Культура как единство духовной и материальной сторон жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:42, контрольная работа

Описание

Культура – явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность, состояние нравов и т.д. Такое многообразие проявлений культуры не могло не отразиться на характере определения этого феномена.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………………...3
2. Тема: «Культура как единство духовной и материальной сторон жизни общества».
1.1 Понятие культура……………………………………………………………….4
1.2 Материальная культура и её элементы……………………………………......8
1.3 Духовная культура и её элементы……………………………………………10
1.4 Основная и главная роль культуры………………………………………......12
1.5 Функции культуры…………………………………………………………….16
1.6 Кризис современной культуры его причины………………………………..17
4. Заключение……………………………………………....................................................19
5. Список литературы……………………………………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

Культурология1.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

— эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества.     Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

   Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, и человеческой деятельностью.

 

 

 

1.4 Основная и главная роль культуры

 

   Культура - одно из двух  трёх  самых  сложных  слов,  используемых  в  нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что  оно  имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем,  что  оно  применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и  к  тому  же  в  самых различных системах мысли.

   В своем этимологическом значении понятие  культуры  восходит  к  античности. Его  можно  обнаружить  в  трактатах  и  письмах  Древнего   Рима. Понятие “культура”  в переносном значении аналогично понятию   “хозяйство” и изначально соотносилось с культурой  чего-то: культура  души,   культура разума, культ богов и культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не  стал  входить в употребление термин “цивилизация”. Он охватывал  совокупность социального наследия в области техники, науки, искусства и политических учреждений. Долгое время понятия “культура” и “цивилизация” были тождественны.  Первым  провел  между ними границу немецкий философ И. Кант, а в начале ХХ века  немецкий  философ

   О. Шпенглер и вовсе противопоставил их. Римский писатель М.  Кантон  написал трактат о земледелии, что в переводе  “агрикультура”.  Речь  в  нем  шла  об уходе за участком земли. Возделывание почвы невозможно без   особого душевного настроя. Без предельного интереса к участку не будет  и  культуры. Это привело к появлению дополнительных значений слова, таких  как  англ. Coulter лемех,  происходящее от латинского  culter,  обозначающего  то  же орудие. Дальнейшая эволюция связана, очевидно, с перенесением  представлений о культивировании, возделывании  естественных  процессов на человеческое развитие, причём агрикультурный, сельскохозяйственный долгое время сохраняется. Так Френсис Бекон говорил о” культуре и удобрении умов”. Затем слово “культура” отрывается от земной почвы.   Оно метафорически соотносится с разумностью. Римский философ М. Цицерон, уже имел в виду не землю, а духовность. Он вел речь о необходимости культуры души и духа.  К понятию культуры близок и  термин  “оккультизм” (тайный, сокровенный). В Древнем Китае  термин “культура  Вэнь” был одним из центральных. В учении древнекитайского ученого Конфуция обосновывалась  сущностная  роль  языка  в познании принятии правильных решений. Французский философ Ж. Сартр  отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может  увидеть  свое  лицо. 

   Оригинально расшифровал понятие “культура” Н. К. Рерих. Он разбил его  на две части: “культ”  - почитание, “ур” - свет, то есть почитание света.  Духовный, сокровенный, тайный аспект понятий культуры развертывается  и  таким  образом:  мистика, магия, мистерия. В античном сознании  понятие  культуры отождествляется  с понятием  “пайдейя”, то есть “образованность”.  Пайдея  по определению Платона, означает руководство к изменению человека, всего  его  существа. В эпоху средневековья слово “культ” употреблялось чаще, чем “культура”. Оно выражало способность человека раскрыть собственный  творческий  потенциал  в любви к богу. В эпоху  Возрождения воскрешается античное представление о культуре. Оно  выражает, прежде всего, активное творческое начало в человеке. В современном значении слово “культура” стало  употребляться  XVII в . В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста  С. Пуфендорфа.

   Примерно те же процессы (правда, с определёнными задержками) отмечаются и в русском языке. Само слово культура впервые  зарегистрировано в Карманном словаре иностранных слов, но особого применения не имело, и не встречалось даже у властителей дум. Но уже в 60-е годы оно полноправно обосновывается в словарях русского языка, а в 80-е  получает широкое распространение.

   Согласно В. Далю, культура - это обработка и уход, возделывание,

образование умственное и нравственное. Подобным же образом и термин цивилизация проник в Россию вместе с соответствующими переводными  книгами.    С XX века в Росси под словом цивилизация стало пониматься  общее состояние общества или даже уровень воспитания или конкретных    персон, противопоставляемое дикости или варварству.

Подведем  итог  лингвистического  развития  слова  культура  в   современных языках:

  1)  абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития; 

2)  обозначение состояния общества, основанного на праве и порядке, мягкости нравов и т.д. в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация; 

3)  абстрактное указание  на особенности способа существования или   образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей,   какому-то историческому периоду;

4)  абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной  и, прежде  всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр,  кино и. (то есть всё то, чем занимается министерство культуры) ; пожалуй, именно этот смысл слова культуры  наиболее распространён среди местной публики.

Перечисленные значения слова культура связаны между собой частично по происхождению, частично по смыслу.

   Существует ряд дисциплин, сосредоточившихся на описании и  анализе  культуры и культур. Это этнология, этнография, культурная и социальная  антропология, культурология, социология культуры и философия культуры.

Этнография и этнология должны сосредотачиваться  на описании народов (этносов) Земли, а культурная и социальная  антропология  должны  заниматься исследованием культур разных народов, поскольку физический  аспект этносов изучает физическая антропология. Различия культурной   антропологии  и социальной так же не велики. Фактически эти дисциплины имеют один и тот же предмет и ту же методологию.

   Можно  сказать, что этнология, этнография, культурная и социальная

антропология - это систематически сравнительные науки о культурах разных обществ и разных эпох, основывающиеся,  прежде  всего  на  сборе  и  анализе эмпирического материала. Различия между  ними  в  этой  мере,  в  какой  они вообще  существуют  (это,  скорее,  различия  между  школами  и   отдельными исследователями в рамках из каждой дисциплин) , состоят в уровне  абстракций при анализе явлений культуры.

   Социология культуры - наука,  рассматривающая  строение  и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно историческим ситуациям. Однако в последнее время, представления о роли культуры в жизни общества  существенно меняются, а вместе с ними меняются и  представления  о  том,  каковы предмет, цель, метод и объём социологии культуры.

   Американские антропологи дают такое определение культуры: «культура  в  самом широком смысле слова - это то, из-за  чего ты становишься чужаком,  когда покидаешь свой дом. Культура включает в себя все убеждения и все  ожидания, которые высказывают и демонстрируют люди… Когда ты  в  своей  группе, среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не  приходится обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ибо все вы - и ты,  и  они  -  видите мир в принципе одинаково, знаете чего ожидать друг от друга. Но  пребывая  в чужом обществе, ты будешь испытывать  трудности, ощущение беспомощности, что можно назвать культурным шоком. »Суть культурного шока - конфликт старых и новых культурных  норм и ориентаций, старых присущих индивиду как представителю того  общества,  в которое он прибыл.

   Собственно говоря - это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

   В современной культурологии наиболее распространены технологическая, деятельностная   и   ценностная   концепции   культуры. С точки зрения технологического подхода культура представляет  собой  определенный  уровень производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция рассматривает культуру как способ и результат  жизнедеятельности  человека, который  отражается во всем обществе.   Целостная концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни.

 

 

 

 

 

 

1.5 Функции культуры

 

   Культура представляет собой многофункциональную  систему. Главная  функция феномена культуры человеко - творческая, или гуманистическая. Все остальные, так или иначе, связаны с ней и даже вытекают из нее.

   Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она  опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и  искусства, “языках”  науки, философии, религии и других. Однако это не просто “склад” запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее  образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества  серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к анемии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти.

    Познавательная функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально на столько, на сколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Регулятивная функция  культуры  связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.  В  сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки и действия. Регулятивная  функция  культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

   Язык является средством общения людей. Литературный язык представляет собой важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки. Ценностная, или аксиологическая  функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и  ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени  культурности того или иного человека.

 

1.6 Кризис современной культуры, его причины

   Культура в целом неразрывно развивается, меняет свой  облик,  отражая    облик не изменяющегося мира, потребности новой жизни. Нынешняя   культура использует огромные достижения науки и техники. Она создает   уют и благоденствие.   Современная культура стремительно преображает  окружающую  среду, общество, быт людей, поэтому она оценивается как  фактор творческого  жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений.

   В XX  столетии, как  считают многие исследователи, произошел разрыв

социального и культурного циклов. Это, по существу, одна из исторических закономерностей нашего времени. Темпы культурных перемен стали гораздо более быстрыми. Теперь на протяжении одной жизни может чередоваться несколько культурных эпох.

   Стремительно рушится привычный уклад жизни, уходит в прошлое то, что  еще недавно составляло смысл нашего бытия. Меняются ориентации.  Низвергаются святыни. Рвутся нити, связывающие нас с близкими людьми.  Человек  остается одиноким перед надвигающейся неизвестностью.

О. Тоффлер видел причину “футушока” (шока от будущего) только в машине: это ее скорость рождает неслыханные темпы изменений, и  поэтому  миллионы  людей охвачены возрастающим чувством тревоги. Они не могут  ориентироваться  в окружающей  жизни, теряют способность разумно  управлять событиями, за чередой которых, кажется, даже  уследить  невозможно.

   Многоплановая разноуровневая структура позволяет культуре осуществлять ряд функций:

     1. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

    2. Функция исторического обмена, передачи социального опыта. Эту функцию также называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, «социальной наследственности», помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать «памятью» человечества.

    3. Коммуникативная функция. Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения прежде всего выступает язык.

   4.Регулятивная и нормативная функция. Культура выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.

   5. Сигнификативная функция – способность культуры создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия – это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.

   6. Функция «психологической разрядки» – как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки – это праздники и ритуалы. В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничных норм жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре.

Информация о работе Культура как единство духовной и материальной сторон жизни общества