовки. Состояние общества безусловно влияет не качество профессиональной культуры. Поскольку для этого необходимы соответствующие учебные заведения, дающие квалифицированное образование, институты и лаборатории, студии и мастерские и т.п. поэтому высокий уровень профессиональной культуры и является показателем развитого общества.
3.Культура технологии производства
Культура производства – это совокупность материальных, организационных и духовных ценностей, которые и определяют уровень развития предприятия.
4.Культура условий труда
Культура условий труда — это совокупность объективных условий и субъективных факторов, определяющих поведение человека в процессе производственной деятельности. В этом элементе культуры производства рассматриваются характеристики и показатели санитарно-гигиенических, психофизиологических, социально-психологических и эстетических условий труда.
Артефакты материальной культуры:
1. Материальные вещи, созданные или обработанные людьми.
2. Искусственно преобразованные территории.
3. Материальные носители идей и образов - графические, звуковые и т.д.
4. Одомашненные животные и отселектированные растения.
Виды материальных ценностей:
1. Здания
2. Средства коммуникации
3. Орудия труда
4. Энергетические сырьевые ресурсы
5. Транспортные средства и т.д.
1.3 Духовная культура и её элементы
Духовная культура - это мир идей, связанных с существованием человека в мире, проявляющийся в деятельности сознания в человеческих взаимоотношениях, в религиозных и научных представлениях о мире, а также художественных образах.
Духовная культура возникает и функционирует в сознании человека.
Основные формы духовной культуры:
1. Наука
2. Искусство
3. Религия
4. Философская культура
5. Правовая культура
6. Художественная культура
7. Интеллектуальная культура
8. Нравственная культура
Духовная культура не изолирована от остальных сфер культуры и общества, а наоборот проникает во все сферы человеческой деятельности, при этом она включает в себя саму духовную деятельность человека, а так же совокупность артефактов духовной деятельности.
Артефакты духовной культуры:
1. Обычаи и традиции
2. Нормы и образцы поведения
3. Идеалы и ценности
4. Научные знания
Кроме собственно материальной и духовной культуры, существуют сложные виды Материально-духовной культуры, которые включают в себя особенности этих обоих культур. К их числу относятся:
Эконом. культура - знание общих законов экономического развития общества, процессов производства, обмена и распределения товаров и услуг.
Политическая культура - степень развития политической структуры общества, различных социальных групп, слоев, наций, отношения между элементами политической структуры, а так же вопросы политического сознания и воспитания.
Правовая культура - связана с нормами права и государственности, с правовой системой общества, то есть знание каких-то законов.
Экологическая культура - различные экологические теории, проблема взаимоотношений человека с природой и обществом, а так же вопросы связанные с окружающей средой.
Эстетическая культура - рассмотрение вопросов, связанных с эстетическими чувствами, идеалами, вкусами и т.д.
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
— теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
— этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
Информация о работе Культура как единство духовной и материальной сторон жизни общества